Напоминание

Цифровизация образовательного процесса на базе ГУОР


Автор: Худяков Андрей Геннадьевич
Должность: преподаватель информатики и икт
Учебное заведение: ФГБУ ПОО ГУОР
Населённый пункт: г. Бронницы, Московскойобл.
Наименование материала: Статья
Тема: Цифровизация образовательного процесса на базе ГУОР
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Цифровизация образовательного процесса

Худяков Андрей Геннадьевич, преподаватель

ФГБУ ПОО ГУОР г.Бронницы, Моск.обл.

Аннотация: в статье рассматриваются основные задачи цифровизации

образовательного процесса и возможные пути их решения.

Ключевые

слова:

дистанционное

обучение,

цифровизация

образовательного пространства учебного заведения.

Российский рынок цифровых образовательных ресурсов изначально

был

ориентирован

на

домашнего

пользователя.

Как

непосредственные

участники рынка образовательные учреждения значительной роли играть

были не способны: для этого у них было слишком мало свободных средств. В

настоящее время ситуация качественно изменяется.

Особенность процесса формирования современного образовательного

процесса в том, что происходит он в эпоху

мощного информационного

подъема,

характеризующегося

тем,

что

поколения

идей

и

технологий

сменяются быстрей поколения людей. Компьютеризация и цифровизация

бурно распространяются во всех сферах деятельности человека, включая

образовательную

сферу.

К

студентам

предъявляются

все

более

усложняющиеся

требования

к

умению

оперировать

средствами

компьютерной техники, пользоваться в интерактивном режиме прикладными

программами, ориентироваться в глобальных компьютерных сетях. Данное

обстоятельство требует безотлагательного решения задачи информатизации

и цифровизации образовательного пространства учебного заведения.

Свои условия к переменам в образовательном пространстве учебного

заведения диктует, прежде всего, компьютеризация и цифровизация всей

нашей

жизни.

В

связи

с

внедрением

и

активным

распространением

микропроцессорных систем в окружающем нас оборудовании во много раз

возросло внедрение новой техники с применением аппаратно-программных

средств.

Для более качественной подготовки выпускников в части применения

информационных технологий встает задача подготовки соответствующего

методического обеспечения, а именно полных конспектов лекций, сборников

практических и

тестовых

заданий, а

также

дальнейшее распространение

компьютерных

технологий

обучения

и

контроля

знаний

обучающихся.

Опираться

при

создании

методических

материалов

следует

на

модели

предполагаемого будущего, в противном случае в образовательном процессе

2

неизбежно

техническое

отставание,

значительные

и

неоправданные

материальные и интеллектуальные затраты.

Все

шире

и

разнообразнее

компьютеризация

и

цифровизация

используются

в

виртуальной

коммуникации.

На

ней

построена

самостоятельная работа студентов, их работа в группе, обмен материалами с

преподавателем и сокурсниками происходят не только в реальном общении,

но и через широкое использование информации и опыта, расположенных в

Интернете. Визитной карточкой современного образовательного процесса

является мобильный компьютер, используя который, все участники данного

процесса получают доступ к требуемым им источникам знания, в нужное

время и в нужном формате. Быстро распространились и упрочились средства

цифровой коммуникации, а фото и видеоматериалы становятся постоянным

инструментом

повседневной

жизни

обучающегося.

С

их

помощью

он

вовлекается

в процесс

создания лично значимого для него общественно

полезного образовательного продукта. Это многократно улучшает качество

образовательного

процесса,

потому

что

основным

его

содержанием

становится творческая деятельность.

В

связи

с

данными

переменами

изменились

и

требования,

предъявляемые

к

новому

уровню

взаимодействия

между

студентом,

преподавателем и средством обучения, функционирующим на основе средств

ИКТ.

Ими

становятся

интерактивность,

возможность

обеспечения

незамедлительной

обратной

связи,

продвижение

идеи

личностно-

ориентированного

обучения.

Столь

интенсивно

развивающиеся

компьютеризация и цифровизация образовательного пространства учебного

заведения,

таким

образом,

требует

от

системы

образования

мобильной

трансформации в соответствии с меняющимися условиями.

Наиболее

перспективной

составляющей

решения

задач

информатизации

и

цифровизации

образовательного

пространства

в

настоящее

время

рассматривается

введение

дистанционного

и

телекоммуникационного

обучения.

