Напоминание

"Детский дизайн в оформлении развивающей среды ДОУ"


Автор: Керимова Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ""Центр развития ребёнка - детский сад № 89"
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: "Детский дизайн в оформлении развивающей среды ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Детский дизайн в оформлении развивающей среды ДОУ»

Детство - это самое удивительная пора человеческой жизни. Оно бывает один раз и

не повторяется больше никогда. В стране детства нет невзгод и неприятностей, мир вокруг

полон красок, все скучное и серое становится ослепительно ярким, красочным и

интересным.

Воображение и творчество ребенка могут творить чудеса. Будут ли они развиваться

или наоборот угасать, зависит от многих факторов, в том числе от нас воспитателей.

Поступление в детский сад коренным образом меняет положение ребенка, он

открывает для себя новый мир. Поэтому обстановка в дошкольном образовательном

учреждении должна быть максимально приятной и располагающей. Это позволит

смягчить переход из мира дома в мир, пока еще чуждый для ребенка, мир социума.

Ключевым моментом в создании такой атмосферы является интерьер помещения,

ведь от того, как оно оформлено, зависит желание ребенка развиваться и проявлять свои

таланты. Время, проведенное в детском саду должно быть похоже на путешествие в

увлекательную страну сказок и чудес, и особенно это актуально для детей младших групп.

В то же время интерьер должен быть максимально содержательным и развивающим.

Интерьеры зачастую разрабатываются не профессиональными дизайнерами, а

рукодельницами воспитательницами.

Как создать по-настоящему красивый и удобный интерьер? И тут на помощь

может прийти такое дизайнерское решение, который поможет решить вопросы

организации пространства и устранить проблему однообразия, которая так часто

встречается в наших садах. Дети привыкают к одному и тому же, им становиться скучно,

они перестают интересоваться окружающим миром.

Интерьер, действительно способствующий всестороннему развитию детей, должен

быть веселым, праздничным и ярким, но не утомительным, чтобы заинтересовать ребенка,

но не давить на его сознание.

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление

художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт

широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения

к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность

нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех

сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено

также возросшими культурными потребностями людей в современном мире,

возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в

качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую

предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов,

функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

Перед коллективом детского сада встала проблема - создать такую атмосферу,

которая соответствовала бы специфике детского сада, запросу общества, социальному

заказу родителей, индивидуальным особенностям детей.

Работая над проблемой, мы поставили перед собой задачу: изучить понятие

«детского дизайна», выделить его типы.

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования,

разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и

интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно

правильно решена.

Здесь можно рассмотреть два понятия – «дизайн для детей» и «детский дизайн».

Г.Н. Пантелеев указывает на то, что в совокупности «дизайн для детей» и «детский

дизайн» отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику

среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме.

Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает

культуру гардероба, прически и др.

Таким образом, дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной,

материальной среды.

Что же касается детского дизайна, то он ориентирован на выполнение задач в

области художественно-эстетического образования дошкольника. Потребность ребенка в

практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия

детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол,

костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты

и домики.

Цель: развитие художественного творчества посредством обучения детей

элементам дизайна.

Оборудование детских помещений позволяет реализовать эту сторону

педагогической работы на научной основе по следующим принципам:

1.

Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта;

2.

Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской

активности

3.

Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и

художественной деятельности

4.

Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта

5.

Принцип организации тематического пространства Задачи:

1.

Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений

детьми старшего дошкольного возраста.

2.

Развитие созидательных возможностей личности у детей старшего

дошкольного возраста.

3.

Обучение детей элементам дизайн-деятельности.

4.

Создание условий для свободного экспериментирования с художественными

материалами, инструментами и техниками.

5.

Развитие художественного творчества у детей старшего дошкольного

возраста.

6.

Расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-

логического мышления.

В рамках реализации деятельности осуществлялось взаимодействие воспитателей,

специалистов ДОУ и родителей.

Формы работы с детьми: занятия, индивидуальная работа, экскурсии,

мастерклассы, свободное экспериментирование, кружки.

Формы работы с родителями:

-

специальные консультации «Дизайн в семье», «Что такое дизайн?»,

«Наши руки не для скуки»

-

видеоролики «Где водятся волшебники…», «Творческая мастерская»

-

презентации «Оригами», «Расписные игрушки», «Подарки осени»

-

слайд-шоу «Мастерская Деда Мороза»

-

конкурсы семейного творчества

-

Дни открытых дверей

Результатом работы явилось повышение творческого потенциала дошкольников.

Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды,

помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайн-искусству, повысилась их

творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети

научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать

последовательность своей работы и добиваться результата.

У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В

сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого

ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции

и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности,

способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом

общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские

рукописные книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и

спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер ДОУ.

Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески

активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования

социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно

реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.

Поэтому в своей работе мы обратились к этой новой на сегодняшний день

деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей

дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе

и развитию художественного творчества.

Направление «Детского дизайна» раскрывается в кружковой работе с группой

детей старшего дошкольного возраста «Бумагопластика».

Кружковая работа по дизайн - деятельности объединяет и развивает у детей

творческий потенциал, совершенствуя их умения в рисовании, лепке, конструировании,

аппликации и ручном труде.

Работа по дизайн - деятельности ведется в соответствии со структурой детского

дизайна:

1.

