Автор: Мальцева Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №16 "Аленка" с.Круглое
Населённый пункт: РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АЗОВСКИЙ РАЙОН, КРУГЛОЕ
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад третьей категории № 16 «Аленка» с. Круглое Азовского района
Консультация для педагогов на тему:
«Использование средств театрализованной
деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
Выступление подготовила:
Воспитатель средней группы
Мальцева Юлия Александровна
с.Круглое - 2021
Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной
деятельности детей дошкольного возраста.
«Необходимо расширять опыт ребенка,
если мы хотим создать достаточно
прочные основы его творческой деятельности»
Л.С. Выготский
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления
личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное
отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки
правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в
процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его
внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме
того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят
значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой,
более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные
воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей
деятельностью дошкольника.
В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению
возможностей развития творческих способностей детей дошкольного
возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это
обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства,
соединяющий
в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную
деятельность.
Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность
составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра
является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются
главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность
является разновидностью игры.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может
пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в
совместную деятельность детей и взрослых в свободное время,
осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театр - самый доступный вид искусства для детей дошкольников. В
ходе театральной игры формируется личность ребенка, реализуются ее
потенциальные возможности, проявляются первые творческие находки. В
театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие
познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы детей. Игра
может изменить отношение ребенка к себе, его самочувствие, научить
художественным способам общения со сверстниками.
Театральное искусство строится на драматургическом материале и
требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим
о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпечаток –
свободный. Игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми
разыгрывается определенный игровой сюжет.
Наблюдения за театрально – игровой деятельностью дошкольников
показывают, что дети улавливают в окружающей среде и в прочитанных им
литературных произведениях что-то общее, типичное как в изображении их
поступков. Это общее, типичное ложится в основу исполнения роли, и при
этом ребенок не выделяет и не конкретизирует индивидуальные черты
героев. Удачное исполнение роли вызывает положительную реакцию,
чувство эстетического удовольствия и у самих исполнителей, и у зрителей.
В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и
кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это
делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а
движения однообразными. Дети испытывают неудовлетворенность от своих
действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм –
драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства
образной выразительности в исполнительской деятельности, которые
стимулировали бы творческие проявления детей. К ним относят речевую
интонационную выразительность и пантомимику (жест, позу, походку).
Конечно, при воплощении образа эти средства выступают в совокупности, но
для усвоения, их целесообразно выделить, чтобы подвести детей к сознанию
их многообразия и необходимости поиска наиболее удачного варианта,
соответствующего замыслу.
В доступной детям дошкольного возраста форме можно приобщить
детей к воплощению сценического образа самыми разными способами.
Вовлекать детей в театрально – игровую деятельность, обучая их способами
художественно – образной выразительности, развивая фантазию и
воображение, надо постепенно. Например, для развития интонации дать
задание кого-то показать, потом предложить ситуацию как будто они
заблудились и другие. Для развития мимики и жестов обыграть ситуации:
поискать воображаемого котенка, вы нашли маленького щенка и т. д. Не
имея предметов в руках, не ощущая его, детям трудно войти в образ и
передать свои чувства. Чтобы еще больше приблизить детей к ощущениям
мокрого и замерзшего щенка, игрушку можно слегка намочить. Это вызывает
более естественные жесты. В движениях чувствуется осторожность, в
интонациях – внимание, жалость и забота. При воплощении образа средства
выразительности выступают в совокупности. Такие задания способствуют
развитию детской творческой активности, самостоятельности в поисках
приема передачи образа. Эти задачи охватывают все виды детской
театрально – игровой деятельности – драматизированные действия самих
детей и их действия с театральными куклами. Из всех форм
театрализованных игр театр игрушек наиболее прост. Дети не умеют
разыгрывать кукольных представлений, поэтому им нужно показать
спектакль, чтобы они переживали с куклами, радовались, а потом
предложить им самим разыграть какую-то ситуацию, например, если
окажутся в лесу или в другом месте. Как они будут разговаривать и о чем.
