Напоминание

"Использование игровых технологий при обучении детей с глубокой умственной отсталостью"


Автор: Андреева Любовь Николаевна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГОБОУ "Адаптированная школа №1"
Населённый пункт: г.Боровичи, Новгорордская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Использование игровых технологий при обучении детей с глубокой умственной отсталостью"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Использование игровых технологий при обучении детей с глубокой

умственной отсталостью» (из опыта работы)

учитель индивидуального обучения ГОБОУ «АШ №1»

Андреева Любовь Николаевна

Проблема:

Как

лучше

использовать

эту

деятельность,

чтобы

заинтересовать учащегося и видеть результат совместной работы (учителя-

ребенка-родителей)? А повысить результативность обучения позволяют

мотивационные

составляющие

урока,

повышение

заинтересованности,

использование многообразие педагогических приемов и методов, как

традиционных, так и нетрадиционных, вовлечение ребенка с особыми

образовательными потребностями в активные виды деятельности. Для

развития мотивационной сферы существует множество приемов и методов.

Эти приемы и методы используются в зависимости от возраста ребят,

учебного

материала,

индивидуальных

особенностей

учащихся.

Положительный эффект в обучении дают различные дидактические игры,

творческие задания, практические работы, занимательные задачи.

И одним из перспективных методов, способствующих решению

данных задач при работе с детей с ОВЗ, является технология проектной

деятельности.

Современное

общество

предъявляет

требование

к

качеству

образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов

в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Я

связала

основную

свою

тему

самообразования

с

другой

«Использование

метода

проекта

в

обучении

и

развитии

детей

с

ограниченными возможностями здоровья» так, как считаю, что метод

проектов один из способов реализации компетентного подхода в образовании

и развитии детей с ОВЗ и под проектом я

понимаю систему знаний,

объединённых одной проблемой (проектом), организованных педагогом и

выполненных ребёнком.

Тема эта актуальна по целому ряду причин:

Во-первых и прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим,

личностно — ориентированным обучением.

Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать

сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и

применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную

компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.

В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством

обеспечения сотрудничества между ребенком и взрослыми. В работе над

проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного

процесса: специалистов, детей, родителей.

Проектная форма воспитательной работы находит всё больше сторонников

среди специалистов, занимающихся обучением и воспитанием детей с

тяжёлыми, комплексными нарушениями в развитии.

Проект позволяет

интегрировать и соединять разнообразные занятия (музыку, игру, танцы,

рисование,

лепку

и

т.д.),

в

единый

комплекс.

Проектные

занятия

предполагают участие и учащегося и педагога, в их ходе создаются

пошаговые действия и элементы, которые поэтапно объединяются в

конечный или промежуточный результат. Итоги работы над проектом

демонстрируются в виде выставок, презентаций. Тема того или иного

проекта позволяет выбирать приемлемые формы и содержание занятий с

учётом

доступности

и

возможностей

детей.

Проектная

организация

коррекционной работы комплексно решает основные задачи физического,

эстетического, нравственного, трудового воспитания, так как в любом виде

занятия они присутствуют неразрывно. Проект позволяет преодолевать

дидактические схемы и шаблоны, способствует развитию творческого и

методического потенциала педагогов. Содержание проекта и его сюжетные

линии

дают

возможность

для

профессиональной

консолидации

всех

специалистов: логопеда, психолога, учителя- дефектолога, музыкального

педагога. Это создаёт необходимые условия для развития коммуникации,

речи,

сенсорных

процессов,

игровой,

предметно

практической

деятельности в индивидуальных, подгрупповых, комплексных занятиях с

детьми.

Определившись с темой, поставила перед собой цель: «Создать

условия для развития познавательной активности ребёнка через совместную

деятельность педагога-учащихся- родителей».

Для достижения цели определила следующие задачи:

1. Создание условий для обеспечения психологического благополучия и

здоровья ребенка;

2. Способствовать развитию познавательных способностей, творческого

мышления и воображения;

3. Способствовать формированию предпосылок для поисковой деятельности;

4. Способствовать развитию умения определять возможные методы решения

проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

5. Способствовать развитию желания участвовать в процессе совместной

проектно– исследовательской деятельности.

Существуют некоторые особенности проектной деятельности при

работе с детьми с ОВЗ:

1. Во время подготовки этапов проектной деятельности и при составлении

плана включения их в совместную деятельность мы учитываем их

психологическое и физическое состояние для обеспечения щадящей учебной,

познавательной и коммуникативной нагрузки.

2.

