Автор: Кинева Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №3
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект занятий
Тема: "Герб моей семьи"
Раздел: дошкольное образование
Образовательная деятельность
По теме проекта « Герб моей семьи»
Старшая группа (5-6лет)
Интеграция образовательных областей:
Познавательное
развитие
(формирование
целостного
представления
о
символике
и
геральдике
нашей
страны,
социально-коммуникативное
развитие
(диалог
с
педагогом
и
общение
между
сверстниками,
художественно-эстетическое развитие (вырезание ножницами из бумаги,).
Виды детской деятельности:
Коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
конструирование,
изобразительная, музыкальная, двигательная.
Цель:
Формировать у детей элементарные представления о гербе, как эмблеме
духовной
общности
семьи.
Продолжать
формировать
семейную
и
гражданскую принадлежность. Воспитание любви и уважения к родным и
близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и
родословной.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о геральдике
России, Оренбургской области и Новоорского района;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между
воспитателем и ребёнком;
Развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами
существительными в роде и числе; - закреплять знания о родственных связях
слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и
взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей
семье;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание
высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за
свою семью.
Предварительная работа педагога с детьми : беседы «Главные символы
страны» знакомство с гербом Кемеровской области и городом Ленинск-
Кузнецкий, продуктивная деятельность «Герб группы».
Работа с родителями: совместно с детьми изготовить герб семьи.
Материал: презентация
проекта «Герб моей семьи», плакаты с
изображением гербов России и Кемеровской области и городом Ленинск-
Кузнецкий , стенд с выставкой семейных гербов.
Ход занятия:
I.
Организационный момент.
"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .
(Поздоровались с гостями и сели на стульчики)
-Ребята послушайте внимательно загадку, она вам поможет узнать тему
нашего собрания:
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)
- Давайте вспомним , что такое герб? (это эмблема, отличительный знак,
передаваемый
по
наследству,
на
котором
изображаются
предметы,
символизирующие владельца герба)
- Где изначально, изображался герб (на щитах рыцарей);
- Какую форму имеет герб (форму щита);
- Что может быть изображено на гербе? (ответы детей)
-С каким государственным гербом мы с вами уже познакомились? (с
гербом России). (внимание детей акцентируется на плакате с изображением
герба России.)
В. : Теперь давайте рассмотрим герб РФ. На гербе Российского государства
изображен золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и
расправлены. Головы увенчаны коронами. В центре над ними – большая
корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (или жезл,
похож на посох пастуха, а в левой – держава («яблоко» – это шар,
увенчанный крестом, символом христианского владычества над миром). На
груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на
серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон.
В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона (добро
побеждает зло).
В. :А почему орёл двуглавый, может, вы знаете (выслушивает ответы детей.)
Да, ребята, такой птицы в природе не существует. Но существует такая
версия этого изображения.
Люди с глубокой древности изображали
двуглавого орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или видели
в нём зоркого стража, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой
стороны.
Еще
такая
версия-
в
нашей
стране
живут
люди
разных
национальностей, но всех нас связывает одна Родина.
- Ребята, с какими ещё гербами мы с вами познакомились? (герб
Кемеровской области и города Ленинск-Кузнецкий).
Воспитатель: - Ребята нашей группы «Гномики», тоже создали свой
герб. Ребята, давайте расскажем как мы его создавали?
Воспитатель: - Какую форму мы с вами выбрали?
Дети: (Наш герб изображаться на щите в форме колпака.)
Воспитатель –Затем мы с вами определили какого цвета будет наш герб?
- Мы выбрали с вами красный. Почему?
(Красный– символ мужества, труда, силы, красоты, праздника. Этот цвет в
геральдике символизирует
любовь, справедливость, отвагу, пролитую кровь,
силу, благородство, власть и знатность происхождения.)
- Щит и цвет мы с вами уже выбрали. А что еще должно быть на гербе?
(разнообразные предметы, животные, птицы, растения, небесные светила и
т.д.)
- А где эти разнообразные предметы можно изобразить? (внутри герба)
- А что мы с вами изобразили на нашем гербе? (солнце сверху по
центру, под ним дети возят хоровод вокруг книг и игрушек) .)
Каждый поучаствовал в создании герба группы, приклеил свой лучик к
диску солнца, вырезал и приклеил человечка в общий хоровод.
Составили девиз: «В группе дружно мы играем, никого не обижаем!»
И теперь наш герб украшает группу.
Раньше, на Руси практически у каждого фамильного рода был свой герб,
который был для человека символом семьи, дома, Родины. Он передавался
по наследству из поколения в поколение и за него человек в бою отдавал
свою жизнь.
Герб – это отличие вашего рода. Например, фамилия – это тоже отличие
вашего рода, только в буквенном значении, а герб – в графическом.
В. - Ребята, а как можно назвать одним словом этих людей: папа, мама,
сын, дочь, бабушка, дедушка?
Дети : Семья.
В. - Правильно, семья!
Семья - это дом, мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья -
это самое дорогое, что есть у каждого человека. Ведь каждый ребенок в
нашей стране имеет право и должен жить в семье, знать своих
родителей.
- Ребята, а сейчас мы проверим, знаете ли вы, как зовут ваших
родителей.
Дидактическая игра «Как зовут твоих родителей?»
В. - А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу?
Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Моему папе она жена, а мне …
Моей маме он муж, а мне … (Ответы детей).
1.
Мамы старшая сестра –
С виду вовсе не стара.
С улыбкой спросит: «Как живёте?»
Кто в гости к нам приехал? (тётя)
2.
Кто же с маминой сестрой,
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя?
«Здравствуй!»- говорит мне… (дядя).
В. - Какие вы молодцы, ребята!
В. - Я вам и вашим родителям предложила попробовать придумать свой
собственный герб. И вы все справились с домашним заданием.
- Ребята, а кто из вас хочет рассказать о своем семейном гербе? ( 2-3
презентации герба)
В. - Ребята, сегодня вы рассказывали про свою семью, о гербе своей
семьи, на котором вы изобразили характерные особенности каждого из
членов семьи. У вас получилось все замечательно.
«Пословицы о семье».
В.: А теперь закончи пословицу:
Я начинаю, а вы заканчиваете.
Яблоко от яблоньки (недалеко падает)
В гостях хорошо, (а дома лучше)
Где любовь и совет там( и горя нет)
На что клад, коли (в семье лад.)
Вся семья вместе, так и (душа на месте.)
«Пальчиковый тренинг».
В.: Наши пальчики покажут, что такое семья!
Пальчиковый тренинг «Моя семья»
.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я – вот и вся моя семья!!!
А сейчас я вам предлагаю вместе нарисовать вашу семью
«Рисовалочка».
В.: Нарисуйте «Семью» на кисти обведенной руки (на пальчиках рисуют
членов семьи).
В.: В заключение хочу сказать:
«Попрошу вас встать взяться за руки образовать круг.
За то время что вы ходим в д/с мы друг другу стали близки как семья
одна большая дружная. Пока в семье дружба, все держатся друг за
друга получается круг, внутри которого царит любовь уважение,
доброта. Пусть этот круг будет в вашей семье неразрывным и в
ваших семьях царит любовь, доброта, взаимность и всегда горит
семейный очаг.
Давайте с вами повторим такие слова
Семья – это важно,
Семья – это сложно,
Но счастливо жить – одному невозможно.
На этом наше занятие заканчивается, и всем семьям за участие в
проекте «Герб моей семьи», вручаются магнитики с изображением герба
России.