Напоминание

Фонетическая ритмика как современная педагогическая технология для развитии речи учащихся с интеллектуальными нарушениями


Автор: Мосейчикова Вера Владимировна
Должность: учитель письма и чтения
Учебное заведение: МКОУ СК Ш № 53
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Фонетическая ритмика как современная педагогическая технология для развитии речи учащихся с интеллектуальными нарушениями
Раздел: полное образование





Назад




Приложение 1.5.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и

движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов)

сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Суть метода заключается в следующем: детям предлагают для подражания различные

виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков,

звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.

Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное

использование жестов, мимики, интонационного языка.

Рекомендации по проведению занятий:

1.

Проводить занятия нужно регулярно по 10 минут и лучше перед завтраком в качестве

речевой зарядки.

2.

Движения и речевой материал предварительно не выучиваются.

3.

Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой, а потом индивидуально.

4.

Знакомить детей со звуками нужно в определенной последовательности, от простых к

сложным.

5.

Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и

носить яркую эмоционально-положительную окраску.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на

основе фонетической ритмики показало, что:

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация

движений;

Улучшается фонематический слух;

Нормализуется речевое дыхание;

Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из

отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и

успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

Повышается речевая активность детей.

Практические упражнения.

Звук «А».

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они

плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Интонация радости.

Звук «О».

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг

друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и

соединяют их в кольцо над головой.

Интонация удивления.

Звук «У».

И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-

у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Интонация угрозы.

Звук «Э».

И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях,

поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга), одновременно покачивая

головой с укоризненным оттенком.

Интонация укора.

Звук «И».

И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные

сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки

высоко над головой, тянутся вверх.

Интонация удивления и радости.

Звук «Ы».

И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в

стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в

локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы» произносится сердито.

Согласные звуки.

«Пальчики здороваются».

Соединяем большой палец со всеми остальными поочередно: «Т, т, т, т».

Упражнение «Барабан».

Дети стоят прямо, руки перед грудью. Стучат пальчиком об пальчик отрывисто: «Та, та,

та, та», а потом слитно : «Та-та-та-та». (затем добавляется громко – тихо).

Упражнение «Туча».

Туча тут (показываем тучу и указываем правой рукой вверх и в

сторону)

Туча там (левой рукой вверх и в сторону)

Туча, туча тут и там (показываем правой и левой рукой).

Упражнение «Орех».

Хомячок нашел орех (наклон вниз, хватательное движение, выпрямление)

Разделил орех на всех (ребром правой руки ударяем по левой)

Дал соседям – хомячкам (протягивают руки вперед ладошками вверх)

И еще осталось нам (прижимают ладони к груди).

По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении

речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших

полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин

является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого

полушария к интеграции.

Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной

комплексной коррекционной работы. Одним из наиболее результативных методов

является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология.

Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через

определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые

нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие

психических процессов, в том числе речи и интеллекта.



В раздел образования