Автор: Надежда Ивановна Морозова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №28
Населённый пункт: г.Элиста
Наименование материала: Консультация
Тема: "Содержание регионального компонента образования"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов «Содержание регионального
компонента образования»
Сейчас реформы образования в Российской Федерации
ведутся в рамках осуществления идеи непрерывности
образования. Поэтому система образования направлена на
возрождение национальных и культурных запросов
общества. Реализация регионального компонента
набирает силу, и он должен быть включен в основную
общеобразовательную программу.
В педагогике термин "Регионального компонента"
понимается как создание форм и способов осуществления
образовательного процесса для данного региона.
- это защита и развитие национальных культур, культурных
традиций
- это прежде всего преемственность поколений.
Основные цели регионального компонента:
• создание педагогических условий в условиях региона;
• обеспечение единства в образовательном пространстве
на территории Калмыкии.
Региональный компонент направлен на:
• вариативность общеобразовательной программы;
• овладение детьми культуры своего региона;
• воспитание чувства патриотизма и гражданственности у
дошкольников.
Региональный компонент – это защита и развитие
культуры и особенностей данного региона. Все это дало
возможность включить в него материал,
отражающий региональные особенности.
Данный компонент способствует формированию у
дошкольников духовно-нравственных ценностей, развитию у
них творческого потенциала.
А также предусматривает возможность
введения содержания, связанного с традициями региона.
Включение регионального компонента дает возможность
организовывать занятия, направленные для изучения
особенностей региона, языка и его литературы.
Решение данных задач выполнялись в процессе занятий:
-Знакомство детей с особенностями и традициями
г.Элисты « Моя столица»
дети узнали, что означает название города, сокращенно от
«Элс»-песок, в группе присутствует государственная
символика Калмыкии (герб, флаг)
используя для этого информационный материал :
иллюстрации, фотографии с видом города.
Знакомили с героями Калмыкии- участники Великой
Отечественной Войны (альбом - О.И.Городовиков,
П.А.Турченко, Н.М. Санджиров, М.И. Сельгиков и др.)
.Давали детям информация о памятниках: В дид/игре
«Назови памятник» закрепляли знания о культурных объектах
города: Хурул, пагода «7 дней», « Исход и возвращение»,
»площадь «победы», Золотые ворота», были на экскурсии в
музее им.Пальмова.
. Использовали куклы в нац.одежде(мальчик-девочка),
расширяя словарный запас ребят о одежде: бюшмют,
шаровары, пояс(бусе)
.Задачи регионального компонента решаются через все
образовательные области :н-р, через музыкальное -элементы
танца, через познавательное - знания о национальной кухне,
используя иллюстрации калмыцких блюд(берики, джомба,
борцики…)
.Для развития речи и словарного запаса детей знакомили с
произведениями таких авторов, как :Г. Кукарека, В. Шуграева,
В. Авлаева, Н. Сангаджиев, Е. Буджалов, так же применяли
считалки, пальчиковую гимнастику, слова приветствия, очень
нравилась детям игра « Передай сердечко, и скажи
словечко» (дети передают сердечко друг другу и говорят
добрые слова о своем городе.
Применяли журнал «Баир», «Байрта», которые являются
первой ступенью к приобщению детей к культуре калмыцкого
народа.
.Для закрепления использовали альбомы разной тематики:
«Элиста- мой дом родной», из серии «Природа родного края»
(животный мир, растения) , Красная книга
.Д/игры: «животные и их детеныши», «Разбери одежду», «Что
я люблю поесть», «Как называется этот борцик», «Я покажу,
ты скажи»-расширять запас слов по теме «Кибитка»
(решетки, войлок, дымоход, дверь), «Собери целое из
частей»
.Через физическое развитие, такие подвижные игры, как:
«Сбей альчик», «Ловкий наездник», «Серебряный пояс»,
«Набрось аркан на лошадь», «Не ошибись»- с применением
атрибутов для игр
.
-Большое место в приобщении к культуре родного края
занимают народные праздники и традиции, которые
изучаются во время подготовки к праздникам: Цаган-Сар,
Зул, фестиваль тюльпанов, фестиваль лотосов ,День
г.Элисты
Для дошкольной педагогики важной задачей является
приобщение дошкольников к культуре той местности,
того региона на котором проживают. Наша с вами задача
воспитать в ребенке любовь к родной природе, семье,
городу, родине путем создания в ДОУ центров краеведения,
патриотических уголков. Разнообразие уголков с
использованием фотографий ,макетов, стендов
иллюстративного материала -все эти средства привлекают
внимание детей, повышают интерес к знакомству с родным
краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию
интереса и любви детей к малой Родине.
Поэтому реализация регионального компонента в
развитии дошкольников, будет способствовать тому, что
ребенок будет обладать начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором живет
Стихотворение Т.Звягинцевой
Элиста!
Как много в этом слове!
Как хорошо оно звучит!
Оно родное , дорогое
Им каждый житель дорожит!
Оно так ясно, как и небо,
И блещет так, как солнца луч!
И если вдруг отсюда я уеду,
Я все равно сюда еще вернусь!