Автор: Идиятуллина Гузель Фаритовна
Должность: учитель начальных класов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6" Приволжского района
Населённый пункт: г. Казани
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Наглядная геометрия"
Раздел: начальное образование
Класс: 2 «З»
Урок : Математика
Учитель: Идиятуллина Г.Ф.
Тема: Наглядная геометрия
Число
: 13 ноября
УМК :«Планета Знаний»
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о геометрических фигурах и их
свойствах.
Основные задачи:
формировать у детей четкие и правильные геометрические образы;
развивать пространственные представления;
формировать умение выполнять простейшие доказательства и рассуждения;
развивать умение работать с чертежными инструментами;
формировать вычислительные навыки;
прививать учащимся интерес к предмету.
Оборудование: наборы геометрических фигур, рисунки чертежных инструментов,
чертежные инструменты (линейка, карандаш, ластик, циркуль), цифры, карточки с
заданиями, компьютер, проектор, экран.
Тип урока: урок закрепления знаний и выработки умений.
I. Организационный этап
Эмоциональный настрой.
-Ребята,
сейчас
у
нас
урок
математики.
Как
всегда
нам
нужно
быть
внимательными дружными, чтобы выполнить все задания и узнать что-то новое.
Сегодня к нам в гости пришло солнышко (слайд1). Как оно нам ласково
улыбается. Улыбнемся и мы солнышку. Повернёмся друг к другу лицом, возьмёмся за
руки, улыбнёмся, мысленно пожелаем удачи и успехов. Желаю вам хорошего
настроения.
II.Мотивационный этап (проблемная задача)
1. Актуализация знаний.
- А наше солнышко предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко». Для этого
вам нужно очень внимательно меня слушать.
***
Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... (фигуры)
- Ребята, для того чтобы продолжить игру мне нужны помощники. (Двое ребят
работают у доски). Я буду загадывать загадки а вы отгадывать. Наши ответы будем
проверять на доске.
(Два ученика прилепляют доске фигуры.)
***
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ... (треугольник)
***
Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но сожми ее, дружок,
И получится …. (кружок)
***
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно –
Получился бы ... (овал)
***
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня... (квадрат)
***
Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а ... (ромб)
2. Устный счет.
-А что необычного в этих геометрических фигурах?(В них записаны числа)
-А как вы думаете, для чего они даны? (Для устного счета)
-Ребята, приготовьте, пожалуйста, цифры для устного счета
-Найдите сумму чисел в треугольнике (3+7+6=16)
-Вычислите разность чисел в ромбе (17-5=12)
-На сколько число в овале больше, чем число в квадрате?(на 2)
-Найдите периметр квадрата (16)
- Мама испекла пирог в форме круга и разрезала его на 8 равных кусочков. По сколько
кусочков достанется каждому, если в семье 4 человека?
- Ребята, а как вы думаете о чем же мы с вами будем сегодня говорить?
-А вот следующие задание вам нужно выполнить в парах.
15
6
0
17
6
9
1
5
10
Г 7+8 = Р 13-12= Е 3+3= Я 20-10=
О 4-4.= И 20-15= Т 18-9= М 20-3=
- и так что же у нас получилось?( Геометрия)
-Ребята, а кто догадался о чем мы сегодня будем говорить?( о геометрических
фигурах)
-А что означает слово «геометрия»?
3.Историческая справка (3-4 слайд).
Геометрия - одна из самых древних наук, ее возраст исчисляется тысячелетиями.
Слово «геометрия» происходит от греческих слов «гео» -земля и «метрео» - меряю.
Буквально: измерение земли.
Ученые считают, что геометрия как наука зародилась еще в Древнем Египте. Египет –
страна на севере Африки. Через весь Египет течет великая река Нил, дающая жизнь
людям, растениям и животным в жарком африканском климате. После каждого
разлива Нила на берегах оставался слой плодородного ила. Земля, удобренная илом,
давала хорошие урожаи, благодаря которым кормилось все население Египта. Однако
во время разлива великая река смывала все изгороди между участками и каждый раз
надо было заново делить поля на участки и обозначать их границы. А для этого нужно
было измерять и вычислять площади земельных участков. Так возникла наука
геометрия.