В

ходе

проектной

деятельности

желательно

участие

различных

специалистов: учителя начальных классов, педагога-психолога, инструктора

по физической культуре, библиотекаря. Такое сотрудничество необходимо

для решения проблем ребенка с ОВЗ.

Родители

моих

учеников

являются

активными

участниками

образовательного процесса. Присутствуют на занятии, пошагово учатся

вместе с ребенком, помогают в выполнении задания и отборе информации,

помогают составить рассказ, сообщение, нарисовать иллюстрации и сделать

поделки, оформить портфолио. Корректируют план с учетом личной

занятости детей и создают условия для выполнения этого плана. На этапе

подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может

потребоваться

помощь

в

редакционной

правке,

грамматическом

и

стилистическом контроле. Одной из главных задач нашей деятельности

является создание полноценного социального сотрудничества в линии

“педагог-дети-родители”.

На

различных

этапах

организации

проектной

деятельности

обучающихся с ОВЗ планируется достижение конкретных целей:

Развитие

внимания возможно

на

начальном

этапе

проектной

деятельности. С целью развития внимания используется мотивационный

приём: постановка цели, показ практической значимости результатов труда.

Необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на том, что

они делают, для чего они это делают. Например, изготовить подарок.

Развитие умения планировать работу также возможно на начальном

этапе проекта, планирование предстоящей работы является очень сложным

для детей с ОВЗ. Поэтому при планировании работы по изготовлению

изделия ставится, например: вопрос: С чего начать работу? Зачем нужен

эскиз? Необходимо подвести обучающихся к осознанию о целесообразности

начать изготавливать изделия с определённой операции.

Развитие

восприятия возможно

на

основном

этапе

проектной

деятельности. Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия,

является сравнение, ученики устанавливают признаки различия и сходства.

Развитие тонкой моторики возможно на всех этапах проектной

деятельности. Тренирует пальцы рук работа с кистью, карандашом,

ножницами, составление композиции из мелких предметов.

Развитие речи происходит на всех этапах проектной деятельности. В

качестве

стимуляции

к

повышению

речевой

активности

происходит

побуждение учеников к самостоятельным высказываниям о предстоящей и

проделанной работе; обсуждению образцов; о постановке целей проекта;

защите готового изделия.

Развитие навыков сотрудничества осуществляется при изготовлении

проектов в группах на всех этапах проектной деятельности. Учащиеся в

группе

осваивают

элементы

организационной

деятельности

лидера,

сотрудника,

исполнителя,

получая

социальный

опыт

практической

деятельности. Улучшается и общий психологический климат на уроках:

учащиеся помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных

мероприятиях.

Учитывая быстрое утомление обучающихся, во время

занятия необходимо чередовать виды деятельности (устная-письменная,

практическая, игровая, творческая, индивидуальная-коллективная и т.д.). При

этом следует учитывать, что смена видов деятельности – это прием, который

заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока (занятия)

различных

видов

деятельности

детей

с

целью

снижения

усталости,

утомления, а также повышения интереса и работоспособности учащихся.

Согласно основным гигиеническим критериям рациональной организации

урока (по Н.К.Смирнову) смена различных видов деятельности должна

происходить через каждые 7-10 минут. Число видов учебной деятельности

составляет 4-7.

Проектная деятельность учащихся предполагает обязательное наличие

продукта деятельности, что особо важно для детей с ОВЗ. Они видят

результат

своей

работы.

Продуктами

нашей

проектной

деятельности

являются: выставка детских работ, книжка-малышка, коллаж, макет, готовое

изделие (например, кормушка), памятки и многое другое.

Основные этапы проектной деятельности:

1. Целепологание – педагог помогает ребёнку выбрать наиболее

актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу),

в какой литературе можно найти информацию,

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование),

с какими предметами научиться работать для достижения цели

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Проекты мною классифицируются по следующим основаниям:

1. По доминирующей деятельности:

Творческие (после воплощения проекта в жизнь проводится

оформление результата в виде праздника, открытых уроков, выставок).

Ролево – игровые (проекты с элементами творческих игр, когда

учащиеся входят в образ персонажей сказки, по своему решая поставленные

цели и задачи).

Исследовательско-творческие

(педагог

совместно

с

детьми

проводит игры-экспериментирования, после чего результат оформляют в

виде газет, альбомов, выставок).

Информационно-практико-ориентировочные (педагог совместно

с учащимися собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на

собственные социальные интересы. Это может быть оформление класса,

отдельных уголков, витражи).

2. По предметно-содержательной области:

Монопроекты (проект создаётся в рамках одной образовательной

области (экологический, музыкальный, спортивный).

Межпредметные

проекты

(проект

затрагивает

2-3

образовательные области).

