Автор: Домород Алина Валерьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия№24" г.Калуги
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: Сопровождение одаренного ребенка на уроках биологии
Тема: Сопровождение одаренного ребенка на уроках биологии
Раздел: полное образование
Научно-исследовательская деятельность с одаренными детьми
Учитель биологии МБОУ «Гимназия №24» г. Калуги Домород А.В.
Не секрет, что выявление одаренных детей является одной из сложных и
непростых задач учителя. Каждый учитель начальных классов за 4 года
обучения может достаточно точно сказать, какой из детей в чем силен, кто
имеет творческие способности, у кого проблемы с логическим мышлением, в
целом дать полную характеристику своих учеников. Но не каждый ребенок
даже за время своего обучения в начальной школе способен
продемонстрировать свои способности. Да что говорить о детях! Далеко не
каждый взрослый может точно сказать, в какой области он наиболее
талантлив.
Выявление одаренных детей является важным процессом в школьной
жизни. В силу того, что одаренность не является неизменным качеством
личности, результаты её ранней диагностики не могут считаться абсолютно
надежными. Одаренность ребенка может проявиться и на более поздних
этапах его развития. Следовательно, диагностические тесты в рамках
сопровождения проводятся с определенной периодичностью, охватывая весь
контингент учащихся, и служат основой для корректировки учебных
программ каждого ребенка.
В работе нашей гимназии выявление одаренности занимает очень важное
место, ведь ребенок склонный к математике, потенциальный призер
олимпиад, возможно в будущем конструктор или инженер. А ребенок,
наделенный творческими способностями, может разработать проекты,
потрясающие умы и воображение взрослых.
Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются
лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования
способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе
взаимодействия
человека
с
окружающим
миром
развиваются
его
способности.
Из
опыта
работы
можно
сказать,
что
возрастными
предпосылками
способностей являются
у младших школьников являются повышенная восприимчивость,
доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность
того, чему учат.
У
школьников
средних
классов
отмечаются
возросшая
самостоятельность, настойчивая энергия и широта склонностей.
У старших школьников очень заметны работа анализирующей мысли,
готовность
к
рассуждениям
и
особая
эмоциональная
впечатлительность.
Поскольку эти качества являются возрастными и, следовательно, в
какой-то мере временными, их нужно вовремя и в полной мере использовать
1
для подъема способностей. Но нужно помнить о преходящем характере
возрастных предпосылок и избегать долговременного прогноза о будущих
способностях ребенка. В полной мере характеризующими способности
можно считать, только такие свойства, которые не исчезают при переходе к
новому возрасту.
Не стоит использовать словосочетание «одаренный
ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса
определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм
ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на
следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей
исключительности.
Что же такое одаренность?
Под
одаренностью
понимают:
- качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит
возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной
деятельности;
- системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
незаурядных )результатов.
Виды одаренности
Основные методы, которые мы используем: наблюдение, тестирование,
беседа, анализ продуктов деятельности. Рассмотрим более подробно.
Итак, наблюдение. Способного ребенка нельзя не заметить, он всегда
бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и
возможностями в каком-либо виде деятельности.
1.
Интеллектуально
одаренные
дети
(критерии определения интеллектуальной одаренности)
2.
Социально-лидерски
одаренные
дети
(критерии определения)
3.
Художественно-эстетически
одаренные
дети
(критерии определения)
4.
Спортивно
и
физически
одаренные
дети
(критерии определения)
2. Диагностика.
Определение стартового уровня способностей учащихся.
Например, при определении стартовой позиции определяется уровень
развития творческих задатков детей. Так, например, ребенку дается
следующее задание: «К основному изображению, даются кружки или
2
треугольники, можно варьировать, добавить что-нибудь, чтобы получилось
изображение.
Здесь
оценивается
беглость,
гибкость,
оригинальность.
Хорошим показателем творческих способностей является, когда ребенок
выходит за пределы фигуры или объединяет фигуры и интегрирует из фигур
целый рисунок.
Это задание помогает выявить творческие задатки ребенка и дает хороший
материал для работы учителя и учителей-предметников.
Диагностика помогла создать модель развития творческих способностей
учащихся - модель одаренного ребенка.
Согласно модели развития творческих способностей учащихся гимназии
творческая личность интегрирует в себе три основные характеристики:
когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества, каждое из
которых соответственно имеет свою сферу развития – интеллектуальную,
эмоциональную и мотивационно-волевую.
