Автор: Серова Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №17
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: статья
Тема: Организация индивидуальной работы на уроке литературного чтения
Раздел: начальное образование
Организация индивидуальной работы на уроке литературного чтения
Учитель начальных классов : Серова Л.Н.
МОУ «СОШ №17» г. Вологда
I. Одной из задач современной школы является раскрытие способностей каждого ученика.
Достичь этого позволяет организация индивидуальной работы учащихся на уроке.
Она предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание,
специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными
возможностями. Это может быть работа с учебником, разнообразными источниками
(справочниками,
словарями,
энциклопедиями,
хрестоматиями
и
т.д.).
Организация
индивидуальной работы на уроке помогает ребенку регулировать темп продвижения в
учении в зависимости от его подготовки, умственных и физических способностей.
а) Организации индивидуальной работы позволяет:
- устанавливать и развивать деловые и межличностные контакты на уровне «учитель-
ученик»;
- уважать самооценку личности ученика;
- вовлекать ученика в максимально возможное количество видов деятельности для
выявления его способностей ;
постоянно и постепенно усложнять задания и повышать требовательность к ученику;
создание спокойную психологическою атмосферу при взаимодействии, которая является
эффективным средством реализации программы обучения и воспитания .
б) Преимущества индивидуальной работы на уроке:
1.Использовать на любом этапе урока.
2. Сочетать с фронтальной и групповой работой.
3. Использовать разнообразный дидактический материал (задания, инструкции, рабочие
тетради и т. п.);
4.Проводить систематичный контроль и оценку труда учеников
Навыки самостоятельного учебного труда на уроках чтения вырабатываются в
результате системы целенаправленных упражнений и постоянно усложняющихся
заданий. Виды заданий должны быть освоены детьми заранее в подобных работах с
учителем.
Учитель определяет место самостоятельной работы на уроке, ее цель, виды заданий и
порядок их выполнения, следит за работой класса, помогая в случае надобности отдельным
учащимся.
Учитель определяет место самостоятельной работы на уроке, ее цель, виды
заданий и порядок их выполнения, следит за работой класса, помогая в случае
надобности отдельным учащимся. Проверка выполнения работы проходит также
под руководством учителя с привлечением внимания всех учащихся к
обсуждению ее результатов. Задания даются в устной форме, но если работа
состоит из нескольких этапов или вопросов, то их записывают на доске.
Подавляющее большинство вопросов и заданий должно предполагать
непременное обращение учащихся к тексту произведения, выработку умения
самостоятельно анализировать прочитанное:
— выявлять основную сюжетную линию и главную идею произведения;
— находить в тексте слова для характеристики действующих лиц, описания
событий и картин природы;
— оценивать поступки героев и описываемые события, высказывать свое
отношение к ним и т.д.
Предлагаются также задания, направленные на практическое знакомство
учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка. По целевому
назначению вопросы и задания могут быть классифицированы следующим
образом.
1. Задания, подготавливающие к первичному восприятию или
рассчитанные на выполнение сразу же вслед за ним. В первом случае эти вопросы
способствуют вдумчивому восприятию текста, в другом — служат одним из
примеров понимания прочитанного учащимися.
2. Задания, предназначенные для чтения по частям и разбора
первоначально прочитанного текста. Цель их — помочь детям детально
проанализировать прочитанное, раскрыть определенные связи
и отношения между явлениями, событиями, поступками действу
3. Задания, связанные с различными видами пересказов про
читанного. Например:
4. Задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобщениям.
5. Задания, связанные с подготовкой учащихся к разным творческим видам
деятельности и выразительному чтению произведения.
II. Организация индивидуальной работы на примере урока литературного чтения по теме:
«Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»(УМК «Перспективная начальная школа».
Автор -Малаховская О.В.) в 4 классе
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении
различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для
формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного,
для контроля, для овладения исследовательским методом и т. д.
Имитационная игра на этапе постановки учебной задачи и детализированной работы с
текстом
Ознакомление по теме: «Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»(УМК
«Перспективная начальная школа». Автор -Малаховская О.В.)
Актуализ
ация
знаний
Постановка
учебной
задачи
Ознакомление с произведением
Обобщени
е
изученног
о
Д/З
Словарная
работа
Первично
е
знакомств
о
с
текстом
Детализиро
ванная
работа
с
текстом
1уровен
ь:
Прочита
й
название
произвед
ений.
Определ
и
к
какому
жанру
относятс
я:
«Сивка-
бурка»
«Крошеч
ка-
Хавроше
чка»
«Морско
й царь и
Василиса
Премудр
ая»
2уровен
ь:
Прочита
й и дай
определе
Как будем
работать с
произведен
ием?
1уровень:
Восстанови
ть
план
работы над
произведен
ием
(
расставь
по
порядку)
О
Определит
ь героя и
дать
ему
характерис
тику
О
Выяснить
значение
непонятны
х слов.
О
Прочитать
произведен
ие
1уровень:
Прочитай
слова
и
попробуй
их
объяснить.
