Напоминание

Медитативное рисование. Опыт ИЗОстудии "Колорит"


Автор: Шорина Александра Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦДТ "Луч"
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Медитативное рисование. Опыт ИЗОстудии "Колорит"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Центр детского творчества «Луч» г.Томска

«Медитативное рисование»

Опыт ИЗОстудии «Колорит» г.Томска

Выполнила: педагог дополнительного образования

Шорина Александра Александровна

Томск 2021

Введение

С началом нового учебного года школьники и их родители испытывают стресс, вызванный

предстоящей учебой. Самое большое волнение у родителей вызывает страх, что ребенок не сможет влиться в

учебный режим после летних каникул, родители переживают, что у детей могут возникнуть трудности

освоения новых знаний. Ученики младших и средних классов чаще всего боятся, что всё забыли за лето, а

старшеклассники — приближающихся экзаменов. Важно то, что уровень стресса из-за экзаменов довольно

высокий — у большинства учеников старших классов он возникает уже в начале учебного года. Волнуется и

среднее звено школьной цепочки: с введением ВПР (Всероссийских проверочных работ) у учащихся нарастает

паника перед предстоящими впереди испытаниями.

Дополнительное образование может помочь школьникам в борьбе со стрессом, отвлечь детей от

школьных проблем и расширить их кругозор. Я покажу свой пример поддержки учащихся в стрессовый

период, на примере одного из занятий в ИЗОстудии «Колорит» города Томска.

МЕДИТАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Опыт ИЗОстудии «Колорит» г.Томска

Что делать, когда дела наседают со всех сторон, когда голову атакуют мысли, и жизнь как будто выходит

из-под контроля? Вопрос актуален и для взрослых. Творчество всегда помогало людям справляться со стрессом,

тоской

и

другими

угнетающими

состояниями.

Поэтому,

я

предлагаю

познакомиться

с

медитативным

рисованием.

Каждый год в сентябре я, будучи педагогом изобразительного творчества, посвящаю несколько занятий

этой теме.

Медитативное рисование позволяет учащимся расслабиться во время творческого процесса,

перестать думать об оценке получившегося результата и просто погрузиться в интуитивный мир творчества. Во

время таких занятий, учащиеся словно погружаются в медитацию и по завершении занятия чувствуют себя

отдохнувшими, свежими и наполненными новыми приятными впечатлениями. Как это работает?

Медитативное занятие можно провести разными способами. Наиболее интересные в моем кружке это

создание

собственной

абстракции

красками

и

графическая

работа

в

стиле

«Зенарт»

или

«Дудлинг».

Остановимся подробнее на Зенарте.

Зенарт - это графический рисунок, состоящий из прорисованных линий. Подобная техника рисования отлично

способствует правильному восприятию композиции, объемов и форм, развитию глазомера. Кроме того, зенарт

требует

от

художника

предельной

концентрации

внимания

и

аккуратности.

Данная

техника

доступна

практически для каждого из нас. Человек, абсолютно не умеющий рисовать, может открыть в себе незаурядные

способности и даже таланты в дудлинге и зентангле. Ведь главное здесь – совсем не четкие формы и умение

правильно нарисовать ту или иную фигуру. Главное – суметь красиво и замысловато переплести линии, получая

при этом удовольствие от процесса. Для начинающих художников плюсом зенарта является и то, что с его

помощью очень легко «поставить» руку. Это отличная возможность перейти от бессознательных рисунков к

другим техникам рисования, например, к рисованию узоров и орнаментов, с помощью которых можно в

последствии, рисовать принты и многое другое.

Необходимые материалы

Для медитативного занятия в стиле Зенарт необходимо иметь:

плотный лист бумаги формата А3

гелевая черная ручка ( можно и белую, если лист бумаги тонирован)

линеры (по возможности)

простой карандаш

ластик

Ход работы

В

начале

занятия

я

предупреждаю

учащихся,

что

результат

новой

работы

будет

максимально

индивидуальным, не стоит сравнивать свое творчество с творчеством соседа по парте и не стоит планировать

изображение

конкретных

предметов.

Интуитивное,

медитативное

рисование

базируется

на

«бессознательном» процессе. Поэтому отличительным признаком медитативного рисования является малое

количество

конкретных

объектов.

Растительные

формы

листья,

цветы,

могут

присутствовать,

но

в

схематичном варианте. Вообще-то, сосредотачиваться на воспроизведении объектов окружающего мира не

нужно, теряется весь смысл происходящего.

Начиная занятие, я включаю медитативную музыку: чаще всего это звуки природы, духовые инструменты с

мелодией леса или музыка с индийскими мотивами. Такой музыкальный фон располагает слушателей к

сосредоточенно-углубленной деятельности и действует успокаивающе, устраняя тревоги.

Зачастую

дети,

привыкшие

быть

в

рамках

образовательного

процесса,

бояться

начать

рисовать

бессознательно, поэтому я даю им первоначальный шаблон, который они рисуют самостоятельно от руки и в

последствии заполняют его линейными узорами. Шаблоном могут выступать контуры птичьего пера, рыбки,

цветы. Популярностью пользуется перо; рисуя перышко, дети начинают ассоциировать его со сказкой про Жар-

Птицу и таким образом, у них просыпается фантазия.

После того, как учащиеся нарисовали контур пера (или рыбки, цветка) я демонстрирую им простые линейные

узоры. Показываю, как можно начать

свою работу,

раздаю бумагу

для черновиков,

чтобы

дети

могли

потренироваться рисовать линии разными способами: волнообразно, завитками и тд.

Показывая разнообразие узоров, я уточняю, в каком направлении должны идти линии, чтобы готовая картинка

смотрелась более выразительно, как располагать тональность узоров, что лучше не делать тяжелых, темных,

геометрических узоров, так как они эстетически не подходят под форму перышка. После апробирования узоров

на черновиках, учащиеся приступают к чистовику. 2 академических часа дети погружаются в причудливый мир

линий и узоров, полностью заполняя ими свое перышко. При желании, дети могут вводить цвет в свою работу,

посредством цветных карандашей.

Во время такого занятия очень важно предоставить максимальную свободу действий учащимся, ведь

данная тема является своего рода медитацией для детей. Поэтому роль педагога здесь быть наблюдателем, и

давать советы, только если ребенок сам попросит об этом.

Примеры готовых работ учащихся ИЗОстудии «Колорит»

8-11 лет

Вывод

Учащиеся показывают позитивный результат в конце медитативного занятия и с радостью

ждут

повторения темы в других формах реализации. Особо заинтересованные ученики спользуют зенарт для

зарисовки своих скетчбуков и блокнотов.

Техника

зенарта

чрезвычайно

очень

полезна

для

детей

и

взрослых:

она

помогает

развивать

усидчивость,

способствует

психологической

разгрузке,

внутреннему

успокоению,

улучшает

зрительную

координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность.



В раздел образования