Напоминание

"Содержание регионального компонента образования"


Автор: Надежда Ивановна Морозова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №28
Населённый пункт: г.Элиста
Наименование материала: Консультация
Тема: "Содержание регионального компонента образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов «Содержание регионального

компонента образования»

Сейчас реформы образования в Российской Федерации

ведутся в рамках осуществления идеи непрерывности

образования. Поэтому система образования направлена на

возрождение национальных и культурных запросов

общества. Реализация регионального компонента

набирает силу, и он должен быть включен в основную

общеобразовательную программу.

В педагогике термин "Регионального компонента"

понимается как создание форм и способов осуществления

образовательного процесса для данного региона.

- это защита и развитие национальных культур, культурных

традиций

- это прежде всего преемственность поколений.

Основные цели регионального компонента:

• создание педагогических условий в условиях региона;

• обеспечение единства в образовательном пространстве

на территории Калмыкии.

Региональный компонент направлен на:

• вариативность общеобразовательной программы;

• овладение детьми культуры своего региона;

• воспитание чувства патриотизма и гражданственности у

дошкольников.

Региональный компонент – это защита и развитие

культуры и особенностей данного региона. Все это дало

возможность включить в него материал,

отражающий региональные особенности.

Данный компонент способствует формированию у

дошкольников духовно-нравственных ценностей, развитию у

них творческого потенциала.

А также предусматривает возможность

введения содержания, связанного с традициями региона.

Включение регионального компонента дает возможность

организовывать занятия, направленные для изучения

особенностей региона, языка и его литературы.

Решение данных задач выполнялись в процессе занятий:

-Знакомство детей с особенностями и традициями

г.Элисты « Моя столица»

дети узнали, что означает название города, сокращенно от

«Элс»-песок, в группе присутствует государственная

символика Калмыкии (герб, флаг)

используя для этого информационный материал :

иллюстрации, фотографии с видом города.

Знакомили с героями Калмыкии- участники Великой

Отечественной Войны (альбом - О.И.Городовиков,

П.А.Турченко, Н.М. Санджиров, М.И. Сельгиков и др.)

.Давали детям информация о памятниках: В дид/игре

«Назови памятник» закрепляли знания о культурных объектах

города: Хурул, пагода «7 дней», « Исход и возвращение»,

»площадь «победы», Золотые ворота», были на экскурсии в

музее им.Пальмова.

. Использовали куклы в нац.одежде(мальчик-девочка),

расширяя словарный запас ребят о одежде: бюшмют,

шаровары, пояс(бусе)

.Задачи регионального компонента решаются через все

образовательные области :н-р, через музыкальное -элементы

танца, через познавательное - знания о национальной кухне,

используя иллюстрации калмыцких блюд(берики, джомба,

борцики…)

.Для развития речи и словарного запаса детей знакомили с

произведениями таких авторов, как :Г. Кукарека, В. Шуграева,

В. Авлаева, Н. Сангаджиев, Е. Буджалов, так же применяли

считалки, пальчиковую гимнастику, слова приветствия, очень

нравилась детям игра « Передай сердечко, и скажи

словечко» (дети передают сердечко друг другу и говорят

добрые слова о своем городе.

Применяли журнал «Баир», «Байрта», которые являются

первой ступенью к приобщению детей к культуре калмыцкого

народа.

.Для закрепления использовали альбомы разной тематики:

«Элиста- мой дом родной», из серии «Природа родного края»

(животный мир, растения) , Красная книга

.Д/игры: «животные и их детеныши», «Разбери одежду», «Что

я люблю поесть», «Как называется этот борцик», «Я покажу,

ты скажи»-расширять запас слов по теме «Кибитка»

(решетки, войлок, дымоход, дверь), «Собери целое из

частей»

.Через физическое развитие, такие подвижные игры, как:

«Сбей альчик», «Ловкий наездник», «Серебряный пояс»,

«Набрось аркан на лошадь», «Не ошибись»- с применением

атрибутов для игр

.

-Большое место в приобщении к культуре родного края

занимают народные праздники и традиции, которые

изучаются во время подготовки к праздникам: Цаган-Сар,

Зул, фестиваль тюльпанов, фестиваль лотосов ,День

г.Элисты

Для дошкольной педагогики важной задачей является

приобщение дошкольников к культуре той местности,

того региона на котором проживают. Наша с вами задача

воспитать в ребенке любовь к родной природе, семье,

городу, родине путем создания в ДОУ центров краеведения,

патриотических уголков. Разнообразие уголков с

использованием фотографий ,макетов, стендов

иллюстративного материала -все эти средства привлекают

внимание детей, повышают интерес к знакомству с родным

краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию

интереса и любви детей к малой Родине.

Поэтому реализация регионального компонента в

развитии дошкольников, будет способствовать тому, что

ребенок будет обладать начальными знаниями о себе, о

природном и социальном мире, в котором живет

Стихотворение Т.Звягинцевой

Элиста!

Как много в этом слове!

Как хорошо оно звучит!

Оно родное , дорогое

Им каждый житель дорожит!

Оно так ясно, как и небо,

И блещет так, как солнца луч!

И если вдруг отсюда я уеду,

Я все равно сюда еще вернусь!



В раздел образования