Напоминание

"Социально-бытовая ориентировка "


Автор: Коломеец Юлия Александровна
Должность: учитель социально-бытовой ориентировки
Учебное заведение: МКОУ СКШ №53
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Социально-бытовая ориентировка "
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Согласовано»

Руководитель МО

_____ / ________________/

ФИО

Протокол №____

от «___» _________ 20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МКОУ С(К)Ш № 53

_____ / __

/

ФИО

«___» _________

20__г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ С(К)Ш № 53

_____ / /

ФИО

Приказ №

______

от «___» _________ 20_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»

5-10 классы (2 вариант)

Учитель:

Коломеец Ю.А.

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № __________

от «____» __________ 20__г

1

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Социально – бытовая

ориентировка» предназначена для обучающихся с умеренной, глубокой и

тяжелой умственной отсталостью и составлена с учётом современных

требований к образовательному процессу в коррекционных школах.

Данная

учебная

программа

разработана

на

основе

следующих

нормативных документов:

1.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в

Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07. 05.

2013 № 99 – ФЗ, от 23. 07. 2013 № 203 ФЗ);

2. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Проект.

Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, Министерство социального

обеспечения РСФСР/Науч. руководитель А. Р. Маллер. -М.: МСО РСФСР,

1981;

3. Приказ Министерства РФ от 10.04.2002 №29/2065 – п «Об

утверждении

учебных

планов

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений

для

обучающихся,

воспитанников

с

отклонениями в развитии»;

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)

Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном

процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на

учебный год;

5. Постановление об утверждении Сан ПиН 2. 4. 2.3286 15 от 10 июля

2015 г. «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих

образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»;

2

6.

Адаптированная

образовательная

программа

образования

обучающихся с умственной отсталостью специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы №53.

1.

Цель: развитие социальной компетентности у обучающихся с

умеренной умственной отсталостью и целенаправленная подготовка их к

самостоятельной жизни.

Задачи:

Формирование знаний и умений бытового труда (личная гигиена,

организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими

предметами обихода).

Формирование

умений

пользования

услугами

различных

предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры,

медицинской помощи), транспорта.

Формирование представлений и знаний о нормах культуры

взаимоотношений с различными людьми (знакомыми и незнакомыми,

старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.), накопление

соответствующего опыта.

Формирование

эмоционально-положительного

отношения

к

окружающим.

Формирование познавательной деятельности.

2.Общая характеристика учебного предмета

Специальные

коррекционные

занятия

по

СБО

направлены

на

практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на

формирование у них знаний и умений, способствующих социальной

адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Одним

из

важнейших

принципов

обучения

является

принцип

расширения социальных связей. Известно, что дети с отклонениями в

развитии

испытывают

большие

трудности

в

приспособлении

к

окружающему,

усвоении

общепринятых

норм

поведения,

овладении

навыками общения. Несомненно, что расширению социальных связей

3

воспитанников должна способствовать вся коррекционно-воспитательная

работа с ними. Цель учебного процесса — сформировать у детей определен-

ные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни,

труда и быта людей.

Успешное формирование у обучающихся адекватных представлений об

окружающем во многом определяется умением учителя правильно строить

педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения.

Многочисленными

исследованиями

доказано,

что

развитие

детей

с

умеренной и тяжёлой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда,

когда их обучение строится на основе наглядности и практической

деятельности с реальными предметами. Поэтому занятия с детьми по

социально - бытовой ориентировке организуются, главным образом, в форме

экскурсий и уроков, которые проходят в виде сюжетно-ролевых игр. Именно

при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная

деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении учащихся.

Уроки

по

социально-бытовой

ориентировке

организуются

в

специальном кабинете. В этом кабинете необходимо иметь в достаточном

количестве натуральные предметы обихода или их образцы (телефонный

аппарат, часы, осветительные приборы и т.п.). Кроме этого, широко должны

быть

представлены

игрушки,

картины,

разнообразные

таблички

и

дидактические игры типа «Магазин», «Почта» и т.п. Работа с этими

пособиями дает детям более конкретные и относительно прочные знания,

развивает наблюдательность, повышает интерес к изучаемому.

