Автор: Агзамова Гульназ Дамировна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГАПОУ "МЦК – КТИТС"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Комплекс практических работ по дисциплине "Информатика"
Тема: "Система счисления" и "Элементы алгебры логики"
Раздел: среднее профессиональное
КОМПЛЕКС ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине «Информатика» для студентов 1 курса СПО
по темам «Система счисления» и «Элементы алгебры логики»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Перевод чисел из одной системы счисления в другую
1. Цель работы. Получение навыков преобразования чисел из одной
системы счисления в другую. Закрепление навыков перевода чисел из
десятичной системы счисления в двоичную и обратно. Получение навыков
выполнения арифметических операций с двоичными числами.
2. Литература. Конспект лекций.
3. Подготовка к работе. Изучить конспект лекций по теме "Системы
счисления".
4. Перечень оборудования. Калькулятор.
5. Задание.
5.1 Усвоить понятие системы счисления.
5.2 Научиться переводить числа из одной системы счисления в другую.
6. Порядок выполнения работы.
6.1 Переведите двоичные, восьмеричные и шестнадцатеричные числа
в десятичную систему счисления.
а)
б)
в)
6.2 Переведите десятичные числа в двоичную систему счисления. При
работе с дробями получите 8 знаков в дробной части.
а) 197
б) 0,429
в) 0,0745
г) 75,43
д) 173,821
1
6.3 Переведите в двоичную систему следующие восьмеричные и
шестнадцатеричные числа.
а)
б)
в)
г)
6.4
Следующие
двоичные
числа
запишите
в
восьмеричной
и
шестнадцатеричной системах.
а) 10010111,011010011
б) 1110111001,0100110001
6.5 Переведите следующие десятичные числа в код "8421".
а) 247,562
б) 523,912
7. Содержание отчета.
Выполненные задания 6.1 – 6.10 в рабочей тетради.
8. Контрольные вопросы.
8.1 Система счисления.
8.2 Непозиционная и позиционная системы счисления.
8.3 Основание позиционной системы счисления.
8.4 Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
8.5 Правило перевода числа любой системы в десятичную.
8.6 Правило перевода целого десятичного числа в другую систему.
8.7 Правило перевода правильной десятичной дроби в другую систему.
8.8 Двоичное кодирование восьмеричных и шестнадцатеричных цифр.
8.9 Правила перевода восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в
двоичную систему и обратно.
8.10 Код "8421".
2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Двоичная арифметика
1. Цель работы.
Получение навыков выполнения арифметических
операций с двоичными числами.
2. Литература. Конспект лекций.
3. Подготовка к работе. Изучить конспект лекций по теме "Системы
счисления".
4. Перечень оборудования. Калькулятор.
5. Задание.
5.1 Изучить правила действий в двоичной системе счисления.
5.2 Научиться выполнять арифметические операции в двоичной
системе счисления.
6. Порядок выполнения работы.
Выполните
предлагаемые
ниже
действия
в
двоичной
системе
счисления. Для этого предварительно переведите исходные десятичные
числа в двоичную систему. Результат вычислений проверьте, переведя его в
десятичную систему.
6.1 Сложение:
а) 23 + 11
б) 14 + 9
в) 13 +23
г) 29 + 12
6.2 Вычитание:
а) 17 – 10
б) 24 – 15
в) 37 – 14
г) 40 – 23
6.3 Умножение:
а) 9
6
б) 11
5
3
в) 14
7
г) 23
12
6.4 Деление (до четвертого знака в дробной части):
а) 35 : 5
б) 54 : 6
в) 167 : 14
г) 23 : 12
7. Содержание отчета.
Выполненные задания 6.1 – 6.10 в рабочей тетради.
8. Контрольные вопросы.
8.1 Двоичная таблица сложения.
8.2 Двоичная таблица умножения.
8.3 Правила выполнения арифметических операций в двоичной
системе счисления.
4
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Построение таблиц истинности логических выражений
1.
Цель
работы.
Получение
навыков
вычисления
значений
логических выражений и построения их таблиц истинности.
2.
Литература. Конспект лекций.
3.
Подготовка к работе.
Изучить конспект лекций по теме
"Элементы алгебры логики".
4. Перечень оборудования. Калькулятор;
5. Задание.
5.1 Изучить основные понятия алгебры логики.
5.2 Изучить основные логические операции и их таблицы истинности.
5.3 Научиться вычислять значение логического выражения.
5.4 Научиться строить таблицу истинности логического выражения.
6. Порядок выполнения работы.
6.1 Постройте таблицы истинности логических функций двух
переменных:
а)
б)
в)
г)
6.2 Постройте таблицы истинности логических функций трех
переменных:
а)
б)
в)
г)
7. Содержание отчета.
Выполненные задания 6.1, 6.2 в рабочей тетради.
8. Контрольные вопросы.
5
8.1 Основной объект изучения алгебры логики.
8.2 Логическая операция отрицание и ее таблица истинности.
8.3 Логическая операция дизъюнкция и ее таблица истинности.
8.4 Логическая операция конъюнкция и ее таблица истинности.
6
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Запись логических выражений по таблицам истинности и их
преобразование
1.
Цель работы. Получение навыков записи логических функций в
совершенной дизъюнктивной нормальной форме (СДНФ) и упрощении
логических выражений.
2.
Литература. Конспект лекций.
3.
Подготовка к работе.
Изучить конспект лекций по теме
"Элементы алгебры логики".
4. Задание.
4.1 Научиться записывать логические функции в СДНФ по их
таблицам истинности.
4.2 Научиться преобразовывать логические выражения.
5. Порядок выполнения работы.
По приведенным ниже таблицам истинности запишите логические
функции в СДНФ и упростите полученные выражения.
5.1 Функции двух переменных:
5.2 Функции трех переменных:
7
6. Содержание отчета.
Выполненные задания 5.1, 5.2 в рабочей тетради.
7. Контрольные вопросы.
7.1 Запись СДНФ по таблице истинности.
7.2 Основные тождества алгебры логики.
7.3
Законы
алгебры
логики
(переместительный,
сочетательный,
распределительный, двойного отрицания, отрицания).
7.4 Операции склеивания и поглощения.
8