Напоминание

Верный друг казака


Автор: Светлана Дмитриевна Джумайло
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУШООО № 43
Населённый пункт: станица Казанская
Наименование материала: статья
Тема: Верный друг казака
Раздел: начальное образование





Назад




Тема : « Верный друг». Конь в жизни казака.

Коня и казака не разделяют,

Вместе живут и вместе умирают.

народная мудрость

Цель: Продолжить знакомство учащихся с жизнью казаков и воспитание

интереса

к

прошлому

своих

предков,

гордости

за

свой

народ

.

Задачи:1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за

сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание

причастности

к

прошлому,

настоящему,

будущему

казачества;

2.

Развивающая.

Развивать

у

учащихся

память,

мышление,

коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного

материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и

систематизировать

письменные

и

материальные

источники;

.

3. Образовательная. Показать особую роль лошадей в казачьем укладе

жизни. Дать понятия « аллюр» и « джигитовка». Познакомить учащихся с

современной джигитовкой

Ход урока:

План изложения нового материала:

1.К лошадям у казаков всегда было особое отношение.

В домашнем

хозяйстве они занимали почетное место. Весь смысл взаимоотношений

изложен в народной мудрости:

1.

Казак сам голодает, а лошадь сыта.

2.Казак

без

коня,

что

солдат

без

ружья.

3. Казаку конь себя дороже.

4. Коня и казака не разделяют, вместе живут и вместе умирают.

Дискуссия: Ребята, как вы понимаете смысл этих поговорок?

2. Воспитание любви к лошади начиналось с детства. В казачьей семье

сына не называли мальчиком, а непременно казаком, казачьим сыном.

Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и

чувствовать по-военному. В 3 года казачата свободно сидели на лошади; в

десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь

лошадь, пасти коней в ночном; в 12 они гарцевали на лошадях,

ориентировались

на

местности,

оказывали

первую

медицинскую

помощь, 14-15

летние

подростки

могли

преодолевать

на

скаку

препятствия, рубить лозу, вести огонь.

С 17 лет казак назывался

малолетка. Они принимали участие в скачках, стрельбе в цель на скаку,

рубке лазы и т.д.. В 19 лет – приводился к присяге на верность службе

.

К

моменту службы казак и конь — это одно целое, удивительно прочное

целое, в особенности в походе и на войне. А посмотрите, каков казак на

коне: сидит — не качнется, как прирос, будто родился вместе с конем.

Посадка бодрая,

гордая, удалая: грудь вперед, плечи назад, голова

запрокинута. У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и

подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня

расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл,

прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.У кубанцев перед

выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в

подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая:

«На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с

победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал

жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял

себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на свой

курень, быстро уезжал к месту сбора. Вообще у казаков культ коня

преобладал во многом над другими традициями и поверьями.

Перед

отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена

вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем

родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже

повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.

Гибель боевого коня приравнивалась к гибели верного друга слайд 9.

При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под

черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем

шли близкие.

3.

Казак с детства знал особенности передвижения лошади. Как же

передвигаются лошади? Работа над понятиями « аллюр, галоп, рысь,

шаг, джигитовка» Способ передвижения лошади называется аллюр.

4.Сообщение ученика.

О естественных аллюрах нам расскажет Дударь Кирилл.

Обсуждение с учащимися просмотренного фрагмента. Запись в тетрадь

определения джигитовка. Джигитовка- движение лошади, выработанное

у лошадей в школах верховой езды.

5.Игра « Собери пословицу»

Написанная пословица разрезана на

отдельные слова и перемешаны. Два участника на скорость собирают

пословицу

и

объясняют

её

смысл:

1. Казак с конём и ночью и днём (казак и конь неразлучны)

2. Не вини коня, вини дорогу (причину неудачи ищи по справедливости)

3.Казак дружбу соблюдает: в беде коня не покидает (казак и конь - вместе

всегда) Игра проводится под фонограмму песни «« Ой, при лужку, при

лужке»

Заключение: Стихотворение «Кони»

Читается учителем и учащимися

1.Кони, кони — вы сказка и песня.

К вам любви объяснить не смогу.

Словно в детстве каком-то нездешнем

Вижу вас я в ночном на лугу.

2.И куда б нас мечта ни носила,

Долетая до новых планет,

Будем мерить мы вашею силой

Неуемную силу ракет.

3.Но какою нам силой измерить

То тепло, что рождаете вы?

То стремленье прекрасному верить

В тихом шуме дубрав и травы?

То слиянье с природой чудесной,

Что осталось в ночном на лугу?

Все вместе: Кони, кони - вы сказка и песня!

К вам любви объяснить не смогу.



В раздел образования