Автор: Юрина Светлана Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №41"
Населённый пункт: БИЙСК
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках математики
Раздел: среднее образование
Методы и приемы работы с детьми ОВЗ на уроках математики
В данный момент существует мало методов и приемов обучения
математике
в
условиях
инклюзивного
образования.
Инклюзивное
образование - относительно новая область, которая предполагает обучение
детей
с
различными
образовательными
потребностями
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) вместе.
Обучение детей с ОВЗ в настоящее время (с 2013 года, введение закона
об образовании) стало развиваться.
До недавнего времени, обучение детей с ОВЗ носило исключительно
индивидуальный
характер.
Группы
данных
детей
курировались
специальными педагогами в специальных учебных организациях.
В настоящее время каждый имеет право решать, где и как ему учиться.
Образование стало доступным для всех.
На уроках математики использую дифференциацию заданий, то есть, все
задания
должны
иметь
разные
уровни
сложности.
При
решении
и
составлении задач учащимся предлагаю различные картинки, по которым
им нужно составить и решить задачу. Оформлением дети занимаются
самостоятельно, однако необходимо тщательно следить за работой учеников.
При затруднении выполнить данное действие предполагается задавания
наводящих вопросов.
В организации групповых видов активности, в том числе и игровых,
наиболее приемлемыми в практической работе с учащимися, считаю
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частично
поисковый,
коммуникативный, информационно-коммуникативный метод, а так же
методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Для активизации деятельности учащихся и учащихся с ОВЗ на уроках
математики использую следующие методы и приемы:
–
Использование сигнальных карточек, при выполнении заданий, это
могут быть цветовые сигналы, карточки со знаками «плюс» и «минус» и т.д.
Карточки могут использоваться, при оценке детьми своей деятельности
(рефлексия), при изучении новой темы, с целью проверки усвоения
материала и выявления пробелов в знаниях у учащихся. При использовании
данных карточек можно увидеть работу каждого ребенка;
– Использование вставок на доску при выполнении какого-либо задания,
которая заключается в прикреплении детьми своих карточек на доску, при
правильном ответе на вопрос, и детям очень нравится этот соревновательный
момент, ведь есть возможность выполнить задание быстрее и лучше других
( вставьте пропущенное число, если известно, что число делится на 5, 3, 2;
правила определения, с пропусками слов; решения примеров)
–
Необходимо создавать алгоритм (карточка-инструктаж) для учащихся
для большинства их действий. Он может быть представлен в наглядных
схемах, таблицах, памятках, которые помогут в проверке самого себя и
осознания ученика, на каком этапе у него возникает проблема и устранить
(исправить) ее. Алгоритм так же может присутствовать в проведении всего
урока,
который
потом
станет
привычным
для
учащихся
и
будет
самостоятельно регулировать дисциплину и качество урока (план урок, и на
каждом этапе урока оцениваем себя). Однако урок не должен представлять
собой рутину и однообразие каждый день. В начале урока всегда нужно
придумывать что-то, что привлечет внимание учащихся и настроит их на
продуктивную работу, таким образом, вы организуете детей к уроку и к
восприятию новой темы или продолжению изучения. (кроссворд, ребус, стих
и т.д.)
- Устный счет, очень важен в изучении математики, развивает внимание и
память, но не стоит перегружать урок устной работой, так как детям с ОВЗ
эта работа дается трудно, следует проводить ее в игровой форме, которая
повысит их внимание и интерес;
–Иллюстративный
материал
для
смены
вида
деятельности,
использующийся в ходе занятий, который развивает зрительное восприятие,
внимание и память ребенка.
– Обязательно наличие физминуток на уроках математики, хорошо, когда их
можно связать с темой, которая рассматривается на уроке, это поможет
переключить внимание детей на другой вид деятельности, даст возможность
учащимся отдохнуть и в то же время сделает акцент на использовании того,
что изучается на уроке;
– Аудиал. Данный прием нацелен на восприятие детьми информации с
закрытыми глазами, то есть на слух. Использую данный прием для развития
слухового восприятия, внимания и памяти, а так же для переключения с
активного вида деятельности к другому. Часто помогает в уравновешивании
эмоционального состояния коллектива. (можно и устный счет организовать в
этом приеме и поспрашивать определения и алгоритмы)
- Кинезиологические упражнения, которые включают в себя растяжку,
глазодвигательные,
дыхательные,
телесные
упражнения,
а
так
же
упражнения развития мелкой моторики, релаксация и массаж, также можно
использовать в качестве физминутки. Эти упражнения очень важны для
детей с ОВЗ, в силу особенностей развития
1. глаз путешественник (развесить в разных углах класса(доски), рисунки
животных, дроби, геометрические фигуры и не поворачивая головы найти
указанный предмет)
2. погреем палочку, способствует расслаблению и релаксации (взять в руку
эстафетную палочку и катать между руками)
3. цветочек (расслабление)
4. дом-ежик-замок
5. кулак-ребро-ладонь
6. змейка
7. лягушки (одна в кулак, другая ладонь и менять)
- Проведение внеклассных мероприятий по математике, а также участие
детей в олимпиадах для детей с ОВЗ;
- Также, считаю необходимым давать возможность развития творческого
потенциала
и развития личности и характера каждого учащегося, это
заключается в представлении мысленных образов, творческих домашних
работах, размышлений и сравнений темы математики с предметами
окружающего мира и т.д.
−Рекомендую
включать
элементы
геометрии
почти
в
каждый
урок
математики, так как наглядный процесс повышает заинтересованность детей
к предмету математики, и потом им будет проще развить умения в области
геометрии;
Все наглядные материалы должны сопровождаться голосом учителя,
однако высказывания должны быть краткими и четкими, ведь информация у
детей ОВЗ усваивается в малом объеме.
Так же необходима специальная шкала оценок, которая затронет и
успехи ребенка и его старательность и затраченные усилия для выполнения
задания.
Таким образом, используя все вышеперечисленные методы и приемы
работы с детьми с ОВЗ, можно добиться повышения познавательной
активности учащихся, развить их творческие способности, активно вовлечь
детей
в
образовательный
процесс,
стимулировать
самостоятельную
деятельность учащихся, тем самым повысить эффективность и качество
образования.