Автор: Тюрина Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №49 "Росинка"
Населённый пункт: г. Канск
Наименование материала: Викторина для детей старшей группы
Тема: "Путешествие в денежную страну"
Раздел: дошкольное образование
Викторина для детей старшей группы «Путешествие в
денежную страну»
Цель: создание условий для закрепления у детей экономических знаний.
Задачи:
1.Закрепить у детей экономические знания в игровой занимательной
форме
2. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность
мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в
условиях соревнования.
3.
Доставить детям радость и удовольствие от участия в
экономической игре и применения знаний экономического содержания.
4.Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к
деятельности экономического характера.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,
художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Оформление помещения в соответствии с игрой: плакаты с
пословицами из «Экономической азбуки народной мудрости»;
загадки, ребусы, кроссворды на экономическую тему в папках или
альбомах; надутые шарики для создания праздничной атмосферы.
Используемые ресурсы: игровые деньги:
монеты
«1
рубль», «2
рубля», «5 рублей»; 5 конвертов с заданиями (на конвертах – изображения
«отправителей»); кошельки для капитанов команд; модели «Состав
семейного бюджета» и «Расходование семейного бюджета» в виде кругов с
секторами;
валюта
разных стран
мира (макеты);
игровой магазин
канцтоваров; листки цветной бумаги размером 10х15 см или 15х20 см,
треугольные
лекала;
медали
«
Эконом»
для
членов
команды
победительницы; волчок с прикрепленной стрелкой.
Жюри «платит» за каждое выполненное задание. За правильный ответ
– 2 «рубля» (2 монеты по 1 «рублю»), если ответ неполный – 1 «рубль»,
нет ответа – нет и денег.
После
выполнения
задания
команды
получают
возможность
заработать дополнительный «рубль», ели правильно ответят на вопросы
ведущего об экономических понятиях и отношениях.
Команды рассаживаются на стульчики по обе стороны от круглого
стола,
являющегося игровым
полем.
Порядок
выполнения заданий
определяются по стрелке волчка, который по очереди заводят капитаны.
Волчок с прикрепленной к нему стрелкой устанавливается в центре стола.
Игровое поле стола разбито на 6 секторов, в которые кладут письма с
заданиями.
Команда – победительница, набравшая больше игровых денег,
награждаются медалями «\Эконом». Всем участникам игры вручают
сладкие призы.
Ожидаемый результат:
в результате викторины дети закрепляют
полученные ранее знания мира финансов. Приобретают навыки командной
игры в условиях соревнования.
Ход игры
Игровая мотивация.
Ведущий. Дети, вы любите смотреть телеигры? Я предлагаю вам
поиграть в очень интересную игру - «Что? Где? Почем?», она напоминает
веселые и увлекательные телевизионные игры КВН и «Что? Где? Когда?».
Для игры нужно разбиться на две команды, выбрать капитана и название
команды.
Помните:
капитан
должен
быть
самым
внимательным,
находчивым и сообразительным.
Дети разбиваются на две команды, выбирают капитана и название
одно из предложенных ведущим «Философы» и «Почемучки».
Ведущий. Команды, поприветствуйте друг друга и гостей.
Команда «Философы».
Капитан. Мы пришли на КВН
Помириться знаниями,
На вопросы отвечать,
Идружно
веселиться. Дети. Мы
соперникам свои говорим:
«С вами мы
сразимся, Так
просто не
сдадимся!»
Команда «Почемучки».
Капитан. Вызов мы принимаем с
почтеньем, Есть у нас
сноровка, опыт и уменье.
Дети. Команде «Философов» шлем
пламенный привет, От души желаем
дать правильный ответ!
Ведущий. Представляю вам жюри, которое будет «платить» вам за
выполненные вами задания.
Представитель жюри оглашает правила оценки заданий и
дополнительных «премиальных» вопросов.
Ведущий предлагает обеим командам подойти к игровому полю, дети
получают инструкцию к игре.
Ведущий. Вот игровое поле и волчок со стрелкой. Узнав о том, что мы
с вами хотим поиграть, герои сказок прислали вам, ребята, свои письма с
заданиями. Посмотрите, кто нам прислал письма? Чье задание выполнять
первым, нам подскажет волчок со стрелкой. В конце игры мы подсчитаем
заработанную сумму вами денег и узнаем, чья команда победила.
Победителей ждут призы.
Считалкой выбирают, капитан, чьей команды будет первым крутить
волчок. Право крутить волчок можно предоставить по очереди и активным
членам команд.
Ведущий (читает первое письмо). «Привет вам от Чебурашки! Я
скоро
подрасту,
и
буду
выбирать
профессию.
Дорогие
команды,
познакомьте меня с профессиями. Посмотрим, кто назовет их больше».
