Автор: Светлана Сергеевна Жуйкова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ №227
Населённый пункт: Киров
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Психологические особенности
детей среднего дошкольного возраста»
Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у
вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать?
Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возникает
много вопросов. Попробуем ответить на некоторые из них.
С 4-5 лет начинается новый этап развития вашего малыша – этап
становления личности. В этом возрасте ребенок уже стремится сам решать
вопросы и задачи. Совсем недавно он прибегал к вашей помощи при
решении любых своих трудностей. Вы постоянно слышали его просьбы
помочь одеться, обуться, найти карандаши, сложить игрушки и т. д. А теперь
вы чаще всего слышите: "Я сам! " Не стоит этого пугаться. Малыш не
игнорирует вас, у него просто появилось свое мнение (по поводу одежды,
игрушек,
выбора
фильма
или
книги).
Родители
должны
научиться
прислушиваться к мнению малыша, считаться с ним. Ведь ребенок хочет
быть услышанным. Малыш готов с удовольствием помочь родителям в
уборке дома или в мытье посуды и может выполнить одновременно 2-3
поручения сразу. Он многое может и умеет. К концу среднего дошкольного
возраста уже заложен фундамент интеллекта.
Поэтому отметим одну из особенностей малыша среднего возраста -
стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он
уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке
взрослых. Появляется возможность и потребность помочь другим.. Малыш
почувствует себя важным и нужным своей семье.
Вторая особенность малыша среднего возраста - ребенок начинает
понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают
формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не
через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Поэтому, уважаемые родители, с возрастными потребностями ребенка растут
и обязанности родителей. Ничто так не может научить ребенка, как
собственный
пример
родителей.
Грубость,
жестокость,
безразличие,
неуважение к окружающим со стороны родителей абсолютно недопустимы.
Никогда не выясняйте отношения в присутствии детей, не спешите с
выводами в отношении наказания. Прежде чем наказывать или ругать,
разберитесь в сути поступка. Ни в коем случае не срывайте на ребенке свое
зло и не выплескивайте на него свой негатив! Дети всегда это чувствуют. Ни
при каких обстоятельствах не допускайте лжи. Если вы что-либо пообещали
малышу, то обязательно это сделайте. Но если вы не уверены, то лучше об
этом промолчать. Вашему ребенку очень важны честность и доверие. Не
ограждайте своего ребенка от всех проблем и душевных потрясений. Ведь
малыш должен постепенно сам учиться разделять добро и зло, а взрослые
должны лишь помочь ему правильно ориентироваться в жизни. Отсюда
вытекает еще одна особенность - для детей среднего дошкольного возраста
характерно наличие у ребёнка потребности в совместной деятельности со
взрослым.
Параллельно с этой особенностью развивается и другая. Назовем
ее- отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к
ровесникам,
и
вы
все
больше
и
больше
будете
замечать,
как
от
внутрисемейных отношений ваш малыш переходит к более широким
отношениям с миром. Уже в 4 года он не может обходиться без сверстников.
Вся жизнь малыша теперь в игре. Совместная игра становится сложнее, у нее
появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в
магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся,
мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Играя, ребёнок учится
сотрудничать и разрешать конфликты, пытаясь уладить недоразумения и
ссоры. В игре формируется самооценка малыша. Общение со сверстниками
занимает все большее место в жизни ребенка. Более того, мы все больше
замечаем, как наши малыши тянутся к ребятам постарше. Не бойтесь этого,
ваш ребенок просто хочет побольше узнать и большему научиться.
Идем далее. Не можем мы обойти стороной еще одну особенность
малышей среднего возраста - активная любознательность, которая заставляет
детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все
время говорить, обсуждать различные вопросы. Возраст 4 - 5 лет – возраст
«почемучек». И, конечно же, познавательный интерес лучше всего утоляется
в увлекательном разговоре или занимательной игре. Берегитесь, уважаемые
родители! Ведь чтобы отвечать на вопросы ребенка, нужно много знать. А
вопросы у детей порой возникают очень неожиданные.
На 4-5 году жизни развиваются творческие способности. И это еще
одна особенность. Развитие воображения входит в очень активную фазу.
Ребенок живет в мире сказок, фантазий. Он делает успехи в рисовании и
лепке. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём
появляются абстрактные понятия (счастье, добро, любовь). Ребёнок уже
может чётко назвать своё имя, фамилию, свой возраст и даже адрес
проживания. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей
становится более развитым. Возрастает объем памяти, начинает развиваться
образное мышление, увеличивается устойчивость внимания.
В среднем дошкольном возрасте ребёнок начинает напоминать
«вечный двигатель». Сидит только тогда, когда что-то делает. Он может
двигаться 24 часа в сутки, «исследуя» всё, что попадается на пути. Поэтому,
дорогие мамочки и папочки, вам необходимо задуматься о безопасности
своего растущего малыша (а точнее, о ней никогда не стоит забывать) .
Выделим еще одну особенность среднего дошкольного возраста,
появляющуюся как следствие развитого воображения - страхи. Средний
дошкольный возраст – период расцвета страхов. Ребёнок боится сказочных
персонажей, темноты, неприятных снов, собак, глубины. Их очень много,
этих детских страхов. И к ним нельзя относиться пренебрежительно. Ребенок
чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. И здесь,
как и всегда, мы, взрослые, должны быть рядом, чтобы поддержать своего
малыша.
Воспитание ребенка – процесс многогранный. В мире существует
огромное количество пособий по вопросам воспитания. Но, к сожалению, ни
одно из них не дает исчерпывающего ответа на все интересующие родителей
вопросы. К тому же, каждый ребенок очень индивидуален. Педагоги могут
ответить на вопросы воспитания лишь теоретически, а как правильно
воспитать своего ребенка, знают только любящие родители. Любите своих
малышей! Обеспечивая малыша материальными благами, не забудьте, что
ничто не заменит ему в жизни любовь, внимание и душевное тепло его
любимых мамы и папы.