Настоящая

программа

составлена

с

учетом

возрастных

и

психофизических особенностей учащихся. Материал программы расположен

по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное

изучение тем обеспечивает возможность, с одной стороны, постепенно

усложнять содержание тем, с другой - постоянно повторять пройденное.

Закреплению и повторению материала отводится значительная часть времени

на каждом уроке.

4

Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в

окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо организовать таким

образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но

и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные

действия, подражая деятельности взрослых. Пассивные, не сопровождаемые

целенаправленными действиями наблюдения за предметами и явлениями

окружающей жизни малоэффективны в работе с такими детьми.

Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной

связи учителя с родителями, воспитателями ГПД и другими участниками

образовательного процесса.

3.Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка»

предназначена для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями развития) (вариант II) с 5 по

10 класс, и входит в основную часть учебного плана предметной области

«Коррекционная подготовка». В соответствии с АОП школы, рабочая

программа по «Социально – бытовой ориентировке» в 5- 10 классе

рассчитана на 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.

4. Содержание учебного предмета

V класс (68ч.)

Состав семьи. Фамилия, имя, отчество. Родственные отношения.

Правила поведения в семье. Обязанности по дому.

Формы обращения к старшим и к сверстникам при встрече и

расставания, приемы обращения с просьбой и вопросом.

Соблюдения правил культурного поведения на улице: использование

урн и пользование туалетами. Правила поведения дома, в школе, в

общественных местах.

Личная

гигиена.

Последовательность

выполнения

утреннего

и

вечернего туалета. Охрана зрения при чтении, просмотре телевизора.

Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Здоровье и красота.

5

Улица. Правила уличного движения. Транспорт.

Улица. Площадь.

Название улиц, расположенных вблизи школы, местожительства. Домашний

адрес. Правила пользования лифтом. Дорожные знаки. Глобальные чтения

основных дорожных знаков. Основные транспортные средства. Составление

безопасного маршрута от дома до школы.

Средства связи. Телефон. Значение телефона. Правила пользования

телефоном. Умение позвать вызываемое лицо, положив в это время трубку на

стол, а не на рычаг.

Знание номера домашнего телефона, служебного телефона родителей,

номеров экстренного вызова и службы спасения.

Радио. Радиоприемники. Музыкальные центры.

Телевизор. Умение пользоваться телевизором, видеомагнитофоном.

Магазины.

Виды торговых предприятий (магазин, рынок и др.).

Назначение. Магазины самообслуживания и с прилавочной системой.

VI класс (68 ч.)

Повторение материала 5 класса.

Я и моя семья.

Знание место работы родителей и их профессии.

Посещение (по возможности) место работы родителей и знакомство с

характером их труда. Знание, в каком классе учатся или где работают брат,

сестра.

Транспорт.

Правила

пользования

общественным

транспортом.

Остановки транспорта по пути следования в школу. Составления безопасного

маршрута от дома до школы и в другие точки населенного пункта.

Магазины.

Покупка

в

магазинах

штучных

товаров

первой

необходимости: булок, хлеба, соли, молока, масла и др. фасованных товаров.

Умение завернуть товар в бумагу, сложить покупку в хозяйственную сумку.

Отчет о покупке дома и размещение продуктов по местам. Виды магазинов:

промтоварный, продовольственный, магазин «Книжный», «Канцелярские

товары». Игра в магазин. Тренировка учащихся в умении отобрать нужный

товар в магазине и рассчитаться в классе. Систематические упражнения в

6

размере денег и подсчетах стоимости покупки и сдачи. Знание цен основных

хлебобулочных

изделий,

молочных

продуктов.

Практические

закупки

товаров в обычных магазинах.

Организация общественного питания. Знакомство с предприятиями

общественного питания (экскурсии).

Почта. Телеграф. Почта. Почтовые отправления: письма, открытки,

посылки, бандероли.

Жилище.

Правила

техники

безопасности

при

пользовании

электроприборами и газовой плитой.

VII класс (68 часов).

