Автор: Сластникова Людмила Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Лингвистическая гимназия" города Кирова
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в МБОУ "Лингвистическая гимназия" города Кирова
Раздел: полное образование
Сластникова Л.И., учитель английского языка МБОУ Лингвистическая
гимназия г.Кирова
Применение
здоровьесберегающих
технологий
на
уроках
английского языка в МБОУ «Лингвистическая гимназия» г.Кирова
Здоровьесберегающая педагогика – это система, создающая максимально возможные
условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования
(учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого
медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации
образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися
данными;
учёт
особенностей
возрастного
развития
школьников
и
разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления,
работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы;
создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе
реализации технологии;
использование
разнообразных
видов
здоровьесберегающей
деятельности
учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья,
работоспособности.
Задача учителя – из существующих технологий, с учётом своих возможностей и
способностей учащихся, выбрать то, что помогает ему создать свою методическую
систему
преподавания.
Одним
из
важнейших
условий,
необходимых
для
проведения успешного урока, я считаю разнообразие видов учебной деятельности.
На занятии по иностранному языку можно применять чтение, слушание, рассказ,
ответы на вопросы, письмо, описание картинок и фотографий и так далее.
Смена видов деятельности снимает утомляемость, способствует максимальной
концентрации внимания. Практически каждый урок иностранного языка – это
комплексный урок, и это правильно.
Применение
наглядности
также
способствует
повышению
внимания
у
школьников, а значит, более успешному усваиванию учебного материала.
Общеизвестно, что учителя иностранного языка используют много наглядных
материалов. В этом учителям во многом помогает учебно-методический комплекс.
Учебные пособия «Звёздный английский» К.М.Барановой и Д.Дули, по которым
учатся в нашей гимназии, насыщены всевозможными фотографиями, картинками,
которые привлекают учащихся, делают урок более интересным и понятным.
Поскольку учебники существуют и в электронном виде, есть возможность показать
нужную фотографию крупно, на экране проектора, что автоматически повышает
внимательность и работоспособность школьников.
1
В обучении всегда очень важна вовлечённость ребят в процесс усвоения знаний.
Этому способствуют активные методы, прежде всего, ролевая игра. На уроке
иностранного языка много ситуаций, которые можно обыграть, например,
посещение кафе. Ученики с удовольствием изображают официанта и посетителя,
читают меню, выбирают блюда, заказывают, получают счёт. При изучении темы
«Одежда» ребята с удовольствием разыгрывают посещение торгового центра,
приносят шарфики, варежки, перчатки, чтобы была реальная возможность выбора
одежды и аксессуаров. Таким образом, ролевая игра мотивирует речевую
деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется
потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с
собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно
использовать как средство общения.
Учащиеся очень любят командные игры, проходящие в виде соревнований.
Соревноваться они готовы в чём угодно, и такое достаточно сложное и скучное
занятие, как составление предложений с применением новых слов, превращается в
увекательный конкурс «Кто больше скажет грамматически правильных
предложений?»
Запоминанию новых слов способствуют такие игры, как «Снежный ком» (один
ученик называет одно слово по теме, второй повторяет за ним и добавляет своё,
третий повторяет первые два и добавляет своё и т.д.) и «Виселица» (учитель или
ученик загадывает слово, записывая столько клеточек, сколько в нём букв;
остальные отгадывают по буквам).
Ребята с удовольствием отгадывают загадки. Например, при изучении темы
«Внешность» ученик описывает кого-либо из группы, остальные должны отгадать,
кто это. При изучении темы «Животные» нужно отгадать, про какое животное
рассказали, не называя его.
Современный урок невозможен без применения информационно-компьютерных
технологий. Неоценим вклад этих технологий при обучении аудированию. Все
тексты, диалоги в учебниках «Звёздный английский» есть в записи, и ученики
слышат речь носителей языка. Кроме того, есть специальные тексты, которые
можно только услышать, после этого нужно выполнить задание. В результате у
учащихся действительно хорошо развиваются умения аудирования. Ребята не
только слушают записи, но и смотрят видео к урокам. Это вызывает такой
неподдельный интерес, что служит средством поощрения прилежной работы на
занятии.
