Автор: Волочинкова Татьяна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦДТ "Луч"
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование
Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник
укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих
детей чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев
системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные
времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял
патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».
Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое
чувство».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку
обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой
живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно
акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из
основных задач дошкольного развития.
Патриотическое воспитание традиционно рассматривается как необходимая
составная часть образовательного процесса, которая объективно зависит от политических
и социально-экономических условий в стране. Поэтому проблема патриотического
воспитания – одна из сложнейших в педагогике, что связано с самим понятием
патриотического воспитания и его содержанием, определяющим методы, средства, формы
работы с детьми.
Патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально оно и в наши дни. В
современном понимании оно означает педагогическое взаимодействие взрослого и детей в
рамках социального культурно-смыслового пространства, которое способствует
формированию эмоционально-действенного отношения к природе своей страны, чувства
привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к отечественному
историко-культурному наследию. В результате такого взаимодействия в ребенке
формируются общечеловеческие нравственные, в том числе и патриотические, установки
и качества личности. В дальнейшем они проявляются как любовь и гордость за свою
Родину, желание нести ответственность за ее настоящее и будущее. При этом
патриотическое воспитание предполагает также формирование чувства уважения к
представителям других стран и народов, понимание ценности и важности других культур.
Особенно важна такая педагогическая работа в ситуации постоянно меняющейся
политической, экономической и социальной обстановки, которая характерна для
переломных, переходных в развитии каждой страны периодов. Поэтому
совершенствование методик патриотического воспитания всегда является актуальной
проблемой, и от ее решения зависит выбор путей оптимизации воспитательного процесса,
технологий и методик работы с детьми.
Патриотизм применительно к ребенку дошкольного и младшего школьного возраста
определяется как осознание себя частью окружающего мира, потребность ребенка
участвовать во всех делах на благо окружающих людей и природы, наличие у него таких
качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства. В более
широком понимании, которое относится не только к детям и подрастающему поколению,
но и ко всем людям.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного
целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные
образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об
окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать
себя с ранних лет гражданином своего Отечества.
Пусть наши воспитанники любят свою страну также сильно, как их педагоги. Пусть верят
в нее и в свои силы, пусть учатся нести ответственность за свое и ее будущее. Роли
воспитателей в этом процессе никто никогда не сможет умалить. Не потому, что семья
сейчас «отходит» на второй план. А потому, что современные родители часто
воспринимают окружающий мир через призму трудностей повседневной жизни и не
решаются мечтать о чем-то неконкретном, нематериальном. Педагоги наоборот, в
большинстве своем из породы оптимистов. Они умеют терпеливо решать конкретные
задачи и умеют бороться за свою мечту, за достижение идеальных целей воспитания
подрастающего поколения, к которым относятся и цели патриотического воспитания.