Напоминание

Использование визуально-графических схем при объяснении нового материала


Автор: Ишбулатова Анна Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 города Бирска
Населённый пункт: город Бирск
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта на фестивале методических идей
Тема: Использование визуально-графических схем при объяснении нового материала
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 города Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Фестиваль методических идей

Выступление по теме:

«Использование визуально-

графических схем при объяснении

нового материала»

Подготовила:

Ишбулатова А.Е. – учитель

русского языка и литературы

Бирск - 2020

Использование визуально-графических схем при объяснении нового материала

Важной задачей урока русского языка было и остается объяснение нового материала.

Как сделать, чтобы эти трудные и скучные правила учебника воспринимались легко и с

интересом?

Чтобы сформировать мотивированный интерес к изучению нового материала по

морфологии, мы использовали идею Дугласа Хамблина – построение схемы «паучок» по

типу логического дерева.

Обучающиеся самостоятельно работают с книгой и по сигналам учебного текста строят

визуально-графические схемы.

Опишем урок по теме «Причастие». Урок проводился 28 сентября 2020 года.

В начале урока ученикам была дана мотивационная установка, целью которой было

заинтересовать обучающихся, вызвать у них интерес к изучению новой темы, показать ее

значимость в плане коммуникации.

Учитель держит в руках теннисный мячик, и просит подобрать прилагательные,

характеризующие этот предмет. Мячик теннисный, круглый, маленький. Независимо от

того, сколько времени пройдет, мячик таким и останется. Теннисный, маленький, круглый

– имена прилагательные, они обозначают постоянный признак предмета.

Затем учитель бросает мячик.

Вопрос учителя: какие признаки приобретает мячик. Брошенный, летящий, падающий,

упавший – это признаки, которые приобретает предмет в определенный момент времени.

Это – непостоянные признаки, признаки действующего предмета.

Учитель:

- Как вы думаете, какая из знакомых вам частей речи может обозначать не просто

признак, а признак действующего предмета? Знаете ли вы такую часть речи?

Ученики:

- Нет!

Учитель:

- Сегодня мы с вами на уроке откроем для себя «новую планету» в системе грамматики.

Вы знаете, ребята, этот удивительный феномен грамматики, грамматический гибрид

называется причастие.

Причастие – это «дитя» двух частей речи – прилагательного и глагола. Среди ученых-

лингвистов нет единого мнения насчет причастия. Например, академик Н.М.Шанский

считает, что причастие – это часть речи, а другой ученый, М.Т.Баранов, считает, что

причастие – это форма глагола. Приступим к изучению параграфа учебника, откройте его.

Видите, параграф немаленький и учить его не так уж интересно. Давайте нарисуем и

построим схему «паучок» - она так называется потому, что внешне похожа на паука. Для

этого нам нужен «художник» и «диктор». В роли диктора – учитель.

Диктор будет громко и медленно читать определение. Текст к нам приходит на сразу:

слово за словом, предложение за предложением. Он как бы посылает нам «сигналы»; по

этим «сигналам» художник будет отображать правила учебника. Так у нас получится

опорная схема.

Диктор. Причастие – часть речи, которая обладает признаками прилагательного и глагола.

Художник. В середине доски нарисуем «тело» паука и напишем «ПРИЧАСТИЕ», обведем

овальной линией. Затем отобразим первый сигнал (часть речи) получится. Ключевые

слова, фразы – это «ножки» паучка или «башмачки».

Диктор. Причастия, как и глаголы, имеют следующие грамматические признаки: время

(настоящее и прошедшее), вид (несовершенный, совершенный), возвратность-

невозвратность и т.д. В результате получается такая схема:

Графически схема принимает законченный вид. Затем схема дополняется примерами.

Построенная таким образом визуально-графическая схема дает наглядное представление о

параграфе учебника. Ее построение – по типу логического дерева – вырабатывает у

обучающихся навыки самостоятельной работы с книгой. Углубляясь в суть теоретических

сведений, школьники самостоятельно устанавливают связи, отношения между понятиями,

языковыми категориями, грамматическими формами. Глубокое, осмысленное усвоение

грамматической теории способствует, в свою очередь, совершенствованию речевых

навыков.

Когда все обучающиеся вовлечены в процесс познания, они перестают быть пассивными

созерцателями, они активно участвуют в создании схемы, в результате чего возникает

мотивированный интерес к предмету.

Не говори ребенку: «Сделай!». Скажи: «Давай сделаем вместе!»

причастие

часть речи

признаки

Прилагательного

глагола

Возвратн.

Невозврат.

время

вид

Наст. вр

Прош.

Сов.в.

Несов.в.

согласование

Признаки предм.

Р.ч

.

п.

какой

какая

какое

какие



В раздел образования