Автор: Ишбулатова Анна Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 города Бирска
Населённый пункт: город Бирск
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта на фестивале методических идей
Тема: Использование визуально-графических схем при объяснении нового материала
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Фестиваль методических идей
Выступление по теме:
«Использование визуально-
графических схем при объяснении
нового материала»
Подготовила:
Ишбулатова А.Е. – учитель
русского языка и литературы
Бирск - 2020
Использование визуально-графических схем при объяснении нового материала
Важной задачей урока русского языка было и остается объяснение нового материала.
Как сделать, чтобы эти трудные и скучные правила учебника воспринимались легко и с
интересом?
Чтобы сформировать мотивированный интерес к изучению нового материала по
морфологии, мы использовали идею Дугласа Хамблина – построение схемы «паучок» по
типу логического дерева.
Обучающиеся самостоятельно работают с книгой и по сигналам учебного текста строят
визуально-графические схемы.
Опишем урок по теме «Причастие». Урок проводился 28 сентября 2020 года.
В начале урока ученикам была дана мотивационная установка, целью которой было
заинтересовать обучающихся, вызвать у них интерес к изучению новой темы, показать ее
значимость в плане коммуникации.
Учитель держит в руках теннисный мячик, и просит подобрать прилагательные,
характеризующие этот предмет. Мячик теннисный, круглый, маленький. Независимо от
того, сколько времени пройдет, мячик таким и останется. Теннисный, маленький, круглый
– имена прилагательные, они обозначают постоянный признак предмета.
Затем учитель бросает мячик.
Вопрос учителя: какие признаки приобретает мячик. Брошенный, летящий, падающий,
упавший – это признаки, которые приобретает предмет в определенный момент времени.
Это – непостоянные признаки, признаки действующего предмета.
Учитель:
- Как вы думаете, какая из знакомых вам частей речи может обозначать не просто
признак, а признак действующего предмета? Знаете ли вы такую часть речи?
Ученики:
- Нет!
Учитель:
- Сегодня мы с вами на уроке откроем для себя «новую планету» в системе грамматики.
Вы знаете, ребята, этот удивительный феномен грамматики, грамматический гибрид
называется причастие.
Причастие – это «дитя» двух частей речи – прилагательного и глагола. Среди ученых-
лингвистов нет единого мнения насчет причастия. Например, академик Н.М.Шанский
считает, что причастие – это часть речи, а другой ученый, М.Т.Баранов, считает, что
причастие – это форма глагола. Приступим к изучению параграфа учебника, откройте его.
Видите, параграф немаленький и учить его не так уж интересно. Давайте нарисуем и
построим схему «паучок» - она так называется потому, что внешне похожа на паука. Для
этого нам нужен «художник» и «диктор». В роли диктора – учитель.
Диктор будет громко и медленно читать определение. Текст к нам приходит на сразу:
слово за словом, предложение за предложением. Он как бы посылает нам «сигналы»; по
этим «сигналам» художник будет отображать правила учебника. Так у нас получится
опорная схема.
Диктор. Причастие – часть речи, которая обладает признаками прилагательного и глагола.
Художник. В середине доски нарисуем «тело» паука и напишем «ПРИЧАСТИЕ», обведем
овальной линией. Затем отобразим первый сигнал (часть речи) получится. Ключевые
слова, фразы – это «ножки» паучка или «башмачки».
Диктор. Причастия, как и глаголы, имеют следующие грамматические признаки: время
(настоящее и прошедшее), вид (несовершенный, совершенный), возвратность-
невозвратность и т.д. В результате получается такая схема:
Графически схема принимает законченный вид. Затем схема дополняется примерами.
Построенная таким образом визуально-графическая схема дает наглядное представление о
параграфе учебника. Ее построение – по типу логического дерева – вырабатывает у
обучающихся навыки самостоятельной работы с книгой. Углубляясь в суть теоретических
сведений, школьники самостоятельно устанавливают связи, отношения между понятиями,
языковыми категориями, грамматическими формами. Глубокое, осмысленное усвоение
грамматической теории способствует, в свою очередь, совершенствованию речевых
навыков.
Когда все обучающиеся вовлечены в процесс познания, они перестают быть пассивными
созерцателями, они активно участвуют в создании схемы, в результате чего возникает
мотивированный интерес к предмету.
Не говори ребенку: «Сделай!». Скажи: «Давай сделаем вместе!»
причастие
часть речи
признаки
Прилагательного
глагола
Возвратн.
Невозврат.
время
вид
Наст. вр
Прош.
Сов.в.
Несов.в.
согласование
Признаки предм.
Р.ч
.
п.
какой
какая
какое
какие