Дети выполняют задания.
Ведущий. Дополнительные вопросы:
- зачем люди ходят на работу?
- что такое профессия? (Главная работа человека,
которой надо
специально учиться, чтобы устроиться на работу)
- где учат профессиям? (Институт, училище, колледж, академия,
лицей, техникум, университет).
Ответы детей.
Ведущий (читает второе письмо). «Здравствуйте, ребята! Привет
вам от Незнайки! Я предлагаю конкурс для капитанов: кто расскажет о
бюджете своей семьи правильно и быстро? Команды помогайте!»
Дети выполняют задания.
Ведущий. Дополнительные вопросы:
- что такое семейный бюджет? (Все деньги, которые получают члены
семьи).
-
что
такое
зарплата?
(Деньги,
которые
получают
люди
за
выполненную работу). На что тратятся деньги с семейного бюджета?
(Деньги, потраченные на какие-нибудь нужды, потребности).
Ответы детей.
Ведущий
(читает
третье
письмо).
«Здравствуйте
уважаемые
родители! Помогите, пожалуйста, мне разгадать ребусы, я очень
надеюсь на вашу помощь».
Воспитатель предлагает родителям принять участие в игре. Родителям
двух команд раздаются конверты с ребусами для разгадывания. В то время
пока родители работаю, детям предлагается подсчитать заработанную ими
сумму в игре.
Музыкальная пауза «Танец маленьких утят»
Ведущий (читает четвертое письмо). «Привет, привет вам от
Петрушки! Я путешествовал с концертами по разным странам мира.
Посылаю вам деньги этих стран. Назовите денежные знаки. В каких
странах я побывал? Желаю успеха!»
Дети выполняют задания.
Ведущий. Дополнительные вопросы:
- как называются иностранные деньги? (Валюта)
- можно ли в чужой стране платить деньгами своей страны? (Нельзя).
- где их обменивают? (В отделе валютных операций в банке).
- почему нельзя делать фальшивые деньги? (Это преступление, за
которое могут наказать человека).
Ответы детей.
Ведущий (читает пятое письмо). «Привет вам от первоклассника! От
меня, Буратино! Пора готовиться в школу, запасаться школьными
принадлежностями. А вы умеете делать покупки? Тогда отправляйтесь в
наш магазин канцтоваров и приобретите понравившийся вам товар.
Какая команда быстрее и правильно расплатится за покупки?»
Два члена жюри временно становятся «продавцами» в магазине
«Канцтовары». Цены на товары не превышают 10 «рублей». Каждую
команду
обслуживает
один
«продавец».
Дети,
выбрав
«товар»,
отправляются в «банк за денежными средствами», но отсчитывает нужную
сумму денег не «банкир», а сам ребенок. Правило: платить без сдачи.
Ведущий. Дополнительные вопросы:
- как называются бумажные деньги? (Купюры)
- металлические деньги? (Монеты)
- какие деньги появились первыми? (Монеты)
- одежда, которую вы носите, - это товар? (Товар)
- а мебель в доме? (Товар).
Ответы детей.
Ведущий (читает шестое письмо). «Здравствуйте, дети! Пишет вам
Дюймовочка. Помогите, пожалуйста, украсить зал к детскому празднику
цветами, листочками и бабочками. Посылаю вам цветную бумагу и
лекала. Какая из команд сумеет экономно использовать цветную бумагу,
уместит на ней больше треугольников?»
Нужно работать быстро и аккуратно, точно обводить лекала. Помните:
треугольники не должны пересекаться. Закончив работу, посчитайте,
сколько треугольников вы уместили на листе, а жюри посчитает их общее
количество, у всех членов команды вместе, и выявит самую экономную
команду.
Дети выполняют задания.
Ведущий. Дополнительные вопросы:
- чему учит наука экономика? (Экономика учит быть хорошими
хозяевами дома и своей страны)
- кого называют хорошим хозяином? (Человек, у которого порядок и
достаточно денег, который умеет хорошо работать и отдыхать, делать
желанные покупки)
Жюри объявляет, сколько «заработала денег» каждая команда и
капитанам выдаются выигранные «деньги».
Ведущий предлагает командам решить, как бы они поступили с
деньгами: поделят их поровну, или дети примут какое – либо другое
решение. Ведущий дает нравственную оценку принятому решению,
поощряет детей за самостоятельное, справедливое решение.
Жюри
награждает
значками
«Экономами»
членов
команды
–
победительницы, а проигравшую команду утешительными призами -
шоколадные монеты.
Ведущий. И мальчишки, и девчонки, и папы, и мамы – все были молодцы!
Наша игра окончена, вы ребята, проявили себя настоящими Экономами.