Учитель обязан учитывать особенности возрастного развития школьников. В
связи с этим очень важна смена позы и возможность подвигаться на уроке для
учеников начальной школы и 5-6 классов. Здесь опять на выручку приходят
командные игры. Например, перед написанием диктанта я практикую повторение в
виде игры «Какая команда больше и правильнее напишет слов по теме?» или «Кто
быстрее вставит недостающие буквы в словах?» Скучное повторение превращается
в любимое занятие.
Говоря о двигательной активности, нельзя забывать о физкультминутках.
Но, если в начальной школе любая физкульминутка вызывает восторг, то чем
старше ребята, тем осмысленнее должны быть подобные занятия. Поэтому в
2
среднем звене целесообразнее обязательно сопровождать движения словами,
больше внимания уделять драматизации диалогов и таким играм, как
«Крокодильчик», где одной команде требуется показать какое-либо слово в виде
пантомимы, а другой – отгадать его. Кроме того, ребятам очень нравится
прописывать слова в воздухе рукой (ногой, головой и т.д.).
Деятельность учащихся на уроке должна быть мотивирована. Обязательно
поощряются попытки прогнозирования того, что будет в тексте, каковы будут
правильные варианты ответов в тестах по аудированию и чтению. В учебниках
«Звёздный английский» много заданий, когда требуется сказать о содержании
текста по его заголовку и сопровождающим фотографиям. Впоследствии
проверить себя, прав я был или не прав, бывает очень интересно.
Конечно, интерес к изучаемому материалу повышает обращение к личному
опыту учеников. Так, при изучении темы «Магазины и покупки» мы всегда
обсуждаем с ребятами, какие у нас в городе крупные торговые центры, что там
продают, как часто они туда ходят. Очень важно, чтобы ребёнок не боялся
ошибиться, сказать неправильно, иначе речи не научить. Учащиеся должны
ощущать поддержку учителя, его доброжелательный настрой. На наших уроках
всегда есть место шутке, улыбке, поговорке, афоризму, песне, всему, что создаёт
благоприятный психологический климат. Здесь надо сказать, что на «ура» идут
упражнения, когда, слушая какие-либо звуки в записи (шорох листьев, раскаты
грома и т.д.), нужно догадаться, о каком природном явлении идёт речь.
Первоначальное выполнение заданий в парах или группах позволяет ученикам
обсудить его с одноклассниками, а значит, снимает стрессовую ситуацию боязни
попасть впросак и создаёт ситуацию успеха, даёт возможность ребятам помочь
друг другу. Достаточное количество заданий для парной и групповой работы на
занятиях по «Звёздному английскому» предполагает учёт особенностей учеников
и более полное раскрытие их потенциала.
При личностно-ориентированном подходе как одной из здоровьесберегающих
технологий часто используются творческие задания. Например, мы обязательно,
прочитав о каком-либо явлении или событии в англоязычной стране, составляем
рассказ о том, что бывает в России. Узнав о дне святого Патрика в Ирландии, мы
решили написать о празднике в России. Форму представления праздника я
предложила ребятам выбрать самим: презентацию, рассказ-описание, рисунки или
фотографии с подписями. Ученики были разделены на группы по интересам, кому
какая форма больше нравится. Затем была защита проектов. Проектная работа
очень увлекла ребят.
Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что
здоровьесберегающие технологии
разнообразны, и у учителей иностранного
языка огромное поле для их применения. Они позволяют решать задачи охраны
здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.
Именно благодаря использованию современных технологий оказывается
возможным обеспечит наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть
индивидуальные особенности каждого ребёнка, а значит, нейтрализовать те
факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
3
Список литературы
1.
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного
процесса» 1982г. – 480 с.
2.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы.
М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
3.
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
4.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе:
Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А.
Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая
мастерская).
5.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий,
рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
6.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. пособие. – М.: КНОРУС,
2006. С. 147
4