Напоминание

Анализ и интерпретация художственного произведения современной прозы на примере рассказа В. Распутина "В ту же землю"


Автор: Семирозуб Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Лиски, Воронежскя область
Наименование материала: статья
Тема: Анализ и интерпретация художственного произведения современной прозы на примере рассказа В. Распутина "В ту же землю"
Раздел: полное образование





Назад





АНАЛИЗ

И

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

СОВРЕМЕННОЙ

ПРОЗЫ

НА

ПРИМЕРЕ

РАССКАЗА

В. РАСПУТИНА «В ТУ ЖЕ ЗЕМЛЮ»

учитель

русского

языка

и

литературы

муниципальное

бюджетное

общеобразовательное

учреждение

«Средняя

общеобразовательная

школа

№12»

города

Лиски

Воронежской

области

Семирозуб

Елена

Александровна
В наше время проблема нравственно сти стала о с о бе н н о
актуальной, так как происходит распад личности, и потому назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии, о взаимоотношениях между людьми, наконец, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов В. Распутина. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. Но почему же мы утрачиваем человеческие качества? Неужели народ, прошедший ужасные годы войны, победивший фашизм, воспитал в новом поколении чёрствость, равнодушие? Может быть, сама система нашего общества в этом виновна? Понять и осмыслить происходящие изменения в нас самих возможно, отчасти, изучая произведения Распутина. Ведь всё его творчество - это крик души: «Нельзя так жить!» И рассказ «В ту же землю» как нельзя лучше раскрывает нашу с вами сущность, хотя произведение написано не в двадцать первом веке, а в прошлом. Тем не менее, произведение особенно актуально в наши дни. Рассказ «В ту же землю» многоплановый. Можно было бы квалифицировать его как рассказ-рассуждение, рассказ- воззвание, рассказ-полемика. Обилие сюжетных линий вовлекает читателя и делает его соавтором произведения. Каждый читатель, как нам кажется, в меру своего жизненного опыта по- своему завершает одну сюжетную линию за другой. За всем этим просматривается уже другое сюжетное полотно - повесть. Это характерно для многих рассказов, написанных В. Распутиным на рубеже двух тысячелетий. Автор вложил в них свою спрессованную боль за Россию, за Русь, за великий, могучий русский язык, за великий народ, который достоин быть осиянным светом утренней зари.
Цель школьного литературного анализа - понимание смысла художественного текста. Этот смыслопоисковый процесс, в ходе которого учитель-слове сник, активизируя эмпатию, и н т е н ц и ю , эстетические эмоции и рефлексию школьника- читателя, выстраивает с т р а т е г и ю е г о в з а и м о д е й с т в и я с худ о ж е с т в е н н ы м т е к с т о м , о с н о в а н н у ю н а л о г и ке р а з в е р т ы в а н и я д и а л о г а . Ц е л ь т а ко г о н а п р а в л е н н о г о д е й с т в и я - р а з в и т и е у м е н и я о т к р ы в а т ь в художественном тексте глубокие смыслы, которые могут с т ат ь л и ч н о с т н ы м и , э к з и с т е н ц и а л ь н ы м и . Ур о в е н ь п о н и м а н и я художественного произведения зависит от умения читателя увидеть и услышать автора художественного произведения, понять су ть сказанного им в тексте. Таким образом, анализ и интерпретация художественного произведения есть особые формы человече ской деятельности, которая определяется диалогом двух сознаний - а в т о р с к о г о , п р е д с т а в л е н н о г о в т е к с т е , и ч и т а т е л ь с к о г о , ф о рм и р у ю щ е го с я к а к в п р о ц е с с е ч т е н и я , т а к и в п р о ц е с с е высказывания о прочитанном. Вся современная литература нацелена на « с от во рч е с т во » читателя, потому что в ней сближаются, встречаются и вступают в диалог различные ценности и интеллектуальные спектры разных в р е ме н , « вс т р еч н ы е п ото к и » р а зн ы х кул ьту р , с о п р я га ют с я и развиваются разные позиции, точки зрения. Школьнику т рудно услышать и тем более понять современного автора. Чтобы читатель- старшеклассник превратился из потребителя культуры, пассивного, равнодушного слушателя на уроке в ответственного собе седника автора, он не должен механически запоминать набор историко- литературных фактов. Словеснику необходимо помочь школьникам н ау ч и т ь с я с а м о с т оя т е л ь н о в с т у п ат ь в д и а л о г с р а з л и ч н ы м и «голо с ами» прочит анных произведений, фиксируя в с о з н а н и и многообразие художе ственных принципов и форм изображения
автором мира и человека. Глубину исповедального сознания В.Г. Распутина откроем читателям-старшеклассникам в процессе анализа рассказа «В ту же землю» с привлечением приемов: анализ сильных позиций текста, «герменевтический круг», «семантизация сл ова», « ж и з н е н н а я правда», рефлексия. Урок - экзистенциальный диалог, посвященный рассказу В.Г.Распутина «В ту же землю...», проходит в в и д е д и с к у с с и и у ч а щ и хс я д р у г с д р у го м , б е с е д ы с л о в е с н и к а с о старшеклассниками, диалога читателей с героями рассказа, через внутренний монолог каждого, через исповедь писателя. Первый этап урока - вживание в литературное произведение и работа н а д понятием, основным как для авторского сознания, так и для сознания ч и т ат е л я . Н а вто р ом э т ап е у р о ка ч и т а т е л и - с т а р ш е к л а с с н и к и постигают исповедь автора и приближаются к истине, которую с т р е м и т с я о т к р ы т ь и м В . Г. Р а с п у т и н . Тр е т и й э т а п у р о к а - переживание и понимание выявленных проблем в другом контексте. Д о м и н и р у ю щ и м п р и е м о м н а э т о м э т а п е я в л я е т с я п р и е м герменевтического круга, что помогает учащимся понять часть из целого и целое - из части. Анализируя эпизод, учащиеся смогут понять целое произведение; постигая одну из проблем, приблизятся к пониманию авторского сознания в целом. Четвертый этап урока - перевод осознанного на себя и на окружающий мир. Завершив один к ру г п о с т и же н и я и с п о вед а л ь н о го с о зн а н и я а вто р а , у ч а щ и е с я переходят на следующий. Используя прием «реактивации прошлого опыта» читателей, побуждаем учащихся к анализу виденного и с л ы ш а н н о г о р а н е е . Ч т о б ы п р о й т и п у т ь « п о и с к а п р а в д ы » , старшеклассники вступают в диалог друг с другом, соглашаясь с писателем или нет в необходимости говорить о смерти и жизни, о ситуации между свободой и одиночеством, о человеческом сознании, и з м у ч е н н о м « н е с л у ч а й н ы м и с л у ч а й н о с т я м и » , о б а б с у р д е
современной реальности, о неприятии «механической» цивилизации, если она расходится с духовными потребностями человечества и превращает человека в бездушный механизм. Разработанная методиче ская система позволяет н а и б ол е е эффективно развивать диалогическое мышление старшеклассников и тем самым помогает им читать и понимать художественные тексты любого уровня сложности.


В раздел образования