3. По характеру контактов:

Внутришкольные (проект организуется внутри школы).

Внутриклассные (проект организуется внутри класса).

Региональные (проект организуется между школами, внутри

региона одной страны).

Международные (участниками проекта являются представители

разных стран).

4. По количеству участников:

Индивидуальный – каждый ребёнок создаёт свой продукт.

Парный – ребёнок действует совместно со взрослыми.

По продолжительности:

Краткосрочный (несколько занятий, несколько дней).

Среднесрочный (от недели до месяца).

Долгосрочный (от месяца до года).

Содержание проекта и его сюжетные линии дают возможность для

профессиональной консолидации всех специалистов: логопеда, психолога,

учителя – дефектолога, музыкального педагога. Это создаёт необходимые

условия для развития коммуникации, речи, сенсорных процессов, игровой,

предметно – практической деятельности в индивидуальных, подгрупповых,

комплексных занятий.

Из личного опыта «Использование проектной деятельности в

индивидуальной работе с детьми со сложными структурами дефекта» могу

сделать определённые выводы. Активное включение учащихся в создание

тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы

человеческой деятельности в социокультурной среде. При планировании и

разработке того или иного проекта, я, безусловно, исхожу из возможностей

учащихся, из возрастных способностей, их потребностей (то, что подходит

для определенного возраста, то, что будет интересно самим детям). Основная

трудность: имеющиеся у ребенка нарушения вследствие ДЦП препятствуют

этому - значительные нарушения координации, недоразвитие мышц пальцев

и

кисти

руки.

Поэтому

в

работе

по развитию

мелкой

моторики я

придерживаюсь следующих правил:

1.

Задание

стараюсь

подбирать

с

учетом

их

постепенно

возрастающей сложности.

2.

Учитываю

индивидуальные

особенности

ребенка,

темп

его развития, возможности, настроение.

2. Работу провожу регулярно, систематически.

3. Стараюсь соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать

переутомления ребенка.

4.

Стараюсь

повысить

у ребенка интерес

к

упражнениям

и

заданиям, превратив их в занимательную игру и с последующим просмотром

результата совместной деятельности.

5. Стараюсь заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была

успешной, тогда подкрепляется его интерес к занятиям.

6. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у

детей положительную мотивацию.

Знаю, что существует огромное количество проектов. В своей

деятельности

использую

разные

виды

проектов

(по

возможности):

исследовательский,

творческий,

ролевой,

информационный,

практико-

ориентированный (прикладной), личные. Проекты, созданные мною простые

и они представляют собой небольшие творческие задания. Учащиеся с

большим удовольствием и интересом выполняют эти проекты.

Проекты, которые я смогла реализовать в ходе работы с детьми, я

представлю в виде таблицы:

Проект

Вид проекта

Интеграция

1

К юбилею А. Барто

(видеоролик)

Творческий,

прикладной,

информационный,

общешкольный

Эл.счёт,

чтение,

письмо,

устная

речь,

окружающий мир

2.

Новый

год,

зимние

пейзажи (композиции)

Творческий,

личный,

прикладной

Письмо,

устная

речь,

чтение,

эл.счёт,

окружающий мир

3.

Собери мозаику

Исследовательский,

творческий

ролевой,

информационный

Эл.счёт,

окружающий

мир,

письмо,

чтение,

устная

речь

4

По

сказкам Общешкольный,

окружающий

А.С.Пушкина

(композиции)

творческий, прикладной

мир,

письмо,

чтение,

устная

речь

5.

Подарок

папе

к

23

февраля (видеоролик)

Творческий,

прикладной,

ролевой, информационный

письмо,

чтение,

устная речь

6.

«Бал цветов», подарок

маме

к

8

марта

(композиции,

видеоролик)

Творческий,

информационный,

общешкольный.

письмо,

чтение,

устная речь

7

Масленица

(композиции)

Творческий,

информационный,

общешкольный, ролевой

окружающий

мир,

письмо,

чтение,

устная

речь

8

Всемирный день птиц

(видеоролик)

Творческий,

информационный,

общешкольный, ролевой

окружающий

мир,

письмо,

чтение,

устная

речь, эл.счёт

9

Совместный проект

«Космос

своими

руками» (композиции,

видеоролик)

Творческий,

информационный,

общешкольный,

ролевой,

прикладной

окружающий

мир,

письмо,

чтение,

устная

речь, эл.счёт

10

Пластилинотерапия

«Золушка»

(композиция

Индивидуальный,

творческий

письмо,

чтение,

устная речь,

11

День

Победы

(видеоролик,

композиции)

Творческий,

прикладной,

информационный,

общешкольный

окружающий

мир,

письмо,

чтение,

устная

речь, эл.счёт

12

Предметные

Индивидуальный,

творческий,

информационный

Эл.счёт,

чтение,

письмо,

устная

речь,

окружающий мир

Т.к. все проекты связаны с творческой деятельностью, то здесь

обязательны и ручной труд, и рисование, лепка, хозяйственно бытовой труд и

домоводство. Метод проектов осуществляю не только в рамках урочной, но и

практикую внеурочную деятельность (даю дом. задания, которые учащиеся

могут выполнить совместно с родителями в свободное время). Например:

«Посей цветы», «Подмети пол», «Помоги маме» и т.д. (прошу прислать

фото).

