Анализ и интерпретация художственного произведения современной прозы на примере рассказа В. Распутина "В ту же землю"
Автор: Семирозуб Елена Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 Населённый пункт: город Лиски, Воронежскя область Наименование материала: статья Тема: Анализ и интерпретация художственного произведения современной прозы на примере рассказа В. Распутина "В ту же землю" Раздел: полное образование
Александровна
В
наше
время
проблема
нравственно сти
стала
о с о бе н н о
актуальной,
так
как
происходит
распад
личности,
и
потому
назрела
потребность
говорить
и
размышлять
об
изменяющейся
человеческой
психологии,
о
взаимоотношениях
между
людьми,
наконец,
о
том
смысле
жизни,
который
так
неустанно
и
так
мучительно
постигают
герои
и
героини
повестей
и
рассказов
В.
Распутина.
Сейчас
мы
на
каждом
шагу
встречаем
утрату
человеческих
качеств:
совести,
долга,
милосердия,
добра.
А
в
произведениях
Распутина
мы
находим
ситуации,
близкие
к
современной
жизни,
и
они
помогают
нам
понять
всю
сложность
этой
проблемы.
Но
почему
же
мы
утрачиваем
человеческие
качества?
Неужели
народ,
прошедший
ужасные
годы
войны,
победивший
фашизм,
воспитал
в
новом
поколении
чёрствость,
равнодушие?
Может
быть,
сама
система
нашего
общества
в
этом
виновна?
Понять
и
осмыслить
происходящие
изменения
в
нас
самих
возможно,
отчасти,
изучая
произведения
Распутина.
Ведь
всё
его
творчество
-
это
крик
души:
«Нельзя
так
жить!»
И
рассказ
«В
ту
же
землю»
как
нельзя
лучше
раскрывает
нашу
с
вами
сущность,
хотя
произведение
написано
не
в
двадцать
первом
веке,
а
в
прошлом.
Тем
не
менее,
произведение
особенно
актуально
в
наши
дни.
Рассказ
«В
ту
же
землю»
многоплановый.
Можно
было
бы
квалифицировать
его
как
рассказ-рассуждение,
рассказ-
воззвание,
рассказ-полемика.
Обилие
сюжетных
линий
вовлекает
читателя
и
делает
его
соавтором
произведения.
Каждый
читатель,
как
нам
кажется,
в
меру
своего
жизненного
опыта
по-
своему
завершает
одну
сюжетную
линию
за
другой.
За
всем
этим
просматривается
уже
другое
сюжетное
полотно
-
повесть.
Это
характерно
для
многих
рассказов,
написанных
В.
Распутиным
на
рубеже
двух
тысячелетий.
Автор
вложил
в
них
свою
спрессованную
боль
за
Россию,
за
Русь,
за
великий,
могучий
русский
язык,
за
великий
народ,
который
достоин
быть
осиянным
светом
утренней
зари.
Цель
школьного
литературного
анализа
-
понимание
смысла
художественного
текста.
Этот
смыслопоисковый
процесс,
в
ходе
которого
учитель-слове сник,
активизируя
эмпатию,
и н т е н ц и ю ,
эстетические
эмоции
и
рефлексию
школьника-
читателя,
выстраивает
с т р а т е г и ю
е г о
в з а и м о д е й с т в и я
с
худ о ж е с т в е н н ы м
т е к с т о м ,
о с н о в а н н у ю
н а
л о г и ке
р а з в е р т ы в а н и я
д и а л о г а .
Ц е л ь
т а ко г о
н а п р а в л е н н о г о
д е й с т в и я
-
р а з в и т и е
у м е н и я
о т к р ы в а т ь
в
художественном
тексте
глубокие
смыслы,
которые
могут
с т ат ь
л и ч н о с т н ы м и ,
э к з и с т е н ц и а л ь н ы м и .
Ур о в е н ь
п о н и м а н и я
художественного
произведения
зависит
от
умения
читателя
увидеть
и
услышать
автора
художественного
произведения,
понять
су ть
сказанного
им
в
тексте.
Таким
образом,
анализ
и
интерпретация
художественного
произведения
есть
особые
формы
человече ской
деятельности,
которая
определяется
диалогом
двух
сознаний
-
а в т о р с к о г о ,
п р е д с т а в л е н н о г о
в
т е к с т е ,
и
ч и т а т е л ь с к о г о ,
ф о рм и р у ю щ е го с я
к а к
в
п р о ц е с с е
ч т е н и я ,
т а к
и
в
п р о ц е с с е
высказывания
о
прочитанном.
