Автор: Чернова Альбина Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 207
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль наставничества в организации
Раздел: дошкольное образование
Выполнила:
старший воспитатель МБДОУ № 207
города Ульяновска Чернова А.Г
«РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА
В ОРГАНИЗАЦИИ »
Актуальность
исследования
обусловлена
необходимостью
разработки комплекса
мероприятий,
направленных на
закрепление в
организациях новых
специалистов
Цель
выпускной
квалификационной работы
– исследование теории и
практики адаптации
работников, закрепления
персонала в организации,
анализ фактической
ситуации в МБДОУ № 207
и пути её
совершенствования
Объект
исследования
-
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение детский сад № 207.
Предмет
исследования
–
система
адаптации персонала в МБДОУ № 207.
Термин «адаптация»
происходит от латинского слова «adaptio»,
что означает «прилаживание, приспособление».
Трудовая адаптация персонала —
взаимное
приспособление
работника
и
организации,
основывающееся
на
постепенном
включении
работника
в
процесс
производства
в
новых
для
него
профессиональных,
психофизиологических,
социально-психологических,
организационно-
административных,
экономических,
санитарно-гигиенических
и
бытовых условиях труда и отдыха.
Профессиональная адаптация
характеризуется дополнительным
освоением
профессиональных
возможностей
(знаний
и
навыков),
также
формированием
профессионально
необходимых
качеств
личности,
положительного отношения к своей работе
.
Цели адаптации персонала
уменьшение
стартовых
издержек
снижение
степени
озабоченности и
неопределеннос
ти у новых
работников
сокращение
текучести
рабочей силы
;
экономия
времени
руководителя и
сотрудников;
развитие
позитивного
отношения к
работе,
удовлетвореннос
ти работой.
Адаптационный период можно условно
разбить на четыре этапа:
Этап 1:
Оценка
уровня
подготовлен
ности
.
Этап 2:
Ориентация
на месте
.
Этап 3:
Непосредствен
ная адаптация.
.
Этап 4:
Полное
включение в
работу. .
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ № 207
Серия1
0
10
20
30
40
50
60
70
средне...
67%
33%
средне-спе-
циальное
Высшее
Диаграмма 2. Возрастной состав сотрудников
от 45 и
свыше
от 25 до 35 от 35 до 45
до 25
от 45 и свыше
от 25 до 35
от 35 до 45
до 25
49,70%
31,84%
17,04%
1,42%
от 45 и
свыше
от 25 до 35
от 35 до 45
до 25
Диаграмма 1. Уровень
образования сотрудников
Диаграмма 3. - Общий
стаж работы сотрудников
до 2 лет
от 2 до 5
лет
от 5 до 10
лет
свыше 10
лет
0
10
20
30
40
50
60
стаж работы до 2 лет
стаж работы от 2 до 5 лет
стаж работы от 5 до 10 лет
стаж работы свыше 10 лет
18,4%
25,56%
53,2%
стаж работы до 2 лет
стаж работы от 2 до 5
лет
стаж работы от 5 до
10 лет
стаж работы свыше
10 лет
Оценка эффективности существующей системы профессиональной
адаптации персонала в МБДОУ № 207
Да
НетЗатрудняюсь ответить
0,00%
50,00%
100,00%
97,50%
0,00%
2,50%
Диаграмма 4. Наличие периода вхождения
в организацию
Наставником
54,00%
Заведующим
32,50%
Зам.заведующего
13,50%
Наставником
Заведующим
Зам.заведующего
Диаграмма 5. Кем должна осуществляться
помощь в период адаптации
7,50%
92,50%
Был наставник
Не было наставника
Диаграмма 6. Наличие наставника в
период адаптации
Диаграмма 7. Помощь в освоении новых
должностных обязанностей
Коллега
Наставник
Заведующий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
Коллега; 80,00%
Наставник; 7,50%
Заведующий; 12,50%
Диаграмма 8. Временной промежуток
необходимости получения помощи коллег
в период адаптации
До 2х мес.
До 6 мес.
До 12 мес.
Не требовалась
0,0%
20,0%
40,0%
60,0%
80,0%
До 2х мес.; 7,50%
До 6 мес.; 77,50%
До 12 мес.; 12,50%
Не требовалась; 2,50%
Профессиональные обязанности
45%
Вхождение в коллектив
50%
Условия труда
5%
Профессиональные обязанности
Вхождение в коллектив
Условия труда
Диаграмма 9. Сложности в период
адаптации
Диаграмма 10. Удовлетворённость в
занимаемом месте в коллективе
Да
Затрудняюсь ответить
0,83
12,50%
0,05
Диаграмма 11.Уровень адаптации
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
70,00%
80,00%
0,08
2,50%
12,50%
0,78
Диаграмма 12. Причины увольнения
Сложный психологический климат
7,50%
Заработная плата
92,50%
Сложный психологический климат
Заработная плата
Диаграмма 13. Наличие системы работы
по адаптации
Да
82,50%
Нет
12,50%
Затрудняюсь ответить
5,00%
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
0%
20%
40%
60%
80%
100%
1
0
0%
0
Ряд 1
Ряд 2
Ряд 3
Диаграмма 14. Удовлетворённость
уровнем оплаты труда
Диаграмма 15. Удовлетворённость
системой профессиональной адаптации
новых сотрудников
ДА
25%
НЕТ
25%
50/50
50%
ДА
НЕТ
50/50
Предложения по улучшению существующей системы профессиональной
адаптации в МБДОУ № 207
Среди допустимых решений:
•
Внесение в положение о стимулирующих выплатах пункт об
оплате труда за наставничество;
•
Внедрение и использование программы по адаптации,
включающей:
- положение об адаптации;
- личный план профессионального и служебного развития;
- оценка работника после прохождения испытательного срока;
- лист адаптанта;
•
формирование справочника новичка с соответствующими
разделами,
•
улучшения работы по подготовке к приходу нового сотрудника,
•
использование мер, улучшающих взаимодействие в коллективе,
обеспечивающих социально-психологическую адаптацию новых
сотрудников.
На основе проведенного анализа можно
сделать
вывод
о
том,
что
система
адаптации в МБДОУ № 207 нуждается
в обновлении. В соответствии с этим,
первоочередную важность приобретает
программа адаптации.
Соответственно, были сформулированы
недостатки,
устранение
которых
позволит
повысить
эффективность
действующей системы адаптации.
Таким образом, была достигнута
цель
и
выполнены
задачи,
поставленные перед началом работы в
соответствии с обозначенным объектом
и предметом.
Спасибо
за
внимание!