Напоминание

"Сказочная методика Джанни Родари"


Автор: Стольная Юлия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "Лицей № 1, пос. Львовский"
Населённый пункт: г. о. Подольск, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сказочная методика Джанни Родари"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сказочная методика Дж. Родари»

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития различных высших

психических функций, в том числе и речи, так как именно в этот период развития детская

психика наиболее пластична и восприимчива к явлениям окружающей действительности.

Обогащать психическое развитие, расширять возможности и способности ребенка

необходимо в свойственных его возрасту видах деятельности. Ведущей деятельностью в

дошкольном возрасте является игра. Игра для детей это особый мир, в котором они

могут стать кем угодно, побывать где угодно, фантазировать, выдумывать и общаться.

Для нас, взрослых: педагогов, родителей – игра – это средство развития всех сторон

личности ребенка. Игр существует великое множество, но мы хотим познакомить с

коллекцией игр, предложенных итальянским сказочником Джанни Родари.

Известный сказочник Джанни Родари,

автор

бессмертных

книг «Приключения

Чиполлино», «Путешествия Голубой стрелы» в 1978 году дарит читателям новую книгу –

«Грамматика фантазии:

Введение в искусство придумывания историй». Сам автор

называет «Грамматику фантазии» не книгой, а «тетрадью» или «мини-книжкой», которую

не советует воспринимать как некую систему или методику по созданию сказок. Но, тем

не менее, в «Грамматике фантазии» есть те необходимые подсказки, чтобы сочинять с

детьми удивительные истории и получать от этого удовольствие, а также стимулировать

детское воображение и развивать речь.

В своей книги, автор рассказывает о различных играх, упражнениях с помощью которых

можно придумывать невероятные истории. Я бы хотела предложить Вам наиболее

простой, доступный и не требующий никаких специальных материалов способ

сочинительства сказок - хорошо известные Вам и вашему ребенку сказки.

Автор предлагает использовать любую знакомую детям сказку, отойти от привычного

сюжета и сочинить новую историю. Сделать это можно несколькими способами:

перевирание сказок (Жила-была Желтая шапочка...; Закинул старик невод в море и

поймал волшебного осьминога.)

сказки-наизнанку (Красная шапочка злая, а волк - добрый.Белоснежка встретила в

дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских

набегов.)

салат из сказок – смешивание героев из разных сказок. Тот же бином фантазии,

только состоящий из имен собственных (Золушка вышла замуж за Бармалея. Красная

Шапочка повстречала в лесу Кота в сапогах).

сказка-калька – прием наложения на канву сюжета знакомой сказки других героев.

Берется популярная сказка и сводится к голой схеме, к основным сюжетным линиям:

Русалочка мечтала о мире людей. Влюбившись в принца, она заключает договор со злой

колдуньей и становится человеком. Русалочка и принц встречаются. Русалочке

необходимо, чтобы принц полюбил её, в противном случае, она навечно останется в

плену у злой колдуньи...

«А» живёт в каком-то необычном месте и мечтает о «Б». Происходит некое

событие, обозначаемое буквой «В». «А» просит помощи у «Г». «Г» ставит некоторое

условие в ответ на просьбу «А». «А» соглашается на эти условия и отправляется в «Б».

И так далее.

Вот, что удалось сочинить нам.

Лили живет на луне. Она любит смотреть на звезды и мечтает однажды побывать на

Земле. Однажды, наблюдая за небесными светилами в телескоп, она видит, как

космический корабль людей сталкивается с метеоритом. Лили просит Лунатика помочь

ей. Он соглашается, но при условии, что Лили выйдет за него замуж. Лили и Лунатик

отправляются на своём корабле спасать людей. Спасательная операция удалась. Лили

знакомится с командиром корабля, и он приглашает её на Землю. Лили с радостью

соглашается, но Лунатик всеми силами пытается этому помешать и т.д.

Попробуйте и Вы сочинить свою сказку, используя способ сказка-калька. За основу

возьмём известную всем историю о Красной Шапочке.

Красная Шапочка отправилась к бабушке. В лесу повстречала волка. Волк съел бабушку,

затем Красную Шапочку, но им помогли дровосеки.

Схема сюжета выглядит следующим образом: «А» отправляется в «Б». По дороге

встречает «В». «В» - злой герой, который доставляет хлопоты «А». Но на помощь «А»

приходит «Г» и т.д.

Слушать сказки нравится всем детям без исключения, а сочинять их - тем более.

Совместное с детьми сочинительство невероятных историй поможет Вам не только

приятно провести время, но и развить речь, нестандартное мышление, воображение,

внимание, речевое общение, а также привить любовь к книгам и чтению.



В раздел образования