Дородный,
обеденка,
пехотой,
воевода,
покляпый,
сыть,
тетивочка
шелковая,
каленая
стрела, око
со косицею.
2уровень:
Прочитай
слова
и
подбери
к
ним
синонимы.
Дородный,
обеденка,
пехотой,
воевода,
покляпый,
сыть,
1уровень:
Послушай
произведе
ние.
Определи,
на
какое
произведе
ние
похожа
былина по
звучанию.
2уровень:
Послушай
произведе
ние.
Определи,
какая
часть речи
часто
повторяет
ся.
Подумай
почему?
1уровень:
Прочитай
былину.
Подготовь
чтениенара
спев
2уровень:
Прочитай
былину.
найди
примеры
преувеличе
ния
и
народного
юмора
3уровень:
Прочитай
былину
и
озаглавь
части.
1уровень:
Составь
словесное
описание
героя,
дополнив
текст
нужными
словами.
Герой
былины
_________
____. Это
большой,
_________
___,
и
добрый
человек.
Характер
Ильи
Муромца
серьезный
,
он
человек__
_________
___,
прямой.
Говорит
Илья
достойно,
речь
1уровень:
Прочитай
былину
и
подбери
слова
из
текста
к
рисункам.
2уровень:
Выучи
наизусть
понравивш
ийся
отрывок
3уровень:
Прочитай
былину
и
придумай
своё
окончание.
ние:
Обычно
это
самый
младший
ребенок
в
семье
или даже
сирота.
Если
братья и
сестры
ленивы,
то
он
трудолю
бив
(и
наоборот
).
Если
они
умны, то
он глуп.
Если они
не имеют
связи
с
волшебн
ым
миром,
то
он
обязател
ьно
устанавл
ивает эту
связь.
3уровен
ь:
Прочита
йте
и
закончит
е
высказыв
ание:
В
предани
ях
и
сказках
боги
и
герои
О
Дать
оценку
произведен
ию.
2уровень:
Дополнить
план
работы над
произведен
ием:
1
_________
______
2.
Выяснить
значение
непонятны
х слов.
3
_________
_________
_
4
Дать
оценку
произведен
ию.
3уровень:
Составить
план
работы над
произведен
ие:
1.________
_________
2.________
_________
3.________
_________
тетивочка
шелковая,
каленая
стрела, око
со косицею.
3уровень:
Придумай
предложени
я
с этими
словами .
его______
_____,
размеренн
ая.
Илья
Муромец
бесстрашн
ый
и
_______,
без
раздумий
он
вступает в
схватку с
Соловьем-
разбойник
ом.
Поэтому
горячо___
________
народом.
2уровень:
Составь
словесное
описание
героя,
используя
план
и
иллюстра
цию.
1.Кто
является
главным
былинным
героем?
2.Как
он
выглядит.
?
3.Каковы
его
качества?
4.Как
к
нему
относится
народ?.
Почему.
обладаю
т
мощью,
потому
что….
4._
3уровень:
Составь
словесное
описание
героя
используя
иллюстра
цию.
Широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках литературного чтения создаёт
условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует резкому
повышению их познавательных интересов, содействует улучшению качества успеваемости.
Приложение
Восстановить план работы над произведением (расставь по порядку)
О Определить героя и дать ему характеристику
О Выяснить значение непонятных слов.
О Прочитать произведение
О Дать оценку произведению.
Дополнить план работы над произведением:
1 _______________
2. Выяснить значение непонятных слов.
3. ___________________
4. Дать оценку произведению.
3. Составить план работы над произведением:
1.___________________________________
2.___________________________________
3.___________________________________
4.___________________________________
1.Прочитай былину. Подготовь чтение нараспев
2.Прочитай былину. Найди примеры преувеличения и народного юмора.
3.Прочитай былину и озаглавь части
Былина Илья Муромец и Соловей Разбойник
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.
Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
А й зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит-то им Илья да таковы слова:
- Ай же мужички да вы черниговски!
Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольный Киев-град.
Он спустил добра коня да й богатырского,
Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перамахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
Подъезжает он ко речке ко Смородине,
Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,
Да ко тою ко березе ко покляпыя,
К тому славному кресту ко Леванидову.
Засвистал-то Соловей да по-соловьему,
Закричал злодей-разбойник по-звериному -
Так все травушки-муравы уплеталися,
Да й лазоревы цветочки осыпалися,
Темны лесушки к земле все приклонилися.
Его добрый конь да богатырский
А он на корни да спотыкается -
А й как старый-от казак да Илья Муромец
Берет плеточку шелковую в белу руку,
А он бил коня да по крутым ребрам,
Говорил-то он, Илья, таковы слова:
- Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!
Али ты идти не хошь, али нести не можь?
Что ты на корни, собака, спотыкаешься?
Не слыхал ли посвиста соловьего,
Не слыхал ли покрика звериного,
Не видал ли ты ударов богатырскиих?
А й тут старыя казак да Илья Муромец
Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
Во свои берет во белы он во ручушки.
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею,
Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
Он повез его по славну по чисту полю,
Мимо гнездышка повез да соловьиного.