Напоминание

Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках математики


Автор: Юрина Светлана Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №41"
Населённый пункт: БИЙСК
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




Методы и приемы работы с детьми ОВЗ на уроках математики

В данный момент существует мало методов и приемов обучения

математике

в

условиях

инклюзивного

образования.

Инклюзивное

образование - относительно новая область, которая предполагает обучение

детей

с

различными

образовательными

потребностями

и

детей

с

ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) вместе.

Обучение детей с ОВЗ в настоящее время (с 2013 года, введение закона

об образовании) стало развиваться.

До недавнего времени, обучение детей с ОВЗ носило исключительно

индивидуальный

характер.

Группы

данных

детей

курировались

специальными педагогами в специальных учебных организациях.

В настоящее время каждый имеет право решать, где и как ему учиться.

Образование стало доступным для всех.

На уроках математики использую дифференциацию заданий, то есть, все

задания

должны

иметь

разные

уровни

сложности.

При

решении

и

составлении задач учащимся предлагаю различные картинки, по которым

им нужно составить и решить задачу. Оформлением дети занимаются

самостоятельно, однако необходимо тщательно следить за работой учеников.

При затруднении выполнить данное действие предполагается задавания

наводящих вопросов.

В организации групповых видов активности, в том числе и игровых,

наиболее приемлемыми в практической работе с учащимися, считаю

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

частично

поисковый,

коммуникативный, информационно-коммуникативный метод, а так же

методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Для активизации деятельности учащихся и учащихся с ОВЗ на уроках

математики использую следующие методы и приемы:

Использование сигнальных карточек, при выполнении заданий, это

могут быть цветовые сигналы, карточки со знаками «плюс» и «минус» и т.д.

Карточки могут использоваться, при оценке детьми своей деятельности

(рефлексия), при изучении новой темы, с целью проверки усвоения

материала и выявления пробелов в знаниях у учащихся. При использовании

данных карточек можно увидеть работу каждого ребенка;

Использование вставок на доску при выполнении какого-либо задания,

которая заключается в прикреплении детьми своих карточек на доску, при

правильном ответе на вопрос, и детям очень нравится этот соревновательный

момент, ведь есть возможность выполнить задание быстрее и лучше других

( вставьте пропущенное число, если известно, что число делится на 5, 3, 2;

правила определения, с пропусками слов; решения примеров)

Необходимо создавать алгоритм (карточка-инструктаж) для учащихся

для большинства их действий. Он может быть представлен в наглядных

схемах, таблицах, памятках, которые помогут в проверке самого себя и

осознания ученика, на каком этапе у него возникает проблема и устранить

(исправить) ее. Алгоритм так же может присутствовать в проведении всего

урока,

который

потом

станет

привычным

для

учащихся

и

будет

самостоятельно регулировать дисциплину и качество урока (план урок, и на

каждом этапе урока оцениваем себя). Однако урок не должен представлять

собой рутину и однообразие каждый день. В начале урока всегда нужно

придумывать что-то, что привлечет внимание учащихся и настроит их на

продуктивную работу, таким образом, вы организуете детей к уроку и к

восприятию новой темы или продолжению изучения. (кроссворд, ребус, стих

и т.д.)

- Устный счет, очень важен в изучении математики, развивает внимание и

память, но не стоит перегружать урок устной работой, так как детям с ОВЗ

эта работа дается трудно, следует проводить ее в игровой форме, которая

повысит их внимание и интерес;

Иллюстративный

материал

для

смены

вида

деятельности,

использующийся в ходе занятий, который развивает зрительное восприятие,

внимание и память ребенка.

– Обязательно наличие физминуток на уроках математики, хорошо, когда их

можно связать с темой, которая рассматривается на уроке, это поможет

переключить внимание детей на другой вид деятельности, даст возможность

учащимся отдохнуть и в то же время сделает акцент на использовании того,

что изучается на уроке;

Аудиал. Данный прием нацелен на восприятие детьми информации с

закрытыми глазами, то есть на слух. Использую данный прием для развития

слухового восприятия, внимания и памяти, а так же для переключения с

активного вида деятельности к другому. Часто помогает в уравновешивании

эмоционального состояния коллектива. (можно и устный счет организовать в

этом приеме и поспрашивать определения и алгоритмы)

- Кинезиологические упражнения, которые включают в себя растяжку,

глазодвигательные,

дыхательные,

телесные

упражнения,

а

так

же

упражнения развития мелкой моторики, релаксация и массаж, также можно

использовать в качестве физминутки. Эти упражнения очень важны для

детей с ОВЗ, в силу особенностей развития

1. глаз путешественник (развесить в разных углах класса(доски), рисунки

животных, дроби, геометрические фигуры и не поворачивая головы найти

указанный предмет)

2. погреем палочку, способствует расслаблению и релаксации (взять в руку

эстафетную палочку и катать между руками)

3. цветочек (расслабление)

4. дом-ежик-замок

5. кулак-ребро-ладонь

6. змейка

7. лягушки (одна в кулак, другая ладонь и менять)

- Проведение внеклассных мероприятий по математике, а также участие

детей в олимпиадах для детей с ОВЗ;

- Также, считаю необходимым давать возможность развития творческого

потенциала

и развития личности и характера каждого учащегося, это

заключается в представлении мысленных образов, творческих домашних

работах, размышлений и сравнений темы математики с предметами

окружающего мира и т.д.

−Рекомендую

включать

элементы

геометрии

почти

в

каждый

урок

математики, так как наглядный процесс повышает заинтересованность детей

к предмету математики, и потом им будет проще развить умения в области

геометрии;

Все наглядные материалы должны сопровождаться голосом учителя,

однако высказывания должны быть краткими и четкими, ведь информация у

детей ОВЗ усваивается в малом объеме.

Так же необходима специальная шкала оценок, которая затронет и

успехи ребенка и его старательность и затраченные усилия для выполнения

задания.

Таким образом, используя все вышеперечисленные методы и приемы

работы с детьми с ОВЗ, можно добиться повышения познавательной

активности учащихся, развить их творческие способности, активно вовлечь

детей

в

образовательный

процесс,

стимулировать

самостоятельную

деятельность учащихся, тем самым повысить эффективность и качество

образования.



В раздел образования