Автор: Худяков Андрей Геннадьевич
Должность: преподаватель информатики и икт
Учебное заведение: ФГБУ ПОО ГУОР
Населённый пункт: г. Бронницы, Московскойобл.
Наименование материала: Статья
Тема: Цифровизация образовательного процесса на базе ГУОР
Раздел: среднее профессиональное
1
Цифровизация образовательного процесса
Худяков Андрей Геннадьевич, преподаватель
ФГБУ ПОО ГУОР г.Бронницы, Моск.обл.
Аннотация: в статье рассматриваются основные задачи цифровизации
образовательного процесса и возможные пути их решения.
Ключевые
слова:
дистанционное
обучение,
цифровизация
образовательного пространства учебного заведения.
Российский рынок цифровых образовательных ресурсов изначально
был
ориентирован
на
домашнего
пользователя.
Как
непосредственные
участники рынка образовательные учреждения значительной роли играть
были не способны: для этого у них было слишком мало свободных средств. В
настоящее время ситуация качественно изменяется.
Особенность процесса формирования современного образовательного
процесса в том, что происходит он в эпоху
мощного информационного
подъема,
характеризующегося
тем,
что
поколения
идей
и
технологий
сменяются быстрей поколения людей. Компьютеризация и цифровизация
бурно распространяются во всех сферах деятельности человека, включая
образовательную
сферу.
К
студентам
предъявляются
все
более
усложняющиеся
требования
к
умению
оперировать
средствами
компьютерной техники, пользоваться в интерактивном режиме прикладными
программами, ориентироваться в глобальных компьютерных сетях. Данное
обстоятельство требует безотлагательного решения задачи информатизации
и цифровизации образовательного пространства учебного заведения.
Свои условия к переменам в образовательном пространстве учебного
заведения диктует, прежде всего, компьютеризация и цифровизация всей
нашей
жизни.
В
связи
с
внедрением
и
активным
распространением
микропроцессорных систем в окружающем нас оборудовании во много раз
возросло внедрение новой техники с применением аппаратно-программных
средств.
Для более качественной подготовки выпускников в части применения
информационных технологий встает задача подготовки соответствующего
методического обеспечения, а именно полных конспектов лекций, сборников
практических и
тестовых
заданий, а
также
дальнейшее распространение
компьютерных
технологий
обучения
и
контроля
знаний
обучающихся.
Опираться
при
создании
методических
материалов
следует
на
модели
предполагаемого будущего, в противном случае в образовательном процессе
2
неизбежно
техническое
отставание,
значительные
и
неоправданные
материальные и интеллектуальные затраты.
Все
шире
и
разнообразнее
компьютеризация
и
цифровизация
используются
в
виртуальной
коммуникации.
На
ней
построена
самостоятельная работа студентов, их работа в группе, обмен материалами с
преподавателем и сокурсниками происходят не только в реальном общении,
но и через широкое использование информации и опыта, расположенных в
Интернете. Визитной карточкой современного образовательного процесса
является мобильный компьютер, используя который, все участники данного
процесса получают доступ к требуемым им источникам знания, в нужное
время и в нужном формате. Быстро распространились и упрочились средства
цифровой коммуникации, а фото и видеоматериалы становятся постоянным
инструментом
повседневной
жизни
обучающегося.
С
их
помощью
он
вовлекается
в процесс
создания лично значимого для него общественно
полезного образовательного продукта. Это многократно улучшает качество
образовательного
процесса,
потому
что
основным
его
содержанием
становится творческая деятельность.
В
связи
с
данными
переменами
изменились
и
требования,
предъявляемые
к
новому
уровню
взаимодействия
между
студентом,
преподавателем и средством обучения, функционирующим на основе средств
ИКТ.
Ими
становятся
интерактивность,
возможность
обеспечения
незамедлительной
обратной
связи,
продвижение
идеи
личностно-
ориентированного
обучения.
Столь
интенсивно
развивающиеся
компьютеризация и цифровизация образовательного пространства учебного
заведения,
таким
образом,
требует
от
системы
образования
мобильной
трансформации в соответствии с меняющимися условиями.
Наиболее
перспективной
составляющей
решения
задач
информатизации
и
цифровизации
образовательного
пространства
в
настоящее
время
рассматривается
введение
дистанционного
и
телекоммуникационного
обучения.
