Напоминание

"Умственное развитие и эмоции старших дошкольников."


Автор: Косач Марина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "МАЯЧОК"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: "Умственное развитие и эмоции старших дошкольников."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Косач М.Н.

педагог-психолог

Умственное развитие и эмоции старших дошкольников.

Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой

психологического

здоровья,

фундаментом

мотивации

и

творческой

активности. С помощью эмоций и чувств ребёнок сигнализирует взрослым о

своём самочувствии, желаниях, нуждах. Наблюдая за детьми в детском саду,

можно заметить, как потускнела сюжетно-ролевая игра, увеличилось число

эмоционально неуравновешенных, тревожных детей. В связи с чем, важно

начинать

работу

по

развитию

эмоционально-личностной

сферы

в

дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст является периодом приобщения к миру

общечеловеческих ценностей, это время установления первых отношений с

людьми. Важную роль в развитии личности ребенка играет процесс умения

познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние

собеседника. Познание детьми самих себя, понимание эмоционального

состояния и поступков других людей формирует у ребенка эмпатию.

Постепенно в дошкольном возрасте мы можем наблюдать первые проявления

сопереживания.

Способность к сопереживанию развивается при соблюдении условий и

одновременно является этапами развития эмпатии: получение собственного

положительного опыта, осознание собственных эмоций и чувств, осознание

того, что может чувствовать другой человек. Эмпатия – одно из условий

эффективного общения с окружающими людьми. Способность поставить

себя на место другого помогает лучше понять другого. Дети учатся

сопереживанию, бесконфликтному общению.

Психологическая поддержка, практически, требуется всем российским

детям. Этому сопутствует ряд неблагоприятных факторов: экономическая и

политическая

нестабильность;

большой

поток

информации;

неконтролируемый процесс использования современных гаджетов, что ведет

к дефициту полноценного общения. Зачастую родители работают по десять

часов в сутки, в погоне за деньгами на оплату кредитов.

Изучив особенности развития эмоционально-личностной сферы

дошкольников можно отметить следующий положительный момент:

в

условиях детского сада у детей есть уникальная возможность достроить свой

образ,

структуру

своего

«Я».

Ребенок

может

усилить

или

обрести

положительные качества этого образа, на основе оценок окружающих,

взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, успехов и неудач в

деятельности и общении.

Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в

активности. Эмоционально-аффективная сфера, зафиксированная в памяти и

отражённая в речи, является основой осознания и развития «Я-концепции»

личности

ребёнка.

Самоощущения,

самовыражение,

самооценка,

самореализация базируются на осознанной и осмысленной эмоционально-

экспрессивной деятельности, организованной взрослым. Дошкольный период

– один из периодов становления иерархии мотивов и первичных этических

норм. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается

произвольное поведение. Произвольность – наличие не только цели, сколько

средств и способов её осуществления – важное психологическое обеспечение

развития личности ребёнка.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии

детей. Эмоции детей дошкольного возраста ситуативные и неустойчивые.

Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже

очень любимых людях.

На протяжении дошкольного детства эмоции ребёнка приобретают

глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать

подлинную заботу о близких людях, поступки, направленные на то, чтобы

оградить

их

от

беспокойства

и

огорчения.

Одно из главных направлений развитий эмоция в дошкольном возрасте

является увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием

ребёнка. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с

последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что

такое плохо. Изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления

эмоций. Ребёнок постепенно овладевает умением до известной степени

сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от двухлетнего

ребенка пяти-шестилетний дошкольник может сдерживать слёзы, скрыть

страх и т.п.

С взрослением дошкольники способны усваивать «язык эмоций»,

принятый в обществе. Могут использовать различные формы их выражения

при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса,

замечать

тончайшие

оттенки

переживаний.

В дошкольном возрасте происходят выраженные конституционные и

мимические изменения лица ребёнка, что связано с ростом лицевого черепа,

с преобразование челюстей и с изменением строения щек. В этот период

ребёнок полнее овладевает мимикой и телесной экспрессией. Общение с

взрослыми и со сверстниками учит ребёнка усвоению мимики через его

идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. К пяти годам

формируются

некоторые

сознательно

контролируемые

выражения,

например, демонстративно «честное» выражение лица с открытым взглядом,

устремлённым в глаза взрослому, когда в действительности ребёнок что-либо

утаивает.

Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в

стремлении ребёнка утвердиться в своих моральных качествах. Ребёнок

пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он

хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки.

Возникнув в процессе общения с взрослыми, потребность в признании в

дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками. Так как в

дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в

первую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по

поводу игры. В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с

одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше

всех». Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников.

Важно понимать, почему необходимо развивать эмоционально-

личностную

сферу

в

дошкольный

период.

С

одной

стороны,

это

непосредственно влияет на развитие эмпатии, с другой стороны ребенок –

приобретает конструктивные способы управления собственным поведением,

что во многом определяет степень готовности ребенка к обучению и

благоприятной адаптации к школе.



В раздел образования