Автор: Исмагилова Лилия Фаруковна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ"СОШ№16"
Населённый пункт: г. Альметьевск
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание гражданственности и патриотизма
Раздел: среднее образование
Воспитание гражданственности и патриотизма.
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность
нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к
политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное
отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и
любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины,
готовность и умение защищать ее; воинскую храбрость, мужество и самоотверженность;
нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других
стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Патриотизм и гражданственность
тесно связаны с таким понятием, как «общечеловеческие ценности»
В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса постепенного
перехода к поискам ответа на вопросы: чему и как учить? Должна ли школа заниматься
воспитанием или это обязанность только семьи? Думается, что чувство национального
самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические
потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в
человеке семьей и школой. Процесс выработки нравственных представлений по вопросам
патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей
учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине
как о стране, где они родились и растут. Школьники среднего возраста, подростки еще
склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс
самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и
определению своего отношения к нему. Старшие школьники, юноши и девушки стремятся
к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают
найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и
индивидуальность. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о
патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения
(взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.
Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой
солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании
молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства,
объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к
проявлениям национальной ограниченности. Ведущее место в процессе становления
патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание
образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и
интернациональными традициями народов России. В воспитании патриотизма и
гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и
важнейших сторон проявления этих качеств, их глубокое эмоциональное переживание.
Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются
взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи
является совокупность различных форм внеклассной и внеурочной работы.