Напоминание

"Кладовая детского фольклора"


Автор: Данилко Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №303
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Кладовая детского фольклора"
Раздел: дошкольное образование





Назад




И.С. Данилко, воспитатель МКДОУ д/с № 303

«Кладовая детского фольклора»

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск

новых

требований

к дошкольному

образованию,

на первый план

выдвигается

задача - развитие ребёнка.

Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к

социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование

малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип

дошкольного

образования,

обозначенный

в

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования.

Так

же

в

стандарте

обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих

направлений - речевое развитие.

Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В

ходе освоения малых фольклорных форм происходит совершенствование речи, легко

и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура

речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения,

формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение

народного творчества имеет нравственную направленность.

Дети

младшего

дошкольного

возраста,

в

силу

своей

особенности,

неосознанно испытывают интерес к потешкам, загадкам, сказкам, поэтому речевое

развитие я выстраиваю с использованием малых фольклорных форм. Именно

детский фольклор помогает повысить у детей уровень речевого развития, сделать их

речь более выразительной, красивой грамматически правильной.

По итогам анкетирования родителей,

стало понятно, что в семьях

практически не используют с детьми младшего дошкольного возраста малые формы

фольклора. Поэтому я разработала и реализовала совместно с родителями

долгосрочный проект

«Кладовая детского фольклора», целью которого являлось:

развитие

речи

детей

младшего

дошкольного

возраста

посредством

малых

фольклорных форм. Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

-изучить методическую литературу по вопросу развития речи дошкольников с

использованием фольклора;

-сформировать у детей правильное произношение и способствовать развитию

фонематического восприятия;

-способствовать развитию лексико-грамматических категорий;

-обогатить словарный запас младших дошкольников, повысить коммуникативные

умения;

- повысить уровень компетенций

родителей в вопросах воспитания детей

посредством малых фольклорных форм.

Для решения задач на подготовительном этапе я подобрала фольклорный

материал с учетом возраста детей; иллюстрированную литературу с фольклорными

произведениями; разработала конспекты занятий; составила картотеку потешек для

всех режимных моментов; ознакомила родителей с целями и задачами проекта;

подобрала консультации для родителей, провела родительское собрание.

На основном этапе во второй младшей группе организовала работу, с

использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в

различные режимные моменты, интегрируя в разные виды детской деятельности.

Учитывая,

что

звуковая

культура речи это

не

только

правильное

звукопроизношение,

но

и

умение

регулировать

темп,

громкость,

дыхание,

обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

Велика

ценность фольклора

в

формировании

у

детей

слухового

внимания,

фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая

ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Пошел медведь к броду-

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду -

Бултых в воду!

Для

артикуляционной

и

пальчиковой

гимнастики

использую

народные

игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», что способствует развитию моторики

рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения

словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Ю

Чтобы

новые,

довольно

трудные

слова,

прочно

вошли

в

лексикон детей, использую различные

словесные

дидактические

игры

и

упражнения «Доскажи

словечко».

Чтобы

сформировать

связную

речь

ребенка,

необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и

интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, и многое другое.

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является

диалог.

Для

диалога

характерны

неполные

предложения,

восклицание,

вопрос,

междометие,

яркая

интонационная

мимика.

Все

это

я

находила

в фольклорных диалогических

текстах.

Звучание

и

обыгрывание

лишь одного

диалогического

фольклорного текста

помогает

детям

освоить

вопросительную

интонацию «Курочка — рябушечка». Опыт показал, что восклицательную интонацию

продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:

«Солнышко!

Ведрышко!

Выйди поскорей!

В ходе образовательной деятельности с детьми я использую наглядные

средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т. д.) с помощью которых создаётся

развернутая

картина

действий.

На

лепке

-

лепим

оладушки,

обыгрываем

потешкой: «Ладушки-ладушки испечем оладушки». На конструировании строим

теремок и приговариваем: «Курочка в сапожках избушку метет».

Использую такие игровые технологии как: словесные игры, подвижные и

хороводные игры («У медведя во бору»), импровизации, наблюдения, прогулки,

экскурсии, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование,

лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей,

беседы, мини - конкурсы, игры - соревнования. На прогулке, для наблюдений за

сезонными

явлениями,

я

так

же

использую

элементы устного

народного

творчества (загадки, старинные приметы, потешки). Народные подвижные

и

хороводные игры – это источник радости, одной из лучших средств общения

взрослого с ребенком. Хороводные игры – любимые забавы детей, при организации

которых легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это

облегчает понимание речи и побуждает детей подражать речевым действиям.

Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности

на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в

сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными

текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные

качества.

К нашему маленькому театру дети относятся с большим интересом, но

далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности. К концу

года дети уже заменяли друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли

сыграть любую роль и показать любой характер.

Проектная деятельность позволяет привлечь родителей для решения

актуальных проблем в воспитании и речевом развитии детей. Важное место в моей

работе с родителями занимают родительские собрания. Собрания всегда проходят в

нетрадиционной

форме

с

использованием

компьютерных

презентаций

и

интерактивных игр по темам:

«Адаптация ребенка в детском саду»; «Использование

фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», «Путешествие в

волшебную страну Нескучалию»; «Вот и стали мы на год взрослей».

Консультации для родителей:

«Справиться с детским непослушанием

помогут потешки!», «Как выбрать полезную сказку для малыша», «Роль фольклора в

развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; индивидуальные беседы,

совместное разучивание произведений устного народного творчества.

Для привлечения родителей к совместной деятельности были организованы

выставки рисунков « Моя любимая сказка», изготовление книжек-малышек, поделок

по мотивам сказок, сочинение сказки, спектакли.

На заключительном этапе проекта родителям был предложен опрос: «Какие

формы фольклора используются в вашей семье?». В приемной группы был размещен

волшебный сундучок, куда родители опускали свои ответы-сообщения. По итогам

данного опроса можно увидеть динамику: увеличился процент родителей, читающих

своим детям сказок, потешек. В результате сотрудничества у родителей повысился

уровень педагогической компетенции, сформировалось понимание необходимости

использования малых форм фольклора.

В результате реализации проекта «Кладовая детского фольклора» у детей

обогатился словарь, улучшилась речь, повысился уровень познавательной и

коммуникативной способностей детей.

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном

направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе

общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя

повышению качества образовательного процесса.



В раздел образования