Автор: Козлова Лидия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Из опыта работы о проведении уроков внеклассного чтения
Тема: Уроки внеклассного чтения
Раздел: среднее образование
Тема самообразовательной работы Марголиной М.А. на 2016-2017 уч год. «Смысловое чтение и
работа с текстом на уроках в условиях введения в ФГОС.» В ФГОС ведущая роль отводится
умениям по работе с текстами. Такое внимание формированию умений по работе с текстом не
случайно. По данным международного исследования PISA(2000,2003,2006,2009г. г.),где
оценивалась грамотность чтения, наши учащиеся устойчиво демонстрируют результаты ниже
средних международных показателей.В ФГОС общего образования второго поколения
отмечается: «лозунгом современной школы становится требование «научить ребенка читать» -
читать целенаправленно, осмысленно, творчески». Владение приемами понимания прочитанного
определяется как важнейший компонент читательской компетентности. Это означает, что
проблема понимания текста требует для своего решения современных подходов, имеющих
непосредственный выход в образовательную практику. Традиционный подход к формированию
умения понимать текст не удовлетворяет современным требованиям.Современные дети мало и
поверхностно читают, испытывают трудности в понимании и запоминании прочитанного.
Поэтому обучение школьников приемам понимания текста надо рассматривать как особую
психодидактическую задачу. Процесс чтения состоит из трех фаз: 1. Восприятие текста, раскрытие
его содержания и смысла, своеобразная расшифровка. 2. Извлечение смысла, объяснение
найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. 3.
Создание собственного нового смысла, т.е. «присвоение»добытых новых знаний как собственных
в результате размышления.Эта фаза включает в себя: -выдвижение гипотез;-высказывание
предположений; -моделирование; -обобщение;-применение на практике.В ответ на прочитанное у
читателя возникают собственные чувства, мысли, образы. В новых образовательных стандартах
прописаныумения выпускника основной школы. Выпускник основной школы должен научиться: •
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; • находить в тексте
требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,
сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются
ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в
тексте; • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста; • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки,
ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст; • откликаться на содержание и форму текста; • на основе имеющихся
знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации,
обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь
восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный
опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать
оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового
содержания текста. В Примерной основной образовательной программе основного общего
образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и
восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового
стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» . Исходя из этого
определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых
должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью: умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую
информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и
второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты
художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; умение
понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации. Цель смыслового
чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически
осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью
анализа текста. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как
следствие – письменной речи. По степени глубины восприятия выделяются следующие виды
чтения: 1. Просмотровое, 2. Ознакомительное - поисковое (выборочное) и реферативное чтение
( со сжатием информации), 3. Смысловое (критическое, изучающее) чтение – если требуется
полное и точное понимание содержащейся в тексте информации. Смысловое чтение отличается от
любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его
интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов. Формирование
перечисленных умений связано с организацией в процессе обучения физике работы по текстам
физического содержания. Для диагностики читательских умений подбираются информационные
блоки и задания к ним. Тематика естественнонаучных текстов подбирается таким образом, чтобы
их содержание соответствовало возрастным особенностям учащихся и по возможности
находилось в сфере их познавательных интересов. Отбор контекста предполагает возможность
конструирования заданий, ориентированных на реальные жизненные ситуации. Объем текста для
работы на уроке не должен превышать 2/3 печатного листа. Учащиеся могут работать с текстом
как индивидуально, так и в парах или группах. Вот примеры текстов и заданий к ним,
направленных на формирование умений работы с текстом. 1. Тексты с описанием различных
физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания к
ним могут проверять: *понимание информации, имеющейся в тексте; *понимание смысла
физических терминов, использующихся в тексте; *умение выделить описанное в тексте явление
или его признаки; *умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний. 2.
Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики.
