Автор: Ханхарова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/сад "Ладушки"
Населённый пункт: г.Анадырь
Наименование материала: Педагогическая находка
Тема: Домовёнок Кузя в гостях у малышей
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Ладушки» города Анадыря
Конспект
образовательной деятельности
по речевому развитию
"Домовёнок Кузя ждёт своих гостей"
в младшей группе
Выполнила: Воспитатель 1 квалификационной категории
Ханхарова Татьяна Михайловна
2021 г.
Программное содержание :
Учить детей воспринимать и осознавать
образное содержание сказки. Замечать образные слова и выражения в тексте.
Упражнять детей в подборе определений главных героев сказки. На примере
главного героя сказки учить детей находить выход из любой трудной
ситуации.
Развивать речевое внимание, память, логическое мышление,
творческие способности.
Материалы и оборудование: подушечки на каждого ребенка, дом, сундук,
домовёнок Кузя (игрушка), коробочка с коллажами; баранки на веревочке,
ложки деревянные хохломские (по две на ребенка), грамзапись русской
народной мелодии;фланелеграф.
Предварительная работа: прослушивание аудиозаписи русских народных
сказок. Беседа с детьми о русских народных сказках, о главных героях.
Рассматривание на иллюстрациях к русским народным сказкам их героев:
лисы, петушка, кота. Рассматривание изделий хохломской росписи. Рассказ
воспитателя об этом виде народно-прикладного искусства.
Объяснение новых слов и выражений: удаленький, домовничать,
попробовать мясца, горевать.
Ход занятия:
1.Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель.:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
–Доброе утро!!!
Какое замечательный день наступил. Ребята,предлагаю сегодня отправиться
в удивительное путешествие по давайте в гости к домовенку Кузе (дети
соглашаются).
Проговаривание русской народной поговорки с движениями по тексту:
Воспитатель.: Ножки-ножки бежали по дорожке
Бежали лесочком, прыгали по кочкам.
Прыг-скок, прыг-скок
Прибежали на лужок
Да и встали все в кружок.
Воспитатель.: Ребята, сейчас на улице зима, мороз. Мы все озябли. Что же
нас никто не встречает? Давайте его позовем.
Дети: Кузенька!
(воспитатель берет в руки игрушку)
Домовенок: Аюшки! Кто там?
Дети:
Мы девочки и мальчики
У нас на ручках пальчики (шевелят пальцами рук).
У нас на ножках пальчики (топают ножками).
Похожи наши ушки
Что к низу от макушки (показывают ушки).
Похожи и животики (гладят животик)
И носики (показывают носик)
И ротики (показывают пальцами рот).
Домовенок:
А я Кузенька!
Я за печкою сижу
Иногда слегка ворчу
А вообще я удалой
Лучший в мире домовой!
Я гостям всегда рад.
Заходите в дом, гости дорогие!
2.Основная часть.
Воспитатель.: Кузенька, а мы к тебе за новой сказкой пришли.
Домовенок: Вот у меня какой большой сундук со сказками (открывает
сундук, достает коробку с коллажами). Вот вам сказка про мальчика, такого
как вы маленького, да удаленького
Воспитатель: Ну, ребятки, садитесь, не стесняйтесь! Поудобнее
располагайтесь! Дай-ка в глазки погляжу, деткам сказку расскажу (дети
садятся на подушечки, кто где хочет).
Далее идет рассказ сказки «Жихарка» с выкладыванием коллажа.
Воспитатель.: Русская народная сказка «Жихарка».
I часть.
На лесной опушке, в маленькой избушке (выкладывает избушку) жили-были
кот (выкладывает), петух (выкладывает), да маленький человечек
(выкладывает). Звали его Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили
(выкладывает елки), а Жихарка дома оставался, домовничал: обед варил, стол
накрывал, ложки раскладывал (выкладывает стол и три ложечки). «Эта ложка
простая, Петина, эта ложка простая, Котова, а эта не простая, точеная, ручка
золоченая. Это моя, Жихаркина, никому ее не отдам!».
II часть.
Вот прослышала лиса (появляется картинка лисы), что Жихарка один дома
остается, и захотела она Жихаркиного мясца попробовать, съесть его. Вот
ушли кот с петушком на охоту, а Жихарка обед сварил, стол накрыл, стал
ложки раскладывать.
