Напоминание

Воспитание гражданственности и патриотизма


Автор: Исмагилова Лилия Фаруковна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ"СОШ№16"
Населённый пункт: г. Альметьевск
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание гражданственности и патриотизма
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание гражданственности и патриотизма.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность

нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к

политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное

отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и

любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины,

готовность и умение защищать ее; воинскую храбрость, мужество и самоотверженность;

нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других

стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Патриотизм и гражданственность

тесно связаны с таким понятием, как «общечеловеческие ценности»

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса постепенного

перехода к поискам ответа на вопросы: чему и как учить? Должна ли школа заниматься

воспитанием или это обязанность только семьи? Думается, что чувство национального

самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические

потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в

человеке семьей и школой. Процесс выработки нравственных представлений по вопросам

патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей

учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине

как о стране, где они родились и растут. Школьники среднего возраста, подростки еще

склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс

самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и

определению своего отношения к нему. Старшие школьники, юноши и девушки стремятся

к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают

найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и

индивидуальность. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о

патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения

(взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой

солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании

молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства,

объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к

проявлениям национальной ограниченности. Ведущее место в процессе становления

патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание

образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и

интернациональными традициями народов России. В воспитании патриотизма и

гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и

важнейших сторон проявления этих качеств, их глубокое эмоциональное переживание.

Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются

взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи

является совокупность различных форм внеклассной и внеурочной работы.



В раздел образования