Напоминание

Видеокейс – как метод формирования имиджеобразующих качеств современного преподавателя вуза


Автор: Губарева Евгения Сергеевна
Должность: руководитель-главный редактор мау "агентство "столица ижевск"
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Удмуртский государственный университет"
Населённый пункт: Ижевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Видеокейс – как метод формирования имиджеобразующих качеств современного преподавателя вуза
Раздел: высшее образование





Назад




Видеокейс – как метод формирования имиджеобразующих качеств

современного преподавателя вуза

Новая социально экономическая и политическая ситуация в России повлекла за собой

изменения как в жизни социальных групп, так и в жизни отдельно взятого человека.

Необходимость

совершенствования,

а

для

кого-то

формирования

нового

стиля

социального поведения, соответствующего развитию современного общества, ведет к

актуализации проблем, связанных с таким понятием как имидж.

Система

высшего

образования

в

основном

уделяет

внимание

повышению

профессиональной компетентности и квалификации преподавателей вуза. К сожалению,

формированию педагога как гармонично развитой личности, обладающей адекватной

самооценкой, где ум гармонично сочетается с внешним обаянием и привлекательностью,

знаниями правил этикета, часто отводятся вторые роли в процессе совершенствования

успешной профессиональной деятельности [2].

Имидж преподавателя высшей школы - как личный пример успешного человека,

важен и для студентов, и для самого педагога - это залог эмоционального удовлетворения

от педагогической деятельности и повышения учебно-профессиональной мотивации

студентов.

Понятие «имидж» имеет множество трактовок. Наиболее точное определение, на наш

взгляд, принадлежит В. Н. Черепановой: «Имидж - это целенаправленно сформированный

интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и

взаимопроникновением

внутренних

и

внешних

индивидных,

личностных

и

индивидуальных качеств субъекта, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие

субъекта с природой, социумом и самим собой» [3, 12-13].

Имидж - не статичное понятие, человек может быть разным в зависимости от

ситуаций, среды, обстоятельств.

В современном мире слово имидж чаще употребляется в контексте внешнего образа.

Но имидж это и репутация человека, сформированная в результате его манеры говорить,

вести себя в обществе, шутить, ходить, одним словом «нести себя в этот мир». Таким

образом, имидж – это совокупность внешних и внутренних индивидуальных и

профессиональных качеств человека.

Существуют различные способы формирования имиджа педагога. Одним из них

является современный метод обучения, который включает в себя использование

технологии видеокейсов. Его суть заключается в том, что обучающимся предлагают

осмыслить реальную жизненную ситуацию (эпизод из кинофильма). В процессе ее

разбора студентам необходимо актуализировать знания, полученные в процессе обучения.

При этом чаще всего сама проблема не имеет единственно верных решений, что позволяет

преподавателю модифицировать ход занятия [1].

Наличие в структуре метода жарких споров, аргументированных дискуссий,

позволяет

студентам

развивать

целый

комплекс

навыков

ведения

дискуссии,

отстаивания своей точки зрения, разрешение конфликтных ситуаций в процессе диалога,

лидерские навыки, умение побеждать и другие.

Нами были разработаны 6 видеокейсов с целью формирования имиджеобразующих

качеств у будущих педагогов. В качестве учебного практического материала были взяты

отрывки

из

кинофильмов,

где

в

главных

ролях

преподаватели

различного

профессионального уровня, с отличными друг от друга подходами к обучению и

взаимодействию с обучающимися, различного возраста и чувства вкуса,

с разным

мировоззрением и способностями выходить из сложных ситуаций в процессе обучения.

К каждому видеокейсу были разработаны модельные ответы.

Видеокейсы и рассматриваемые в них темы:

1.

Видеокейс. Кинофильм «Человек эпохи Возрождения». Отрывок: 23.35 – 26.00 мин.

Тема: Некомпетентный преподаватель, нарушающий границы обучающихся.

2.

