Автор: Хакимулина Нафиса Минхаировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Школа №54"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок: эффективная организация образовательного процесса.
Раздел: среднее образование
Современный урок: эффективная организация образовательного
процесса.
Хакимулина Нафиса Минхаировна
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены,
которые охватывают практически все стороны педагогического процесса.
Личный
интерес
обучающегося
–
это
решающий
фактор
процесса
образования.
Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического
мастерства
учителя
путём
освоения
современных
образовательных
технологий
обучения
и
воспитания.
Педагогическая
технология
–
проектирование
учебного
процесса,
основанное
на
использовании
совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной
деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых
имеет чётко заданный результат.
С овладением любой новой технологией начинается новое
педагогическое
мышление
учителя:
чёткость,
структурность,
ясность
методического языка.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что
процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать
психологические механизмы формирования личности, добиваясь более
качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при
проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные
образовательные технологии:
1.
Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня
мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных
интересов учащихся, что становится возможным при разрешении
возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.
Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную
потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами
действий, умениями и навыками.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения
любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и
исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных
проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше
усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что
открыли сами и выразили по-своему.
2.
Исследовательская работа.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников
получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть,
изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по
природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в
различных исследовательских делах. Успех исследования во многом
зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать,
сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А,
значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить
эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому
мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать
выводы.
3.
Здоровьесберегающие технологии.
В моём классе она включает в себя: проведение тематических
физминуток
на каждом уроке, динамических пауз, участие в
спортивных соревнованиях, проведение родительских собраний на
тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка»,
«Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для
всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию
подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня –
научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и
укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и
далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я
стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок
здоровьесберегающим?
Использую
на
уроках
различные
весёлые
физкультминутки,
гимнастику, «пение» звуков и многое другое.
4.
Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Групповая работа играет положительную роль не только на первых
этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.
Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней
обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии,
окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится
сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети
плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5–6
человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно
каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.
5.
Игровые технологии
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым,
удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его
взять.
Игры
позволяют
осуществлять
дифференцированный
подход
к
учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его
интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения
игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями,
выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они
могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию,
способам организации и проведения. С их помощью можно решать
какую-либо
одну
задачу
(совершенствовать
вычислительные,
грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач:
формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание,
творческие способности и т. д.
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель
всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за
игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и
повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на
уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески,
способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят
радость, формируют у ребёнка желание учиться
.