Возрастание

удельного

веса

самостоятельной работы студентов диктует необходимость дистанционного

обучения. Дистанционное образование предполагает проведение обучения в

разных

формах,

таких

как:

очное,

заочное,

экстернат,

обучение

с

использованием

средств

телекоммуникации,

компьютерных

программ.

Обучение, выстроенное на основе мультимедийных обучающих средств, а

также

целенаправленно

организованных

поисково-обучающих

систем

привело

к

образованию

новой

отрасли

педагогических

знаний –

компьютерной дидактики дистанционного образования, как набирающего

3

обороты

способа

образования

и

самообразования

на

любой

ступени

обучения.

Совершенно

очевидно,

что

цифровизация

и

компьютеризация

проведения

изучения

учебных

дисциплин

на

основе

информационных

компьютерных

технологий

позволят

существенно

повысить

качество

образовательного процесса в учебном заведении. Объяснение этому очень

простое: компьютеризация образовательного пространства непосредственно

влияет

на

выбор

образовательной

стратегии,

ориентированной

не

на

запоминание и репродукцию, а на творческое осмысление.

Надо

заметить,

что

не

все

преподаватели

учебных

заведений

принимают идею компьютеризации и цифровизации проведения учебных

дисциплин на основе ИКТ однозначно. Одни полагают, что компьютер не в

состоянии

заменить

живого

общения,

другие –

что

он

вредит

здоровью

обучающихся.

Чтобы

разглядеть

перспективы

использования

ИКТ

для

поддержки любого предметного курса, необходимо рассмотреть проблему с

позиции общих тенденций развития образования, которое, в свою очередь,

обусловлено всем ходом общественного развития.

Так, введение информационных технологий радикально меняет взгляд

на преподавателя как на единственного носителя знания, как это подлежит

рассмотрению в рамках традиционного образования. Уже сейчас становится

ясным,

что

доля

знаний

и

информации,

получаемых

студентом

вне

организованного процесса обучения, постоянно растет, в противовес тому,

что

влияние

официального

основного

образования,

рост

которого

мене

заметен.

Парадоксальность социально-педагогической ситуации современного

информационного пространства учебного заведения в том, что компьютерная

грамотность

студентов,

как

правило,

выше,

чем

у

подавляющего

большинства

преподавателей

учебного

заведения.

Поэтому

модель

информатизации системы образования должна представлять собой не только

поставки в образовательные

учреждения требуемого оборудования, но

и

обучение

преподавателей

его

применению,

организация

требуемых

электронных

ресурсов,

формирование

системы

постоянной,

действенной

методической поддержки учебного процесса.

Выделяют две основных направления развития образования:

1)

традиционный

подход,

заключающийся

в

утверждении,

что

содержание образования является внешним по отношению к обучающемуся;

2)

альтернативный

подход,

где

содержанием

образования

является

духовный мир

самого обучающегося,

а

знания считаются

инструментом

оформления этого мира.

4

Каждое из данных направлений имеет право на существование и может

с успехом реализовываться в образовательном процессе.

Однако преимущества альтернативного (с применением ИКТ) подхода

перед

традиционным

очевидны.

В

традиционной

педагогике

компьютер

выступает в

качестве субъекта образования в

традиционном понимании.

Обучающее

программное

обеспечение

аккумулирует

определенную

информацию и программирует обучающегося, жестко заставляя оперировать

этим знанием.

В

альтернативной

педагогике

обучающийся,

находящийся

в

сетях,

поступает

как

человек,

обращающийся

к

справочнику

или

словарю,

художественной книге или академичной энциклопедии. При этом подходе он

управляет компьютером, находится с ним в диалог, и даже сам управляет им.

Альтернативный

подход

является

наиболее

предпочтительным

при

дистанционном

обучении,

так

как

представляет

собой

традиционное

обучение с опорой на личный опыт и

знания студента,

в

значительной

степени учитывает индивидуальные особенности обучающегося.

Традиционный

и

альтернативный

подходы

выполняют

разные

педагогические

задачи,

способствуют

формированию

разных

типов

умственных действий. Первый дает прочное знание основ наук, второй –

способствует креативному развитию. Главное здесь – ставить и отчетливо

представлять педагогическую задачу.

В

заключение

хочется

отметить,

что

процесс

цифровизации

и

компьютеризации

образования

не

следует

рассматривать

просто

как

сопутствующее,

иллюстрирующее

средство

в

рамках

традиционного

образовательного

процесса.

Пришло

время

принимать

это

явление

как

необходимый компонент образовательного процесса, удельный вес которого

с последующим нарастанием развития ИКТ будет только расти.



В раздел образования