Видеокейс: Кинофильм «Человек эпохи Возрождения». Отрывок: 39.15 – 42.34 мин.

Тема: Поиск особого подхода в процессе взаимодействия преподавателя со студентами.

3.

Видеокейс: Кинофильм «Общество мертвых поэтов». Отрывки: 11.05 – 15.57 мин.;

40.50 – 42.53 мин. Тема: Нетрадиционные методы обучения – плюсы и минусы.

4.

Видеокейс: Кинофильм «Ключ без права передачи». Отрывки: 15.10 – 15.48 мин.; 16.13

– 16.50 мин.; 34.42 – 36.41 мин.; 1.12.05 – 1.15.29 ч. Тема: Личностный конфликт

педагога (любовь к профессии, граничащая с чувством превосходства над коллегами).

5.

Видеокейс: Кинофильм «Географ глобус пропил». Отрывки: 58.00 мин. – 1.01.47 ч.;

1.36.49 – 1.38.08 ч. Тема: Маргинальная личность или мудрый педагог?

6.

Видеокейс: Кинофильм «Хористы». Отрывки: 11.55 – 13.28 мин.; 23.23 – 24.49 мин.;

34.55 – 35.41мин. Тема: Любовь к детям – главный принцип педагогического воспитании.

Остановимся подробнее на Видеокейсе «Кинофильм «Ключ без права передачи»»

(реж. Динара Асанова, СССР, 1976 год). Отрывки: 15.10 – 15.48 мин.; 16.13 – 16.50 мин.;

34.42 – 36.41 мин.; 1.12.05 – 1.15.29 ч. Форма организации обучения: массовая дискуссия - в

полемике принимают участие все обучающиеся.

Тема занятия: Личностный конфликт педагога (любовь к профессии, граничащая с

чувством превосходства над коллегами).

Цель:

Продемонстрировать, как гордыня и амбиции молодой, но талантливой

учительницы взяли верх над профессиональной этикой и разумом.

Вступление преподавателя.

Фильм начинается с того, что в школу приходит новый директор – отставной офицер

Кирилл Алексеевич. Привыкший к режиму и порядку, он встречается с суетой и

проблемами школьной жизни. Он пытается найти общий язык с учащимися и коллегами.

Особый интерес у него вызывает своенравная любимица 10 «Б». Учительница русского

языка и литературы, Марина Максимовна самоотверженно любит свою профессию,

учеников. Вечерами она занимается внеклассной работой с ребятами. Её четырехлетний

сын в это время ждет маму в детском саду. Её личная жизнь – это ученики и время,

которая она регулярно проводит с ними и за пределами школы.

Кирилл Алексеевич смотрит на школу, учеников, учителей свежим взглядом и

понимает, что в этой образовательной системе не все работает как единый слаженный

механизм.

Основной проблемой становится конфликт между молодой учительницей Мариной

Максимовной, классным руководителем 10 «Б» класса и другими менее талантливыми

педагогами.

Задача: Оценить профессиональные методы обучения и воспитания учителя русского

языка и литературы.

Вопросы для обсуждения:

1.

Основные

принципы

выстраивания

доверительных

отношений

педагога

с

учащимися.

2.

Особенности вербального и невербального общения педагога.

3.

Положительным или отрицательным персонажем является главная героиня Марина

Максимовна?

4.

Роль директора школы в конфликте педагогического коллектива.

5.

Дресс-код учителя русского языка и литературы.

Модельные ответы:

1.

Основные

принципы

выстраивания

доверительных

отношений

педагога

с

учащимися.

Марина Максимовна талантливый педагог, что называется, от Бога. Она отдает

профессии и детям всю себя. Она работает не по шаблону, можно сказать, идет против

системы - не вбивает в головы ребят советские штампы, а призывает их думать и

рассуждать. Главным козырем молодого учителя является принцип выстраивания

неформальных взаимоотношений со старшеклассниками. Она учит их свободно мыслить,

действовать, говорить, нести ответственность за свои поступки и жизнь в целом. «Они -

взрослые люди», - говорит Марина Максимовна о десятиклассниках новому директору.

