Напоминание

"Национальные музыкальные инструменты. История домбры"


Автор: Валетова Зинаида Доглаевна
Должность: преподаватель по классу калмыцкой домбры
Учебное заведение: МКУ ДО "Яшкульская школа искусств им.А.К.Сирохи"
Населённый пункт: поселок Яшкуль, республика Калмыкия, Яшкульский район
Наименование материала: статья
Тема: "Национальные музыкальные инструменты. История домбры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МКУ ДО «Яшкульская школа искусств им.А.К.Сирохи»

Доклад на тему

«Калмыцкая домбра»

Подготовила: Валетова З.Д.,

преподаватель МКУ ДО

«ЯШИ им.А.К.Сирохи

Значение искусства в жизни народа огромно по своей исторической и художественной

ценности. Калмыцкий народ, опираясь на вековые национальные традиции, создавал

самобытное искусство, которое сохранялось в течение столетий в народной памяти.

Передаваясь из поколения в поколение, оно способствует сохранению лучших народных

традиций.

История возникновения калмыцкой домбры уходит своими корнями в

глубокую древность. Калмыцкая домбра была проста в изготовлении. Ее изготавливают из

сосновой доски и фанеры: задняя часть треугольного корпуса - потолще, передняя -

тоньше. Калмыцкая домбра имеет семь ладов и две струны. Струны раньше делали из

бараньей тонкой кишки, обработанной особым способом. Домбра и гармошка были у

калмыков главными музыкальными инструментами на народных праздниках и свадьбах.

Под звучную мелодию домбры плясали и приговаривали:

Ах, сосновая домбра,

Ты звучней играй!

А на пальчике твоем

Золотой наперсток пусть

И сверкает, и горит!

О калмыцких домбрах много сказано в народных загадках, благопожеланиях:

Сухое дерево издает удивительный звук, похожий на ржанье жеребенка, - так

говорится в загадке про домбру.

Овладеть исполнительскими навыками не представляло больших технических трудностей.

Всё это обусловило её долгожительство и позволило стать любимым музыкальным

инструментом народа. Домбра - влюбленный инструмент калмыков, который в настоящее

время очень распространен в быту, в коллективах художественной самодеятельности, в

профессиональной

концертной

практике.

Домбра

-

деревянный

двухструнный

инструмент. Корпус, шейку и головку домбры выделывают из клена, ивы, берёзы. Корпус

имеет грушевидную форму, также есть домбра треугольной формы. Вдоль длинной шейки

расположены две кишечные струны. Строй струн квартовый в регистре малой и первой

октавы.

Звукоряд

диатонический.

Диапазон

и

тембр

у

каждого

инструмента

индивидуальный и зависит от материала, из которого изготовлен инструмент, его

размеров.

Сила звучания, исполнительская техника разнообразна. Чаще всего звук извлекается

ударами - бряцанием - кисти руки по струнам. Отдельные исполнители владеют разными

приёмами игры на домбре. Удары по струнам в одну или обе стороны, по одной струне

или сразу по двум, чаще всего, всеми пальцами правой руки, раздельными пальцами, т.е.

пиццикато одинарное или двойное. Чередование удара по струнам со щелчком - ударом

по деке инструмента в чередовании с ударами по суннам. Особое значение в звучании

домбры имеет акустика её корпуса. Во время исполнения происходит наслаивание взятых

интервалов один на другой. В результате, получается своеобразный единый звуковой

поток,

обрастаемый

обертонами.

Чем

больше

обертонов, тем звучнее считается домбра.

В настоящее время, в экспериментальной мастерской музыкальных инструментов

налажено

производство

калмыцких

домбр.

Проводится

большая

работа

по

совершенствованию инструмента. Для названия инструмента, взят один из вариантов

калмыцких домбр. Домбра - прима, альт, секунда. Домбра секунда имеет следующие

основные части. Корпус - изготовлен из отдельных деревянных частей: деки, с

вырезанным на ней овальным или треугольным отверстием - голосником. Грифа, с

врезанными в него деревянными пластинками, расстояние между которыми называется

ладами.

Головки, с прикрепленным к ней механизмом двух колков для настройки струн.

Подставки, устанавливаемой на деке между голосником и кнопками, которые вставлены в

основание корпуса.

