Напоминание

Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста


Автор: Волочинкова Татьяна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦДТ "Луч"
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник

укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих

детей чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев

системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные

времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял

патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».

Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое

чувство».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку

обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой

живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно

акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и

интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из

основных задач дошкольного развития.

Патриотическое воспитание традиционно рассматривается как необходимая

составная часть образовательного процесса, которая объективно зависит от политических

и социально-экономических условий в стране. Поэтому проблема патриотического

воспитания – одна из сложнейших в педагогике, что связано с самим понятием

патриотического воспитания и его содержанием, определяющим методы, средства, формы

работы с детьми.

Патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально оно и в наши дни. В

современном понимании оно означает педагогическое взаимодействие взрослого и детей в

рамках социального культурно-смыслового пространства, которое способствует

формированию эмоционально-действенного отношения к природе своей страны, чувства

привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к отечественному

историко-культурному наследию. В результате такого взаимодействия в ребенке

формируются общечеловеческие нравственные, в том числе и патриотические, установки

и качества личности. В дальнейшем они проявляются как любовь и гордость за свою

Родину, желание нести ответственность за ее настоящее и будущее. При этом

патриотическое воспитание предполагает также формирование чувства уважения к

представителям других стран и народов, понимание ценности и важности других культур.

Особенно важна такая педагогическая работа в ситуации постоянно меняющейся

политической, экономической и социальной обстановки, которая характерна для

переломных, переходных в развитии каждой страны периодов. Поэтому

совершенствование методик патриотического воспитания всегда является актуальной

проблемой, и от ее решения зависит выбор путей оптимизации воспитательного процесса,

технологий и методик работы с детьми.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного и младшего школьного возраста

определяется как осознание себя частью окружающего мира, потребность ребенка

участвовать во всех делах на благо окружающих людей и природы, наличие у него таких

качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства. В более

широком понимании, которое относится не только к детям и подрастающему поколению,

но и ко всем людям.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного

целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные

образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об

окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать

себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Пусть наши воспитанники любят свою страну также сильно, как их педагоги. Пусть верят

в нее и в свои силы, пусть учатся нести ответственность за свое и ее будущее. Роли

воспитателей в этом процессе никто никогда не сможет умалить. Не потому, что семья

сейчас «отходит» на второй план. А потому, что современные родители часто

воспринимают окружающий мир через призму трудностей повседневной жизни и не

решаются мечтать о чем-то неконкретном, нематериальном. Педагоги наоборот, в

большинстве своем из породы оптимистов. Они умеют терпеливо решать конкретные

задачи и умеют бороться за свою мечту, за достижение идеальных целей воспитания

подрастающего поколения, к которым относятся и цели патриотического воспитания.



В раздел образования