Напоминание

Музыка - как средство нравственно-патриотического воспитания учащихся


Автор: Лонгинова Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Стародубская ДШИ
Населённый пункт: г. Стародуб, Брянская обл.
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Музыка - как средство нравственно-патриотического воспитания учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Стародубская детская школа искусств им. А.И.Рубца»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

преподавателя высшей категории МБУДО Стародубская ДШИ

Лонгиновой Татьяны Владимировны

по учебному предмету «Ансамбль»

Тема: «Музыка - как средство нравственно-патриотического

воспитания учащихся».

Стародуб 2019

Методическая разработка открытого урока

преподавателя высшей категории МБУДО Стародубская ДШИ Лонгиновой

Татьяны Владимировны по учебному предмету «Ансамбль»

Предмет: ансамбль

Программа: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная

программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

Тема: «Музыка - как средство нравственно-патриотического воспитания

учащихся».

Цель:

формирование

нравственно-патриотических

чувств

при

разучивании

музыкальных произведений»

Задачи:

обучающие: отработка ансамблевых моментов с использованием различных

методов и приёмов; укрепление общей интонационной основы; контроль над

четкостью ритма; охват музыкальной формы, игра в различных музыкальных

стилях;

развивающие:

развить активность внутреннего

слуха, логическое и

образное мышление, творческие способности;

воспитательные: воспитание музыкально-эстетических взглядов, нравственно-

патриотических

чувств,

концентрации

внимания,

навыков

самоконтроля,

ответственности

за

свою

партию,

эмоциональной

отзывчивости,

чувства

ответственности перед концертным выступлением.

Средства обучения и оборудование: рояль, скрипки, смычки, канифоль,

пульты для нот, партии. Дидактический и методический материалы.

Форма проведения урока: групповое обучение.

Принципы:

научность, связь теории с практикой, систематичность и

последовательность, доступность, прочность, сознательность, активность.

Методы: проблемно-поисковый, собственный показ «Делай как я», групповой

дискуссии, закрепление изученного материала, выработка практических умений,

демонстрация, объяснение, закрепление и повторение ранее изученного материала,

беседа, создание ситуации успеха, эмоционального стимулирования, поощрения и

порицания,

постановка

перспективы,

развитие

познавательного

интереса,

формирование ответственности и обязательности.

План урока

1.Организационный момонт

2. Основная часть:

а) разминка;

б) повторение материала прошлого урока;

в) работа над произведениями.

3. Итог урока.

4.Домашнее задание.

Содержательная часть урока

1.

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в

обществе патриотичности, духовности, культуры, что непосредственно связано с

воспитанием и развитием личности. Огромную роль в воспитании

патриотических чувств играет музыка.

Музыка - искусство, которое обладает большой силой эмоционального

воздействия на человека. Она развивает фантазию, пробуждает эмоции.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет

тема «Защитника Отечества». Говоря о защитниках нашей Родины нельзя оставить

без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем величие

подвига советского солдата, знакомя с музыкой тех времен.

Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью

Великой Отечественной войны. С первого дня Великой Отечественной войны до

победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала

преодолеть трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов,

сплачивала их. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку,

согревали сердца на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких

тем, кто оставался у станков и в поле. И такие песни (походные, строевые,

лирические) сочинялись нашими композиторами и поэтами, они выражали чувства

всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врага.

Песни военных лет - важнейший пласт музыки, которая не очень знакома

нашей

молодежи.

А

ведь

подрастающее

поколение

должно

знать

эти

произведения.

2. Основная часть.

Прежде чем приступить к работе над музыкальным произведением, сначала

разыграемся. Давайте определим задачи:

 слушаем себя и весь ансамбль в целом;

 поём про себя, и этим добиваемся чистоты интонации;

 считаем про себя, одновременно меняем смычки;

 каждый

звук,

каждое

динамическое

его

изменение

предслышим,

предвидим.

Если каждый из вас приложит максимум усилий и будет работать с полной

самоотдачей, то в таком случае мы быстро добьёмся хорошего результата.

Почему полезно разыгрываться?

Будем играть гамму ля минор сначала в унисон, в октаву. Сначала играем

пианиссимо, прислушиваясь друг к другу, подстраиваясь под общую

интонацию.

Исполнение. Прозвучало неплохо, но хотелось бы в звуке услышать больше

уверенности и опоры – это мы можем сделать, если правильно используем вес

правой руки.

