Автор: Яковлева Антонина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Чувашско- Кищаковский детский сад буинского муниципального районаРТ"
Населённый пункт: с.Чувашские Кищаки Буинского района РТ"
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи в воспитании подрастающего поколения
Раздел: дошкольное образование
Выступление «Роль семьи в воспитании
подрастающего поколения»
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети
росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми,
общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли
реализоваться как личности.
В основе
взаимодействия
дошкольного учреждения
и семьи
лежит
сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности,
совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во
времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный
контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых
целей, задач и результатов.
Конечно же, первая школа воспитания растущего человека – семья.
Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая
педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В
условиях семьи складывается эмоционально-
нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание
эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно
помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти
стихийным путем.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени,
занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной
педагогики и психологии. Изменившаяся современная семья заставляет
искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от
заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие
родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им
стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то
есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного
гражданина своей страны.
Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги
ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития
каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании
своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях
одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между
детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации
воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств,
способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как
равноправный партнер в воспитании.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей,
необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является
сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом
плане. Основные задачи своей работы я вижу в следующем: - установить
партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; - объединить
усилия для развития и воспитания детей; - создать
атмосферу взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки; - активизировать и обогащать
воспитательные умения родителей.
Содержание работы с родителями реализую через разнообразные
формы, как традиционные, так и нетрадиционные. Главное – донести до
родителей знания. Одной из основных форм работы с родителями остается
родительское собрание. В течение нескольких последних лет, я провожу
собрания в форме дискуссий «семья – ребенок – детский сад», «что вы
ожидаете от детского сада», КВН, мастер-классов, применяю игровые
приемы, тренинги по сплочению коллектива родителей, чаепития и т. д.
Мы совместно с родителями и детьми занимаемся проектной
деятельностью. Нами разработаны и реализованы проекты «Давайте
познакомимся», «Семейные традиции», По проектам «Давайте
познакомимся», и «Семейные традиции» родители активно включились
в работу и представили фото- презентации своего генеалогического дерева.
Кроме этого проведено родительское собрание в нетрадиционной форме и
обобщен опыт в форме презентации на тему «Использование современных
форм и методов работы с родителями». Все это, способствовало
сближению родителей группы и формировало предпосылки к
формированию дружного коллектива, во главе которого стоит ребенок, а
мы (воспитатели и родители) рядом, как его опора.
Для введения родителей в образовательный процесс, я постоянно
привлекаю родителей к совместным развлечениям и участием в
театрализованных представлениях для детей. Так вместе мы провели
представление «Теремок на новый лад» новогоднее
представление, «Весенняя сказка», роли всех сказочных персонажей
играли родители, от этих праздников получили удовольствие не только
дети, но и сами родители. А также совместные развлечения «День
матери», «Папа и я», «День пожилых», «Зимние посиделки»и другие.
Проводя все эти мероприятия я поняла, что родители с большим желанием
и даже с благодарностью учавствуют и с каждым годом желающих
становится больше. Главное правильно донести до родителей всю
значимость таких мероприятий.
Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и
использование такой формы работы как создание «Копилки добрых дел
родителей»- это и участие родителей в акциях «Чистый участок», «Наша
горка», «Сделаем группу теплее», «Подари книгу», а также помощь
родителей в пополнение развивающей среды группы и т. д.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с
родителями является оформление наглядных материалов для родителей.
Уже который год выпускаю стенгазеты «Наши именинники», «Мамины
помощники», «Папа мой герой», «Заказ Деду Морозу», «Наши будни»,
родители всегда с интересом изучают данный материал, фотографируют на
память.
Провожу конкурсы детей совместно с родителями «Лучшая кормушка
для птиц», «Красавица осень», «Новогодняя идея» и т. д. Родители очень
творчески подходят к выполнению работ. По итогам конкурса всегда дети
получают подарки родители дипломы и благодарности.
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей,
подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и
для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые
таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.
Было много восторгов и удивлений. Если в начале нашей встречи
ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства,
то в процессе работы царит взаимная симпатия, эмоциональная открытость
и интерес друг к другу.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты:
изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них
стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми
помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ
доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность,
заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому,
что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их
собственного ребенка