Напоминание

"Экологическое воспитание школьников через ознакомления с природой родного края"


Автор: Дядяшева Елена Валентиновна
Должность: воспитатель кро
Учебное заведение: Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области "Краснянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Воронежская обл, Новохоперский р-н, село Красное
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание школьников через ознакомления с природой родного края"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




К

ОУ ВО

«

Краснянская

-

школа

интернат

для

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

.

Доклад

для

выступления

на

методическом

объединении

воспитателей

и

классных

руководителей

на

тему

:

«

Экологическое

воспитание

школьников

через

ознакомления

с

природой

родного

края

»

Составила

воспитатель

-

Дядяшева

Е

.

В

С

.

Красное

Как

всё

взаимосвязано

в

природе

,

Разумно

и

неразделимо

!

Вот

ландыши

:

они

не

в

поле

бр

одят

,

А с тенью лип нерасторжимы,

И с колокольчиком лиловым,

И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,

И с влажным воздухом медовым.

Срубите лес и, как в безлунной бездне,

Всё-всё – до муравьиной кучи,

До ёжика, до светлячка – исчезнет.

Над пустошью лишь тени бросят тучи…

Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,

Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела.

Н. Жоговолева

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа

является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто

запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки,

птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это

привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к

сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек

приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы.

Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого

воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только

познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием,

характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и

ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить,

сопереживать и радоваться ей.

Задачи:

- экологическое просвещение.

- обогащать у детей представления о ценности природы и правилах

поведения в ней;

-расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;

-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать

природе.

Мною был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию

детей через ознакомления с природой родного края»

В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и

художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими

комнатными растениями

Предполагаемый результат:

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального

назначения, желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников экологии;

- творческая активность воспитанников.

.

Экологическое воспитание - одно из главных направлений воспитательной системы в

школе. Любовь к природе, бережное отношение к ней приходят не сразу. Это результат

целенаправленной длительной работы при изучении природы на уроках, во внеклассной

работе и во внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в посильное участие в дело

охраны природы (размножение и выращивание комнатных растений в школе и дома,

работа на пришкольном опытном участке, заготовка корма для птиц и т.д.) с

применением системно - деятельностного подхода.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова

К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен

принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое

управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Рассматривая младший школьный возраст, как ценный этап в развитии экологической

культуры личности, формировании компетентности современного школьника выделяют

основные показатели проявления нравственно-экологической позиции личности:

усвоения норм и правил взаимодействия с окружающим миром;

наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на

практическое применение их;

потребность в общении с природой, проявление положительных чувств;

умение

видеть

и

понимать

прекрасное,

потребность

самовыражения

в

творческой деятельности;

проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего

окружения

Основной задачей экологического образования является не столько усвоение

экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно

быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии

окружающей среды. Я считаю, что экологическое воспитание надо начинать с того

момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Наблюдая за миром природы

вместе с детьми, взрослым очень важно показать все стороны своих взаимоотношений

с природой, чтобы, общаясь с ней, дети учились видеть прекрасное в обычном, бережно

относиться к родной природе. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно

относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится

самого дорогого и необходимого? Экологический кризис коснулся всех стран и народов,

всем нам придется неизбежно принимать меры, чтобы сохранить нашу прекрасную

планету.

Ранний возраст – это-то время, когда родители, воспитатели детских дошкольных

учреждений и учителя начальных классов могут повлиять на формирование культуры

отношений в системе «человек - окружающая среда».

Ответственное отношение

человека к природе формируется в процессе непосредственного общения с природой,

очень важен компетентностный подход педагога в формировании экологической

культуры ребёнка. Родная природа – замечательный источник, из которого ребенок

узнаёт много нового и интересного, получает разнообразные знания и впечатления.

Интерес к окружающим объектам живой природы проявляется очень рано. Дети

замечают всё: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного жучка в густой

траве, гусеницу, ползущую по стеблю цветка.

Внимание их привлекают сезонные

изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир:

стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, попробовать на вкус. Дети

должны понять, что человек – это часть природы. Мы зависимы от природы, а

бездумные решения некоторых людей приводят к серьёзным последствиям, и поэтому,

прежде чем принять важное решение, касающееся изменений в природе, нужно

просчитать, какие будут последствия.

В одном из стихотворений И.Мазнина есть такие замечательные слова:

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету.

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она? Я считаю, что воспитание экологической культуры

реализуется

через систему занятий, внеклассных мероприятий, через внеурочную

деятельность

и

индивидуальную работу

с

обучающимися.

Занимаясь

изучением

экологических

проблем,

дети

становятся

более

внимательными

к

объектам

окружающего мира, часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений,

животных, любуются растениями, но не срывают их, любят делать зарисовки природных

объектов, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои

поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. Мир вокруг нас – от морей и озёр

до холмов и гор, от самых глубоких корней до вершин деревьев, от крупных зверей до

микроскопических организмов – объединён многочисленными связями. Некоторые из них

очевидны, другие незаметны, но от этого не менее важны. Экология изучает

взаимоотношения в природе во всём её разнообразии. Понимая природу, мы можем

сохранить её для потомков, которые будут радоваться чистым озёрам, густым лесам,

цветущим лугам – всему прекрасному разнообразию нашего мира.



В раздел образования