Дизайн плоскостной (аппликативно – графический).

2.

Объёмный (предметно – декоративный).

3.

Пространственный (архитектурно – художественный).

Каждый тип детского дизайна включает в себя:

1.Художественная аранжировка.

2.Моделирование одежды.

3.Декоративно - пространственный дизайн.

Работая над вторым направлением – детский дизайн, мы создали схему по

обучению детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна - «Маленькие

дизайнеры».

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что эта работа

будет интересна воспитателям ДОУ, занимающимся разработкой дизайн - проектов.

Новизна опыта состоит в адаптации технологии «Детский дизайн», разработанной

Георгием Николаевичем Пантелеевым, и разработке блочной системы, включающей типы

дизайна, направления деятельности и формы организации, способствующие развитию

творческих умений дошкольников.

Перспективное планирование с детьми Цель:

Научить использовать выразительные средства для передачи сюжета картин.

Освоить прием составлений композиций на эскизах.

Задачи:

1.

Развивать творческое воображение, фантазию чувство цвета, художественный вкус

детей, раскрыть представление об окружающей действительности.

2.

Формировать умение самостоятельно делать поделки из сухоцветов.

3.

Воспитывать наблюдательность, чувствовать настроение своих и чужих поделок -

"картин".

4.

Воспитывать желание дарить людям композиции.

5.

Материал: Сухоцветы, коряги, шишки, ракушки, декоративные свечи, перья, веера,

флористическая губка, мох, березовые ветки, клей ПВА.

6.

Сентябрь

1.

Продолжить знакомить с видом творчества "флористика".

2.

Рассматривание картин о природе.

3.

Подготовка и засушивание сухоцветов.

4.

Сбор веточек, коряг.

Октябрь

1.

Подбор материала для " Украшения оберега веник"

2.

Изготовление оберега (веник)

3.

Рассматривание венков из сухоцветов шишек и орешков

4.

Подбор материала для изготовления "Венка"

Ноябрь

1.

Изготовление. (Венков из сухоцветов, шишек и орешков)

2.

Рассматривание икебаны (подбор материала).

3.

Изготовление икебаны.

4.

Знакомства с видами флористической губки (для чего она нужна и как с ней

работать)

Декабрь

1.

Подготовка материала для изготовления "Настольно горизонтальной композиции

со стеблями борщевика"

2.

Изготовления композиции.

3.

Подбор материала для изготовления "Новогодней композиции"

4.

Изготовление "Новогодней композиции"

Январь

1.

Подбор материала (Сухоцветов)

2.

Изготовление "Декоративной композиции"

3.

Подготовка и вырезывание флористической губки в форме сердечка.

4.

Изготовление сердечка ко дню Святого Валентина.

Февраль

1.

Подготовка рамочек (подбор материала)

2.

Составление композиции из еловых, сосновых шишек (в пустотной рамочке)

3.

Подготовка рамочек, подбор сухоцветов.

4.

Выполнение "Плакетки с сухоцветами в вазах.

Март

1.

Подбор сухоцветов для изготовления декоративного деревца. 2.

Изготовление деревца (из флористической губки)

3.

Доделать деревце.

4.

Оформление выставки.

Апрель

1.

Подбор материала для изготовления "Пасхальной композиции из сухоцветов"

2.

Выполнение композиции.

3.

Подготовить из флористической губки шар, подбор шишек.

4.

Изготовление шара из шишек лиственницы.

Май

1.

Знакомство с горшочной и флористической тейплентой.

2.

Изготовление в горшочке композиции с тейплентой.

3.

Подбор сухоцветов и изготовление картины.

4.

Выполнение картины.

ЛИТЕРАТУРА:

Аверьянова А.П. Детский батик. Картины на ткани. М.: Издательский дом

«Карапуз», 2007 (Мастерилка 4-10 лет).

Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками. – Ярославль:

Академия развития, 2001.

Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Издательство

«Радуга», 2002.

Дизайн и дети: Методические рекомендации // Авт. сост. Л.А. Лялина. – М.: ТЦ Сфера,

2006.

Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Е.А. Кудрявцева. Детский сад и семья: Методика

работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез, 2007

Кожохина С.К. Батик. все о картинах на ткани. – Ярославль: Академия празвития:

Академия, К 0: Академия Холдинг, 2000.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. –

М.: Карапуз - дидактика, 2007.

Лыкова И.А. Миниатюры на яйце. – М.: ИД «Карапуз», 2003. (Растем и развиваемся).

Лыкова И.А. Писанки. Альбом для детского творчества. – М.: ИД «Карапуз», 2003. (Наш

вернисаж).

Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. – Ярославль:

Академия развития, 2007.

СТАТЬИ

Весенние традиции. Е. Иванова. // Квартирный ответ, 2006, апрель – стр. 102.

Готовимся к Пасхе //Коллекция идей - 2003, № 4 - стр.4.

Каспарова Ю. Новогодняя мастерская. Елочные игрушки своими руками.//Мама и малыш

– 2006, № 12 – с. Бумажные спирали. Пищикова Н.Г.// Игра и дети, 2007, №2, с. 39.

Новый блеск старых лампочек.//Коллекция идей – 2002, декабрь – с.2

Пасхальные забавы для детей. Рудакова Н.// Дошкольное образование - 2000, № 13-

14 – стр. 23.



В раздел образования