-Ребята, а как вы думаете, что изучает наука геометрия?(Геометрия- наука, изучающая
формы, размеры и взаимное расположение геометрических фигур)
III.Обобщение и закрепление знаний
Открываем свои тетрадочки. Записываем: 13 Октября. Классная работа.
-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
-А что нам для этого необходимо на уроке?(карандаш, линейка, ластик, угольник,
циркуль). Вот сегодня они и будут нашими помощниками на уроке.
Ребята посмотрите у нас есть карта страны геометрии. Что же мы здесь видим? Кто
здесь живет?(отвечают на вопросы)
Ну для того чтобы бы посетили эту страну нам нужен билет, а билет у самой главной
фигуры в геометрии.
Скажите пожалуйста какая фигура является самой главной в геометрии?(точка)
- Правильно!!! А почему?( так как в геометрии все линии состоят из точек.)
-отлично
Давайте вспомним точку и сделаем 1 задание.
Отметьте красным карандашом две точки через 5 см.
Отметьте синим карандашом четыре точки через1см
расположив их между красными точками.
Обозначьте каждую точку буквой.
Проверь:
-молодцы!!!
Итак мы сказали, что линии состоят из точек. А какие линии
вы знаете? (прямая, ломаная, кривая, отрезок, луч)
-а сейчас попробуем начертить прямую линию,
Вспомним его свойства с помощью стихотворения
Без начала и без края
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдешь конца пути.
Что нам понадобиться?(линейка и карандаш)
-Проверим.
Я уверена, что расположение прямой линии у всех разная. А знаете почему?
Так как расположение прямых линий может быть горизонтальным, вертикальным,
наклонным.
-Добавьте к своей линии несколько прямых так, чтобы у тебя были вертикальная,
горизонтальная и наклонная линия.
- Молодцы
Давайте послушаем одну историю.
Карандаш и Линейка любят путешествовать. Однажды они отправились в гости к
Лесному Гному. Вышли они на крылечко своего дома и заспорили, какой дорогой
идти. Поспорили так, что поссорились и каждый пошел своей дорогой. Кто из них
раньше доберется до домика Гнома?
– Какой же путь между двумя точками самый короткий? (По прямой.)
– Посмотрите на рисунок: видно ли, где Линейка начала свой путь и где закончила?
(Да.) Что стоит на моем рисунке в начале пути? (Точка.) А в конце? (Точка.) Значит,
путь, по которому шла Линейка, имеет начало и конец. Но мы с вами говорили, что
прямая бесконечна. Можно ли сказать, что между этими двумя точками поместилась
целая прямая? (Нет.) Математики говорят, что это часть прямой между двумя точками.
Такой кусочек прямой, заключенный между двумя точками, называется отрезком.
Слово "отрезок" как бы говорит: "Меня отрезали от прямой".
– В жизни мы встречаемся именно с отрезками – ведь начертить бесконечную прямую
невозможно, для этого нужно бесконечно много места. Поэтому бесконечную прямую
мы можем только вообразить, а вот отрезок, у которого есть концы, вполне можно
изобразить.(пример на доске)
У отрезка есть и начало и конец.
А сейчас вам нужно начертить отрезок длиной 3 см.
Проверим.
Ну что же мы вспомнили что такое точка, прямая , отрезок. Как вы думаете, что же у
нас осталось? (луч)
Правильно, молодцы!!!
Давайте посмотрим на доску, что же мы тут видим? (Солнце)
- А что у него есть? (Лучи)
Скажите мне, пожалуйста, есть ли у этих лучей начало? (да)
А конец? Мы можем узнать куда упадут эти лучи? (нет)
Так вот ребят и у нашего луча такие же свойства. У него есть начало но нет конца.
(пример на доске)
Давайте же вспомним свойства всех линий.
-Какая разница между прямой, лучом и отрезком?
(Прямая ничем не ограничена, ее можно продолжить в любую сторону; луч ограничен
точкой – началом луча, его можно продолжить в одну сторону; отрезок ограничен
двумя точками, длину отрезка можно измерить)