Повторение материала 6 класса.

Почта. Телеграф. Почтовое отделение. Почтальон. Почтовые ящики.

Почтовые ящики: индивидуальные, домовые. Конверты, почтовые карточки,

открытки. Знаки почтовой оплаты. Марки. Отправление писем в адрес

школы, дома и получение их. Телеграммы деловые и поздравительные.

Перевозка почты.

Личная гигиена. Значение, способы закаливания. Уход за органами

зрения, слуха. Уход за кожей рук, ногтями.

Губительное влияние никотина, алкоголя, наркотиков.

Одежда и обувь. Поддержание одежды и обуви в чистоте и порядке.

Значения одежды, обуви, головных уборов для сохранения здоровья

человека. Их виды и назначения.

Транспорт: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный.

Служба быта. Дом быта. Мастерские службы быта: по пошиву обуви,

одежды, по ремонту обуви, одежды, бытовых электрических приборов, часов

и др. Прачечная, химчистка.

Питание. Разнообразие продуктов. Режим и рациональное питание.

Экскурсии в продуктовый магазин. Наблюдение и за выбором продуктов.

Приготовление простейших блюд (бутербродов, отваривание овощей);

заварка чая.

7

Больницы, поликлиники. Больницы для детей и взрослых. Поликлиники

для взрослых для детей. Поликлиники по месту жительства. Запись в

регистратуре. Талон для посещения врача.

Игра «На приеме у врача».

Тренировка учащихся в умении вызвать врача на дом по телефону.

Торговля.

Специализированные

магазины.

Работники

торговли.

Газетный киоск. Что продают в газетных киосках. Глобальное чтение

вывесок «Газеты» и «Союзпечать». Практические покупки газет, открыток,

конвертов, марок и др.

Семья. Адрес, год рождения, день рождения.

VIII класс (68 ч.)

Повторение материала 7 класса.

Личная гигиена. Уход за кожей лица и волосами. Правила личной

гигиены девушки, юноши.

Одежда и обувь. Поддержание одежды в порядке: пришивание

пуговиц, зашивание распоровшегося шва. Глажение фартуков, косынок,

носовых платков, салфеток. Ручная стирка изделий из хлопчатобумажных

тканей.

Питание. Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения

продуктов и готовой пищи. Правила и приемы ухода за посудой и

кухонными

приборами.

Приготовление

каши,

вареных

яиц,

омлета,

простейших овощных салатов. Приготовление компотов.

Семья.

Права

и

обязанности

каждого

члена

семьи.

Семейные

праздники.

Транспорт.

Экскурсии на железнодорожный вокзал, автовокзал.

Вокзалы. Их назначение, основные службы (справочная, расписание,

билетные кассы).

Торговля. Магазины промышленных товаров и их отделы. Порядок

приобретение товаров, оплата. Хранение чека для возможности обмена

товара, предусмотренного правилами торговли. Приобретение доступного по

цене товара. Проверка чека и сдачи.

8

IX класс (68 ч.)

Личная гигиена. Значение здоровья для жизни и деятельности человека.

Средства и способы его сбережения.

Одежда и обувь. Особенности ухода за одеждой, изготовленной из

шерстяных и синтетических тканей. Их стирка и глажение.

Питание.

Меню. Рецепт. Блюдо. Приготовление овощного супа,

киселя.

Культура поведения. Культура общения юноши и девушки. Внешний

вид молодых людей. Правила приема и приглашения гостей. Форма отказа.

Торговля.

Порядок приобретения товара: выбор, рассматривание,

выяснение, назначение, стоимость, примерка, оплата. Получение чека, сдача.

Хранение чека.

Трудоустройство. Беседа о профессиях. Учреждения и отделы по

трудоустройству. Оформление на работу (постоянной и по договору).

Документы, необходимые для поступления на работу. Органы социальной

защиты.

X класс (68 ч.)

Личная гигиена. Значение косметики для девушек и юношей. Здоровье

и способы его сбережения.

Одежда и обувь.

Стиль одежды. Мода. Выбор одежды и обуви в

соответствии с назначением.

