Напоминание

Применение проектных технологий в образовательном процессе


Автор: Автоманова Ольга Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д\с №9 "Аленка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Мариинск.
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Применение проектных технологий в образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 9 «Аленка»

Консультация для педагогов

Применение проектных технологий в

образовательном процессе

Автоманова О.А.

Ст. воспитатель

Мариинск, 2021

Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и

детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной

темы,

имеющая

социально значимый

результат.

Это

метод педагогически -

организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания,

в цепи развивающей личность программы.

Почему именно это направление инновационной деятельности привлекло внимание и

воспитателей?

1. Технология «метода проектов»,

где

отношения «ребенок-взрослый» уникальны,

строятся

на

соучастии

в

деятельности

-

это

общение

на

равных.

В проектной деятельности

ребенок

сталкивается

с

необходимостью

проявлять

свою «самостоятельность», когда, отстаивая свою точку зрения перед другими

дошкольниками, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с

другими. Педагогведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его

деятельностью к эпизодическому участию в ней. Затем к партнерству, и, наконец, к

сотрудничеству.

2. В процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и

исполнитель, но и как эксперт. Педагог ведет детей, опираясь на возрастные и

типологические

особенности

развития,

осуществляя

личностно

ориентированное

взаимодействие и индивидуально- дифференцированный подход. Так, в младшем возрасте

ребенок преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в

среднем - эпизодически участвует и вступает в партнерские отношения, в старшем -

сотрудничает с детьми и взрослыми.

3. В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с

другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Образец

креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует

формированию

и

проявлению

творчества

ребенка.

Воспитатели,

активно

использующие проектную технологию, отмечают, что в этих условиях можно лучше

узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное

сотрудничество с родителями детей.

4. В результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в

новых впечатлениях, информации, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

В последнее время отмечается тенденция увеличения числа детей, которые не хотят

идти в школу; успеваемость падает, отсутствует положительная мотивация к занятиям; в

школе все больше интеллектуально пассивных детей, которые избегают мыслительной

деятельности. Одна из причин - отсутствие познавательного интереса, который должен

быть сформирован в дошкольные годы. Развитие познавательного интереса отвечает

собственным запросам ребенка. Подавление детской активности блокирует поисковое

поведение, из-за чего и развивается пассивная позиция в будущем, в школе и жизни.

Таким образом, технология проектов развивает творческие способности ребенка, дает

выход его внутренним возможностям, способствует развитию познавательного интереса.

Проектная деятельность выступает именно как проектная в том случае, если

прямое, натуральное действие оказывается невозможным. Н-р, если ребенок захотел что-

то нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то это не

будет являться проектной деятельностью – все действия ребенка выполнены в рамках

традиционной продуктивной деятельности.

Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что дошкольник

исследует различные варианты выполнения поставленной задачи, выбирает оптимальный

способ по определенным критериям, т. е. отчетливо определяет, что ему нужно сделать.

Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (н-р:

взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием;

практическая

направленность,

включение

ребенка

в

творческую

деятельность,

организация

взаимодействия

ребенка

социальной

городской

средой).

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные

виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с

различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных

профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).

Задачи развития:

• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• развитие познавательных способностей;

• развитие творческого воображения;

• развитие творческого мышления;

• развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация

желания

искать

пути

разрешения

проблемной

ситуации (вместе

с педагогом);

формирование

начальных

предпосылок

исследовательской

деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения

применять данные методы,

способствующие

решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие

желания

пользоваться

специальной

терминологией,

ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Оздоровлению детей «В здоровом теле – здоровый дух» направлен на то, что именно в

дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия

формируется здоровье, привычка к ЗОЖ, общая выносливость, работоспособность

организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка,

обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные

качества ребёнка. Мы применяем народные игры и игровые подражательные движения,

как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем народные

подвижные игры в дыхательной гимнастике, закаливающих процедур, в утренней

гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.

В современных условиях развития общества, проблема здоровья детей является как

никогда актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально - познавательного

развития может только здоровый ребёнок. Важнейшей задачей моего проекта, является

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Формирование

здорового организма начинается с раннего возраста, когда наиболее прочно закладывается

опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребёнка, желание

всё узнать и всё попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Реализация проекта «В здоровом теле- здоровый дух» поможет воспитать ценностное

отношение ребёнка к своему здоровью и жизни. Сформирует потребность детей к

двигательной активности, закрепит знания детей о том как сохранить и укрепить здоровье.

Проект «Русские шашки» разработан с целью развития внимания, творческого

воображения

наблюдательности

строгую

последовательность

рассуждений.

На

протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и

синтезом,

сравнением,

обобщением,

обоснованием,

выводов.

Данный проект способствует

развитию

творческого

интеллектуально-мыслительного

мышления дошкольников, умение приобретать знания из различных источников,

анализировать факты, высказывать собственное суждения.

Таким образом, основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях

является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется

задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.



В раздел образования