Напоминание

Поликультурное воспитание, как разносторонний процесс социализации личности


Автор: Алексеева Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия "Созвездие"
Населённый пункт: г.Пыть-Ях, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Поликультурное воспитание, как разносторонний процесс социализации личности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)

«Поликультурное воспитание, как разносторонний

процесс социализации личности»

1

Подготовил

воспитатель:

Алексеева Л.Н.

Пыть-Ях

2021г.

Уважаемые коллеги,

свою статью я хочу начать со слов советского,

российского педагога и психолога Петра Федоровича Каптерева «В воспитании

подрастающего поколения нужно обратиться не к одному народу, а ко

многим…

Народное

нужно

сочетать

с

инородным,

с

всенародным

и

общечеловеческим.

Тема моей публичной лекции носит следующее название «Поликультурное

воспитание, как разносторонний процесс социализации личности».

При раскрытии этой темы я хотела бы осветить вопросы организации

процесса поликультурного воспитания в дошкольном детстве в целом.

Эту тему я выбрала не случайно, так как в современном обществе в последнее

время все больше внимание уделяется толерантному отношению к национальным

чувствам, традициям, обычаям разных народов. В становлении и формировании

этого фактора большую роль играет поликультурное воспитание, и Я в воспитании

и образовании дошкольников отвожу этой теме достаточно большое количество

времени. И я думаю, что каждый педагог понимает важность и своевременность

работы в данном направлении.

Культура нашей страны богата национальным разнообразием и когда мы

слышим название той или иной страны, сразу возникает много положительных и

ярких образов. Вот, например,

Россия - это Путин. Русь. Держава, Березка, широкая душа, хоровод.

Белоруссия – картошка, Беловежская пуща, белый аист.

Казахстан – степи, Астана, Азия.

Наша страна многонациональна, поэтому необходимо приобщать детей к

основам национальной культуры, не только своей, но и культуры других

национальностей,

к

особенностям

быта,

а

также

развивать

у

ребенка

2

межличностные отношения.В наше неспокойное время мы все понимаем важность

поликультурного воспитания, образования и развития личности.

Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному, как

комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на

преемственности культуры, традиций и норм,

как педагогический процесс, в

котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому,

этническому, национальному или расовому признаку. Также оно понимается как

процесс

формирования

человека,

способного

к

активной

и

эффективной

жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего

развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире

и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Что касается детей дошкольного возраста то, поликультурное воспитание

представляет собой гуманистическую социализацию личности, способной сочетать

в

себе

национальное

достоинство

с

общением

и

сотрудничеством

с

представителями других этнических групп.

В.В. Путин подчеркивает, (цитирую) что «взаимодействие разных культур

является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни,

а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И

потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение

культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и

Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые

воспитательные

процессы

дошкольного

образования,

ориентированные

на

становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину,

толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях

приобретает

особую

актуальность. В

настоящее

время,

когда

происходит

интенсивный

процесс

гуманизации

нашего

многонационального

общества,

необычайно

важное

значение

приобретают

воспитание

и

образование

подрастающего поколения на традициях национальной культуры.

Так как дошкольная образовательная организация является первой ступенью

воспитания и обучения ребенка, овладения им родной и русской речью,

3

становления его мировоззрения, и именно в детском саду ребенок включается

в поликультурное пространство, в рамках которого начинает осуществляться

процесс развития личности.

Актуальность данной проблемы определяется с одной стороны, ростом

национального самосознания, а с другой- усилением проявлений национализма.

Жить в мире разных людей и идей, иметь свои права и свободы, и при этом, не

нарушать права и свободы других людей возможно только благодаря воспитанию.

Толерантность не передается по наследству, поэтому в каждом поколении

необходимо воспитывать эти качества, и чем раньше начнется формирование этих

качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в

себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное

народное

творчество,

декоративно-прикладное

искусство,

игры,

традиции.

Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через

интеграцию образовательных областей .

Знакомство ребенка с культурой других народов позволяет формировать в нем

эстетический вкус, а внутреннее единство будет стимулировать взаимопонимание.

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных

народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

-

эмоциональное

воздействие,

важно

вызвать

отклик

в

душе

ребенка,

«расшевелить» его чувства);

- обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах

взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно

закреплены в его собственном поведении).

Приобщения детей к национальной культуре и традициям раскрываются через:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с

самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы,

поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского

языка.

В

устном

народном

творчестве

сохранились

особенные

черты

4

многонационального

характера,

присущие

ему

нравственные

ценности,

представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Народные праздники и традиции.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их

национальным изобразительным искусством.

В

образовательном

процессе

современного

ДОО

должно

быть

создано

поликультурное

игровое

пространство,

представленное

взаимодействием

самодеятельных игр, отражающих личный игровой опыт детей, и разнообразных

народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов.

5. Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства

является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным

богатством родного края и мест других народов позволяет привить детям любовь к

"малой"

родине,

уважение

к

своей

истории

и

истории

других

народов,

сформировать первичные ценностные ориентации.

6. И конечно же в ходе режимных моментов в рамках проведения тематической

недели можно познакомить детей с народными обычаями и традициями.

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для

самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. Высшим

показателем достижения поликультурного развития является открытость другим

культурам, ценностям и взглядам.

Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой

непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые

находятся в непосредственной взаимосвязи.

Но, для того чтобы нам с Вами воспитать такую личность педагогам

необходимо быть компетентными в этом вопросе, а именно: развивать у себя

способности

ощущать

себя

в

пространстве

искусства,

самостоятельно

моделировать, конструировать различные ситуации и всевозможные события в

реальной и специально созданной художественной среде.

Поэтому важными условиями эффективной реализации поликультурного

образования в ДОО являются:

- создание предметно-пространственной среды;

- подготовленность педагогов в области поликультурного образования;

5

-определение базовых направлений в работе с детьми;

- совместная деятельность родителей и педагогов;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей.

Опираясь на имеющиеся уже опыт дошкольной организации в области

поликультурного воспитания дошкольников, для работы с детьми в условиях

поликультурной среды нужно использовать разнообразные методы и приемы со

сказками, пословицами, поговорками и пр.

У каждого народа есть пословицы и поговорки, которые учат житейской

мудрости они звучат по-разному, но имеют один и тот же смысл, например:

Африканская пословица, звучит так:Сын леопарда - тоже леопард, а смысл имеет -

Яблоко от яблони недалеко падает.

А вот еще: Афганская пословица Верблюда под мостом не спрячешь ( что это

значит? - Шила в мешке не утаишь)

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) - Слова - серебро, а молчание - золото

В завершении своей лекции я хочу сказать, что мы начали с того, что понятие

«поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному. И что развитие

воспитания в современном мире - многосторонний процесс, масштабы и

результаты которого весьма значительны. Приобщая детей к культуре своего

народа, мы воспитываем гордость и уважение за землю, на которой живем.

Поэтому им необходимо знать и изучать культуру своих предков. Все это поможет

в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям

других народов.

Благодарю Вас за внимание и сотрудничество!

6

7



В раздел образования