Питание. Диетическое питание. Заготовка продуктов впрок.

Культура поведения.

Адекватность поведения в обществе. Прием

гостей и правила хорошего тона с родными, друзьями, знакомыми.

Торговля. Рынки. Виды рынков. Различие рынка и магазина. Права

потребителя.

Трудоустройство. Беседа о профессиях. Охрана интересов трудящихся

в трудовом законодательстве. Прием на работу. Документы: паспорт,

заявление, трудовая книжка. Увольнение с работы. Производство и его

9

подразделения: цеха, участки. Отдел кадров. Продукция. Оплата труда.

Выполнение правил трудового распорядка. Профсоюз. Трудовая книжка.

5.Основные требования к знаниям и умениям учащихся

V класс

Учащиеся должны знать:

-знать

основные

санитарно-гигиенические

нормы

и

правила,

позволяющие сохранить и укрепить здоровье в типичных и нетипичных

жизненных ситуациях;

- знать средства связи, названия магазинов;

Учащиеся должны уметь:

-уметь называть части тела, предметы гигиены, части одежды, посуду и

т.д.;

-уметь пользоваться предметами гигиены, приводить себя в порядок,

следить за своим внешним видом;

-уметь обращаться к взрослым за помощью, благодарить за оказанную

помощь.

-уметь

соблюдать

правила

поведения

за

столом,

в

школе,

в

общественных местах и т.д..

VI класс

Учащиеся должны знать:

-знать правила культурного поведения в транспорте, элементарные

правила дорожного движения, виды транспорта. Закрепить знания о

светофоре и пешеходном переходе.

-разработать безопасный маршрут от дома до школы;

- знать виды магазинов, предприятия общественного питания;

Учащиеся должны уметь:

- покупать в магазинах штучные товары первой необходимости;

10

-соблюдать

правила

техники

безопасности

при

пользовании

электроприборами и газовой плитой.

VII класс

Учащиеся должны знать:

-

знать

железнодорожный,

автомобильный,

воздушный,

водный

транспорт;

- знать службы быта, поликлиники;

- специализированные магазины, работников магазинов.

Учащиеся должны уметь:

- поддерживать одежду и обувь в чистоте и порядке;

-ухаживать за органами зрения, слуха, за кожей рук, ногтями;

- приготовление простейших блюд (бутербродов, отваривание овощей);

заварка чая.

VIII класс

Учащиеся должны знать:

- знать правила личной гигиены девушки, юноши;

- знать права и обязанности каждого члена семьи, семейные праздники;

- знать порядок приобретения товаров, оплаты.

Учащиеся должны уметь:

- глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток;

- поддерживать одежду в порядке;

- ухаживать за кожей лица и волосами.

IX класс

Учащиеся должны знать:

-значение здоровья для жизни и деятельности человека;

- знать особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и

синтетических тканей;

- учреждения и отделы по трудоустройству.

Учащиеся должны уметь:

11

- стирать и гладить вещи;

- приготовление овощного супа, киселя;

- делать различные покупки.

X класс

Учащиеся должны знать:

- значение косметики для девушек и юношей;

- виды рынков; различие рынка и магазина. Права потребителя.

- выполнение правил трудового распорядка;

- знать профессии выпускника.

Учащиеся должны уметь:

- выбирать одежду и обувь в соответствии с назначением;

- заготовка продуктов впрок.

6.Учебно - методические и материально – технические средства

для реализации рабочей программы по учебному предмету «Социально

– бытовая ориентировка»

Для реализации программного содержания используются следующие

учебные пособия:

1.Васильева М.А. Трудовое воспитание/М.А. Васильева//Дошкольное

воспитание. – 2005. - №4. – С.18.

2.Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно-

гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно

отсталых детей//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –

2002. - №1. – с. 17-23.

3.Мозжина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях

и дома, М. 2006.

4.Шахманова А.Ш. Социальное развитие детей старшего дошкольного

возраста в условиях дефицита общения с родителями, М, 2008.

5.Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9

классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII

12

вида Пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. –М.: Гуманитар.

изд. центрВЛАДОС, 2006г.