Театрализованная деятельность связана с другими видами
художественной деятельности: музыкальной, художественно – речевой и
изобразительной. Трудно представить театр без музыки, без декораций, без
костюмов. Особой формой организации детской художественной
деятельности в дошкольных учреждениях являются утренники и
развлечения.
Новогодний утренник – любимый праздник детей. Зал превращается
в театр, а все участники утренника становятся актерами и начинается
большое представление, в котором все принимают непосредственное
участие. Здесь стихи, здесь музыка, танцы, театрализованные представления,
костюмы, декорации. Всем представляется возможность принять участие в
хороводах, играх, забавах, побывать в ролях знакомых героев сказок,
мультфильмов.
Развлечения, являются одной из форм организации театрализованной
деятельности и средством эстетического развития ребенка, поскольку в них
используются различные виды искусств. Например, хороший
художественный уровень небольших, простых по содержанию спектаклей
кукольного, теневого, настольного театра или музыкально – литературные
концерты, составленные из доступных произведений, воспитывают
полноценное художественное восприятие, вызывают эстетические чувства.
Удачное оформление, правильно подобранные сочетания цветов,
выразительные персонажи – все это способствует развитию вкуса,
положительному отношению к окружающим.
Развитие театрализованной деятельности в детском саду происходит
поэтапно:
Во II младшей группе воспитатель пробуждает у детей интерес к
театрально – игровой деятельности, создает условия для ее проведения,
развивает умение следить за развитием действия в играх – драматизациях и
кукольных спектаклях, учит имитировать характерные действия персонажей
(птички летают, козленок скачет), а также передавать эмоциональное
состояние другого человека (мимикой, позой, жестом, движением).
В средней группе дети уже разыгрывают несложные
представления по знакомым литературным сюжетам, используя
выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
В старшей группе дети учатся чувствовать и понимать
эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с
другими персонажами. У детей воспитываются артистические качества,
раскрывается творческий потенциал детей.
В подготовительной группе дети ставят спектакли, музыкальные и
ритмические пьесы, инсценировки русских - народных сказок, песен,
литературных произведений. В этом возрасте у детей развивается
самостоятельность в организации театрализованных выступлений,
развивается эстетический вкус в передаче образа, отчетливость
произношения, использование мимики, жестов, поз, движений.
Театрально – игровая деятельность способствует художественному
воспитанию, эстетическому развитию ребенка в детском саду, так как
обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные
ранее, активизирует, развивает инициативу, речь, художественный вкус.
Организация игровой среды и оформление театральных зон в каждой
возрастной группе– важное условие для поддержания интереса детей к
театральной деятельности. При подборе оборудования, пособий и материалов
в каждой возрастной группе необходимо учитывать круг детских
представлений, знаний и интересов. Пополнение материала должно быть не
случайным, оно должно затрагивать все стороны воспитательного процесса
ДОУ.
Условно театральное оборудование можно разделить:
Театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры,
пальчиковые персонажи);
Дополнительный реквизит (плоскости, стол, фланелеграф, ширмы,
занавески и т.д.);
Декорации (плоскостные, объемные, нарисованные,
сконструированные);
Элементы костюмов (шапочки, манишки, курточки);
Информационный материал (афиши, объявления, пригласительные
билеты);
Специальная мебель для обустройства театральных зон.
Требования, которые предъявляются к оборудованию:
•
Соответствовать возрастным особенностям детей
•
Быть прочным, безопасным, гигиеничным
•
Быть привлекательным и эстетичным
•
Подвижным и легко передвигающимся
Такая организация театрализованной деятельности – толчок для глубинного
развития личности ребенка. И все, что мы делаем, не просто забава и
развлечение, возможность подготовить выступления на праздниках,
продемонстрировать достижения и таланты, это является еще и открытием
вместе с детьми сложного мира, в том числе и такого, как волшебный мир
театра!
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет жизненной тропой.