Автор: Дядяшева Елена Валентиновна
Должность: воспитатель кро
Учебное заведение: Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области "Краснянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Воронежская обл, Новохоперский р-н, село Красное
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание школьников через ознакомления с природой родного края"
Раздел: среднее профессиональное
К
ОУ ВО
«
Краснянская
-
школа
интернат
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
.
Доклад
для
выступления
на
методическом
объединении
воспитателей
и
классных
руководителей
на
тему
:
«
Экологическое
воспитание
школьников
через
ознакомления
с
природой
родного
края
»
Составила
воспитатель
-
Дядяшева
Е
.
В
С
.
Красное
Как
всё
взаимосвязано
в
природе
,
Разумно
и
неразделимо
!
Вот
ландыши
:
они
не
в
поле
бр
одят
,
А с тенью лип нерасторжимы,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес и, как в безлунной бездне,
Всё-всё – до муравьиной кучи,
До ёжика, до светлячка – исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…
Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,
Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела.
Н. Жоговолева
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа
является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто
запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки,
птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это
привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к
сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек
приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы.
Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого
воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только
познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием,
характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и
ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить,
сопереживать и радоваться ей.
Задачи:
- экологическое просвещение.
- обогащать у детей представления о ценности природы и правилах
поведения в ней;
-расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать
природе.
Мною был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию
детей через ознакомления с природой родного края»
В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и
художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими
комнатными растениями
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального
назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников экологии;
- творческая активность воспитанников.
.
Экологическое воспитание - одно из главных направлений воспитательной системы в
школе. Любовь к природе, бережное отношение к ней приходят не сразу. Это результат
целенаправленной длительной работы при изучении природы на уроках, во внеклассной
работе и во внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в посильное участие в дело
охраны природы (размножение и выращивание комнатных растений в школе и дома,
работа на пришкольном опытном участке, заготовка корма для птиц и т.д.) с
применением системно - деятельностного подхода.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова
К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен
принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое
управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Рассматривая младший школьный возраст, как ценный этап в развитии экологической
культуры личности, формировании компетентности современного школьника выделяют
основные показатели проявления нравственно-экологической позиции личности:
усвоения норм и правил взаимодействия с окружающим миром;
наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на
практическое применение их;
потребность в общении с природой, проявление положительных чувств;
умение
видеть
и
понимать
прекрасное,
потребность
самовыражения
в
творческой деятельности;
проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего
окружения
Основной задачей экологического образования является не столько усвоение
экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно
быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии
окружающей среды. Я считаю, что экологическое воспитание надо начинать с того
момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Наблюдая за миром природы
вместе с детьми, взрослым очень важно показать все стороны своих взаимоотношений
с природой, чтобы, общаясь с ней, дети учились видеть прекрасное в обычном, бережно
относиться к родной природе. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно
относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится
самого дорогого и необходимого? Экологический кризис коснулся всех стран и народов,
всем нам придется неизбежно принимать меры, чтобы сохранить нашу прекрасную
планету.
Ранний возраст – это-то время, когда родители, воспитатели детских дошкольных
учреждений и учителя начальных классов могут повлиять на формирование культуры
отношений в системе «человек - окружающая среда».
Ответственное отношение
человека к природе формируется в процессе непосредственного общения с природой,
очень важен компетентностный подход педагога в формировании экологической
культуры ребёнка. Родная природа – замечательный источник, из которого ребенок
узнаёт много нового и интересного, получает разнообразные знания и впечатления.
Интерес к окружающим объектам живой природы проявляется очень рано. Дети
замечают всё: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного жучка в густой
траве, гусеницу, ползущую по стеблю цветка.
Внимание их привлекают сезонные
изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир:
стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, попробовать на вкус. Дети
должны понять, что человек – это часть природы. Мы зависимы от природы, а
бездумные решения некоторых людей приводят к серьёзным последствиям, и поэтому,
прежде чем принять важное решение, касающееся изменений в природе, нужно
просчитать, какие будут последствия.
В одном из стихотворений И.Мазнина есть такие замечательные слова:
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Давайте будем беречь планету.
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она? Я считаю, что воспитание экологической культуры
реализуется
через систему занятий, внеклассных мероприятий, через внеурочную
деятельность
и
индивидуальную работу
с
обучающимися.
Занимаясь
изучением
экологических
проблем,
дети
становятся
более
внимательными
к
объектам
окружающего мира, часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений,
животных, любуются растениями, но не срывают их, любят делать зарисовки природных
объектов, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои
поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. Мир вокруг нас – от морей и озёр
до холмов и гор, от самых глубоких корней до вершин деревьев, от крупных зверей до
микроскопических организмов – объединён многочисленными связями. Некоторые из них
очевидны, другие незаметны, но от этого не менее важны. Экология изучает
взаимоотношения в природе во всём её разнообразии. Понимая природу, мы можем
сохранить её для потомков, которые будут радоваться чистым озёрам, густым лесам,
цветущим лугам – всему прекрасному разнообразию нашего мира.