6.Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.,

Щербакова

А.М.

Социально-бытовая

ориентировка

в

специальных

(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Пособие для

учителя / Под ред. А.М. Щербаковой. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,

2003 г.

9.Технология . Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной

школы / Под ред. В.Д. Симоненко –М.:Вентана-Графф, 2001г.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

1.

Компьютер, мышь, колонки, проектор, принтер;

2.

Презентации по темам;

3.

Шнуровка «Посуда»;

4.

Дидактический материал:

изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды,

кухонной мебели,

продуктов питания,

уборочного инвентаря,

альбомы с демонстрационным материалом, составленным в

соответствии с изучаемыми темами учебной программы;

5.

Оборудование:

кухонная

посуда

(кастрюли,

сковороды,

чайники,

тарелки,

столовые приборы, кружки и др.),

таймер,

13

предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и

др.),

тазики,

настенные и индивидуальные зеркала,

бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг,

пылесос,

электрическая

плита,

электрическая

духовка,

миксер,

микроволновая печь, электровафельница).

Календарно-тематическое планирование

по социально – бытовой ориентировке

5 класс

14

Тема

Кол

. часов

Дат

а

I четверть

18 ч

Я и моя семья.

1

Я и моя семья.

1

2

Знание и отчётливое произношение своей

Ф.И., возраста и даты рождения

1

3

Домашний адрес и телефон.

1

4

Знание

Ф.И.О.своих

родителей

и

ближайшего окружения, их место работы.

1

Навыки общения и культуры поведения.

5

Знание и четкое соблюдение "Правил для

учащихся".

1

6

Выработка поведения в общественных

местах.

1

7

Умение

приветствовать

друг

друга,

родителей, работников школы

1

8

Умение

обращаться

с

вопросом,

сообщением.

2

9

Умение слушать речь взрослого.

1

10

Знание крупных объектов расположенных

вблизи школы.

1

11

Умение коротко и полно отвечать на

поставленный вопрос.

1

12

Умение выполнять действия по устной

инструкции.

1

13

Умение передать определённую просьбу,

распоряжение указанному лицу

2

14

Соблюдение

правил

культурного

поведения

в

общественных

местах:

2

15

использование урн, пользование туалетом

15

Выработка

навыков

и

умений

организованного и коллективного поведения

1

I I четверть

14 ч

Улица. Правила уличного движения.

1

Улица и её части: тротуар, переход,

проезжая часть.

1

2

Переулок.

1

3

Площадь.

1

4

Названия улиц, переулков и площадей,

расположенных вблизи школы и дома.

1

Адрес

5

Адрес: номер домов, квартир, подъездов.

1

6

Умение находить номер дома по адресу.

1

7

Умение

находить

номер

подъезда

и

квартиры.

1

8

Умение пользоваться лифтом.

1

9

Табличка

"Берегись

автомобиля".

Как

идти около этой таблички.

1

10

Глобальное чтение таблички "Берегись

автомобиля"

1

11

Перекрёсток. Значение перекрёстка.

1

12

Переход. Назначение перехода.

1

13

Указатели,

обозначающие

переход:

"Стой","Иди"

1

14

Правила поведения при переходе.

1

I I I четверть

20 ч

Правила уличного движения. Транспорт.

1

Узнавание

дороги

у

прохожих,

1

16

милиционера.

2

Правила поведения при движении по

тротуару.

1

3

Помощь старым и больным в переходе

через улицу.

1

4

Транспорт. Виды транспорта.

1

5

Правила выхода из транспорта и его

обход.

1

6

Таблички

указателей

остановок

транспорта.

1

Телефон. Радио. Телевизор.

7

Телефон. Назначение телефона.

1

8

Умение обращаться с телефоном.

1

9

Умение слушать телефонный разговор и

негромко говорить направленно в микрофон.

10

Умение

позвать

вызываемое

лицо,

положив трубку на стол, а не на рычаг.

2

11

Знание номера домашнего и служебного

телефона родителей.

1

12

Знание

номеров

экстренного

вызова

(01,02,03)

1

13

Умение

пользоваться

телефоном-

автоматом.