Если посмотреть на таблицу, видно, что темы проектов не ограничиваются

какой-то

определенной

областью,

проекты

выполнялись

по

разным

направлениям. Связано это с тем, что некоторые проекты были мною уже

запланированы,

но

были

случаи,

что

какая-то

жизненная

ситуация

подталкивала меня на создание дополнительного проекта. Задания должны

выполняться в соответствии возможностями ребёнка и с использованием

необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная

оценка учителем малейших достижений ребенка. В своей работе я учитываю

и эмоциональную сторону обучающегося. Рассматриваю эмоциональную

составляющую как главный стимул к формированию мотивации к обучению

детей с ОВЗ. «Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое

мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия».

Пример создания проекта «Геометрические фигуры» (Элементарный

счёт):

- рисование по опорным точкам геом. фигур;

- вырезание фигур;

- выкладывание на плоскости листа различных геометрических

фигур;

- нахождение таких же фигур из предложенных;

- классификация по цвету, размеру;

- выкладывание названий фигур на доске из набора букв;

- составление сюжетной картинки;

- анализ полученного сюжета;

-

чтение

соответствующего

к

картинке

короткого

рассказа,

стихотворения, песенки.

- окружающий мир.

В ходе такой работы, по моему мнению, ребёнок незаметно для себя

выполняет разнообразные действия и одновременно тренируется в счёте,

обогащает

свои

пространственные,

количественные

и

временные

представления, постепенно формируется представление об окружающем

мире. И самое главное видит результат своей работы через проектную

деятельность.

Результат, к которому я пришла в процессе работы над проектной

деятельностью

считаю

положительным.

По

наблюдениям

и

экспериментальному изучению тяжело умственно отсталых детей можно

утверждать, что почти все эти дети, даже тяжелые - обучаемы, овладевают

определенным кругом знаний и умений. Важно лишь то, как и чему их учить.

В том случае, если обучение организовано доступно по содержанию и

методике - оно продвигает их в умственном развитии. Важнейшее

требование при этом -развитие должно осуществляться через определенную

деятельность. Влиять на их развитие можно только через специально

организованную активную деятельность самих детей. И несмотря на то, что в

настоящее время в помощь учителю создано достаточное количество

пособий с занимательным материалом, многое зависит от личностных

особенностей учителя, его творчества.

В заключении хочу сказать, что потребность в проектной деятельности

у умственно отсталых детей использую и направляю в целях решения

определённых

учебных

и

воспитательных

задач.

Когда

ребёнок

заинтересован

работой,

положительно

эмоционально

настроен,

то

эффективность занятия заметно возрастает. Формирование любых навыков и

умений у таких детей требует не только больших усилий, длительного

времени, но и однотипных упражнений. Игры и последующий проект

позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся,

придать ему привлекательную форму. Положительные эмоции, возникающие

во время такой деятельности, активизируют деятельность ребёнка, развивают

его произвольное внимание, память. Проектная деятельность совместно с

игрой, созданные специально в учебных целях, способствуют и общему

развитию детей, расширяют их кругозор, обогащают словарный запас,

развивают речь, учат использовать полеченные знания в изменённых

условиях,

в

новой

ситуации.

Всё

это

свидетельствует

о

большом

коррекционном значении игр с последующим результатом через проект.

Приятные моменты в нашей проектной деятельности, это то, что некоторые

работы были отмечены грамотами (бал цветов, всероссийский детский

конкурс декоративно-прикладного творчества «Путь к звёздам»), что говорит

о том, что в этом направлении стоит работать дальше.

На будущее мне хотелось бы, чтобы содержание проектов и его

сюжетные линии давали возможность для профессиональной консолидации

всех

специалистов:

логопеда,

психолога,

учителя

дефектолога,

музыкального педагога. Это создаст необходимые условия для развития

коммуникации,

речи,

сенсорных

процессов,

игровой,

предметно

практической деятельности в индивидуальных, подгрупповых, комплексных

занятий.



В раздел образования