Автор: Мосейчикова Вера Владимировна
Должность: учитель письма и чтения
Учебное заведение: МКОУ СК Ш № 53
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Фонетическая ритмика как современная педагогическая технология для развитии речи учащихся с интеллектуальными нарушениями
Раздел: полное образование
Приложение 1.5.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и
движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов)
сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
Суть метода заключается в следующем: детям предлагают для подражания различные
виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков,
звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное
использование жестов, мимики, интонационного языка.
Рекомендации по проведению занятий:
1.
Проводить занятия нужно регулярно по 10 минут и лучше перед завтраком в качестве
речевой зарядки.
2.
Движения и речевой материал предварительно не выучиваются.
3.
Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой, а потом индивидуально.
4.
Знакомить детей со звуками нужно в определенной последовательности, от простых к
сложным.
5.
Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и
носить яркую эмоционально-положительную окраску.
Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на
основе фонетической ритмики показало, что:
У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация
движений;
Улучшается фонематический слух;
Нормализуется речевое дыхание;
Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из
отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и
успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
Повышается речевая активность детей.
Практические упражнения.
Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они
плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг
друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и
соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления.
Звук «У».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-
у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Интонация угрозы.
Звук «Э».
И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях,
поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга), одновременно покачивая
головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Звук «И».
И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные
сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки
высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
Звук «Ы».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в
стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в
локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы» произносится сердито.
Согласные звуки.
«Пальчики здороваются».
Соединяем большой палец со всеми остальными поочередно: «Т, т, т, т».
Упражнение «Барабан».
Дети стоят прямо, руки перед грудью. Стучат пальчиком об пальчик отрывисто: «Та, та,
та, та», а потом слитно : «Та-та-та-та». (затем добавляется громко – тихо).
Упражнение «Туча».
Туча тут (показываем тучу и указываем правой рукой вверх и в
сторону)
Туча там (левой рукой вверх и в сторону)
Туча, туча тут и там (показываем правой и левой рукой).
Упражнение «Орех».
Хомячок нашел орех (наклон вниз, хватательное движение, выпрямление)
Разделил орех на всех (ребром правой руки ударяем по левой)
Дал соседям – хомячкам (протягивают руки вперед ладошками вверх)
И еще осталось нам (прижимают ладони к груди).
По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении
речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших
полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин
является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого
полушария к интеграции.
Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной
комплексной коррекционной работы. Одним из наиболее результативных методов
является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология.
Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через
определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые
нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие
психических процессов, в том числе речи и интеллекта.