Автор: Немова Ольга Геннадьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Можарская СОШ"
Населённый пункт: село Можарки, Янтиковский район, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Работа социального педагога с детьми "группы риска"
Раздел: дополнительное образование
Статья. Работа социального педагога с детьми «группы риска».
Одним из наиболее сложных направлений профессиональной деятельности
социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми,
которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но
называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически
запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети группы риска и др.
Социальная работа как вид деятельности является, по сути, деятельностью
коммуникативной. Основная цель взаимодействия социального педагога и
ребёнка – это оптимизация механизмов социального функционирования
индивида или социальной группы, которая предполагает самостоятельность
ребёнка, его готовность контролировать свою жизнь и более эффективно
решать возникающие проблемы. Социальный педагог должен создать такие
условия, в которых ребёнок в максимальной мере сможет проявить свои
возможности.
Деятельность социального педагога с детьми «группы риска» включает в
себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с
ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными
товарищами и приятелями. В работу социального педагога, которую он
проводит с детьми «группы риска» входит и его совместная деятельность с
учителями ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной
активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность
социального педагога с детьми «группы риска» обязательно должна входить
работа с семьёй ребёнка. Социальный педагог, организовывая социально-
психологическое сопровождение детей «группы риска», должен не только
создавать атмосферу доверительности отношений «социальный педагог –
ребёнок», но и подключать к процессу работы с детьми все субъекты
государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы
образования, здравоохранения и т.д.).
Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный
характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и
психологической помощи. В деятельности социального педагога с детьми
«группы риска» можно выделить несколько основных направлений:
диагностическая деятельность,
аналитическая,
коррекционная работа,
образовательно-профилактическая деятельность и работа с семьёй ребёнка.
Диагностическая деятельность социального педагога заключается в сборе
сведений о ребёнке. Это, в первую очередь, сбор социального анамнеза семьи
ребёнка, изучение сети его социальных контактов. В процессе
диагностической деятельности обязательно должна произойти первая беседа
социального педагога с ребёнком. Это одно из наиболее сложных
направлений в деятельности социального педагога по отношению к детям
«группы риска» – установление контакта с таким ребёнком и создание
доверительных отношений с ним. Такая работа требует от социального
педагога наряду с психологической техникой информации о личностных
характеристиках ребёнка. Сбор такой информации происходит на основе
анализа личного дела ребёнка, собеседования с классным руководителем,
индивидуальных бесед с ребёнком, наблюдения за ним во время уроков, на
переменах и т.д.
Наибольшую трудность в работе по установлению контакта и дальнейшему
взаимодействию социальные педагоги испытывают с детьми агрессивными,
лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические
расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное
поведение. Социальному педагогу необходимо учитывать, что у данной
категории детей ярко выражена враждебность и презрение к взрослым,
бросившим их на произвол судьбы.
На этапе диагностики социальный педагог должен провести социометрию
классного коллектива с целью выявления того статуса, который занимает
ребёнок. Также на диагностическом этапе необходимо изучить уровень
социального развития ребёнка, в том числе и определить степень
удовлетворения его материальных потребностей.
Аналитическая деятельность социального педагога заключается в подготовке
психолого-педагогической и социальной характеристике ребёнка. На основе
данной характеристики социальный педагог должен разработать план
собственной деятельности, разработать рекомендации для классного
руководителя, учителей, родителей.
На этом этапе работы является желательным проведение психолого-
педагогических и социальных консилиумов с целью изучения эффективности
программы, предложенной социальным педагогом, а также внесения в неё
необходимых корректив.
Социальный педагог должен подготовить аналитическую информацию по
организации индивидуальной работы с ребёнком для педагогических
советов, учителей и родителей.
Коррекционная работа представляет собой самую разнообразную
деятельность социального педагога, определяющую воспитательное
воздействие на ребёнка. Коррекционная работа может включать в себя
проведение различных встреч, консультаций. Коррекционная работа
проводится как в индивидуальной, так и групповой форме согласно
разработанной программе.
Значительное место в деятельности социального педагога с детьми «группы
риска» занимает образовательно-профилактическая деятельность. Формами
такой работы могут быть индивидуальные профилактические беседы,
индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и
выбора дальнейшего пути. Образовательно-профилактическая деятельность
включает в себя и организацию для детей занятий по интересам (через
дополнительную систему образования, внешкольные учреждения,
кружковую работу и т.д.).
Работа социального педагога с девиантными детьми и подростками должна
основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на
профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их
провоцирующих). Особое значение в силу негативной возрастной динамики
девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в
поведении детей и подростков.
Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются
трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой
последующей работы, социальному педагогу требуется приложить довольно
много усилий, которые могут оказаться бесплодными.
Одно из необходимых направлений работы социального педагога с детьми
«группы риска» – это тесный контакт с родителями. В такой деятельности
необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и
воспитательным издержкам. Социальный педагог должен оказывать
конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему
следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения
и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным
представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и
реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая
бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с
ребёнком и его семьёй.
Изучение семьи может быть успешным при условии проявления социальным
педагогом высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого
отношения к родителям.
Кроме того социальный педагог участвует в формировании единого банка
данных детей и подростков группы риска. Данная функция выделяется в
деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет
организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы
несовершеннолетних.
Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать
социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами
отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних,
участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями
органов опеки и попечительства управления образования, социальной
защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.