Задания могут проверять: *понимание информации, имеющейся в тексте; *умение
выделить(сформулировать)гипотезу описанного наблюдения или опыта, понимание условий
проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных
приборов; *умение сформулировать выводы. 3. Тексты с описанием технических устройств,
принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики. Задания могут
проверять: *понимание информации, имеющейся в тексте; *понимание смысла физических
терминов, использующихся в тексте; *умение определять основные физические законы (явления,
принципы), лежащие в основе работы описанного устройства, *умение оценивать возможности
безопасного использования описанных технических устройств. Критерии оценки
сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся. 5 - 6 классы:
«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную
мысль текста. «Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль
текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте. «Отлично» - учащийся
составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по
составленному плану. 7-8 классы: «Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план
текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в
тексте. «Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную
мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте,
рассказывает по составленному плану (частично). «Отлично» - учащийся составляет сложный
план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста,определяет новые понятия
и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение
автора к описываемому событию/личности/предмету. 9 класс: «Удовлетворительно» - учащийся
составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить
текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному
плану (частично). «Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную
мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте,
рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому
событию/личности/предмету. «Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет
основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся
в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому
событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и
позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора. На уроках
истории, обществознания и ОРКСЭ В работе мною используется технология критического
мышления. Она способствуют обучению учащихся навыкам работы с текстом, а именно,
осуществлять поиск информации, понимать прочитанное, преобразовывать и интерпретировать
информацию, давать собственную оценку тексту. При изучении новой темы учащимся
предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа: Какие
слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Какие имена встречаются в тексте?
Предположить о чем будет текст, какие вопросы будут рассматриваться? Таким образом,
формируется общее представление о содержании изучаемой темы. Затем учащимся ставится
задача – составить к тексту, во время самостоятельной работы учащиеся формулируют вопросы
репродуктивные и продуктивные. Важно то, что ученикам не ставится задача прочитать текст, а
затем задать вопросы. Ограниченность времени ставит ученика в условия, когда он должен бегло
ознакомиться с текстом, и делает он это гораздо быстрее, чем в режиме «прочти». При подведении
итогов, отмечаются лучшие вопросы. Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик
очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона
ближайшего развития», которые он хотел бы узнать. В соответствии с «ранжированием» вопросов,
определяется их «ценность». Таким образом, ученик с помощью учителя превращает
поставленную перед ним учебную цель в череду учебных задач, которые он же себе и создает.
Формулирование вопросов является видом таких задач. При изучении новой темы применяется
прием «мозговой штурм». Этот эффективный прием является ключевым в технологии развития
критического мышления. После объявления темы занятия учащимся предлагается все, что они
знают, слышали или видели по объявленной теме. Данные фиксируются на доске в виде
логической схемы, кластера, затем начинается работа с текстом учебника или дополнительным
текстом. Учащиеся должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой. Прием
«ключевые слова» заключается в том, что учащимся предлагается подобрать в тексте «ключевые
слова, которые являются наиболее важными в изученном материале. Указывается количество
таких слов, ученики должны обосновать свой выбор, в связи с чем они выбрали данные слова.
Учителем организуется обсуждение, в ходе которого эти слова фиксируются в тетради, надоске.
Прием «сжатая информация» (резюме) формирует умение сжимать информацию. Ученикам
предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать
одним абзацем, о чем данный текст. Дано задание одно из самых сложных, так как достаточно
трудно одной или несколькими фразами изложить самое главное. Для того чтобы организовать
работу в режиме технологии развития критического мышления в условиях отсутствия в опыте
учащихся информации по изучаемой теме, мною используется прием «Верные - неверные
утверждения» или аналогичный по своей сути прием игровой технологии игра «Да – нет».
Учащимся предлагается ряд утверждении в устной форме, в таблице (заранее приготовленной
учителем), на которые они отвечают. В ходе изучения темы (прочтения текста) данные ответы или
подтверждаются либо опровергаются, учащиеся отмечают правильные ответы, исправляют
неверные. Данные прием способствует повышения интереса к изучению нового материала,
вызывают положительные эмоции, особенно если большинство ответов (догадок) оказываются
верными. Это универсальный прием, позволяющий работать с любыми видами текстов,
различного уровня сложности на любых предметах. Прием «Кластер» заключается в выделении
смысловых единиц текста в графическом оформлении. Данный прием может применяться как на
стадии вызова, так и на стадии рефлексии, способствует развитию технологии стратегии
смыслового чтения, так как учащихся учится находить требуемую информацию в тексте
(пробегать глазами, определять его основные элемент). Текстовый материал учебника изобилует
различными понятиями, без понимания сущности и связей которых изучение предмета
невозможно. Учащиеся должны уяснить из значения, установить логические связи между ними. В
начале изучения темы я предлагаю «пробежать» текст глазами, обращая внимания на навигацию в
тексте (понятия выделены жирным шрифтом, курсивом), затем учащиеся свободно подходят к
доске, выписывают все найденные понятия на доску, выделяется главное ключевое слово,
начинается построение «грозди». Данную работу выполняем на доске, коллективно размышляя,
выстраивая взаимосвязи, исправляя ошибки, причем стараюсь, чтобы именно учащиеся сами
увидели их и исправили. После выработки идеальной модели, учащиеся переносят кластер в
тетрадь. Затем идет повторная уже вдумчивая работа с текстом, так как общий «скелет» темы
составлен, акценты расставлены. Так же учащимся предлагаются практические, проверочные
задания по данной теме (использую задания рабочей тетради, рабочие листы, разработанные по
другим пособиям). Таким образом, учащиеся учатся видеть главное в тексте, выполняют
смысловое свѐртывание информации. Большое значение в технологии критического мышления
отводится приемам, формирующим умение задавать вопросы. В то время как традиционное
преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам как данность,
технология критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу
мышления. Учащимся необходимо обращать к собственной интеллектуальной энергии. Мысль
остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только
ученики, которые задаются вопросами, по – настоящему думают, стремятся к знаниям. Уровень
задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. Также используются следующие
формы и методы работы с текстом: 1. Составление вопросов к тексту и ответы на них. 2.
