Автор: Казыханова Венера Асхатовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Бирск
Наименование материала: Обобщение педагогического опытавыступление на городском методическом объединении
Тема: Итоговое собеседование- шаги к успеху
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя
общеобразовательная школа №1 города Бирска муниципального района
Бирский район Республики Башкортостан
«Итоговое собеседование - шаги к успеху»
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Казыхановой
В.А.
Бирск-2021
«Итоговое собеседование- шаги к успеху»
Из опыта работы с учащимися 9 классов МБОУ СОШ №1 города Бирска
(выступление на ГМО учителей русского языка и литературы г.Бирска и Бирского
района)
С 2018 года в школах проводится устное собеседование по русскому языку
для учащихся 9-х классов.
Оно вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка
и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.
Прохождение итогового собеседования является для выпускников 9-х
классов допуском к ОГЭ.
Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития,
профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность
взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.
В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума,
важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на
уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного
развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и
характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в
частности на уроках русского языка.
В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации
ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий
особую значимость приобретают коммуникативные действия:
правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы
и уметь их обосновывать;
свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
знать особенности диалогической и монологической речи;
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
Передо мной была поставлена задача рассказать о своем опыте работе потеме
« Итоговое собеседование –шаги к успеху». Как мы работали с учениками,
как продвигались к «зачету». Начинать было сложно, не представилось
возможности готовиться к итоговому собеседованию раньше, в седьмом,
восьмом классах, так как с этими девятиклассниками я работаю первый год.
Мне было труднее вдвойне.
Поэтому с первых дней сентября стали проводиться консультации.
Пошагово, не торопясь, засучив рукава, приступили к работе.
Изучили демоверсию итогового собеседования, критерии оценивания
выполнения заданий.
Сентябрь и октябрь посвятили работе над техникой выразительного чтения.
-Что мы делали? Нового ничего не открыли.
Находили важные (ключевые ) по смыслу слова, логически их выделяя,
соблюдали мелодический ритм, обращали внимание на расстановку знаков
препинания. Учились соблюдать паузы, интонацию.
В целом, работали над хорошей дикцией, ясным, четким произношением
звуков, достаточной громкостью и темпом.
Не забыли о приемах обучения выразительному чтению: образцовое чтение
артистов, повторное прочтение, выразительное чтение учеников. Занимались
интонированием, использовали алгоритм подготовки к выразительному
чтению по Нарушевичу.
Пришли к такому выводу: для успешного прохождения первого задания
итогового собеседования, необходимо познакомить выпускников с
презентацией Нарушевича А.Г. и Смеречинской Н.М. « Готовимся к устному
собеседованию. Русский язык: практикум для 9 класса». Где подробно
показано, как работать с каждым знаком препинания при выразительном
чтении, большое внимание уделяется интонированию различных
синтаксических конструкций.
Ноябрь и декабрь были посвящены пересказу, монологу и диалогу.
Работали над последовательностью подготовки к пересказу текста.
Выделяли в тексте главную (основную) второстепенную (дополнительную)
информацию. Использовали приёмы сокращения текста: исключали
второстепенные детали, обобщали единичные явления и факты.
Определяли место включения в пересказ предложенного в задании
высказывания. Выбирали способ цитирования (прямая речь или косвенная,
вводные конструкции), составляли план текста, пересказывали текст по
плану.
Как готовились к монологу?
Создавали небольшие монологические высказывания одного из типов речи:
описание запечатлённого на фотографии (тема 1);
повествование на основе своего жизненного опыта (тема 2);
рассуждение по заданному вопросу (тема 3);
Просматривали готовые примеры, анализировали.
Подготовка к диалогу происходила следующим образом:
1.
Внимательно слушали вопрос.
2.
В каждом вопросе выделяли ключевые слова, которые будут
использованы в ответе.
3.
Избегали односложных ответов: да, нет, конечно .
4.
Использовали сложноподчинённые предложения с придаточными
причины, условия, следствия.
5.
Смягчали категоричность утверждений вводными словами: я
думаю; как мне кажется; по-видимому.
6.
Особое внимание обращали на вопросы, требующие развёрнутого
ответа (Что Вы посоветуете…?).
7.
При развёрнутом ответе на вопрос использовали слова-
рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец.
8.
Использовали средний темп речи.
9.
Избегали длительных пауз.
10.Следили за правильностью и чистотой речи. Избегали слов-
паразитов.
11.Прочитывали готовые образцы, делали выводы.
Вся эта работа была проведена до пробного итогового собеседования.
Выпускникам было очень сложно: были слезы, неудачи, от которых никто не
застрахован.
Получилось так, что вся подготовительная работа разделилась на две части:
до и после.
Январь и начало февраля были направлены на правильное использование
времени при подготовке к каждому этапу уже на самом экзамене.
Вся проделанная работа помогла выпускникам первой школы успешно
справиться с итоговым собеседованием, заработать необходимые баллы.
Правильно организованная работа по теме «Итоговое собеседование - шаги к
успеху» помогает каждому ученику в выпускном классе легко справиться с
допуском к ОГЭ.