Приемы игры. В природе существует огромное множество звуков, но не все

находят применение в музыке. Звуки имеют определенную высоту звучания, например:

звуки грома, достигаемые более низкими звуками или трели жаворонка высокими

звуками. Громкость звучания - сила звучания. Тембр - окраска звука, которая может

передать

такие

понятия,

как

резкость

звучания,

певучесть,

мягкость.

Длительность звучания, которая достигается за счет продолжительности звучания звука.

Звуки могут звучать довольно долго, не прерываясь, или наоборот, коротко, отрывисто.

Звуки

в

музыке

различаются

не

только

по

высоте,

но

и

по

длительности.

Звукоряд 12 ладовый диапазон у домбры.

Восемь позиций. Знание позиций способствует правильной организации пальцев,

кисти и всей руки в процессе игры, что является важным средством выработки техники

музыканта. Рекомендуется при практике изучения инструмента в объеме применить

последовательность позиции с названием звуков, входящих в каждую из них при этом

следить за эластичностью руки при переходах. При переходе от одной позиции к другой,

каждый раз требуется - изменять положение руки, постановку пальцев на лады,

передвигая ее на один лад ближе к корпусу инструмента. Все звуки извлекаются по

порядку ладов, не пропуская ни одного.

В технике игры на домбре существует очень много. Первый способ: звук извлекается

ударом пальцев правой руки по струнам сверху вниз и удара снизу вверх большим

пальцем по обеим струнам. Этот прием иначе называется штрихами. Звукоизвлечение

правой рукой наиболее приемлем для сопровождения калмыцких танцев - удары

кистью

и

большим

пальцем

по

обеим

струнам,

одновременно

дают

сильное,

акцентированное звучание домбры, характерное для этого жанра народного искусства.

Переходя к практической игре на домбре, нужно учесть, что вся задача дальнейшей учебы

будет заключаться не только в закреплении уже приобретенных навыков исполнения

отдельных штрихов, но и в усовершенствовании всех способов звукоизвлечения. Кроме

того,

проявлять

творческий

подход

в

изучении

новых

неизвестных

способов

звукоизвлечения, существующих среди исполнителей старшего поколения, стремясь,

овладеть многообразием их приемов исполнения на домбре. Особое внимание уделить в

своей работе развитию техники левой руки, точностью и экономичностью движений всей

руки, и единообразием их расположением на ладах, добиваясь чистоты звука и интонаций.

В нашей стране работу по дальнейшему улучшению и совершенствованию народных

инструментов ведут отдельные мастера. Учитывая опыт развития инструментария в нашей

стране, совершенствования калмыцких народных инструментов должно идти по пути

установления хроматической темперации, обогащения групп инструментов новыми

разновидностями, чтобы создавать семейство инструментов, без чего немыслим оркестр.

Поиски в этом отношении повлекут за собой изменения способов извлечения звуков и

приёмов игры на инструменте. Его тембровую окраску. Но эти поиски не должны

привести к потере национального колорита калмыцких инструментов: они должны

говорить

своим

языком,

сохранять

свои

голоса.

Тем

не

менее,

работу

по

усовершенствованию

инструментов

необходимо

продолжать.

Сегодня

важно

восстановление

забытых

и

расширение

использования

редко

употребляемых

инструментов.

Специфические и разнообразные тембры народных инструментов могут быть полнее

представлены

в

национальных

ансамблях,

в

коллективах

художественной

самодеятельности.

Сохраняются и творческие,

развиваются богатейшие традиции

калмыцкого народного искусства. Появляются новые исполнительские исполнители,

солисты, пропагандирующие калмыцкую музыку.

Калмыцкие поэты воспевают домбру в своих произведениях. Бося Сангаджиева в

стихотворении «Домбра»

Созвучная душе.

Мечты моей подруга-

В углу, среди вещей,

Стоит она без звука.

Две тоненькие струны

На деревянном теле

Натянуты.

Грустны

Как будто и не пели.

Как тайна чьих-то кос, Как искренние строки, Как две дорожки слез, Пробороздивших

щеки...

Но только прикоснись-

И отзовутся звуки,

И вслед за ними ввысь

Взлетят, как крылья руки.

Анджа Тачиев в стихотворении «Домбристка»

Домбра речиста и добра, Всегда таланту в лад.

Твоя волшебная игра-Цветущий майский сад!

То загудят в домбре шмели, То звон весенних вод,

То слышишь: струны завели Девичий хоровод.

И ноги сами рвутся в круг-

В домбре задор такой!

Твоя игра тоски недуг Снимает как рукой!

В течение длительного времени совершенствовалось и развивалось народное

творчество, а вместе с ним переживали свою историю, судьбу и музыкальные

инструменты. На формирование калмыцкого музыкального инструментария оказали

влияния быт, нравы народа, его история. В сложной исторической судьбе, в эпоху кочевья

и великих переселений, фольклор, а вместе с ним и музыкальный инструментарий

переживал глубокие процессы ассимиляции и диссимиляции, происходил процесс

утверждения индивидуальной, самобытной, калмыцкой, музыкальной культуры. В этом

можно увидеть причину исключительного разнообразия и богатства инструментария,

который включает исконно калмыцкие инструменты, инструменты заимствованные,

типичные для целого ряда народов. Среди них есть простейшие по изготовлению -товшур,

хур для изготовления которых использовались бесхитростные подручные наручные

материалы, и сложные, которые изготовляли подлинные народные мастера -ятха. бюря.

История возникновения домбры уходит вглубь веков. Если судить по письменным

памятникам, домбра и подобные ей инструменты были распространенны на значительной

территории Азии и на восточных окраинах европейской части России: казахская домбыра,

киргизская домбура, тувинская домра, чувашская тумра, тамра и др. Возможно

предположить, что все указанные наименования исходят из общего древнейшего корня,

который необходимо в каком-нибудь из центров более древней цивилизации.

Согласно музыковеду Т.С. Вызго искомым образцом для всех названных национальных

инструментов можно признать древний арабско-персидский тунбур (танбур), о котором

имеются письменные сведения во второй книге «Большого трактата о музыке» Абу-Наср

Мухаммед Фараби, писателя десятого века.

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайляу)

«Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был

обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх

танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева,

данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее

народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно

из рисунка, инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на

домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры

имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов -

предков современных музыкальных инструментов подобного вида.

Археологическими

исследованиями

установлено,

что

сакские

кочевые

племена

использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской

домброй и могут являться её прототипом, более двух тысяч лет назад. Также в свое время

во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов,

играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки,

бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской

домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников,

живших на территории Казахстана.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и

её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних

времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о

присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников гуннского

происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Марко Поло в

своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков кочевников,

которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для

достижения соответствующего настроя.

1.2. Строение домбры

Домбра - струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре

тюркских народов. Домбра считается народным инструментом у казахов, калмыков и

других народов. В калмыцком языке широко представлены слова, обозначающие части

домбры. Так, корпус домбры называется домбрин цокц (домбрин бий, домбрин көврдг),

верхняя дека домбры - домбрин элкн, нижняя дека домбры –домбрин нурһн, резонатор

(голосник) –домбрин ә һардг нүкн, имеющаяся на верхней деке под струнами подставка

(кобылка) –домбрин тевк; гриф домбры – домбрин иш, лады домбры –домбрин берн;

струны домбры – домбрин чивһсн, колки домбры – домбрин чикн, головка домбры –

домбрин толһа.

Домбра представляет собой двухструнный инструмент, изготавливаемый из дерева клёна,

ивы, акации, тутового и абрикосового дерева. Она состоит из корпуса (1), грифа (2) и

головки (3) (см. рис. 1.). Корпус у большинства современных домбр имеет треугольную

форму, реже встречается корпус грушевидной формы (см. рис. 2, 3). Вдоль грифа

расположены две струны.Струна - источник звуковых колебаний домбры. На домбре

традиционно использовались жильные струны из бараньих кишок. Считалось, что

наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают

низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. Однако

жильные струны не выдерживали и быстро лопались. Как результат сегодня мы имеем

единственный, широко распространенный вид домбры стандартной формы со струнами из

лески, утративший неповторимый тембр звучания.

У нынешних домбр нейлоновые струны, а у домбр, изготовленных давно, всё ещё

кишечные струны, какие были у калмыков в давние времена. Струны крепятся внизу к

пуговке на корпусе, вверху – к колкам в головке. Колки нужны для натягивания и

настраивания струны. Также при настраивании домбры важную роль играет подставка –

от её положения (ближе или дальше от грифа) зависит звучание инструмента. У

большинства домбр квартовый строй – первая струна настраивается на ноту ля малой

октавы, вторая – на ноту ре первой октавы – такие домбры называются домбрами-

секундами.

