Автор: Данилко Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №303
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Кладовая детского фольклора"
Раздел: дошкольное образование
И.С. Данилко, воспитатель МКДОУ д/с № 303
«Кладовая детского фольклора»
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск
новых
требований
к дошкольному
образованию,
на первый план
выдвигается
задача - развитие ребёнка.
Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование
малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип
дошкольного
образования,
обозначенный
в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования.
Так
же
в
стандарте
обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих
направлений - речевое развитие.
Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В
ходе освоения малых фольклорных форм происходит совершенствование речи, легко
и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура
речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения,
формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение
народного творчества имеет нравственную направленность.
Дети
младшего
дошкольного
возраста,
в
силу
своей
особенности,
неосознанно испытывают интерес к потешкам, загадкам, сказкам, поэтому речевое
развитие я выстраиваю с использованием малых фольклорных форм. Именно
детский фольклор помогает повысить у детей уровень речевого развития, сделать их
речь более выразительной, красивой грамматически правильной.
По итогам анкетирования родителей,
стало понятно, что в семьях
практически не используют с детьми младшего дошкольного возраста малые формы
фольклора. Поэтому я разработала и реализовала совместно с родителями
долгосрочный проект
«Кладовая детского фольклора», целью которого являлось:
развитие
речи
детей
младшего
дошкольного
возраста
посредством
малых
фольклорных форм. Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
-изучить методическую литературу по вопросу развития речи дошкольников с
использованием фольклора;
-сформировать у детей правильное произношение и способствовать развитию
фонематического восприятия;
-способствовать развитию лексико-грамматических категорий;
-обогатить словарный запас младших дошкольников, повысить коммуникативные
умения;
- повысить уровень компетенций
родителей в вопросах воспитания детей
посредством малых фольклорных форм.
Для решения задач на подготовительном этапе я подобрала фольклорный
материал с учетом возраста детей; иллюстрированную литературу с фольклорными
произведениями; разработала конспекты занятий; составила картотеку потешек для
всех режимных моментов; ознакомила родителей с целями и задачами проекта;
подобрала консультации для родителей, провела родительское собрание.
На основном этапе во второй младшей группе организовала работу, с
использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в
различные режимные моменты, интегрируя в разные виды детской деятельности.
Учитывая,
что
звуковая
культура речи это
не
только
правильное
звукопроизношение,
но
и
умение
регулировать
темп,
громкость,
дыхание,
обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Велика
ценность фольклора
в
формировании
у
детей
слухового
внимания,
фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая
ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Пошел медведь к броду-
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду -
Бултых в воду!
Для
артикуляционной
и
пальчиковой
гимнастики
использую
народные
игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», что способствует развитию моторики
рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения
словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Ю
Чтобы
новые,
довольно
трудные
слова,
прочно
вошли
в
лексикон детей, использую различные
словесные
дидактические
игры
и
упражнения «Доскажи
словечко».
Чтобы
сформировать
связную
речь
ребенка,
необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и
интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, и многое другое.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является
диалог.
Для
диалога
характерны
неполные
предложения,
восклицание,
вопрос,
междометие,
яркая
интонационная
мимика.
Все
это
я
находила
в фольклорных диалогических
текстах.
Звучание
и
обыгрывание
лишь одного
диалогического
фольклорного текста
помогает
детям
освоить
вопросительную
интонацию «Курочка — рябушечка». Опыт показал, что восклицательную интонацию
продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:
«Солнышко!
Ведрышко!
Выйди поскорей!
В ходе образовательной деятельности с детьми я использую наглядные
средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т. д.) с помощью которых создаётся
развернутая
картина
действий.
На
лепке
-
лепим
оладушки,
обыгрываем
потешкой: «Ладушки-ладушки испечем оладушки». На конструировании строим
теремок и приговариваем: «Курочка в сапожках избушку метет».
Использую такие игровые технологии как: словесные игры, подвижные и
хороводные игры («У медведя во бору»), импровизации, наблюдения, прогулки,
экскурсии, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование,
лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей,
беседы, мини - конкурсы, игры - соревнования. На прогулке, для наблюдений за
сезонными
явлениями,
я
так
же
использую
элементы устного
народного
творчества (загадки, старинные приметы, потешки). Народные подвижные
и
хороводные игры – это источник радости, одной из лучших средств общения
взрослого с ребенком. Хороводные игры – любимые забавы детей, при организации
которых легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это
облегчает понимание речи и побуждает детей подражать речевым действиям.
Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности
на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в
сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными
текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные
качества.
К нашему маленькому театру дети относятся с большим интересом, но
далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности. К концу
года дети уже заменяли друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли
сыграть любую роль и показать любой характер.
Проектная деятельность позволяет привлечь родителей для решения
актуальных проблем в воспитании и речевом развитии детей. Важное место в моей
работе с родителями занимают родительские собрания. Собрания всегда проходят в
нетрадиционной
форме
с
использованием
компьютерных
презентаций
и
интерактивных игр по темам:
«Адаптация ребенка в детском саду»; «Использование
фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», «Путешествие в
волшебную страну Нескучалию»; «Вот и стали мы на год взрослей».
Консультации для родителей:
«Справиться с детским непослушанием
помогут потешки!», «Как выбрать полезную сказку для малыша», «Роль фольклора в
развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; индивидуальные беседы,
совместное разучивание произведений устного народного творчества.
Для привлечения родителей к совместной деятельности были организованы
выставки рисунков « Моя любимая сказка», изготовление книжек-малышек, поделок
по мотивам сказок, сочинение сказки, спектакли.
На заключительном этапе проекта родителям был предложен опрос: «Какие
формы фольклора используются в вашей семье?». В приемной группы был размещен
волшебный сундучок, куда родители опускали свои ответы-сообщения. По итогам
данного опроса можно увидеть динамику: увеличился процент родителей, читающих
своим детям сказок, потешек. В результате сотрудничества у родителей повысился
уровень педагогической компетенции, сформировалось понимание необходимости
использования малых форм фольклора.
В результате реализации проекта «Кладовая детского фольклора» у детей
обогатился словарь, улучшилась речь, повысился уровень познавательной и
коммуникативной способностей детей.
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном
направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе
общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя
повышению качества образовательного процесса.