Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ


Автор: Дубатолкина Анджелика Александровна
Должность: сп детский сад "волна" гбоу сош№3 им.м.ф.леонова с.приволжье
Учебное заведение: СП Детский сад "Волна" ГБОУ СОШ№3 им.М.Ф.Леонова с.Приволжье
Населённый пункт: с.Приволжье, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование здоровьесберегающих технологий

на музыкальных занятиях в ДОУ

музыкальный руководитель

детский сад «Волна»

Здоровье

это

базовая

ценность

и

необходимое

условие

полноценного

психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент

здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном - растет число

детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или

дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и

повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том

числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском

саду.

Музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие

очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок

необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку,

наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором,

воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека,

вызывает

реакции,

связанные

с

изменением

кровообращения,

дыхания.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный

педагогический

процесс,

направленный

на

развитие

музыкальных

и

творческих

способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью

формирования полноценной личности ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование

разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические

песенки-распевки,

дыхательная

гимнастика,

артикуляционная

гимнастика,

оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры,

речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы остановиться

подробнее.

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они

поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира,

подготавливают голос к пению.

Доброе утро!

Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу

Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны

И сегодня весь день /Хлопают в ладоши

Будет веселее.

Мы подгладим лобик /Движения по тексту

Носик и щечки

Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»

Разотрем ладошки /Движения по тексту

Сильнее, сильнее

А теперь похлопаем

Смелее, смелее.

1

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем

Улыбнемся снова

Будьте все здоровы!

Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы,

позитивно влияют на настрой детей.

Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя детей,

имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей. Ведь ослабленное дыхание не

дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь

песни – приходится вдыхать воздух чаще.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления

дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей

психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Основными

задачами

дыхательных

упражнений

являются:

1. Укреплять физиологическое дыхание детей

2. Тренировать силу вдоха и выдоха

3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)

4. Развивать продолжительный вдох.

В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения Александры

Николаевны

Стрельниковой,

разработавшей

известную

методику

дыхательной

гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом

в сочетании с движением и пассивный выдох.

При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать,

что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном

развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими

трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она

способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков,

слогов, целых слов.

Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи

детей и, соответственно, качество пения.

Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы в детском саду

игроритмические упражнения. Это специальные упражнения для согласования

движений с музыкой, я использую их на музыкальных занятиях. Игра и движение -

важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют

развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, повышает

общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства

и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества.

Дождь

Дождик слабенький бывает, вот такой… /тихо и редко хлопает в

/ладоши (половинные)

Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение

А бывает дождик сильный, вот такой… /хлопает в ладоши сильней

/(четвертные)

Снова хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение

2

А ещё бывают в небе чудеса –

гром гремит и начинается ГРОЗА! /топает и хлопает

/одновременно (восьмые).

/Дети подхватывают движения

Лужи

Шлеп-шлеп-шлеп - /Дети ритмично постукивают

Иду по лужам. / ладонями по ногам.

Хлюп-хлюп-хлюп — / Ритмично притопывают ногами.

Вода в ботинках.

Кап-кап-кап — /Поднимают руки вверх и рит-

/ мично щелкают пальцами —

Мне зонтик нужен. с /одновременным движением рук сверху вниз.

Оп-оп-оп — /Скрещивают руки на груди и

Вода по спинке. / ритмично похлопывают по предплечьям.

Буль-буль-буль — /Выполняют ритмичную пру-

Упала шапка. / жинку.

Ой-ой-ой, / Качают головой, руки к голове.

Кругом вода.

Да-да-да, / Ритмично кивают головой.

Себя так жалко.

Одевайтесь в дождь всегда!

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Существует

прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие

механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются

под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей

находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим

особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме

разминать,

массировать пальчики и ладошки,

благоприятно воздействуя на все

внутренние органы. Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения

позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая

группа). Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми - русские народные

песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают

координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют

пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием,

формируют образно-ассоциативное мышление.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе

логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный

слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм,

темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом,

использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего

возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Работая в этом

направлении, я опираюсь на методику К.Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся

движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками

детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в

сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или

музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному

воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей

импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал. Используются речевые игры

3

на занятиях со старшими дошкольниками.

Музыкотерапия - способствует коррекции психофизического здоровья детей в

процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки снимает

напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает

спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки

различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности,

физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной

сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными

инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на

сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она

должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в

зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Для

расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного

погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием

классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы.

Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из

состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно

провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.

Зайчата

(комплекс упражнений для пробуждения)

Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках

Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем, ручку левую потянем.

Глазки открывает, с ножками играем.

Поджимаем ножки, выпрямляем ножки

А теперь бежим скорей по лесной дорожке.

С боку на бок повернемся,

И уже совсем проснемся!

Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительная работы зависит

не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной

проблеме в семье. Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях

в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные

способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ.

Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием

современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к

физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи

физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка,

активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

4



В раздел образования