1.3. Этимология названия

Этимологии слова домбра посвящено немало исследований. К примеру, известный

тюрколог Э.Р. Тенишев в «Сравнительно-исторической грамматике тюркских языков»

отмечает, что слово domra происходит из иранского языка. В учебном пособии «Казахская

музыкальная терминология» приводится обзор мнений ученых об этимологии слова

домбыра. Так, А. Жубанов полагает, что слово домбыра происходит от арабских слов

дунба и бурээ – «курдюк ягненка». Название дано по внешнему виду инструмента: его

овальный корпус напоминает бараний курдюк. К. Жузбасов считает, что лексема домбыра

состоит из двух слов – дем и беру - «дать дыхание», «воодушевлять», «побуждать к

деятельности», тесно связанных с музыкальным исполнительством. По мнению С.С.

Джансеитовой, этимология слова домбыра связана с фоносемантическим материалом. Она

пишет: «В казахском языке от звукоизобразительной формы дом-, доң-, дуң- образуются

производные даңрыр – «звон», «шум», «гомон», «громыхание»; даңрыра – «вид ударного

инструмента», «громыхать», «звенеть», «шуметь»; дуңгIр – «глухой звук домбры»; дIңгIр

–«низкий звук домбры». Общим для всех названий с данным значением является

сонорный –ң. Употребление именно этого согласного в звукоизобразительных словах,

обозначающего

звонкое,

резонирующие

звучание,

объясняется

образованием

носоглоточного резонатора, создающего ощущение мягкой вибрации, гулкого звона.»

В монгольских лексикографических трудах слово домбр встречается с середины

двадцатого века. Так, словосочетание хасаг товшуур, букв. «казахский товшуур»

переводится как домбра, думбра. По определяющему компоненту хасаг – «казахский»

можно определить, кому принадлежит рассматриваемый инструмент. В данном словаре

перечислены разные виды домбров, различающиеся по диапазону: бяцхан доомбор –

«домбра пикколо», эрдүү доомбор – «домбра альтовая», цээл доомбор – «домбра

теноровая», аргил доомбор – «домбра басовая», ахмад доомбор – «домбра контрабасовая».

В «Калмыцко-русском словаре» А. М. Позднеева, а также в других словарях домбор

(домбр) переводится как «балалайка». В данном случае также слово «балалайка» не

является точным переводом слова домбр; речь идет о двух разных музыкальных

инструментах. Балалайка - русский народный струнный щипковый музыкальный

инструмент, имеет корпус треугольной формы, три струны. Домбра же – калмыцкий

народный струнный щипковый инструмент, имеет корпус грушевидной или треугольной

формы, две струны.

1.4. Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды.

Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-

великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как

заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и

тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через

бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё

играет да играет. Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на

помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился

старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился

великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло

много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь

зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с

пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на

всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан

пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери.

Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности

и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры

горячий свинец. Тогда же было выжжено отверстие посередине и остались только две

струны.

Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на

охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку

кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе)

отправились к старому мастеру за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент,

который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны,

словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий

свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно

человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына.

Прекрасная музыка домбры донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и

бесславной смерти. Разгневанный хан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Вне

себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие — след

расплавленного свинца.

Во времена "Четырех ойратов" среди национальных инструментов - товшур, хучир, мёрн-

хуур и др. - стал выделяться инструмент, похожий на летящую боевую стрелу с

оперением. Именно она прочертила, повторила судьбу ойратов. Две струны, как след от

тележьего обоза, доехавшего до нужной страны. Семь ладов, как семь прекрасных побед

над недругами. Три угла корпуса домбры, как три нутуга, нашедших вольные пастбища на

волжских берегах. И, наконец, наконечник стрелы, похожий на бамб-цецг, тюльпан. Это

была домбра, похожая на девушку с протянутой к солнцу рукой, на ладони которой

блестят две жемчужины...

1.5. Игра на домбре

Существует множество исполнительских техник при игре на домбре. Чаще всего звук

извлекается ударами кисти руки по струнам. При этом участвуют все пять пальцев руки.