Спасибо, было довольно убедительно. Напоминаю, что

окончание

желательно играть еще тише, мягче. Теперь исполним эту же гамму в октаву.

Первый раз играем на pianissimo, а затем от ppcrecs. к ff, затем dim. и pp.

Исполнение. Хорошо, спасибо. Вы уверенно справились с этим заданием и

теперь мы можем начать работу над музыкальным произведением.

Прежде чем мы приступим к работе над произведением "Синий платочек"

Е. Петерсбурский , повторим материал прошлого урока.

 Какой жанр этого произведения?

 Какой размер?

 Тональность?

 Какая форма?

 Какой характер?

 Где кульминация?

 Какие штрихи здесь используются? Помогают ли они передать характер

этой пьесы? Молодцы!

Теперь давайте сыграем произведение.

Исполнение. Получилась ли

ритмическая точность? Песня прозвучала выразительно? Динамика была ярко

выражена или слабо?

Давайте сейчас сыграем без первых. В этой песне мелодия полностью звучит

у вторых скрипок. У первых скрипок аккомпанемент.

Давайте сыграем еще раз. Уже лучше.

Теперь я попрошу первых скрипок сыграть свою партию, .Поработаем над

интонацией и динамикой.

Теперь сыграем все вместе с самого начала. Исполнение. Вы сыграли

хорошо, но в конце фраз не хватает пока филировки звука. Давайте будем

внимательны к окончанию фраз – их нужно играть тише, мягче, тем самым

закругляя окончания.

Следующее

произведением,

над

которым

мы

работаем

советского

композитора Г. Свиридова " Вальс" повторим материал прошлого урока.

 Какой жанр этого произведения?

 Какой размер?

 Тональность?

 Какая форма?

 Какой характер?

 Где кульминация?

 Какие штрихи здесь используются? Помогают ли они передать характер

этой пьесы? Молодцы!

Теперь давайте сыграем произведение.

Исполнение. Получилась ли

ритмическая точность? " Вальс" прозвучал выразительно, легко, изящно?

Динамика была ярко выражена или слабо?

Давайте сейчас сыграем без первых. В этом вальсе мелодия полностью

звучит у первых скрипок. У вторых скрипок звучат аккорды, поработаем над

интонацией

Давайте сыграем еще раз. Уже лучше.

Теперь я попрошу весь ансамбль сыграть свою партию,

Второй эпизод звучит в унисон .Поработаем над интонацией и динамикой.

Теперь сыграем все вместе с самого начала. Исполнение. Вы сыграли

хорошо, хотелось бы форте играть громче и ярче, а пиано-тише . Давайте будем

внимательны к окончанию фраз – их нужно играть тише, мягче.

Уже намного лучше стали ваши ансамблевые навыки: вы прислушиваетесь

друг к другу, стараетесь играть одинаковыми штрихами и одинаковой

аппликатурой, делаете вместе динамическое развитие и произведение начинает

звучать лучше. Правда, пока не хватает сценической свободы, но этот важный

навык вырабатывается не на уроке, а только в целой серии концертных

выступлений. И у нас с вами есть такая цель – много выступать.

3.Итог урока:

В завершение урока предлагаю сконцентрировать все знания, умения и

навыки , необходимые для коллективного музицирования и исполнить

произведение без ошибок. Помните, что скрипки и смычки поднимаем и

опускаем одновременно. В конце выступления – одновременный поклон.

Ребята, большое спасибо вам за работу. Ваш труд я оценила на оценку

«отлично».

Вы молодцы. Видно, что игра в ансамбле приносит вам большое

удовольствие, и поэтому вы всегда работаете с полной самоотдачей. Желаю вам

творческих успехов и удачи в концертных выступлениях!

4. Домашнее задание:

Домашнее задание будет таким: проанализировать своё сегодняшнее

исполнение, выявить все положительные и отрицательные моменты. Следующий

урок мы начнем с совместного обсуждения. Дома еще раз повторите партии.

Наш урок закончен. Всем спасибо!

Список используемой литературы

1.Учебное пособие для ДМШ «Эти песни позабыть нельзя»- С.П.Т2012г.

2.Турчанинов Г. «Организация работы скрипичного ансамбля / Вопросы

музыкальной педагогики» М. 1980, вып.2.



В раздел образования