Автор: Самохина Анна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 851
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Занимательная математика
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по формированию элементарных
математических представлений у детей
подготовительной группы:
«Занимательная математика»
Воспитатель группы 5 «А» Самохина А.В.
Цель: Средствами игровой деятельности закреплять знания элементарных
математических понятий, полученных ранее.
Задачи
Образовательные:
- закреплять навык понимания и нахождения места числа в ряде
других чисел;
- упражнять в счете в пределах 10;
- систематизировать знания о составе чисел 3, 4, 5;
- закреплять знания о геометрических фигурах, в частности о
четырехугольниках.
Развивающие:
- развивать слуховое, зрительное и тактильное восприятие;
- способствовать формированию зрительной памяти;
- активизировать речь дошкольников;
- продолжать развивать мыслительную активность;
- развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитательные:
- воспитывать личностные качества самоконтроля и самооценки;
- побуждать проявлять инициативу и самостоятельность;
-
способствовать
проявлению
чувств
товарищества
и
взаимовыручки.
Методы и приемы:
- наглядные (использование наглядности: карточки с цифрами,
геометрические формы);
- игровые (игровые ситуации, игровые приемы);
-
словесные
(инструкции,
разъяснения,
эмоциональное
стимулирование – поощрение, удивление).
Интегрирование в области развития речи, конструирования, физического
развития
Оборудование: карточки с цифрами, магнитные цифры, лазерная указка,
геометрические формы разных размеров, конверты с игровыми
заданиями, схемы для конструирования, счетные палочки.
Ход занятия:
В.- Ребята, скажите пожалуйста, какой сегодня день недели?
Д. - Вторник.
В. – А вы помните, какое занятие у нас проходит всегда по вторникам?
Д. – Математика.
В. – Вам нравится заниматься математикой?
Д. – Да (Нет).
В.- Мы с вами много раз говорили, что математику называют царицей всех
наук за ее точность и четкость. Но многие считают эту науку сложной и
скучной и неинтересной. Давайте сегодня нашим гостям покажем как
проходят у нас занятия и попробуем доказать, что математика это
увлекательное и занимательное занятие. Согласны?
Д. – Да.
В. – Но сначала скажите, что вы любите больше всего делать, особенно в
свободное время?
Д. – Мы любим играть в разные игры.
В. – А можем мы с вами математику превратить в игру? Как это сделать?
Д. – Мы можем поиграть в математические игры.
В. – Сейчас я предлагаю вам поиграть в различные игры. Все игры их
названия и правила спрятаны в конвертах. Давайте посчитаем конверты
и узнаем, во сколько игр нам сегодня предстоит поиграть (воспитатель
показывает конверт с номером 1 и спрашивает: «Какой по счету
конверт?»
Задаем
этот
наводящий
вопрос,
чтобы
дети
начали
порядковый счет).
Д. - 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й
В. - Сколько всего конвертов?
Д. – 6.
В. – Значит сколько игр?
Д. _Тоже 6.
В.- На каждом конверте стоит номер. Номер нам говорит, какой конверт,
каким по счету нужно открыть. Полина, возьми первый конверт. (Все
вместе открывают конверт).
Воспитатель читает задание и достает карточки с цифрами.
Игра первая
В. – «Разминка». Здесь еще есть цифры, давайте их вспомним, я показываю
цифру, а вы называете ее.
Теперь задание: Встаньте в рассыпную, но так, чтобы каждый видел
меня, я буду показывать цифру и называть действие. Тот, кого я назову,
будет выполнять это действие столько раз, сколько указывает цифра, а
все остальные внимательно слушают и проверяют, если согласны
молчим, а если нет - топаем ногами.
- Гриша столько раз (2) подпрыгни.
- Полина столько раз (5) произнеси звук А
- Богдан столько раз хлопни (7) над головой
- Арина старшая столько раз (4) топни правой ногой.
В.- Молодцы размялись, почти все справились.
Игра вторая.
В.- Гриша возьми второй конверт. Вторая игра называется числовые прятки.
В этой игре вы должны быть особенно внимательны. На доске
разбросаны цифры, т.е. стоят не по порядку, не в один ряд. Вы должны
внимательно посмотреть на цифры и запомнить их, затем отвернуться от
доски, я в это время спрячу одну цифру, когда вы повернетесь, то
должны отгадать какой цифры не хватает. Посмотрим кто самый
внимательный.
Игра третья
В. – Ариша возьми третий конверт. Игра третья называется загадки
фонарика. Наш фонарик будет писать цифры на доске, а вы должны
внимательно следить за фонариком, затем сказать какую цифру написал
фонарик. Но обязательное условие этой игры в том, чтобы глазки до
конца проследили за фонариком, и только когда фонарик погаснет,
можно назвать цифру. (Зрительная гимнастика проводится на заданном
расстоянии при снятых очках).
Игра четвертая
В. – Тема принеси нам четвертый конверт. Игра «Верные друзья». Эта игра
сложная, когда мы в нее играли многие путались и выполняли не
правильно, посмотрим, как у вас получится на этот раз. Напомню
правила игры: На ковре стоят три стульчика это домики, на каждом
стульчике лежат карточки с цифрами, они обозначают номер домика, в
каждом домике есть свой хозяин, давайте хозяевами будут Вероника,
Богдан, и Алгис. Занимайте домики и покажите, какие номера в ваших
домах. Остальные ребята берут себе карточки с цифрами. Каждый из вас
должен найти себе пару друга. Теперь у пары два числа, друзья должны
сложить эти два числа, и тогда они узнают, домик с каким номером они
должны
занять.
А
хозяева
проверяют,
если
друзья
говорят
не
правильный ответ, то могут не пустить друзей в домик.
Игра пятая
В. – Алгис возьми пятый конверт. Игра называется «Волшебный мешочек».
Условия игры: Вы по очереди опускаете руку в мешочек, берете один
предмет,
пальчиками
ощупываете
и
называете
предмет,
затем
вытаскиваете, и мы вместе проверяем, правильно вы угадали или нет,
если правильно, берете предмет себе, если нет, то опускаете его обратно
в мешочек, выигрывает тот, кто наберет больше предметов.
Игра шестая
В. - Богдан принеси шестой конверт. Воспитатель смотрит в конверт и задает
вопрос. Мы сейчас с вами играли с цифрами, но математика изучает и
другие объекты, предметы. Кто вспомнит, что мы еще изучаем на
математики, тот угадает, что лежит в шестом конверте.
Д. - Геометрические фигуры.
В. – Я буду вытаскивать по одной, а вы хором будете называть фигуры
(называют). Итак, игра называется «Кто быстрее?». На двух столах я
разложила вперемешку геометрические фигуры, двое соревнующихся
должны выбрать только четырехугольники и сложить их каждый в свою
корзинку, фигуры которые не относятся к четырехугольникам, должны
остаться на столе. Для начала давайте вспомним, какие фигуры
называют четырехугольниками.
Д. – У четырехугольников 4 угла и 4 стороны.
В. – Незапланированная игра «Да-Нет». Я показываю фигуры, если это
четырехугольник, вы хором говорите «Да», если не четырехугольник –
вы хором говорите «Нет». Это будет наша тренировка перед основной
игрой.
Далее проводятся игры.
Игра седьмая
В. - Марям возьми седьмой конверт. (Воспитатель вытаскивает из конверта
счетные палочки и схемы).
В. – Ребята, как вы думаете, что это за задание, может кто-то догадается, что
нам нужно сделать? Рассмотрите схемы, что на них изображено?
Д. - Нужно из палочек выложить цифры, которые показаны на схемах.
В. – Правильно, давайте сядем за столы и попробуем выполнить это задание.
(Дети индивидуально выполняют задания и называют цифры, которые они
построили).
В. – Закончились все конверты, значит, закончились все игры. Ребята вам
понравилось играть в математические игры, какая игра кому больше всего
понравилась, запомнилась? Мне кажется, мы с вам очень даже успешно
показали, что математика это вовсе не скучно, а интересно и занимательно,
давайте, спросим наших гостей они согласны или нет?