Исполнители владеют ударами по струнам в одну или две стороны, по одной струне или

по двум. Так же играют двумя пальцами – указательным и большим, или одним – только

большим. Ритм и комбинация техник зависят от исполняемого произведения. Струны

прижимаются к грифу пятью пальцами. Гриф лежит между большим и указательным

пальцем. Благодаря своей малой широте, на первой струне можно играть не только

большим, но и всеми остальными пальцами руки. На современных домбрах примерно 21

лад. Порожки, разделяющие лады, изготавливаются из железа, нейлона. Раньше

изготавливались из жил животных.

Игре на домбре обучают в музыкальных школах, училищах, как игре на народном

музыкальном инструменте. Там же формируют детские ансамбли, оркестры, участвующие

в

местных

и

иногородних

музыкальных

конкурсах.

В

Калмыкии

существует

Национальный Оркестр, в котором большая часть музыкантов – домбристы. На домбре

возможно исполнение произведений многих стилей – от народных песен до классики,

несмотря на наличие только двух струн. Многие народные калмыцкие танцы исполняются

под аккомпанемент домбры, такие как Чичирдык, Ишкимдык. Народные песни также

поются под домбру – Шарка-Барка, Цаган Сар, Деляш. Вы заметили, что игру на домбре

никогда не начинают громко. Постепенно, чуть стягивая или ослабляя струны, плавным

передвижением пальцев по ладам музыкант находит нужную тональность и начинает

играть мелодию. Ут дун (протяжная), саатулын дун (колыбельная), уйhн дун (лирическая),

келдг дун (быстрая). Все подвластно домбре.

В настоящее время традиционная культура Калмыкии стала угасать. Мастеров по

изготовлению домбр в республике всего два. С целью поддержки развития народной

культуры в обществе – в частности среди молодёжи – администрация города Элиста летом

2015 года организовала выступление сводного оркестра домбристов. Дирижером оркестра

был

дирижер

Национального

Оркестра

Республики

Калмыкия,

Савр

Катаев.

Исполнителей собирали со всей республики в течение двух месяцев. В итоге, на площади

перед Хурулом собралось 330 домбристов (изначально предполагалось 300 человек).

Часть музыкантов была представлена взрослыми специалистами, но большая часть –

детьми, учениками музыкальных школ. Это дало надежду на то, что молодая часть

населения будет развивать и поддерживать народные традиции и культуру. На концерте

присутствовал главный лама Калмыкии – Тэло Тулку Ринпоче. Исполнялись домбровые

наигрыши из народных мелодий, первая глава эпоса «Джангар», произведение «Зелёная

Тара», посвященное буддистскому божеству, произведение «Ур Сар», посвященное

буддистскому празднику. Также в сводном оркестре играли другие калмыцкие народные

инструменты – бииве, цур, цанг и другие. Все музыканты были одеты в национальные

костюмы разнообразной расцветки (см. рис. 4, 5).

1.6. Биография преподавателя калмыцкой домбры Бюрчеевой Юлии Викторовны

Бюрчеева Юлия Викторовна родилась в 1976 году в Элисте, училась в музыкальной школе

№2 (ныне Детская школа искусств №2) по классу калмыцкой домбры у Дохаевой Любовь

Тюрбеевны с 1985 по 1990 год. В 1993 году поступила в Училище искусств на отделение

калмыцких народных инструментов по двум специальностям: калмыцкая домбра и хучир.

По калмыцкой домбре остался тот же педагог, хучир преподавали два педагога – Та

Намуцзиле и Цевелма Багш. С 1995 по 1997 год проходила стажировку в Монголии в

музыкальном училище в городе Улан Батор. Высшее образование получила в Казанской

государственной консерватории имени Назиба Жиганова по классу хучир. Педагог –

народный артист Татарстана, профессор, руководитель государственного струнного

квартета Монасыпов Шамиль Хамитович. В 2002 году пришла работать в Училище

искусств, параллельно преподавая в Детской музыкальной школе №1 имени Санджи-Гаря

Дорджина. В 2011 году становится заведующей отделением калмыцких народных

инструментов в ДМШ№1, с 2015 года является заместителем директора по учебной части.

В 2015 году Бюрчеева Ю.В. решением Администрации г. Элисты признана лучшим

педагогом дополнительного образования. За годы работы в школе выпустила 14 человек,

их них – шесть с красным дипломом. Из них же восемь стали лауреатами международных,

республиканских и всероссийских конкурсов. Один из выпускников – Горяев Чингис стал

лауреатом премии Главы Республики Калмыкия и лауреатом премии Администрации

города Элисты. Бюрчеева Юлия Викторовна является автором методических работ,

программ, переложений для калмыцкой домбры и хучира.