В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на
микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и
не обучающихся) детях и подростках:
- из семей, находящихся в социально опасном положении;
- безнадзорных или беспризорных;
- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
- содержащихся в социально-реабилитационных центрах для
несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям,
оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных
и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
помощи и (или) реабилитации;
- употребляющих психотропные вещества
- совершивших правонарушение,
- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого
наступает административная ответственность;
- состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений
несовершеннолетних;
- состоящих на внутришкольном учете;
-
На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве
исследователя и организатора должностного, подчас формального
взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь
детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы
конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для
служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог
дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они
оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной
адаптации — эмоциональное принятие и переживание детских проблем.
Социальный педагог, осуществляет свою работу в рамках педагогической
этики, профессиональной конфиденциальности и тайны.
Принципы социально-педагогической поддержке детей «группы риска»:
- принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять
индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности
не разовьются);
- принцип коллективной деятельности (личность должна уметь
согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной
коллективной деятельности расцветает);
- принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит
закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает
достоинство других);
- принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно
отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия);
- принцип
- принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя
нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге
учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим
незнанием);
- принцип стимулирования самовоспитания
- принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в
школе, должны соприкасаться с реальными делами района, города, страны.
Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);
- принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы
между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог
должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать
условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).
Таким образом, целями воспитательной системы по социально-
педагогической поддержки детей «группы риска» являются:
- Формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку
равные условия для духовного, интеллектуального и физического развития,
удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.
- Формирование социально активной личности, способной к принятию
самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в
условиях постоянно меняющегося общества.
Концепция воспитательной системы по социально-педагогической
поддержке детей «группы риска» предполагает следующие функции:
- развивающую, направленную на изменение мотивации детей «группы
риска» к учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к
самовыражению, самореализации;
- развлекательную, создающую благоприятную атмосферу на уроке,
превращающую его из скучного занятия в увлекательное путешествие;
- интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как
единого воспитательного пространства, расширение и углубление
внутришкольных и внешкольных связей;
- управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и
развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-
воспитательном процессе, профессионального роста педагогов,
взаимодействие всех участников воспитательной системы;
- защитную, способствующую созданию обстановки сочувствия,
сопереживания, взаимопонимания; · Компенсирующую, коммуникативную,
предполагающую создание в школе условий для самовыражения,
демонстрации творческих способностей, установления эмоциональных
контактов;
- корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения
ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование
личности. Соблюдение прав детей группы риска на полноценное
образование, воспитание и развитие во многом зависит от подхода,
выбранного специалистами.
Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный
социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен
быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий
работы с ними. Эти технологии частично будут рассмотрены ниже. При этом
необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми
группы риска имеет две основные составляющие:
- выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с
ними;
- непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.
Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-
педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой
деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит
социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу
общеобразовательного учреждения.
Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений
находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу.
Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и
полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который
она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное
выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации. Собственно
же непосредственная деятельность с такими детьми включает целый блок
мероприятии: начиная от учебных (вовлечение в учебную деятельность) и
воспитательных (от обычных типовых бесед и мероприятии до участия в
общественно-полезной, прежде всего для ребенка, деятельности и
вовлечение его в жизнь молодежных позитивно-настроенных организации)
до оказания социальной помощи и поддержки (помощь в трудоустройстве на
некоторое время, разрешение личностных и семейных конфликтов, оказание
материальной поддержки).
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению
последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска»
представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов
для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
Классный руководитель представляет социальному педагогу данные о
подростке «группы риска» по следующим позициям:
- участие учащегося в общественной жизни класса;
- приемлемые (позитивные) качества личности;
- взаимоотношения со сверстниками;
- досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);
- каково влияние семьи;
- имеют ли место конфликты в классе и их причины;
- какая работа проводилась с подростком и насколько результативно.
Социальный педагог:
- приводит все сведения в систему;
- проводит консультации, собеседования с подростком, семьей,
одноклассниками, учителями-предметниками;
- посещает уроки, на которых возникают проблемы;
- ставит социальный диагноз;
- привлекает к сотрудничеству психолога, совместно с которым, в случае
необходимости, принимается решение о направлении подростка на
реабилитацию в соответствующие учреждения.
Заместитель директора по воспитательной работе (ВР) в случае отсутствия
положительного результата работы, проведенной классным руководителем,
социальным педагогом и психологом организует педконсилиум с участием
учителей-предметников, классного руководителя, социального педагога,
психолога.
Директор школы осуществляет координацию усилий всех
вышеперечисленных участников взаимодействия; в случае необходимости
принимает решение:
- о приглашении подростка с родителями на заседание Совета по
профилактике;
- ходатайстве перед ПДН о составлении протокола на родителей в случае
уклонения от исполнения родительских обязанностей;
- направлении подростка на Комиссию по делам несовершеннолетних;
- вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятия коллегиального
решения.
Таким образом, оказывая социально-педагогическую поддержку ребенку,
относящегося к группе риска, необходимо учитывать работу не одного
специалиста, а группы специалистов, деятельность которых направлена на
оказание всесторонней помощи ребенку.
Заключение
«Дети группы риска»- это категория детей, в силу определенных причин
своей жизни, более других категории подвержена негативным внешним
воздействиям, они находятся в критической ситуации под воздействием
некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за
отсутствия нормальных условий их полноценного развития.
Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести
работу с семьей. Коррекционная работа не дает положительного результата,
если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы
риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на
дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи.
Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет
знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя
злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.
При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские
беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей,
создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ
жизни.
После анализа ситуации и выявления основных проблем ребёнка
определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию. При этом
выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их
изменения в условиях образовательного учреждения - с одной стороны и
причин, на которые можно повлиять опосредованно через привлечение
специалистов органов и служб системы профилактики - с другой.
Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ,
посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей.