Напоминание

Итоговое собеседование- шаги к успеху


Автор: Казыханова Венера Асхатовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Бирск
Наименование материала: Обобщение педагогического опытавыступление на городском методическом объединении
Тема: Итоговое собеседование- шаги к успеху
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя

общеобразовательная школа №1 города Бирска муниципального района

Бирский район Республики Башкортостан

«Итоговое собеседование - шаги к успеху»

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Казыхановой

В.А.

Бирск-2021

«Итоговое собеседование- шаги к успеху»

Из опыта работы с учащимися 9 классов МБОУ СОШ №1 города Бирска

(выступление на ГМО учителей русского языка и литературы г.Бирска и Бирского

района)

С 2018 года в школах проводится устное собеседование по русскому языку

для учащихся 9-х классов.

Оно вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка

и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Прохождение итогового собеседования является для выпускников 9-х

классов допуском к ОГЭ.

Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития,

профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность

взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума,

важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на

уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного

развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и

характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в

частности на уроках русского языка.

В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации

ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий

особую значимость приобретают коммуникативные действия:

правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы

и уметь их обосновывать;

свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;

воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;

знать особенности диалогической и монологической речи;

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с

поставленными задачами.

Передо мной была поставлена задача рассказать о своем опыте работе потеме

« Итоговое собеседование –шаги к успеху». Как мы работали с учениками,

как продвигались к «зачету». Начинать было сложно, не представилось

возможности готовиться к итоговому собеседованию раньше, в седьмом,

восьмом классах, так как с этими девятиклассниками я работаю первый год.

Мне было труднее вдвойне.

Поэтому с первых дней сентября стали проводиться консультации.

Пошагово, не торопясь, засучив рукава, приступили к работе.

Изучили демоверсию итогового собеседования, критерии оценивания

выполнения заданий.

Сентябрь и октябрь посвятили работе над техникой выразительного чтения.

-Что мы делали? Нового ничего не открыли.

Находили важные (ключевые ) по смыслу слова, логически их выделяя,

соблюдали мелодический ритм, обращали внимание на расстановку знаков

препинания. Учились соблюдать паузы, интонацию.

В целом, работали над хорошей дикцией, ясным, четким произношением

звуков, достаточной громкостью и темпом.

Не забыли о приемах обучения выразительному чтению: образцовое чтение

артистов, повторное прочтение, выразительное чтение учеников. Занимались

интонированием, использовали алгоритм подготовки к выразительному

чтению по Нарушевичу.

Пришли к такому выводу: для успешного прохождения первого задания

итогового собеседования, необходимо познакомить выпускников с

презентацией Нарушевича А.Г. и Смеречинской Н.М. « Готовимся к устному

собеседованию. Русский язык: практикум для 9 класса». Где подробно

показано, как работать с каждым знаком препинания при выразительном

чтении, большое внимание уделяется интонированию различных

синтаксических конструкций.

Ноябрь и декабрь были посвящены пересказу, монологу и диалогу.

Работали над последовательностью подготовки к пересказу текста.

Выделяли в тексте главную (основную) второстепенную (дополнительную)

информацию. Использовали приёмы сокращения текста: исключали

второстепенные детали, обобщали единичные явления и факты.

Определяли место включения в пересказ предложенного в задании

высказывания. Выбирали способ цитирования (прямая речь или косвенная,

вводные конструкции), составляли план текста, пересказывали текст по

плану.

Как готовились к монологу?

Создавали небольшие монологические высказывания одного из типов речи:

описание запечатлённого на фотографии (тема 1);

повествование на основе своего жизненного опыта (тема 2);

рассуждение по заданному вопросу (тема 3);

Просматривали готовые примеры, анализировали.

Подготовка к диалогу происходила следующим образом:

1.

Внимательно слушали вопрос.

2.

В каждом вопросе выделяли ключевые слова, которые будут

использованы в ответе.

3.

Избегали односложных ответов: да, нет, конечно .

4.

Использовали сложноподчинённые предложения с придаточными

причины, условия, следствия.

5.

Смягчали категоричность утверждений вводными словами: я

думаю; как мне кажется; по-видимому.

6.

Особое внимание обращали на вопросы, требующие развёрнутого

ответа (Что Вы посоветуете…?).

7.

При развёрнутом ответе на вопрос использовали слова-

рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец.

8.

Использовали средний темп речи.

9.

Избегали длительных пауз.

10.Следили за правильностью и чистотой речи. Избегали слов-

паразитов.

11.Прочитывали готовые образцы, делали выводы.

Вся эта работа была проведена до пробного итогового собеседования.

Выпускникам было очень сложно: были слезы, неудачи, от которых никто не

застрахован.

Получилось так, что вся подготовительная работа разделилась на две части:

до и после.

Январь и начало февраля были направлены на правильное использование

времени при подготовке к каждому этапу уже на самом экзамене.

Вся проделанная работа помогла выпускникам первой школы успешно

справиться с итоговым собеседованием, заработать необходимые баллы.

Правильно организованная работа по теме «Итоговое собеседование - шаги к

успеху» помогает каждому ученику в выпускном классе легко справиться с

допуском к ОГЭ.



В раздел образования