1

14

Радио. Радиоприёмники и их назначение.

1

15

Телевизор.

Назначение

телевизора.

Умение им пользоваться .

1

16

Экскурсия на почтовый телеграф.

1

17

Умение вести диалог по телефону.

1

18

Правила

поведения

дома:

выполнение

поручений в семье.

1

19

Умение заботиться о младших, старых

1

17

или больных членах семьи.

IV четверть

16 ч

Магазин.

1

Виды магазинов.

1

2

Специализированные магазины: книжный,

мебельный.

2

3

Специализированные магазины: обувной,

хозяйственный.

2

4

Универсальный магазин.

1

5

Назначение

универсальных

и

специализированных магазинов.

1

6

Обслуживающий персонал магазина

2

7

Магазины

самообслуживания

и

прилавочной системой.

1

8

Покупка в магазинах штучных товаров

первой необходимости.

1

9

Экскурсия в магазин.

1

10

Умение

завернуть

товар

в

бумагу,

сложить покупку в сумку.

1

11

Отчёт о покупке дома и размещение

продуктов по местам.

1

12

Организация общественного питания

1

13

Экскурсия в столовую.

1

6 класс

18

Тема

Ко

л. часов

Да

та

I четверть

18

ч

1

Я и моя семья. Знание своей фамилии,

имени, даты рождения.

1

2

Домашний адрес и телефон.

1

3

Знание

ФИО своих родителей, их место

работы.

1

4

Знание и четкое соблюдение "Правил для

учащихся".

1

5

Выработка

поведения

в

общественных

местах.

1

6

Умение передать определённую просьбу,

распоряжение указанному лицу

1

7

Транспорт. Виды транспорта.

1

8

Стоимость проезда и правила приобретения

контрольного билета.

1

9

Правила пользования проездными билетами.

1

1

0

Остановки транспорта по пути следования в

школу.

1

1

1

Знание

ближайшей

остановки

метро.

Экскурсия в метро.

1

1

2

Соблюдение правил культурного поведения

в транспорте.

1

1

3

Умение

узнавать

дорогу

у

прохожих,

милиционера.

1

1

4

Правила

поведения

при

движении

по

тротуару.

1

1

Правила выхода из транспорта и обход его.

1

19

5

16

Перекрёсток, его значение

1

1

7

Переход. Назначение перехода.

1

1

8

Остановка. Назначение остановок.

1

I I четверть

14

ч

1

Почта. Экскурсия на почту.

1

2

Почтовые отправления; письма, посылки.

1

3

Профессия почтальон.

1

4

Почтовый ящик. Сюжетно-ролевая игра.

1

5

Конверты, почтовые карточки, открытки.

1

6

Знаки почтовой оплаты. Марки.

1

7

Отправление писем в адрес школы, дома и

получение их.

1

8

Телеграммы деловые и поздравительные.

1

9

Перевозка почты.

1

1

0

Телефон. Умение обращаться с телефоном.

1

1

1

Умение

поддерживать

разговор

по

телефону.

2

1

2

Знание

номера

домашнего

телефона,

номеров экстренного вызова.

2

I I I четверть

20

ч

1

Электричество.

1

2

Правила

техники

безопасности

при

пользовании электроприборами.

2

20

3

Бытовая

электроарматура:

розетка,

выключатель, вилка, провод.

1

4

Электрическая лампочка.

1

5

Ввертывание

лампочки

в

патрон

под

наблюдением взрослых.

1

6

Светильники:

люстры,

бра,

торшеры,

настольные лампы.

2

7

Умение поздравлять с праздником

Днём

Защитника Отечества

1

8

Радио. Радиоприёмники и их назначение.

1

9

Телевизор. Назначение телевизора. Умение

им пользоваться .

1

1

0

Умение поздравлять с праздником 8 Марта -

женским днём.

1

1

1

Экскурсия на почтовый телеграф.

1

1

2

Правила

поведения

дома:

выполнение

поручений в семье.

1

1

3

Умение заботиться о младших, старых или

больных членах семьи.

1

1

4

Правила поведения в общественных местах.

