Автор: Косач Марина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "МАЯЧОК"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: "Умственное развитие и эмоции старших дошкольников."
Раздел: дошкольное образование
Косач М.Н.
педагог-психолог
Умственное развитие и эмоции старших дошкольников.
Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой
психологического
здоровья,
фундаментом
мотивации
и
творческой
активности. С помощью эмоций и чувств ребёнок сигнализирует взрослым о
своём самочувствии, желаниях, нуждах. Наблюдая за детьми в детском саду,
можно заметить, как потускнела сюжетно-ролевая игра, увеличилось число
эмоционально неуравновешенных, тревожных детей. В связи с чем, важно
начинать
работу
по
развитию
эмоционально-личностной
сферы
в
дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст является периодом приобщения к миру
общечеловеческих ценностей, это время установления первых отношений с
людьми. Важную роль в развитии личности ребенка играет процесс умения
познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние
собеседника. Познание детьми самих себя, понимание эмоционального
состояния и поступков других людей формирует у ребенка эмпатию.
Постепенно в дошкольном возрасте мы можем наблюдать первые проявления
сопереживания.
Способность к сопереживанию развивается при соблюдении условий и
одновременно является этапами развития эмпатии: получение собственного
положительного опыта, осознание собственных эмоций и чувств, осознание
того, что может чувствовать другой человек. Эмпатия – одно из условий
эффективного общения с окружающими людьми. Способность поставить
себя на место другого помогает лучше понять другого. Дети учатся
сопереживанию, бесконфликтному общению.
Психологическая поддержка, практически, требуется всем российским
детям. Этому сопутствует ряд неблагоприятных факторов: экономическая и
политическая
нестабильность;
большой
поток
информации;
неконтролируемый процесс использования современных гаджетов, что ведет
к дефициту полноценного общения. Зачастую родители работают по десять
часов в сутки, в погоне за деньгами на оплату кредитов.
Изучив особенности развития эмоционально-личностной сферы
дошкольников можно отметить следующий положительный момент:
в
условиях детского сада у детей есть уникальная возможность достроить свой
образ,
структуру
своего
«Я».
Ребенок
может
усилить
или
обрести
положительные качества этого образа, на основе оценок окружающих,
взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, успехов и неудач в
деятельности и общении.
Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в
активности. Эмоционально-аффективная сфера, зафиксированная в памяти и
отражённая в речи, является основой осознания и развития «Я-концепции»
личности
ребёнка.
Самоощущения,
самовыражение,
самооценка,
самореализация базируются на осознанной и осмысленной эмоционально-
экспрессивной деятельности, организованной взрослым. Дошкольный период
– один из периодов становления иерархии мотивов и первичных этических
норм. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается
произвольное поведение. Произвольность – наличие не только цели, сколько
средств и способов её осуществления – важное психологическое обеспечение
развития личности ребёнка.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии
детей. Эмоции детей дошкольного возраста ситуативные и неустойчивые.
Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже
очень любимых людях.
На протяжении дошкольного детства эмоции ребёнка приобретают
глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать
подлинную заботу о близких людях, поступки, направленные на то, чтобы
оградить
их
от
беспокойства
и
огорчения.
Одно из главных направлений развитий эмоция в дошкольном возрасте
является увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием
ребёнка. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с
последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что
такое плохо. Изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления
эмоций. Ребёнок постепенно овладевает умением до известной степени
сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от двухлетнего
ребенка пяти-шестилетний дошкольник может сдерживать слёзы, скрыть
страх и т.п.
С взрослением дошкольники способны усваивать «язык эмоций»,
принятый в обществе. Могут использовать различные формы их выражения
при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса,
замечать
тончайшие
оттенки
переживаний.
В дошкольном возрасте происходят выраженные конституционные и
мимические изменения лица ребёнка, что связано с ростом лицевого черепа,
с преобразование челюстей и с изменением строения щек. В этот период
ребёнок полнее овладевает мимикой и телесной экспрессией. Общение с
взрослыми и со сверстниками учит ребёнка усвоению мимики через его
идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. К пяти годам
формируются
некоторые
сознательно
контролируемые
выражения,
например, демонстративно «честное» выражение лица с открытым взглядом,
устремлённым в глаза взрослому, когда в действительности ребёнок что-либо
утаивает.
Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в
стремлении ребёнка утвердиться в своих моральных качествах. Ребёнок
пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он
хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки.
Возникнув в процессе общения с взрослыми, потребность в признании в
дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками. Так как в
дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в
первую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по
поводу игры. В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с
одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше
всех». Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников.
Важно понимать, почему необходимо развивать эмоционально-
личностную
сферу
в
дошкольный
период.
С
одной
стороны,
это
непосредственно влияет на развитие эмпатии, с другой стороны ребенок –
приобретает конструктивные способы управления собственным поведением,
что во многом определяет степень готовности ребенка к обучению и
благоприятной адаптации к школе.