Она позволяет им озвучивать, порой нестандартные, мысли вслух. В этом живом диалоге

с учениками рождается, как им кажется, та самая истина, о которой принято молчать.

Дружба Марины Максимовны с классом основана на полном доверии. Молодые люди

могут спросить ее о чем угодно и она обязана честно ответить им на вопрос. Даже если

этот вопрос касается ее бездарной коллеги, например.

Ее учебная программа отличается от стандартной – ученики с большим интересом

посещают ее занятия. Но Марине Максимовне не хватает мудрости и жизненного опыта

для того, чтобы разграничить работу и личную жизнь, определить, где заканчивается

педагог и начинается друг.

Молодой филолог не на много старше своих подопечных, ей также свойственны

максимализм, амбиции, обостренное чувство справедливости. Они говорят на одном

языке. Вместе с ребятами она ищет себя, эмоционально отстаивает свою точку зрения.

Ребята внимают каждому слову молодого, но уже такого авторитетного педагога, и

начинают формировать свое мнение относительно других учителей на основе ее

умозаключений. К сожалению, эти умозаключения не всегда объективны и разумны.

Кроме этого, Марина Максимовна посвящает свою жизнь ребятам и вне школы. Они

собираются у нее дома вечерами, разговаривают, пьют чай, играют на гитаре, танцуют.

Даже дни рождения ее подопечные предпочитают отмечать с ней, а не с родителями.

2.

Особенности вербального и невербального общения педагога.

На

минибанкете,

организованном

по

случаю

назначения

директора

школы,

заведующая

учебной

частью

Ольга

Денисовна

завистливым

вкрадчивым

тоном

обращается к Марине:

- Мариночка! Поделились бы опытом, Мариночка. Считают, что ключ к 10 «Б» только

у Вас.

- Такой ключ они дают сами - кому и, когда захотят. И конечно, без права передачи

посторонним, - не мешкая ни секунды, бросает Марина Максимовна.

Безусловно, молодой педагог могла бы проявить уважение к педагогам со стажем,

списать провокацию на возраст, зависть. Но юношеский максимализм, гордыня и

осознание превосходства над коллегами толкают ее на открытый конфликт. Она говорит,

что думает, не беспокоясь о том, что может обидеть кого-то из них. В конечном итоге, она

демонстративно покидает мероприятие со словами: «Смешно тут сидеть с вами, пироги

кушать». Ее слова полны высокомерия, пренебрежения, гордыни.

Нетерпимость и эгоцентризм управляют молодой учительницей, это приводит к

недопустимому поведению педагога. Она осознает, что является талантливым педагогом.

Именно это она слышит от подростков, когда они, находясь с ней в одной компании,

начинают обсуждать ее коллег. Что же делает Марина Максимовна? Она молчит. В тоже

время, она осознает, что должна пресечь эти темы, но чувство избранности побеждает, и

она позволяет себе бросить пару комментариев в адрес коллег.

- Марина Максимовна, а как Вам наш новый директор? Нравится, как человек, или не

нравится? – интересуются дети.

- Что значит нравится-не нравится? Он не кандидат в директора, мне его не выбирать,

он уже директор. Хотя я, наверное, и не назначила бы.

Но может ли так вести себя по истине мудрый любящий педагог? Может ли

тщеславный учитель научить нравственности юное поколение? Имеет ли право Марина

Максимовна обсуждать коллег в присутствии детей? Конечно, нет. Она забывает о

профессиональной этике, в основе которой лежит не разжигание конфликтов, а способы

их решений. Задача педагога показать на личном примере, что такое мораль,

нравственность, терпимость, доброта. Но гордыня молодой учительницы побеждает

здравый смысл, и она создает ситуацию противостояния «свой-чужой».

