Напоминание

"Значимость подвижных игр для детей дошкольного возраста"


Автор: Буднева Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №208
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Значимость подвижных игр для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Здоровье дошкольника и здоровьесберегающие технологии»

Значимость подвижных игр для детей дошкольного возраста.
« Я не боюсь ещё и ещё раз повторить Забота о здоровье — это важнейший труд Воспитателя, от жизнерадостности, Бодрости детей зависит их духовная жизнь, Мировоззрение, умственное развитие, Прочность знаний, вера в свои силы» (В.А.Сухомлинский). В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми. Актуальной задачей физического воспитания, говорится в концепции дошкольного образования – является поиск эффективных средств совершенствования, развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях.
Введение
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д.
Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен. Цель подвижных игр:  давать выход запасам энергии ребенка;  развитие координации движений;  повышение положительного настроя и укрепления психо - эмоционального здоровья;  развитие навыков общения;  умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы;  развивать быстроту реакции. Методика подвижных игр: Любая игра направлена на решение задач по развитию и оздоровлению детей. Основными задачами игр, в том числе и подвижных игр на свежем воздухе являются. 
Образовательные
. Эта цель достигается созданием процесса игры таким образом, чтобы ребенок приобрел, систематизированные познания окружающего мира его законов и правил. Правильно составленный план проведения, поможет успешно решать образовательные задачи, связанные с развитием способности ребенка воспринимать правила и цели, поставленные перед ним воспитателем. Научиться передавать свои впечатления и мысли, в процессе игры, обосновывать свои поступки и оценивать поведение участников игры. 
Воспитательные.
Создание условий для формирования нравственного стереотипа поведения. Развитие целеустремленности, воли, умения быть лидером и подчинятся, индивидуальности личности. Все это проводится в комплексе с физическим становлением и развитием ребенка. 
Оздоровительные.
Формирование нормального физического развития организма ребенка, его психофизического здоровья. Расширять функциональные возможности организма, помогает использование
подвижной игры, как метода для выполнения физических упражнений и получения дозированных физических нагрузок.
Классификации подвижных игр
К элементарным играм относятся:  Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные.  Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению игровой цели. К сложным играм относятся:  Спортивные игры, которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты реакции. По степени нагрузки подвижные игры разделяются на: o игры большой подвижности o игры средней подвижности o игры малой подвижности Характерной чертой подвижных игр является не только богатство движений, но и свобода использования в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проведения инициативы, творчества. Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а так же волевых проявлений зависит от длительности игры. Чем активнее действует ребенок, тем больше он упражняется в том или ином движении, чаще вступает в разные взаимоотношения с другими играющими, проявляет ловкость выдержку, умение подчинятся правилам. Активность детей в играх зависит от содержания подвижных игр, характера интенсивности движений в них, подготовленности детей, организации и методики проведения. Подвижные игры организуют со всей группой или подгруппами. В зависимости от характера игры, игровых действий, количества играющих, степени их подготовленности, желания детей, условий проведения, природных факторов. «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». (Ж.Руссо

Список литературы
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28. 2. Валова Н. В. Подвижная игра как средство физического развития 3. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999. 4. Эльконин Д. Б Психология игры 2-е изд — М. 1999


В раздел образования