Автор: Алексеева Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия "Созвездие"
Населённый пункт: г.Пыть-Ях, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Поликультурное воспитание, как разносторонний процесс социализации личности
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)
«Поликультурное воспитание, как разносторонний
процесс социализации личности»
1
Подготовил
воспитатель:
Алексеева Л.Н.
Пыть-Ях
2021г.
Уважаемые коллеги,
свою статью я хочу начать со слов советского,
российского педагога и психолога Петра Федоровича Каптерева «В воспитании
подрастающего поколения нужно обратиться не к одному народу, а ко
многим…
Народное
нужно
сочетать
с
инородным,
с
всенародным
и
общечеловеческим.
Тема моей публичной лекции носит следующее название «Поликультурное
воспитание, как разносторонний процесс социализации личности».
При раскрытии этой темы я хотела бы осветить вопросы организации
процесса поликультурного воспитания в дошкольном детстве в целом.
Эту тему я выбрала не случайно, так как в современном обществе в последнее
время все больше внимание уделяется толерантному отношению к национальным
чувствам, традициям, обычаям разных народов. В становлении и формировании
этого фактора большую роль играет поликультурное воспитание, и Я в воспитании
и образовании дошкольников отвожу этой теме достаточно большое количество
времени. И я думаю, что каждый педагог понимает важность и своевременность
работы в данном направлении.
Культура нашей страны богата национальным разнообразием и когда мы
слышим название той или иной страны, сразу возникает много положительных и
ярких образов. Вот, например,
Россия - это Путин. Русь. Держава, Березка, широкая душа, хоровод.
Белоруссия – картошка, Беловежская пуща, белый аист.
Казахстан – степи, Астана, Азия.
Наша страна многонациональна, поэтому необходимо приобщать детей к
основам национальной культуры, не только своей, но и культуры других
национальностей,
к
особенностям
быта,
а
также
развивать
у
ребенка
2
межличностные отношения.В наше неспокойное время мы все понимаем важность
поликультурного воспитания, образования и развития личности.
Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному, как
комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на
преемственности культуры, традиций и норм,
как педагогический процесс, в
котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому,
этническому, национальному или расовому признаку. Также оно понимается как
процесс
формирования
человека,
способного
к
активной
и
эффективной
жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего
развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире
и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Что касается детей дошкольного возраста то, поликультурное воспитание
представляет собой гуманистическую социализацию личности, способной сочетать
в
себе
национальное
достоинство
с
общением
и
сотрудничеством
с
представителями других этнических групп.
В.В. Путин подчеркивает, (цитирую) что «взаимодействие разных культур
является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни,
а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И
потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение
культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и
Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые
воспитательные
процессы
дошкольного
образования,
ориентированные
на
становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину,
толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях
приобретает
особую
актуальность. В
настоящее
время,
когда
происходит
интенсивный
процесс
гуманизации
нашего
многонационального
общества,
необычайно
важное
значение
приобретают
воспитание
и
образование
подрастающего поколения на традициях национальной культуры.
Так как дошкольная образовательная организация является первой ступенью
воспитания и обучения ребенка, овладения им родной и русской речью,
3
становления его мировоззрения, и именно в детском саду ребенок включается
в поликультурное пространство, в рамках которого начинает осуществляться
процесс развития личности.
Актуальность данной проблемы определяется с одной стороны, ростом
национального самосознания, а с другой- усилением проявлений национализма.
Жить в мире разных людей и идей, иметь свои права и свободы, и при этом, не
нарушать права и свободы других людей возможно только благодаря воспитанию.
Толерантность не передается по наследству, поэтому в каждом поколении
необходимо воспитывать эти качества, и чем раньше начнется формирование этих
качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в
себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное
народное
творчество,
декоративно-прикладное
искусство,
игры,
традиции.
Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через
интеграцию образовательных областей .
Знакомство ребенка с культурой других народов позволяет формировать в нем
эстетический вкус, а внутреннее единство будет стимулировать взаимопонимание.
Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:
- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных
народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
-
эмоциональное
воздействие,
важно
вызвать
отклик
в
душе
ребенка,
«расшевелить» его чувства);
- обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах
взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно
закреплены в его собственном поведении).
Приобщения детей к национальной культуре и традициям раскрываются через:
1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с
самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы,
поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского
языка.
В
устном
народном
творчестве
сохранились
особенные
черты
4
многонационального
характера,
присущие
ему
нравственные
ценности,
представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Народные праздники и традиции.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их
национальным изобразительным искусством.
В
образовательном
процессе
современного
ДОО
должно
быть
создано
поликультурное
игровое
пространство,
представленное
взаимодействием
самодеятельных игр, отражающих личный игровой опыт детей, и разнообразных
народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов.
5. Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства
является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным
богатством родного края и мест других народов позволяет привить детям любовь к
"малой"
родине,
уважение
к
своей
истории
и
истории
других
народов,
сформировать первичные ценностные ориентации.
6. И конечно же в ходе режимных моментов в рамках проведения тематической
недели можно познакомить детей с народными обычаями и традициями.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для
самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. Высшим
показателем достижения поликультурного развития является открытость другим
культурам, ценностям и взглядам.
Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой
непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые
находятся в непосредственной взаимосвязи.
Но, для того чтобы нам с Вами воспитать такую личность педагогам
необходимо быть компетентными в этом вопросе, а именно: развивать у себя
способности
ощущать
себя
в
пространстве
искусства,
самостоятельно
моделировать, конструировать различные ситуации и всевозможные события в
реальной и специально созданной художественной среде.
Поэтому важными условиями эффективной реализации поликультурного
образования в ДОО являются:
- создание предметно-пространственной среды;
- подготовленность педагогов в области поликультурного образования;
5
-определение базовых направлений в работе с детьми;
- совместная деятельность родителей и педагогов;
- использование разнообразных технологий организации деятельности детей.
Опираясь на имеющиеся уже опыт дошкольной организации в области
поликультурного воспитания дошкольников, для работы с детьми в условиях
поликультурной среды нужно использовать разнообразные методы и приемы со
сказками, пословицами, поговорками и пр.
У каждого народа есть пословицы и поговорки, которые учат житейской
мудрости они звучат по-разному, но имеют один и тот же смысл, например:
Африканская пословица, звучит так:Сын леопарда - тоже леопард, а смысл имеет -
Яблоко от яблони недалеко падает.
А вот еще: Афганская пословица Верблюда под мостом не спрячешь ( что это
значит? - Шила в мешке не утаишь)
Молчаливый рот - золотой рот (Германия) - Слова - серебро, а молчание - золото
В завершении своей лекции я хочу сказать, что мы начали с того, что понятие
«поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному. И что развитие
воспитания в современном мире - многосторонний процесс, масштабы и
результаты которого весьма значительны. Приобщая детей к культуре своего
народа, мы воспитываем гордость и уважение за землю, на которой живем.
Поэтому им необходимо знать и изучать культуру своих предков. Все это поможет
в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям
других народов.
Благодарю Вас за внимание и сотрудничество!
6
7