Вся
современная
литература
нацелена
на
« с от во рч е с т во »
читателя,
потому
что
в
ней
сближаются,
встречаются
и
вступают
в
диалог
различные
ценности
и
интеллектуальные
спектры
разных
в р е ме н ,
« вс т р еч н ы е
п ото к и »
р а зн ы х
кул ьту р ,
с о п р я га ют с я
и
развиваются
разные
позиции,
точки
зрения.
Школьнику
т рудно
услышать
и
тем
более
понять
современного
автора.
Чтобы
читатель-
старшеклассник
превратился
из
потребителя
культуры,
пассивного,
равнодушного
слушателя
на
уроке
в
ответственного
собе седника
автора,
он
не
должен
механически
запоминать
набор
историко-
литературных
фактов.
Словеснику
необходимо
помочь
школьникам
н ау ч и т ь с я
с а м о с т оя т е л ь н о
в с т у п ат ь
в
д и а л о г
с
р а з л и ч н ы м и
«голо с ами»
прочит анных
произведений,
фиксируя
в
с о з н а н и и
многообразие
художе ственных
принципов
и
форм
изображения
автором
мира
и
человека.
Глубину
исповедального
сознания
В.Г.
Распутина
откроем
читателям-старшеклассникам
в
процессе
анализа
рассказа
«В
ту
же
землю»
с
привлечением
приемов:
анализ
сильных
позиций
текста,
«герменевтический
круг»,
«семантизация
сл ова»,
« ж и з н е н н а я
правда»,
рефлексия.
Урок
-
экзистенциальный
диалог,
посвященный
рассказу
В.Г.Распутина
«В
ту
же
землю...»,
проходит
в
в и д е
д и с к у с с и и
у ч а щ и хс я
д р у г
с
д р у го м ,
б е с е д ы
с л о в е с н и к а
с о
старшеклассниками,
диалога
читателей
с
героями
рассказа,
через
внутренний
монолог
каждого,
через
исповедь
писателя.
Первый
этап
урока
-
вживание
в
литературное
произведение
и
работа
н а д
понятием,
основным
как
для
авторского
сознания,
так
и
для
сознания
ч и т ат е л я .
Н а
вто р ом
э т ап е
у р о ка
ч и т а т е л и - с т а р ш е к л а с с н и к и
постигают
исповедь
автора
и
приближаются
к
истине,
которую
с т р е м и т с я
о т к р ы т ь
и м
В . Г.
Р а с п у т и н .
Тр е т и й
э т а п
у р о к а
-
переживание
и
понимание
выявленных
проблем
в
другом
контексте.
Д о м и н и р у ю щ и м
п р и е м о м
н а
э т о м
э т а п е
я в л я е т с я
п р и е м
герменевтического
круга,
что
помогает
учащимся
понять
часть
из
целого
и
целое
-
из
части.
Анализируя
эпизод,
учащиеся
смогут
понять
целое
произведение;
постигая
одну
из
проблем,
приблизятся
к
пониманию
авторского
сознания
в
целом.
Четвертый
этап
урока
-
перевод
осознанного
на
себя
и
на
окружающий
мир.
Завершив
один
к ру г
п о с т и же н и я
и с п о вед а л ь н о го
с о зн а н и я
а вто р а ,
у ч а щ и е с я
переходят
на
следующий.
Используя
прием «реактивации
прошлого
опыта»
читателей,
побуждаем
учащихся
к
анализу
виденного
и
с л ы ш а н н о г о
р а н е е .
Ч т о б ы
п р о й т и
п у т ь
« п о и с к а
п р а в д ы » ,
старшеклассники
вступают
в
диалог
друг
с
другом,
соглашаясь
с
писателем
или
нет
в
необходимости
говорить
о
смерти
и
жизни,
о
ситуации
между
свободой
и
одиночеством,
о
человеческом
сознании,
и з м у ч е н н о м
« н е с л у ч а й н ы м и
с л у ч а й н о с т я м и » ,
о б
а б с у р д е
современной
реальности,
о
неприятии
«механической»
цивилизации,
если
она
расходится
с
духовными
потребностями
человечества
и
превращает
человека
в
бездушный
механизм.
Разработанная
методиче ская
система
позволяет
н а и б ол е е
эффективно
развивать
диалогическое
мышление
старшеклассников
и
тем
самым
помогает
им
читать
и
понимать
художественные
тексты
любого
уровня
сложности.