Развитие качеств творческой
личности осуществляется посредством основных стратегий деятельности
– исследовательское обучение, обучение мышлению, обучение мотивации и
рефлексии через разнообразие, вариативность методов, средств, форм и
условий реализации.
В своей работе мы используем следующие стратегии.
Стратегия «Исследовательское обучение» (Научное творчество).
Одной
из
наиболее
эффективных
и
в
настоящее
время
широко
распространенных форм удовлетворения и развития исследовательской
активности учащихся является выполнение школьниками самостоятельных
исследований. Это обусловлено несколькими причинами:
Природная любознательность делает для них исследование очень
важной сферой деятельности;
Позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности, запросы,
возможности
Помогает стать независимым в изучении мира.
3
Исследовательская работа учащихся рассматривается как важнейший фактор
развития творческих способностей. Особенность этой работы состоит в том,
что учащиеся сами выбирают темы своих будущих исследований. От этапа
мотивации во многом зависит, состоится исследование или нет. Если вопрос
не возник и проблема не сформулирована в той или иной форме, то не может
быть и подлинного исследования, предполагающего творческий поиск
решения
проблемы,
возникшего
у
школьника.
Психолог
помогает
определиться с литературой. Широк диапазон тем, которые выбирают
учащиеся,
разнообразны
их
интересы.
Это
и
«Психология
сказки;
«Восприятие цвета разными возрастными группами», «Развитие лидерского
потенциала» и т.д.
В своих исследованиях учащиеся творчески подходят - они пишут сказки,
сочиняют сценарии, подбирают упражнения для развития психических
функций, составляют анкеты. Мы учим детей творческому самовыражению,
проводя видеотренинги. С результатами своих исследований учащиеся
знакомят учителей, выступая на педсоветах, кафедрах. Учеников знакомят на
научно-практических конференциях.
Стратегия «Обучение творческому мышлению» (Культура мышления).
Изучая
реалии современной гимназии, мы понимали, что развитие
творческой, исследовательской личности, её когнитивной (познавательной)
сферы
невозможно без совершенствования культуры мышления,
без
практических умений и навыков творческой мыслительной деятельности.
Какие качества
мышления более всего
необходимы для творческого
развития?
При этом мы обратили внимание на то, что наиболее интересные работы
были написаны теми ребятами, кто не просто логически мыслит, умеет
правильно выстроить гипотезу, видят проблему и т.д., а проявляет эти
качества «на стыке» мышления и воображения, при развитой эмоционально-
чувственной сфере.
Среди таких качеств творческого мышления мы
отметили:
-«обращенность в будущее» - знания и умения, позволяющие не просто
репродуцировать прошлое, сколько творить будущее.
Для развития когнитивного компонента мы проводим индивидуальные
занятия и тренинги по следующим темам: (4 блока)
«Я – Я» (познание себя)
«Я – Другой» (я в общении с другими)
«Я – общество» (отношения с общественными институтами)
«Я – мир» (как я исследую этот мир)
Стратегия «Обучение мотивации и рефлексии» (Духовно-ценностная
культура).
История науки и особенно искусства знает массу примеров того, что
отсутствие или потеря духовности оборачивалась потерей таланта. Поэтому
4
духовно-ценностный
контекст должен стать неотъемлемой частью
культуры исследовательской личности.
Развитие духовно-ценностной, эмоциональной сферы
творческой,
исследовательской
личности
наиболее
органично
реализуется
через
различные формы внеурочной воспитательной работы.
Большая роль в этом направлении отводится педколлективу и родителям.
Это
повышение
психологической
компетентности:
выступление
на
педсоветах, кафедрах по темам:
Решение столь важной задачи, как развитие творческих, исследовательских
способностей
возможна
лишь
совместными
усилиями
педагогов
и
психологов,
при
более
действенном
применении
достижений
психологической науки.
Но по отношению к учащимся нужно избегать двух крайностей. Одна из них
состоит в мнении, что развитие такого ребенка не требует никакого участия.
Но подобное невмешательство учителя может оказаться пагубным для
развития способностей. Другая крайность – это чрезмерное вмешательство в
формирование способностей. Неверно думать, что во всех случаях, чем
раньше чему-либо обучать ребенка, тем лучше. Нервная система ребенка
неустойчива, возможности детского мозга ограниченны.
Принцип, которого следует придерживаться в противовес указанным
крайностям, состоит в том, чтобы найти правильный индивидуальный
подход к каждому ученику, основанный на его способностях.
Американский психолог Розенталь показал, что в ситуации, когда педагог
ожидает «выдающихся успехов» от детей, они действительно эти успехи
начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными.
5