1

1

5

Знание крупных объектов расположенных

вблизи школы.

1

1

6

Умение вести диалог по телефону.

1

1

7

Правила культурного поведения в театре.

2

IV четверть

16

21

ч

1

Виды магазинов.

1

2

Промтоварный магазин.

1

3

Продовольственный магазин.

1

4

Книжный магазин.

1

5

Назначение

специализированных

и

универсальных магазинов.

1

6

Обслуживающий персонал магазина

1

7

Экскурсия в супермаркет.

1

8

Сюжетно-ролевая игра « магазин».

2

9

Покупка в магазинах штучных товаров

первой необходимости.

1

1

0

Тренировка учащихся в умении отобрать

нужный товар и рассчитаться в кассе.

2

1

1

Умение завернуть товар в бумагу, сложить

покупку в сумку.

1

1

2

Отчёт

о

покупке

дома

и

размещение

продуктов по местам.

1

1

3

Организация общественного питания

1

1

4

Экскурсия в столовую.

1

7 класс

Тема

Ко

л. часов

Да

та

I четверть

Повторение

18

ч

1

Транспорт.

1

2

Стоимость проезда и правила приобретения

1

22

контрольного билета.

3

Правила пользования проездным

месячным

билетом.

1

4

Почта. Телеграф.

1

5

Почтовые отправления: письма, посылки.

1

6

Почтовое отделение. Почтальон.

1

7

Телеграммы деловые и поздравительные.

1

8

Магазины.

1

9

Виды магазинов: продовольственный, книжный

и др.

2

1

0

Упражнения

в

размене

денег

и

подсчётах

стоимости покупки и сдачи.

2

1

1

Организация общественного питания.

1

1

2

Столовая, кафе.

1

1

3

Экскурсия в столовую.

1

1

4

Бытовые осветительные приборы.

1

1

5

Правила техники безопасности при пользовании

электроприборами

1

16

Праздники

1

I I четверть

Транспорт, служба быта в городе.

14

ч.

1

Железнодорожный транспорт.

2

2

Автомобильный транспорт.

2

3

Воздушный транспорт.

2

4

Водный транспорт.

1

23

5

Служба быта.

2

6

Дом быта.

1

7

Мастерские службы быта по пошиву обуви.

1

8

Мастерские службы быта по пошиву одежды.

1

9

Мастерские службы быта по ремонту обуви.

1

1

0

Мастерские службы быта по ремонту одежды.

1

I I I четверть

20

ч

1

Мастерские службы быта по ремонту бытовых

электроприборов.

1

2

Мастерские службы быта по ремонту часов.

1

3

Прачечная.

2

4

Химчистка.

2

Больницы, поликлиники

1

Больницы для детей

1

2

Больницы для взрослых.

2

3

Поликлиники для детей

1

4

Поликлиники для взрослых

2

5

Запись в регистратуре.

1

6

Игра «На приёме у врача»

2

7

Тренировка учащихся в умении вызывать врача

на дом по телефону

1

1

Торговля

Торговля. Общее понятие.

1

2

Газетный киоск.

2

3

Практические покупки газет, открыток.

1

IV четверть

16

ч

24

1

Торговые автоматы.

1

2

Автомат для продажи жетонов в метро.

1

3

Автомат «Приём платежей»

1

4

Автомат для продажи газет, напитков.

1

5

Практические работы.

1

1

Занятия людей в городах и деревне.

Занятия людей в городе

2

2

Занятия людей в деревне.

1

3

Предприятия в городе

2

4

Предприятия в деревне.

1

5

Профессии городские и сельские.

2

6

Что даёт город деревне, деревня городу.

1

7

Работа родителей

1

8

Урок обобщающего повторения.

1

9 класс

п/

п

Тема

Кол-

во часов

Дата

I четверть

Повторение

1

Транспорт.

1

2

Стоимость

проезда

и

правила

приобретения контрольного билета.

1

3

Правила

пользования

проездным

месячным билетом.

1

4

Дорожные знаки, знаки светофора.

1

5

Правила поведения на улице, дороге.