Комментированное чтение текста. 3. Аналитическое чтение текста. 4. Разбить текст на смысловые
части. 5. Составление тезисного плана. 6. Составление конкретизирующих, сравнительных,
хронологических обобщающих таблиц. 7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи
текста. 8. Составление логической схемы. 9. Преобразование цифровой информации, данной в
тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму. 10. Реферирование текста. При работе
учащихся с оригинальным текстом предлагается алгоритм действий: 1. Внимательно прочитайте
отрывок. 2. Определите видовую принадлежность документа: - научный текст: в тексте главное -
утверждение, аргументация какойлибо истины, - правовой документ: изложены нормы права, -
публицистический текст: основой текста являются оценочные суждения, - статистический текст:
представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития
какого-либо объекта, - политический документ: содержатся оценки состояния общества и
прогнозы, обещания, планы, улучшения, - информационные материалы: излагаются только факты.
3. Интерпретация текста: - разделите текст на смысловые блоки, - проанализируйте каждый блок,
определите смысл текста, - определите, к какой теме из изученного курса
истории(обществознания) относится текст. 4. Анализ текста: - раскройте всю полноту социальной
информации источника. 5. Ответьте на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме
(темам). Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся
следующие задания: Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с
утверждением автора, Можете ли вы привести примеры по теме высказывания, Проведите опыт,
подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте абзацы, которые
содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Найдите абзац, в котором содержится
вывод, и подтвердите его основаниями из текста, Переформулируйте определения, правила,
выводы, переведите прочитанное на «свой» язык, Представьте основное содержание текста в виде
плана, схемы, таблицы, рисунка, Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ,
повторение определений, правил), Заполните таблицу: Ключевые слова Смысловые предложения
Основной смысл тек
План работы по теме самообразования
учителя русского языка и литературы Козловой Л.Н. «Развитие у
учащихся навыков смыслового чтения на уроках русского языка и
литературы»
Этапы работы
Содержание работы
Сроки
Форма
представления
наработанных
материалов
1.Диагностический
1.Анализ затруднений.
2. Постановка проблемы.
3.Изучение литературы по
проблеме, изучение
накопленного опыта.
2021/22 уч.
год
Выступление на м/
о учителей школы
2.Прогностический
1. Определение цели и задач
работы над темой.
2. Разработка системы мер,
направленных на решение
2022/23 уч.
год
Выступление на м/
о учителей школы
проблемы.
3.Прогнозирование
результатов.
3.Практический
1.Внедрение передового
педагогического опыта,
системы мер, направленных на
решение проблемы.
2. Формирование
методического комплекса.
3. Анализ текущих и
промежуточных результатов.
4. Корректировка работы.
2022/23 уч.
год
Открытые уроки.
Выступление на
педсовете.
4.Обобщающий
1. Подведение итгов работы.
2. Оформление результатов
работы по теме.
3.Представление материалов.
2023/24 уч.
год
Открытые уроки.
Выступление на
педсовете
5. Внедренческий
1. Использование опыта в своей
работе.
2. распространение опыта.
В ходе
дальнейшей
педагогичес
кой
деятельност
и
Реферат.
Индивидуальный
творческий проект.
Методические
рекомендации.