Напоминание

"Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио"


Автор: Кочина Лариса Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №2
Населённый пункт: МО г.-к. Анапа Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств №2»

муниципального образования город-курорт Анапа

Методическая разработка

урока по учебному предмету «сольфеджио»

с учащимися 2 –го класса ДПОП в области

музыкального искусства «фортепиано»

Тема:

«Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио»

Форма проведения: Урок

Адресат: Преподаватели

Автор, разработчик, составитель: Кочина Лариса Ивановна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУ ДО ДШИ № 2

17 декабря 2020 года

г. Анапа

2

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: урок – игра

Форма занятия: групповая

Год обучения: 2 – ой год

Возраст: 8 - 9 лет

Продолжительность урока: 1,5 часа (40 минут)

Цель:

познакомить с основными теоретическими понятиями по гармонии;

закрепить теоретические знания в практических упражнениях по

подбору аккомпанемента;

Задачи:

Образовательные:

научить бегло, отличать положение нот визуально и на слух;

формировать навыки «слышать» тонику и мыслить гармонически;

выявить творческие способности через игру

Воспитательные:

повышать у учащихся интерес к предмету сольфеджио путём

применения различных форм музыкальной деятельности;

воспитывать

интерес

и

эмоциональную

отзывчивость

на

гармонические особенности музыкальных произведений;

поддержать стремление к самостоятельной работе

Развивающие:

расширять слуховые представления о гармонических оборотах;

использовать элементы анализа музыкального произведения на уроках

сольфеджио;

развивать

навыки

практической

гармонизации,

подбора

аккомпанемента

Оборудование:

компьютер, интерактивная доска, фортепиано, шумовые инструменты

Методы обучения:

1. наглядно-иллюстрированный

2. словесный: (объяснение, беседа)

3. методы практической работы;

4. методы стимулирования и мотивации учения

Методическое обеспечение:

3

наглядные пособия, карточки, презентация

План урока

Содержание урока

Время

1.

Организационный момент

2 мин

2.

Активизация знаний учащихся. Блиц-опрос

5 мин.

3.

Объяснение новой темы: «Главные ступени лада».

«Рассказ о трёх подружках»

10 мин.

4.

Работа с нотным текстом песенок «Антошка», «Ёлочка»

и клавиатурой

10 мин.

5.

Подбор

аккомпанемента

к

песенкам

«Антошка»,

«Ёлочка»

10 мин.

6.

Музыкальная пауза. Игра «Кого зовёт музыка»

3 мин.

7.

Закрепление новой темы. Песенка «Главные трезвучия

лада». Задания по теме

10 мин

8.

Домашнее задание

2 мин.

9.

Подведение итогов. «Синквейн». «Дерево успеха»

8 мин.

Всего:

60 мин.

План урока

части урока

содержание

дозировка

организационно-

методические

указания

Организационный

момент

1. Настрой на работу

2. Постановка темы урока,

цели

3. Мотивация

2

Собрать внимание,

заинтересовать

Основная часть

1. Повторение теоретических

вопросов «Блиц-опрогс»

2. Объяснение новой темы:

«Главные ступени лада».

«Рассказ о трёх подружках»

3. Работа с нотным текстом

песенок «Антошка»,

«Ёлочка»

4. Подбор аккомпанемента к

10

10

10

Вспомнить

основные

музыкальные

термины через

презентацию

Работа с

наглядным

пособием

«Музыкальный

домик»

Определить

главные ступени в

нотном тексте

известных песенок

Записать бас в

4

песенкам «Антошка»,

«Ёлочка»

5. Музыкальная пауза». Игра

«Кого зовёт музыка»

6. Закрепление новой темы.

Песенка «Главные ступени

лада». Задания по теме (по

выбору педагога)

3

10

нотном тексте

известных песенок

Подобрать нужный

музыкальный

инструмент на

образ в музыке

Повторить

названия главных

ступеней через

песенку

Заключительная

часть

Подведение итога урока:

«Синквейн»

Оценивание: «Дерево

успеха»

Домашнее задание

Самоанализ преподавателя

8

Учащиеся

самостоятельно

Себя оценивают

Ход урока:

I. Организационный момент

1. Тема урока. Задачи урока. Мотивация

II. Основная часть

1. Активизация знаний уч-ся. Презентация по теме

«Блиц-опрос». Ответить на вопросы по теории, что такое:

гармонический слух

гармония

аккомпанемент

бас

аккорд

транспонирование

Ответы учащихся.

2. Объяснение новой темы: «Главные ступени лада».

«Рассказ о трёх подружках»

Преподаватель: В одной музыкальной стране в музыкальном пятиэтажном доме

жили три подружки. Одну звали Тоника, а двух других Субдоминанта и

Доминанта. Тоника жила на 1-ом этаже, она была умной девочкой и много знала,

так как хорошо училась. Субдоминанта жила на четвёртом этаже, она была

прилежной

и скромной девочкой. Доминанта жила на пятом этаже, была

5

подвижной девочкой, часто на уроках отвлекалась и поэтому всё забывала и

Доминанта всегда приходила к Тонике, чтоб спросить задание.

Преподаватель: А теперь, ребята поиграем. Нота «До» - у нас Т, а Д будет…

(посчитай). Правильно «Соль». А если на первом этаже будет жить нота «Ре» - Т,

кто будет Д, считай… нота «Ля»

Если Т – фа – Д…

Т – соль – Д…

Т – ля – Д…

Т- си – Д…

3. Работа с нотным текстом песенок «Антошка», «Ёлочка». Напечатать заранее и

раздать учащимся. Сделать анализ, сыграть и определить тональность (До мажор),

определить Т, посчитайте S и Д.