1

6

Мы – пассажиры. Как правильно обходить

транспорт.

1

25

7

Перекресток. Переход. Правила перехода.

1

8

Магазины.

1

9

Виды

магазинов:

продовольственный,

книжный и др.

2

10

Упражнения в размене денег и подсчетах

стоимости покупки и сдачи.

2

11

Организация общественного питания.

1

12

Столовая, кафе.

1

13

Экскурсия в столовую.

1

14

Рынок.

1

15

Права покупателя.

1

16

Праздники.

1

II четверть.

Транспорт, служба быта в городе

1

Железнодорожный транспорт.

2

2

Автомобильный транспорт.

2

3

Воздушный транспорт.

2

4

Водный транспорт.

1

5

Служба быта.

2

6

Дом быта.

1

7

Мастерские

службы

быта

по

пошиву

обуви.

1

8

Мастерские

службы

быта

по

пошиву

одежды.

1

9

Мастерские

службы

быта

по

ремонту

обуви.

1

10

Мастерские

службы

быта

по

ремонту

одежды.

1

III четверть

26

1

Прачечная.

1

2

Химчистка.

1

3

Главные улицы города.

2

4

Улица, на которой я живу.

2

5

Заводы моего района.

1

6

Вокзалы города Новосибирска.

2

7

Памятники города Новосибирска.

1

8

Экскурсия к памятникам города.

1

9

Реки, протекающие через город.

1

10

Парки и стадионы города.

1

11

Музеи и библиотеки города.

1

12

Кинотеатры и театры города.

1

13

Беседа о профессиях.

1

14

Охрана интересов трудящихся в трудовом

законодательстве.

1

15

Прием на работу.

1

IV четверть

1

Прием на работу.

1

2

Документы: трудовая книжка.

1

3

Увольнение с работы.

1

4

Отдел кадров.

1

5

Производство и его подразделения: цеха,

участки.

1

6

Выполнение плана, брак, соревнования.

2

7

Продукция, требования к ней.

1

8

Оплата труда.

1

9

Выполнение

правил

внутреннего

распорядка.

1

10

Профессии городские и сельские.

2

27

11

Что дает деревня городу, город деревне.

1

12

Работа родителей.

1

10 класс

Тема

Кол-

во часов

Дата

I четверть

1

Виды транспорта.

2

2

Почта. Телеграф.

1

3

Поликлиники и больницы для детей.

1

4

Поликлиники и больницы для взрослых.

1

5

Виды магазинов.

2

6

Мастерские службы быта.

2

7

Прачечная. Химчистка.

2

8

Личная гигиена.

2

9

Значение

косметики

для

девушек

и

юношей.

2

10

Уход за волосами.

1

11

Уход за ногтями.

1

12

Гигиена зрения и слуха.

1

II четверть

1

Одежда и обувь.

1

2

Стиль одежды. Мода.

2

3

Выбор одежды и обуви в соответствии с

назначением.

2

4

Диетическое питание.

2

5

Здоровье и способы его сбережения.

2

6

Заготовка продуктов впрок.

3

7

Торговля. Виды рынков.

2

III четверть

28

1

Различие рынка и магазина.

2

2

Права потребителя.

2

3

Культура поведения.

2

4

Адекватность поведения в обществе.

2

5

Прием гостей.

2

6

Правила

хорошего

тона

с

родными,

друзьями, знакомыми.

2

7

Главные улицы города.

2

8

Район, в котором я живу.

2

9

Достопримечательности моего города.

2

10

Достопримечательности моего района.

2

IV четверть

1

Трудоустройство. Беседа о профессиях.

2

2

Охрана интересов трудящихся в трудовом

законодательстве.

2

3

Прием на работу.

1

4

Документы: паспорт, заявление, трудовая

книжка.

1

5

Увольнение с работы.

1

6

Производство и его подразделения: цеха,

участки.

1

7

Отдел кадров.

1

8

Продукция.

2

9

Оплата труда.

1

10

Выполнение правил трудового распорядка.

2

11

Профсоюз.

1

12

Трудовая книжка.

1

29



В раздел образования