Автор: Стольная Юлия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "Лицей № 1, пос. Львовский"
Населённый пункт: г. о. Подольск, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сказочная методика Джанни Родари"
Раздел: дошкольное образование
«Сказочная методика Дж. Родари»
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития различных высших
психических функций, в том числе и речи, так как именно в этот период развития детская
психика наиболее пластична и восприимчива к явлениям окружающей действительности.
Обогащать психическое развитие, расширять возможности и способности ребенка
необходимо в свойственных его возрасту видах деятельности. Ведущей деятельностью в
дошкольном возрасте является игра. Игра для детей это особый мир, в котором они
могут стать кем угодно, побывать где угодно, фантазировать, выдумывать и общаться.
Для нас, взрослых: педагогов, родителей – игра – это средство развития всех сторон
личности ребенка. Игр существует великое множество, но мы хотим познакомить с
коллекцией игр, предложенных итальянским сказочником Джанни Родари.
Известный сказочник Джанни Родари,
автор
бессмертных
книг «Приключения
Чиполлино», «Путешествия Голубой стрелы» в 1978 году дарит читателям новую книгу –
«Грамматика фантазии:
Введение в искусство придумывания историй». Сам автор
называет «Грамматику фантазии» не книгой, а «тетрадью» или «мини-книжкой», которую
не советует воспринимать как некую систему или методику по созданию сказок. Но, тем
не менее, в «Грамматике фантазии» есть те необходимые подсказки, чтобы сочинять с
детьми удивительные истории и получать от этого удовольствие, а также стимулировать
детское воображение и развивать речь.
В своей книги, автор рассказывает о различных играх, упражнениях с помощью которых
можно придумывать невероятные истории. Я бы хотела предложить Вам наиболее
простой, доступный и не требующий никаких специальных материалов способ
сочинительства сказок - хорошо известные Вам и вашему ребенку сказки.
Автор предлагает использовать любую знакомую детям сказку, отойти от привычного
сюжета и сочинить новую историю. Сделать это можно несколькими способами:
перевирание сказок (Жила-была Желтая шапочка...; Закинул старик невод в море и
поймал волшебного осьминога.)
сказки-наизнанку (Красная шапочка злая, а волк - добрый.Белоснежка встретила в
дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских
набегов.)
салат из сказок – смешивание героев из разных сказок. Тот же бином фантазии,
только состоящий из имен собственных (Золушка вышла замуж за Бармалея. Красная
Шапочка повстречала в лесу Кота в сапогах).
сказка-калька – прием наложения на канву сюжета знакомой сказки других героев.
Берется популярная сказка и сводится к голой схеме, к основным сюжетным линиям:
Русалочка мечтала о мире людей. Влюбившись в принца, она заключает договор со злой
колдуньей и становится человеком. Русалочка и принц встречаются. Русалочке
необходимо, чтобы принц полюбил её, в противном случае, она навечно останется в
плену у злой колдуньи...
«А» живёт в каком-то необычном месте и мечтает о «Б». Происходит некое
событие, обозначаемое буквой «В». «А» просит помощи у «Г». «Г» ставит некоторое
условие в ответ на просьбу «А». «А» соглашается на эти условия и отправляется в «Б».
И так далее.
Вот, что удалось сочинить нам.
Лили живет на луне. Она любит смотреть на звезды и мечтает однажды побывать на
Земле. Однажды, наблюдая за небесными светилами в телескоп, она видит, как
космический корабль людей сталкивается с метеоритом. Лили просит Лунатика помочь
ей. Он соглашается, но при условии, что Лили выйдет за него замуж. Лили и Лунатик
отправляются на своём корабле спасать людей. Спасательная операция удалась. Лили
знакомится с командиром корабля, и он приглашает её на Землю. Лили с радостью
соглашается, но Лунатик всеми силами пытается этому помешать и т.д.
Попробуйте и Вы сочинить свою сказку, используя способ сказка-калька. За основу
возьмём известную всем историю о Красной Шапочке.
Красная Шапочка отправилась к бабушке. В лесу повстречала волка. Волк съел бабушку,
затем Красную Шапочку, но им помогли дровосеки.
Схема сюжета выглядит следующим образом: «А» отправляется в «Б». По дороге
встречает «В». «В» - злой герой, который доставляет хлопоты «А». Но на помощь «А»
приходит «Г» и т.д.
Слушать сказки нравится всем детям без исключения, а сочинять их - тем более.
Совместное с детьми сочинительство невероятных историй поможет Вам не только
приятно провести время, но и развить речь, нестандартное мышление, воображение,
внимание, речевое общение, а также привить любовь к книгам и чтению.