При этом у Марины очень сдержанная жестикуляция и мимика. У нее холодное,

невозмутимое выражение лица. В диалоге с Кириллом Алексеевичем мы слышим

раздраженный тембр голоса молодого педагога. Молодая учительница еле сдерживается,

чтобы не нагрубить руководителю, нервно вздыхает. Она на грани того, чтобы повысить

голос и, пытаясь избежать этого, откровенно дерзит директору:

- Они с Вами спорят? - уточняет Кирилл Алексеевич.

- А что не полагается? - с насмешкой и неуважением отвечает Марина.

3.

Положительным или отрицательным персонажем является главная героиня Марина

Максимовна?

С одной стороны, мы видим Марину Максимовну как талантливого, преданного делу

педагога. Она использует в своей преподавательской деятельности нестандартные

педагогические методики. Ребята пишут сочинения на произвольные темы, рассуждают об

актуальности проблем. Они имеют право на свободу мнения и его самовыражения. На ее

уроках стирается грань между учителем и учениками, они как будто все равны и

одинаково свободны. Марина Максимовна для них лучшая подруга. И это не было ни

продуманным планом классного руководителя, ни тонким педагогическим расчетом, она

любит свой класс, свое дело и выстраивает добрые отношения на уровне интуиции.

Но есть и другая сторона ее личности. У Марины не складываются отношения с

коллективом. При этом ее совсем это не заботит. Она осознает свою одаренность на фоне

своих более опытных коллег. Понимает, что «ключ от сердец» школьников в ее руках, и

передавать или одалживать его не собирается. Марина Максимовна не осознает

значимость своего слова для ребят. Она не понимает, что должна быть сдержана и

аккуратна в диалогах с учениками. Ее изречения, тем более относительно коллег, должны

быть нейтральными и безоценочными. Но она как будто нелегально управляет чужими,

неопытными, гибкими умами, которые еще не в состоянии оценить объективность

мыслей. Ученики слепо следуют за своим наставником, «вожаком стаи». Можно лишь

догадываться, какие последствия ждут ребят, когда они выйдут из стен школы, с учетом

принципов, которые им прививались Мариной Максимовной.

Зрители

сами

решают,

отрицательная

или

положительная

героиня

Марина

Максимовна. Какие качества и мотивы в ней превалируют. Но хочется верить, что «стая»

распадется, когда «ключ без права передачи» все же будет передан морально-

устойчивому, опытному педагогу.

4.

Дресс-код учителя русского языка и литературы.

Говоря о внешнем виде педагога середина 70-х гг нельзя не вспомнить эпоху, которой

соответствовали модные тенденции того времени. В «эпоху застоя» купить качественную

модную одежду было практически не возможно. Кому-то удавалось «достать» пару

редких экземпляров из Прибалтики. Учителям это было просто-напросто не по карману.

Марина Максимовна предстает перед нами строгой, принципиальной женщиной. Это

впечатление усиливает отсутствие макияжа, очки в коричневой оправе, зачесанные назад

и собранные в пучок волосы.

Все ее образы в фильме состоят из однотонных вещей исключительно черного и

серого цвета. Она носит, свойственные тому времени, юбки А-силуэта. Очень сложно

отнести ее к какому-то определенному дресс-коду. Очевидно, что она совершенно не

зациклена на своем внешнем виде. Ее образы, как и она сама, максимально сдержаны,

лаконичны, даже скучны.

В первом эпизоде на Марине Максимовне свитер графитового цвета и черная юбка А-

силуэта длиной ниже колен. На банкете на ней черная кофта и серый костюм, состоящий

из идентичной юбки и жилета. Интересен тот факт, что если не заострять внимание на

элементах ее образа, складывается впечатление, что на протяжении всего фильма на ней

один и тот же наряд.

5.

Роль директора школы в конфликте педагогического коллектива.

Школа – сложная система. Все участники должны действовать слаженно, сообща.

Такие персонажи, как Марина Максимовна дестабилизируют, привносят хаос в сложный

воспитательный процесс. Кирилл Алексеевич появляется в школе, когда конфликт между

Мариной и коллегами становится открытым.