4. Подбор аккомпанемента к песенкам «Антошка», «Ёлочка»

Задания:

определить тональность;

найти главные ступени лада, записать их в басу мелодии песенок

5. Музыкальная пауза. Музыкальная игра «Кого зовёт музыка»

Дети делятся на две группы. В руках одной группы звенящие шумовые

инструменты (бубны, тарелочки, треугольники, колокольчики). У другой группы –

гремящие (погремушки, трещотки). Для каждой группы преподаватель играет

«свою» музыку, которую дети должны сопровождать игрой на инструментах.

6. Закрепление новой темы. Песенка «Главные ступени лада».

Задания по теме.

Преподаватель предлагает учащимся закрепить названия главных ступеней в

песенке, выполняют задания (по выбору преподавателя и готовности группы):

преподаватель играет мелодию, а ученик бас;

ученик играет мелодию, а другой ученик бас;

играть только бас, а ученики поют мелодию сольфеджио или со словами;

в пьесах по специальности играть аккомпанемент в левой руке, а мелодию

петь

III. Подведение итогов урока

«Синквейн» - с фр. Переводить как «пять», стихотворение, состоящие из 5 строк.

1 – существительное (отражает главную идею, тему урока)

2. – 2 прилагательных (дают описание признаков и свойств объекта)

3 – 3 глагола (описывают действия в рамках темы)

4 – фраза из 4 – ох слов выражающих отношение к теме

5 – одно слово (ассоциация, синоним к теме

- обычное существительное.

Эмоциональное отношение к теме).

Преподаватель: Наш урок подходит к концу, сегодня на уроке выросло «Дерево

успеха» и я предлагаю вам самим оценить себя:

1.

корни, ствол (отлично) – основа, база;

2.

ветки (прочно – на дереве) хорошо;

6

3.

листья на ветках (дрожат на ветру), в чём то ещё не уверен –

удовлетворительно;

4.

листья вне дерева – плохо, недоволен собой сегодня. Ученик выбирает сам и

прикрепляет «листики».

Самоанализ учебного занятия

1. Общие сведения:

Учащиеся

2

класса,

занимаются

1

раз

в

неделю

по

дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программе. Урок построен в форме

практического занятия – при использовании игровых форм работы. На занятии

использовались наглядные средства. Вид урока: урок – игра.

2. Тема урока:

«Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио»

3.

Цель:

познакомить с основными теоретическими понятиями по гармонии;

закрепить теоретические знания в практических упражнениях по

подбору аккомпанемента;

Задачи:

Образовательные:

научить бегло, отличать положение нот визуально и на слух;

формировать навыки «слышать» тонику и мыслить гармонически;

выявить творческие способности через игру

Воспитательные:

повышать у учащихся интерес к предмету сольфеджио путём

применения различных форм музыкальной деятельности;

воспитывать

интерес

и

эмоциональную

отзывчивость

на

гармонические особенности музыкальных произведений;

поддержать стремление к самостоятельной работе

Развивающие:

расширять слуховые представления о гармонических оборотах;

использовать элементы анализа музыкального произведения на уроках

сольфеджио;

развивать

навыки

практической

гармонизации,

подбора

аккомпанемента

4. Содержание: использовались следующие формы работы на уроке:

изучение теории;

игровые моменты;

презентация;

работа в группах

7

5. Тип учебного урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

6.

Структура урока:

Урок состоит из трёх этапов: организационный, основной, итоговый. В

организационном этапе акцент сделан на мотивации, в основном – на

использовании наглядного материала, игровых методов обучения, практических

упражнениях, в итоговом – на оценивании своей деятельности самими

учащимися.

Список используемой литературы

1. Белая Н.В. Нотная грамота. Игры на уроках сольфеджио: учебное пособие/ Н.В.

Белая. - М.: Музыка, 2016.

2. Берак О. Как преподавать сольфеджио в 21 веке: учебное пособие/ О. Берак, М.

Карасёва.- М.: Классика XXI век, 2016.

8

3. Булаева О. Учусь импровизировать и сочинять: учебное пособие/ О. Булаева, О.

Геталова. - Санкт-Петербург: Композитор, 1999.

4. Вахромеева Т. «Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио». – М.:

Музыка, 2007.

5. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного

образования: учебное пособие/ В.П. Голованов.

– Москва: Гуманитарный

издательский центр Владос, 2004.

6. Ефремова Л. Учиться интересно: пособие по сольфеджио для преподавателей

ДМШ/ Л. Ефремова. - СПб.: Паритет, 2006.

7. Жигалко Е.В. От стихов к музыке/ Е.В. Жигалко. – Санкт – Петербург:

Издательство Композитор, 2002.

8. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка: учебное пособие/ Ю.А. Ивановский. -

Ростов – на - Дону: Издательство Феникс, 2002.

9. Камаева Т. Азартное сольфеджио. Иллюстративный и игровой материал: учебное

пособие по сольфеджио и теории музыки/ Т. Камаева, А. Камаев . – Москва:

Владос, 2004.

10. Королькова И. Учимя играя: учебное пособие/ И. Королькова. – Ростов – на -

Дону: Издательство Феникс, 2011.

11. Масленникова – Золина Л.В. Необычные уроки музыки: учебное пособие/ Л.В.

Масленникова, Золина . - Волгоград: Издательство Учитель, 2012.

12. Огороднова – Духанина Т. Музыкальные игры на уроках сольфеджио: учебное

пособие/ Т. Огороднова-Духанина. - Санкт- Петербург: Издательство Композитор,

2008.

13. Светличная Л. Сказка о музыке: учебное пособие/ Л. Светличная. – Москва:

Творческий центр, 2003.

14. Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио: учебное пособие/ Л.С.

Синяева. – Москва: Классика XXI век, 2002.

9



В раздел образования