Воспитатель.: Помогайте, ребятки, как он это делал.
Дети с воспитателем: «Эта ложка простая, Петина, эта ложка простая,
Котова, а эта не простая, точеная, ручка золоченая».
Воспитатель:
«Никому ее не отдам!». Только хотел ее на стол положить, вдруг слышит
топ-топ-топ. Батюшки, лиса идет! Испугался Жихарка, ложку на пол уронил,
а поднимать-то некогда, так под печку и залез (появляется картинка печки).
А лиса вошла, глядь туда, глядь сюда – нет Жихарки! «Постой же, говорит
лиса, ты мне сам скажешь где сидишь. Взяла лиса ложки, стала на стол
раскладывать: «Эта ложка простая, Петина, эта ложка простая, Котова, а эта
не простая, точеная, ручка золоченая, эту я себе возьму». А Жихарка-то из-
под печки: «Ай-я-яй, тетенька, я не дам!».
III часть.
«Ах вот ты где, Жихарка», - говорит лиса. Лапу она в подпечье запустила,
вытащила мальчика, в мешок посадила (выкладывает лису с мешком), за
плечо перекинула да в лес! Домой прибежала, печку жарко истопила, хочет
Жихарку изжарить, да съесть. «Садись, - говорит, - на лопату!». А Жихарка
хоть маленький, да удаленький. Ручки-ножки растопырил, в печку и нейдет!
Воспитатель.: Ну-ка, ребятки, покажите как сел Жихарка? (дети
показывают).
Лиса: «Да не так!».
Повернулся Жихарка спиной к печке. Ручки-ножки растопырил, в печку
нейдет!
Воспитатель .: Ребятки, как же он сел? (Дети поворачиваются спиной к
воспитателю, ручки-ножки в стороны). Вот молодцы, все поняли!
Лиса: «Да не так! Экий ты не догадливый!»
Жихарка: «Тетенька, а ты мне покажи! Я же ведь маленький!».
Смахнула лиса Жихарку с лопаты, сама на лопату села, клубком свернулась,
хвостом накрылась.
Воспитатель.: Покажите, ребятки, как лисичка свернулась клубком? (Дети
показывают).
А Жихарка-то ее толк в печку, да заслонкой прикрыл!
IV часть.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают. Кот лапкой слезы вытирает, Петя
крылышком подбирает.
Воспитатель.: Покажите, детки, как горюют петушок и котик (дети мимикой
показывают).
Вдруг слышат топ-топ-топ, Жихарка бежит, громким голосом кричит: «А вот
и я, а лиса-то в печке изжарилась!». Обрадовались кот да петух, ну Жихарку
обнимать, ну Жихарку целовать, умницей называть!
Домовенок: «Ну что, понравилась вам моя сказочка? (Дети отвечают). Вам
сказка, а мне бубликов связка!».
Воспитатель.: А вот тебе, Кузенька, от нас гостинец.
Домовенок: «И от меня вам подарочек будет (дает детям хохломские
ложки)».
Звучит русская народная мелодия, дети отстукивают ритм и с последним
аккордом говорят: «Все!».
А нам пора ребята возвращаться в детский сад!
Проговаривание русской народной поговорки с движениями по тексту:
Воспитатель.: Ножки-ножки бежали по дорожке
Бежали лесочком, прыгали по кочкам.
Прыг-скок, прыг-скок
Прибежали в садик .
Да и встали все в кружок.
3.Заключительная часть. Подведение итогов
Воспитатель.: Ребятки, кто запомнил как называется эта сказка?
Дети: «Жихарка».
Воспитатель.: Какой был Жихарка?
Дети: Веселый, умный, хитрый, смелый, находчивый.
Воспитатель: Почему же он был маленький, да удаленький?
Дети: Он лису обхитрил и убежал от нее.
Воспитатель.: Представьте же, что же могло случиться, если бы Жихарка был
пугливым, плаксой, если бы он растерялся?
Дети: Его лиса бы съела.
Домовенок: «Молодцы! Все поняли правильно!».
Воспитатель.: Спасибо тебе, Кузенька, за сказочку. Давайте, детки,
попрощаемся с Кузей.
Дети: До свидания!
Домовенок: «До свидания! Приходите еще! Я гостям завсегда рад!».