Автор: Автоманова Ольга Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д\с №9 "Аленка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Мариинск.
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Применение проектных технологий в образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 9 «Аленка»
Консультация для педагогов
Применение проектных технологий в
образовательном процессе
Автоманова О.А.
Ст. воспитатель
Мариинск, 2021
Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и
детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной
темы,
имеющая
социально значимый
результат.
Это
метод педагогически -
организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания,
в цепи развивающей личность программы.
Почему именно это направление инновационной деятельности привлекло внимание и
воспитателей?
1. Технология «метода проектов»,
где
отношения «ребенок-взрослый» уникальны,
строятся
на
соучастии
в
деятельности
-
это
общение
на
равных.
В проектной деятельности
ребенок
сталкивается
с
необходимостью
проявлять
свою «самостоятельность», когда, отстаивая свою точку зрения перед другими
дошкольниками, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с
другими. Педагогведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его
деятельностью к эпизодическому участию в ней. Затем к партнерству, и, наконец, к
сотрудничеству.
2. В процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и
исполнитель, но и как эксперт. Педагог ведет детей, опираясь на возрастные и
типологические
особенности
развития,
осуществляя
личностно
ориентированное
взаимодействие и индивидуально- дифференцированный подход. Так, в младшем возрасте
ребенок преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в
среднем - эпизодически участвует и вступает в партнерские отношения, в старшем -
сотрудничает с детьми и взрослыми.
3. В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с
другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Образец
креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует
формированию
и
проявлению
творчества
ребенка.
Воспитатели,
активно
использующие проектную технологию, отмечают, что в этих условиях можно лучше
узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное
сотрудничество с родителями детей.
4. В результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в
новых впечатлениях, информации, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.
В последнее время отмечается тенденция увеличения числа детей, которые не хотят
идти в школу; успеваемость падает, отсутствует положительная мотивация к занятиям; в
школе все больше интеллектуально пассивных детей, которые избегают мыслительной
деятельности. Одна из причин - отсутствие познавательного интереса, который должен
быть сформирован в дошкольные годы. Развитие познавательного интереса отвечает
собственным запросам ребенка. Подавление детской активности блокирует поисковое
поведение, из-за чего и развивается пассивная позиция в будущем, в школе и жизни.
Таким образом, технология проектов развивает творческие способности ребенка, дает
выход его внутренним возможностям, способствует развитию познавательного интереса.
Проектная деятельность выступает именно как проектная в том случае, если
прямое, натуральное действие оказывается невозможным. Н-р, если ребенок захотел что-
то нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то это не
будет являться проектной деятельностью – все действия ребенка выполнены в рамках
традиционной продуктивной деятельности.
Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что дошкольник
исследует различные варианты выполнения поставленной задачи, выбирает оптимальный
способ по определенным критериям, т. е. отчетливо определяет, что ему нужно сделать.
Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (н-р:
взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием;
практическая
направленность,
включение
ребенка
в
творческую
деятельность,
организация
взаимодействия
ребенка
социальной
городской
средой).
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные
виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с
различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных
профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Задачи развития:
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация
желания
искать
пути
разрешения
проблемной
ситуации (вместе
с педагогом);
формирование
начальных
предпосылок
исследовательской
деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте это:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения
применять данные методы,
способствующие
решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развитие
желания
пользоваться
специальной
терминологией,
ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Оздоровлению детей «В здоровом теле – здоровый дух» направлен на то, что именно в
дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия
формируется здоровье, привычка к ЗОЖ, общая выносливость, работоспособность
организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка,
обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные
качества ребёнка. Мы применяем народные игры и игровые подражательные движения,
как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем народные
подвижные игры в дыхательной гимнастике, закаливающих процедур, в утренней
гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.
В современных условиях развития общества, проблема здоровья детей является как
никогда актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально - познавательного
развития может только здоровый ребёнок. Важнейшей задачей моего проекта, является
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Формирование
здорового организма начинается с раннего возраста, когда наиболее прочно закладывается
опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребёнка, желание
всё узнать и всё попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Реализация проекта «В здоровом теле- здоровый дух» поможет воспитать ценностное
отношение ребёнка к своему здоровью и жизни. Сформирует потребность детей к
двигательной активности, закрепит знания детей о том как сохранить и укрепить здоровье.
Проект «Русские шашки» разработан с целью развития внимания, творческого
воображения
наблюдательности
строгую
последовательность
рассуждений.
На
протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и
синтезом,
сравнением,
обобщением,
обоснованием,
выводов.
Данный проект способствует
развитию
творческого
интеллектуально-мыслительного
мышления дошкольников, умение приобретать знания из различных источников,
анализировать факты, высказывать собственное суждения.
Таким образом, основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях
является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется
задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.