Автор: Светлана Дмитриевна Джумайло
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУШООО № 43
Населённый пункт: станица Казанская
Наименование материала: статья
Тема: Верный друг казака
Раздел: начальное образование
Тема : « Верный друг». Конь в жизни казака.
Коня и казака не разделяют,
Вместе живут и вместе умирают.
народная мудрость
Цель: Продолжить знакомство учащихся с жизнью казаков и воспитание
интереса
к
прошлому
своих
предков,
гордости
за
свой
народ
.
Задачи:1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за
сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание
причастности
к
прошлому,
настоящему,
будущему
казачества;
2.
Развивающая.
Развивать
у
учащихся
память,
мышление,
коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного
материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и
систематизировать
письменные
и
материальные
источники;
.
3. Образовательная. Показать особую роль лошадей в казачьем укладе
жизни. Дать понятия « аллюр» и « джигитовка». Познакомить учащихся с
современной джигитовкой
Ход урока:
План изложения нового материала:
1.К лошадям у казаков всегда было особое отношение.
В домашнем
хозяйстве они занимали почетное место. Весь смысл взаимоотношений
изложен в народной мудрости:
1.
Казак сам голодает, а лошадь сыта.
2.Казак
без
коня,
что
солдат
без
ружья.
3. Казаку конь себя дороже.
4. Коня и казака не разделяют, вместе живут и вместе умирают.
Дискуссия: Ребята, как вы понимаете смысл этих поговорок?
2. Воспитание любви к лошади начиналось с детства. В казачьей семье
сына не называли мальчиком, а непременно казаком, казачьим сыном.
Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и
чувствовать по-военному. В 3 года казачата свободно сидели на лошади; в
десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь
лошадь, пасти коней в ночном; в 12 они гарцевали на лошадях,
ориентировались
на
местности,
оказывали
первую
медицинскую
помощь, 14-15
летние
подростки
могли
преодолевать
на
скаку
препятствия, рубить лозу, вести огонь.
С 17 лет казак назывался
малолетка. Они принимали участие в скачках, стрельбе в цель на скаку,
рубке лазы и т.д.. В 19 лет – приводился к присяге на верность службе
.
К
моменту службы казак и конь — это одно целое, удивительно прочное
целое, в особенности в походе и на войне. А посмотрите, каков казак на
коне: сидит — не качнется, как прирос, будто родился вместе с конем.
Посадка бодрая,
гордая, удалая: грудь вперед, плечи назад, голова
запрокинута. У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и
подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня
расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл,
прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.У кубанцев перед
выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в
подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая:
«На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с
победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал
жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял
себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на свой
курень, быстро уезжал к месту сбора. Вообще у казаков культ коня
преобладал во многом над другими традициями и поверьями.
Перед
отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена
вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем
родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже
повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.
Гибель боевого коня приравнивалась к гибели верного друга слайд 9.
При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под
черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем
шли близкие.
3.
Казак с детства знал особенности передвижения лошади. Как же
передвигаются лошади? Работа над понятиями « аллюр, галоп, рысь,
шаг, джигитовка» Способ передвижения лошади называется аллюр.
4.Сообщение ученика.
О естественных аллюрах нам расскажет Дударь Кирилл.
Обсуждение с учащимися просмотренного фрагмента. Запись в тетрадь
определения джигитовка. Джигитовка- движение лошади, выработанное
у лошадей в школах верховой езды.
5.Игра « Собери пословицу»
Написанная пословица разрезана на
отдельные слова и перемешаны. Два участника на скорость собирают
пословицу
и
объясняют
её
смысл:
1. Казак с конём и ночью и днём (казак и конь неразлучны)
2. Не вини коня, вини дорогу (причину неудачи ищи по справедливости)
3.Казак дружбу соблюдает: в беде коня не покидает (казак и конь - вместе
всегда) Игра проводится под фонограмму песни «« Ой, при лужку, при
лужке»
Заключение: Стихотворение «Кони»
Читается учителем и учащимися
1.Кони, кони — вы сказка и песня.
К вам любви объяснить не смогу.
Словно в детстве каком-то нездешнем
Вижу вас я в ночном на лугу.
2.И куда б нас мечта ни носила,
Долетая до новых планет,
Будем мерить мы вашею силой
Неуемную силу ракет.
3.Но какою нам силой измерить
То тепло, что рождаете вы?
То стремленье прекрасному верить
В тихом шуме дубрав и травы?
То слиянье с природой чудесной,
Что осталось в ночном на лугу?
Все вместе: Кони, кони - вы сказка и песня!
К вам любви объяснить не смогу.