Мудрый, сдержанный Кирилл Алексеевич в напряженной обстановке действует

аккуратно и взвешенно. Он наблюдает, молча слушает, анализирует. Придерживается

нейтралитета и соблюдает дистанцию с коллегами и десятиклассниками. Он не встает ни

на одну из сторон. Для него важно не искать правых и виноватых, а сделать так, чтобы

школа работала как слаженный механизм.

Его мудрость состоит в том, что он замечает в людях сильные стороны. На

негативные же качества он тактично и мягко указывает, тем самым, позволяя человеку

измениться («Подумайте...», «Но я бы воздержался на Вашем месте…», «Я не

советую…»). Он не торопится с выводами. Не пытается сломать или прогнуть коллег,

чтобы поскорее замять эту историю.

Опытный, тактичный, справедливый. Он уже пережил все душевные переживания,

свойственные молодому поколению. Но в начале фильма возникает стойкое ощущение,

что он не впишется в коллектив, он чувствует себя неловко и не уверенно в этой среде. Но

его человеческие качества и жизненные принципы сыграли ключевую роль. Кто как не

человек, обладающий чувством такта, справедливости, может воспитать в детях

высоконравственных людей. Ведь все мы помним, что «рыба гниет с головы», и неважно

какую сферу эта «рыба» возглавляет. Этические и моральные принципы Кирилла

Алексеевича помогли не только разрешить конфликт, но и завоевать всеобщее уважение

коллег и учащихся школы.

Вывод:

Фильм «Ключ без права передачи» о конфликте. В первую очередь о внутреннем

конфликте молодой учительницы, которая, не смотря на свое предназначение, идет на

поводу своего высокомерия и тщеславия. С одной стороны, ее неоднозначная личность

выстраивает доверительные отношения с учениками, а с другой стороны открыто

конфликтует с коллегами. Но педагог должен быть гармоничен, его главная задача – это

нравственное воспитание детей. Марина Максимовна еще сама нуждается в воспитании,

в осознании того, каким должен быть педагог, чтобы учащиеся стали достойными

людьми. Людьми, которые способны выстраивать гармоничные отношения с социумом.

Конечно, школа – это призвание Марины Максимовны. Она нашла свое место в

жизни, она получает удовольствие от общения с ребятами, и очень хочет научить их

справедливости, истине, доброте, честности. Но она как будто нейтрализует все хорошее,

чему учит старшеклассников, когда начинает обсуждать с детьми своих коллег, когда

настраивает ребят против нового директора школы.

Финал картины остался открытым. Марина Максимовна еще может пересмотреть

свои принципы, стать гибче, терпимее. Безоценочно посмотреть на своих коллег и также

самоотверженно отдаваться любимому делу.

Основная задача видеокейса как инструмента активного группового обучения – это

формирование навыков, качеств, умений. Будущие педагоги, выходя из стен вуза, будут

иметь представление о позитивном, возможно, эталонном имидже педагога. Имидж

преподавателя занимает важное место в образовательном процессе. Видеокейсы же

позволяют

передавать

знания

по

заданной

теме

доступно

и

наглядно.

Метод

интерактивного

обучения

способствует

вовлечению

всех

студентов

группы

в

образовательный процесс. Из пассивных слушателей обучающиеся трансформируются в

участников интенсивного межличностного общения, энергично решающих поставленные

перед ними задачи. Это ведет к продуктивному усвоению заданного объема знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Корепанов А. Г. Создание и использование видеокейсов в учебном процессе //

Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2013.

№ 1.

2.

Панасюк

А.

Ю.

Формирование

имиджа:

стратегия,

психотехнология,

психотехники. – М.: ОМЕГА-Л, 2007.

3.

Черепанова В. Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство

реализации гуманистической концепции образования: дис…. канд. пед. наук. –

Краснодар, 1999.



В раздел образования