Возрастание
удельного
веса
самостоятельной работы студентов диктует необходимость дистанционного
обучения. Дистанционное образование предполагает проведение обучения в
разных
формах,
таких
как:
очное,
заочное,
экстернат,
обучение
с
использованием
средств
телекоммуникации,
компьютерных
программ.
Обучение, выстроенное на основе мультимедийных обучающих средств, а
также
целенаправленно
организованных
поисково-обучающих
систем
привело
к
образованию
новой
отрасли
педагогических
знаний –
компьютерной дидактики дистанционного образования, как набирающего
3
обороты
способа
образования
и
самообразования
на
любой
ступени
обучения.
Совершенно
очевидно,
что
цифровизация
и
компьютеризация
проведения
изучения
учебных
дисциплин
на
основе
информационных
компьютерных
технологий
позволят
существенно
повысить
качество
образовательного процесса в учебном заведении. Объяснение этому очень
простое: компьютеризация образовательного пространства непосредственно
влияет
на
выбор
образовательной
стратегии,
ориентированной
не
на
запоминание и репродукцию, а на творческое осмысление.
Надо
заметить,
что
не
все
преподаватели
учебных
заведений
принимают идею компьютеризации и цифровизации проведения учебных
дисциплин на основе ИКТ однозначно. Одни полагают, что компьютер не в
состоянии
заменить
живого
общения,
другие –
что
он
вредит
здоровью
обучающихся.
Чтобы
разглядеть
перспективы
использования
ИКТ
для
поддержки любого предметного курса, необходимо рассмотреть проблему с
позиции общих тенденций развития образования, которое, в свою очередь,
обусловлено всем ходом общественного развития.
Так, введение информационных технологий радикально меняет взгляд
на преподавателя как на единственного носителя знания, как это подлежит
рассмотрению в рамках традиционного образования. Уже сейчас становится
ясным,
что
доля
знаний
и
информации,
получаемых
студентом
вне
организованного процесса обучения, постоянно растет, в противовес тому,
что
влияние
официального
основного
образования,
рост
которого
мене
заметен.
Парадоксальность социально-педагогической ситуации современного
информационного пространства учебного заведения в том, что компьютерная
грамотность
студентов,
как
правило,
выше,
чем
у
подавляющего
большинства
преподавателей
учебного
заведения.
Поэтому
модель
информатизации системы образования должна представлять собой не только
поставки в образовательные
учреждения требуемого оборудования, но
и
обучение
преподавателей
его
применению,
организация
требуемых
электронных
ресурсов,
формирование
системы
постоянной,
действенной
методической поддержки учебного процесса.
Выделяют две основных направления развития образования:
1)
традиционный
подход,
заключающийся
в
утверждении,
что
содержание образования является внешним по отношению к обучающемуся;
2)
альтернативный
подход,
где
содержанием
образования
является
духовный мир
самого обучающегося,
а
знания считаются
инструментом
оформления этого мира.
4
Каждое из данных направлений имеет право на существование и может
с успехом реализовываться в образовательном процессе.
Однако преимущества альтернативного (с применением ИКТ) подхода
перед
традиционным
очевидны.
В
традиционной
педагогике
компьютер
выступает в
качестве субъекта образования в
традиционном понимании.
Обучающее
программное
обеспечение
аккумулирует
определенную
информацию и программирует обучающегося, жестко заставляя оперировать
этим знанием.
В
альтернативной
педагогике
обучающийся,
находящийся
в
сетях,
поступает
как
человек,
обращающийся
к
справочнику
или
словарю,
художественной книге или академичной энциклопедии. При этом подходе он
управляет компьютером, находится с ним в диалог, и даже сам управляет им.
Альтернативный
подход
является
наиболее
предпочтительным
при
дистанционном
обучении,
так
как
представляет
собой
традиционное
обучение с опорой на личный опыт и
знания студента,
в
значительной
степени учитывает индивидуальные особенности обучающегося.
Традиционный
и
альтернативный
подходы
выполняют
разные
педагогические
задачи,
способствуют
формированию
разных
типов
умственных действий. Первый дает прочное знание основ наук, второй –
способствует креативному развитию. Главное здесь – ставить и отчетливо
представлять педагогическую задачу.
В
заключение
хочется
отметить,
что
процесс
цифровизации
и
компьютеризации
образования
не
следует
рассматривать
просто
как
сопутствующее,
иллюстрирующее
средство
в
рамках
традиционного
образовательного
процесса.
Пришло
время
принимать
это
явление
как
необходимый компонент образовательного процесса, удельный вес которого
с последующим нарастанием развития ИКТ будет только расти.