Напоминание

Работа социального педагога с детьми "группы риска"


Автор: Немова Ольга Геннадьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Можарская СОШ"
Населённый пункт: село Можарки, Янтиковский район, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Работа социального педагога с детьми "группы риска"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья. Работа социального педагога с детьми «группы риска».

Одним из наиболее сложных направлений профессиональной деятельности

социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми,

которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но

называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически

запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети группы риска и др.

Социальная работа как вид деятельности является, по сути, деятельностью

коммуникативной. Основная цель взаимодействия социального педагога и

ребёнка – это оптимизация механизмов социального функционирования

индивида или социальной группы, которая предполагает самостоятельность

ребёнка, его готовность контролировать свою жизнь и более эффективно

решать возникающие проблемы. Социальный педагог должен создать такие

условия, в которых ребёнок в максимальной мере сможет проявить свои

возможности.

Деятельность социального педагога с детьми «группы риска» включает в

себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с

ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными

товарищами и приятелями. В работу социального педагога, которую он

проводит с детьми «группы риска» входит и его совместная деятельность с

учителями ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной

активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность

социального педагога с детьми «группы риска» обязательно должна входить

работа с семьёй ребёнка. Социальный педагог, организовывая социально-

психологическое сопровождение детей «группы риска», должен не только

создавать атмосферу доверительности отношений «социальный педагог –

ребёнок», но и подключать к процессу работы с детьми все субъекты

государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы

образования, здравоохранения и т.д.).

Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный

характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и

психологической помощи. В деятельности социального педагога с детьми

«группы риска» можно выделить несколько основных направлений:

диагностическая деятельность,

аналитическая,

коррекционная работа,

образовательно-профилактическая деятельность и работа с семьёй ребёнка.

Диагностическая деятельность социального педагога заключается в сборе

сведений о ребёнке. Это, в первую очередь, сбор социального анамнеза семьи

ребёнка, изучение сети его социальных контактов. В процессе

диагностической деятельности обязательно должна произойти первая беседа

социального педагога с ребёнком. Это одно из наиболее сложных

направлений в деятельности социального педагога по отношению к детям

«группы риска» – установление контакта с таким ребёнком и создание

доверительных отношений с ним. Такая работа требует от социального

педагога наряду с психологической техникой информации о личностных

характеристиках ребёнка. Сбор такой информации происходит на основе

анализа личного дела ребёнка, собеседования с классным руководителем,

индивидуальных бесед с ребёнком, наблюдения за ним во время уроков, на

переменах и т.д.

Наибольшую трудность в работе по установлению контакта и дальнейшему

взаимодействию социальные педагоги испытывают с детьми агрессивными,

лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические

расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное

поведение. Социальному педагогу необходимо учитывать, что у данной

категории детей ярко выражена враждебность и презрение к взрослым,

бросившим их на произвол судьбы.

На этапе диагностики социальный педагог должен провести социометрию

классного коллектива с целью выявления того статуса, который занимает

ребёнок. Также на диагностическом этапе необходимо изучить уровень

социального развития ребёнка, в том числе и определить степень

удовлетворения его материальных потребностей.

Аналитическая деятельность социального педагога заключается в подготовке

психолого-педагогической и социальной характеристике ребёнка. На основе

данной характеристики социальный педагог должен разработать план

собственной деятельности, разработать рекомендации для классного

руководителя, учителей, родителей.

На этом этапе работы является желательным проведение психолого-

педагогических и социальных консилиумов с целью изучения эффективности

программы, предложенной социальным педагогом, а также внесения в неё

необходимых корректив.

Социальный педагог должен подготовить аналитическую информацию по

организации индивидуальной работы с ребёнком для педагогических

советов, учителей и родителей.

Коррекционная работа представляет собой самую разнообразную

деятельность социального педагога, определяющую воспитательное

воздействие на ребёнка. Коррекционная работа может включать в себя

проведение различных встреч, консультаций. Коррекционная работа

проводится как в индивидуальной, так и групповой форме согласно

разработанной программе.

Значительное место в деятельности социального педагога с детьми «группы

риска» занимает образовательно-профилактическая деятельность. Формами

такой работы могут быть индивидуальные профилактические беседы,

индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и

выбора дальнейшего пути. Образовательно-профилактическая деятельность

включает в себя и организацию для детей занятий по интересам (через

дополнительную систему образования, внешкольные учреждения,

кружковую работу и т.д.).

Работа социального педагога с девиантными детьми и подростками должна

основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на

профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их

провоцирующих). Особое значение в силу негативной возрастной динамики

девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в

поведении детей и подростков.

Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются

трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой

последующей работы, социальному педагогу требуется приложить довольно

много усилий, которые могут оказаться бесплодными.

Одно из необходимых направлений работы социального педагога с детьми

«группы риска» – это тесный контакт с родителями. В такой деятельности

необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и

воспитательным издержкам. Социальный педагог должен оказывать

конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему

следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения

и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным

представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и

реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая

бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с

ребёнком и его семьёй.

Изучение семьи может быть успешным при условии проявления социальным

педагогом высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого

отношения к родителям.

Кроме того социальный педагог участвует в формировании единого банка

данных детей и подростков группы риска. Данная функция выделяется в

деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет

организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы

несовершеннолетних.

Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать

социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами

отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних,

участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями

органов опеки и попечительства управления образования, социальной

защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на

микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и

не обучающихся) детях и подростках:

- из семей, находящихся в социально опасном положении;

- безнадзорных или беспризорных;

- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

- содержащихся в социально-реабилитационных центрах для

несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям,

оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных

и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной

помощи и (или) реабилитации;

- употребляющих психотропные вещества

- совершивших правонарушение,

- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого

наступает административная ответственность;

- состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений

несовершеннолетних;

- состоящих на внутришкольном учете;

-

На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве

исследователя и организатора должностного, подчас формального

взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь

детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы

конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для

служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог

дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они

оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной

адаптации — эмоциональное принятие и переживание детских проблем.

Социальный педагог, осуществляет свою работу в рамках педагогической

этики, профессиональной конфиденциальности и тайны.

Принципы социально-педагогической поддержке детей «группы риска»:

- принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять

индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности

не разовьются);

- принцип коллективной деятельности (личность должна уметь

согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной

коллективной деятельности расцветает);

- принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит

закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает

достоинство других);

- принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно

отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия);

- принцип

- принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя

нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге

учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим

незнанием);

- принцип стимулирования самовоспитания

- принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в

школе, должны соприкасаться с реальными делами района, города, страны.

Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

- принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы

между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог

должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать

условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Таким образом, целями воспитательной системы по социально-

педагогической поддержки детей «группы риска» являются:

- Формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку

равные условия для духовного, интеллектуального и физического развития,

удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.

- Формирование социально активной личности, способной к принятию

самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в

условиях постоянно меняющегося общества.

Концепция воспитательной системы по социально-педагогической

поддержке детей «группы риска» предполагает следующие функции:

- развивающую, направленную на изменение мотивации детей «группы

риска» к учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к

самовыражению, самореализации;

- развлекательную, создающую благоприятную атмосферу на уроке,

превращающую его из скучного занятия в увлекательное путешествие;

- интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как

единого воспитательного пространства, расширение и углубление

внутришкольных и внешкольных связей;

- управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и

развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-

воспитательном процессе, профессионального роста педагогов,

взаимодействие всех участников воспитательной системы;

- защитную, способствующую созданию обстановки сочувствия,

сопереживания, взаимопонимания; · Компенсирующую, коммуникативную,

предполагающую создание в школе условий для самовыражения,

демонстрации творческих способностей, установления эмоциональных

контактов;

- корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения

ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование

личности. Соблюдение прав детей группы риска на полноценное

образование, воспитание и развитие во многом зависит от подхода,

выбранного специалистами.

Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный

социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен

быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий

работы с ними. Эти технологии частично будут рассмотрены ниже. При этом

необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми

группы риска имеет две основные составляющие:

- выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с

ними;

- непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-

педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой

деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит

социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу

общеобразовательного учреждения.

Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений

находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу.

Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и

полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который

она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное

выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации. Собственно

же непосредственная деятельность с такими детьми включает целый блок

мероприятии: начиная от учебных (вовлечение в учебную деятельность) и

воспитательных (от обычных типовых бесед и мероприятии до участия в

общественно-полезной, прежде всего для ребенка, деятельности и

вовлечение его в жизнь молодежных позитивно-настроенных организации)

до оказания социальной помощи и поддержки (помощь в трудоустройстве на

некоторое время, разрешение личностных и семейных конфликтов, оказание

материальной поддержки).

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению

последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска»

представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов

для обеспечения эффективности работы в данном направлении.

Классный руководитель представляет социальному педагогу данные о

подростке «группы риска» по следующим позициям:

- участие учащегося в общественной жизни класса;

- приемлемые (позитивные) качества личности;

- взаимоотношения со сверстниками;

- досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);

- каково влияние семьи;

- имеют ли место конфликты в классе и их причины;

- какая работа проводилась с подростком и насколько результативно.

Социальный педагог:

- приводит все сведения в систему;

- проводит консультации, собеседования с подростком, семьей,

одноклассниками, учителями-предметниками;

- посещает уроки, на которых возникают проблемы;

- ставит социальный диагноз;

- привлекает к сотрудничеству психолога, совместно с которым, в случае

необходимости, принимается решение о направлении подростка на

реабилитацию в соответствующие учреждения.

Заместитель директора по воспитательной работе (ВР) в случае отсутствия

положительного результата работы, проведенной классным руководителем,

социальным педагогом и психологом организует педконсилиум с участием

учителей-предметников, классного руководителя, социального педагога,

психолога.

Директор школы осуществляет координацию усилий всех

вышеперечисленных участников взаимодействия; в случае необходимости

принимает решение:

- о приглашении подростка с родителями на заседание Совета по

профилактике;

- ходатайстве перед ПДН о составлении протокола на родителей в случае

уклонения от исполнения родительских обязанностей;

- направлении подростка на Комиссию по делам несовершеннолетних;

- вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятия коллегиального

решения.

Таким образом, оказывая социально-педагогическую поддержку ребенку,

относящегося к группе риска, необходимо учитывать работу не одного

специалиста, а группы специалистов, деятельность которых направлена на

оказание всесторонней помощи ребенку.

Заключение

«Дети группы риска»- это категория детей, в силу определенных причин

своей жизни, более других категории подвержена негативным внешним

воздействиям, они находятся в критической ситуации под воздействием

некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за

отсутствия нормальных условий их полноценного развития.

Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести

работу с семьей. Коррекционная работа не дает положительного результата,

если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы

риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на

дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи.

Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет

знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя

злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.

При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские

беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей,

создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ

жизни.

После анализа ситуации и выявления основных проблем ребёнка

определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию. При этом

выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их

изменения в условиях образовательного учреждения - с одной стороны и

причин, на которые можно повлиять опосредованно через привлечение

специалистов органов и служб системы профилактики - с другой.

Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ,

посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей.



В раздел образования