Предоставив данную биографию, я хотела показать, что в настоящее время есть

специалисты в игре на домбре и обучение игре на этом инструменте не останавливается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большую роль в народном искусстве республики играет инструментальное и песенно-

инструментальное творчество. В течение длительного времени совершенствовалось и

развивалось народное творчество, а вместе с ним переживали свою историю и

музыкальные инструменты. Одним из самых распространенных и самых любимых

народом инструментом является домбра.

Калмыцкая домбра – инструмент с действительно длинной историей, собственной

исполнительской техникой и нелёгкой судьбой. Перенеся на себе холодные годы в

Сибири, она вернулась в родные степи и снова звонко заиграла, даруя радость и счастье

слушателям. У жителей Монголии, Казахстана, Калмыкии общие предки. В Монголии и

Казахстане есть родственные домбре инструменты, имеющие отличающиеся названия –

товшур, домбыра и так далее. Следовательно, домбра – инструмент далёких предков

калмыков. Доказательством тому служит факт, что древний калмыцкий эпос «Джангар»

рассказывают джангарчи, аккомпанируя себе игрой на домбре. В 2015 году эпосу

«Джангар» исполнилось 575 лет, поэтому можно предположить, что домбре не менее пяти

веков.

Домбра - струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре

тюркских народов. Домбра имеет корпус грушевидной или треугольной формы, две

струны. Домбра считается народным инструментом у казахов, калмыков и других

народов. Этимологии слова домбра посвящено немало исследований.

О домбре и её происхождении существуют легенды, так или иначе раскрывающие ее

значимость для калмыков и калмыцкой культуры.

Существует множество исполнительских техник при игре на домбре. Ритм и комбинация

техник зависят от исполняемого произведения. Игре на домбре обучают в музыкальных

школах, училищах, как игре на народном музыкальном инструменте. Там же формируют

детские ансамбли, оркестры, участвующие в местных и иногородних музыкальных

конкурсах. С целью поддержки развития народной культуры в обществе, в частности -

среди

молодёжи,

администрация

города Элисты

летом 2015 года

организовала

выступление сводного оркестра домбристов Республики Калмыкия, который объединил

300 исполнителей из разных уголков региона. Это дало надежду на то, что молодая часть

населения будет развивать и поддерживать народные традиции и культуру.

Таким образом, родившись на западе Монголии, повторив судьбу ойратов, пройдя путь из

Джунгарии до Волги, побывав в войнах, разрухах, репрессиях, домбра сохранила свое

лицо. А наша задача – сохранить домбру.

Краткий словарь калмыцких музыкальных терминов

Товшу

́

р – разновидность двухструнной шейковой лютни, один из старшейших калмыцких

народных инструментов.

Хучи

́

р

смычковый

двухструнный

инструмент

сопранового

регистра.

Смычок

изготавливается из ветки акации, ивы и конских волос, две пряди волос продеваются

между струнами и смычок водится сразу по двум струнам.

Мёрн – хуу

́

р – двухструнный смычковый инструмент. Звук извлекается дугообразным

смычком из акации или ивы.

Бииве

́

– флейтовый инструмент, вид – поперечная флейта. Изготовляется из бабмука,

камыша. В настоящее время мало распространён в Калмыкии.

Цур – флейтовый инструмент, вид – продольная флейта. Изготовляется из дерева. В

старину цур бытовал у чабанов, пастухов.

Цанг – ударный инструмент. Металлические тарелки, представляющие собой диски. При

игре цанги держат за специальные ремешки. Цанги имеют низкий звук, сильную шумовую

волну.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева

Л.

А.

Нажмеденов

Ж.

Особенности

музыкального

строя

казахской

домбры.//Казахская культура: исследования и поиски. Сборник научных статей, Алматы,

2000.

Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности кахаской домбры.// Мы и вселенная.

2001.№ 1(6), с52-54.

Борлыкова Б.Х. Калмыцкая музыкальная терминология. Элиста, 2009.

Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии. Москва, 1980.

Луганский Н.Л. Калмыцкие народные музыкальные инструменты. Элиста, 1987.

Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.



В раздел образования