Напоминание

Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста


Автор: Светлана Сергеевна Жуйкова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ №227
Населённый пункт: Киров
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей «Психологические особенности

детей среднего дошкольного возраста»

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у

вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать?

Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возникает

много вопросов. Попробуем ответить на некоторые из них.

С 4-5 лет начинается новый этап развития вашего малыша – этап

становления личности. В этом возрасте ребенок уже стремится сам решать

вопросы и задачи. Совсем недавно он прибегал к вашей помощи при

решении любых своих трудностей. Вы постоянно слышали его просьбы

помочь одеться, обуться, найти карандаши, сложить игрушки и т. д. А теперь

вы чаще всего слышите: "Я сам! " Не стоит этого пугаться. Малыш не

игнорирует вас, у него просто появилось свое мнение (по поводу одежды,

игрушек,

выбора

фильма

или

книги).

Родители

должны

научиться

прислушиваться к мнению малыша, считаться с ним. Ведь ребенок хочет

быть услышанным. Малыш готов с удовольствием помочь родителям в

уборке дома или в мытье посуды и может выполнить одновременно 2-3

поручения сразу. Он многое может и умеет. К концу среднего дошкольного

возраста уже заложен фундамент интеллекта.

Поэтому отметим одну из особенностей малыша среднего возраста -

стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он

уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке

взрослых. Появляется возможность и потребность помочь другим.. Малыш

почувствует себя важным и нужным своей семье.

Вторая особенность малыша среднего возраста - ребенок начинает

понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают

формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не

через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Поэтому, уважаемые родители, с возрастными потребностями ребенка растут

и обязанности родителей. Ничто так не может научить ребенка, как

собственный

пример

родителей.

Грубость,

жестокость,

безразличие,

неуважение к окружающим со стороны родителей абсолютно недопустимы.

Никогда не выясняйте отношения в присутствии детей, не спешите с

выводами в отношении наказания. Прежде чем наказывать или ругать,

разберитесь в сути поступка. Ни в коем случае не срывайте на ребенке свое

зло и не выплескивайте на него свой негатив! Дети всегда это чувствуют. Ни

при каких обстоятельствах не допускайте лжи. Если вы что-либо пообещали

малышу, то обязательно это сделайте. Но если вы не уверены, то лучше об

этом промолчать. Вашему ребенку очень важны честность и доверие. Не

ограждайте своего ребенка от всех проблем и душевных потрясений. Ведь

малыш должен постепенно сам учиться разделять добро и зло, а взрослые

должны лишь помочь ему правильно ориентироваться в жизни. Отсюда

вытекает еще одна особенность - для детей среднего дошкольного возраста

характерно наличие у ребёнка потребности в совместной деятельности со

взрослым.

Параллельно с этой особенностью развивается и другая. Назовем

ее- отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к

ровесникам,

и

вы

все

больше

и

больше

будете

замечать,

как

от

внутрисемейных отношений ваш малыш переходит к более широким

отношениям с миром. Уже в 4 года он не может обходиться без сверстников.

Вся жизнь малыша теперь в игре. Совместная игра становится сложнее, у нее

появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в

магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся,

мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Играя, ребёнок учится

сотрудничать и разрешать конфликты, пытаясь уладить недоразумения и

ссоры. В игре формируется самооценка малыша. Общение со сверстниками

занимает все большее место в жизни ребенка. Более того, мы все больше

замечаем, как наши малыши тянутся к ребятам постарше. Не бойтесь этого,

ваш ребенок просто хочет побольше узнать и большему научиться.

Идем далее. Не можем мы обойти стороной еще одну особенность

малышей среднего возраста - активная любознательность, которая заставляет

детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все

время говорить, обсуждать различные вопросы. Возраст 4 - 5 лет – возраст

«почемучек». И, конечно же, познавательный интерес лучше всего утоляется

в увлекательном разговоре или занимательной игре. Берегитесь, уважаемые

родители! Ведь чтобы отвечать на вопросы ребенка, нужно много знать. А

вопросы у детей порой возникают очень неожиданные.

На 4-5 году жизни развиваются творческие способности. И это еще

одна особенность. Развитие воображения входит в очень активную фазу.

Ребенок живет в мире сказок, фантазий. Он делает успехи в рисовании и

лепке. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём

появляются абстрактные понятия (счастье, добро, любовь). Ребёнок уже

может чётко назвать своё имя, фамилию, свой возраст и даже адрес

проживания. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей

становится более развитым. Возрастает объем памяти, начинает развиваться

образное мышление, увеличивается устойчивость внимания.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок начинает напоминать

«вечный двигатель». Сидит только тогда, когда что-то делает. Он может

двигаться 24 часа в сутки, «исследуя» всё, что попадается на пути. Поэтому,

дорогие мамочки и папочки, вам необходимо задуматься о безопасности

своего растущего малыша (а точнее, о ней никогда не стоит забывать) .

Выделим еще одну особенность среднего дошкольного возраста,

появляющуюся как следствие развитого воображения - страхи. Средний

дошкольный возраст – период расцвета страхов. Ребёнок боится сказочных

персонажей, темноты, неприятных снов, собак, глубины. Их очень много,

этих детских страхов. И к ним нельзя относиться пренебрежительно. Ребенок

чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. И здесь,

как и всегда, мы, взрослые, должны быть рядом, чтобы поддержать своего

малыша.

Воспитание ребенка – процесс многогранный. В мире существует

огромное количество пособий по вопросам воспитания. Но, к сожалению, ни

одно из них не дает исчерпывающего ответа на все интересующие родителей

вопросы. К тому же, каждый ребенок очень индивидуален. Педагоги могут

ответить на вопросы воспитания лишь теоретически, а как правильно

воспитать своего ребенка, знают только любящие родители. Любите своих

малышей! Обеспечивая малыша материальными благами, не забудьте, что

ничто не заменит ему в жизни любовь, внимание и душевное тепло его

любимых мамы и папы.



В раздел образования