Напоминание

Консультация для родителей "Советы родителям при синдроме дефицита внимания у детей".


Автор: Федулова Марина Анатольевна
Должность: руководитель службы психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Учебное заведение: ТОГБУ "Центр по оказанию психолого-педагогических услуг "Доверие"
Населённый пункт: г. Уварово, Тамбовская область
Наименование материала: Реализация ПРАКТИКИ в рамках Всероссийского конкурса "Семейная гавань"
Тема: Консультация для родителей "Советы родителям при синдроме дефицита внимания у детей".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тамбовское областное государственное бюджетное

учреждение «Центр по оказанию психолого-педагогических

услуг «Доверие»

Реализация ПРАКТИКИ в рамках Всероссийского

конкурса «Семейная гавань»

Советы родителям гиперактивного ребенка.

Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или

он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:

- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным

(пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот

же пазл собрать.

-

Быстро

и

много

говорит,

задает

бесконечное

количество

вопросов.

- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) скорее исключение.

- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в

садике, в гостях у малознакомых людей.

- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге

по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок

- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть

даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и

истерит.

- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион

вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто

кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и

ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя

одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается,

толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Основные причины гиперактивности.

Часто гиперактивность - это следствие не слишком гладкого появления на свет и

нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате

кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с

маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас

оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а

скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в

группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все

"недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до

первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности?

1. Создать ему определенные условия жизни.

Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с

обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу).

Придется

и

родителям

потрудиться.

Если

вы

сами

-

очень

эмоциональны

и

неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над

собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка,

стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе:

"Четкий

распорядок

дня"

и

постарайтесь

сами

стать

более

организованными.

2. Воспользуйся такими советами:

- Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать,

устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного -

снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме

с папой.

- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои

эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у

вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам

(людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где

нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу,

научите его это делать.

- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости

и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям

должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако

количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до

конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.

- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством

впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей.

- В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом

предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим

природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления.

В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной

повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть

в

шумные

игры,

порезвиться,

побегать,

попрыгать.

- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму,

например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему,

определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.

- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором

не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем

другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше

жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и

фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!

- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него -

просто панацея.

- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если

вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе

интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь

возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней

гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший

психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может,

медитация.

- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

Советы родителям при синдроме дефицита внимания у детей.

При синдроме дефицита внимания у детей лечение должно объединить врачей,

родителей и учителей.

Наибольшая нагрузка ложится на семью, члены которой должны хорошо владеть

информацией касательно особенностей и методов лечения СДВГ, создать дома условия,

способствующие

выздоровлению

ребёнка:

Любовь.

Проявляйте

нежность,

заботу.

Малышу необходимо чувствовать поддержку близких.

Важно! Чувство жалости – плохой союзник. Не освобождайте школьника от

разнообразных домашних дел, подпитывая его статус «особенного». Он начнёт жалеть себя,

что отрицательно скажется на динамике лечения. Уверенность в своих силах. Низкая

самооценка – частый спутник СДВГ. Подчёркивайте успехи вашего чада, игнорируйте

неудачи.

Находите повод похвалить. Помните: дети с дефицитом внимания очень

чувствительны к критике.

Режим. Вместе напишите распорядок дня и следите за соблюдением. Помогает

справиться с забывчивостью.

Самоорганизация. Научите школьника составлять список дел, перечень вещей,

необходимых в поездке, покупок.

Сохраняйте спокойствие.

Такие дети впечатлительны, изменение настроения родителей плохо сказывается

на них.

Занятия спортом считаются идеально подходящими для страдающих дефицитом

внимания, поскольку дают возможность выплеснуть двигательную активность в полезном

русле.

Приучают к упорядоченности, дисциплине.

Отдых. Планируя день, обязательно выделяйте время отдохнуть. Переутомление

усиливает признаки заболевания. Следите, чтобы ребёнок рано ложился спать.

Давайте посильные поручения. Понятно объясняйте, ставьте чёткие цели, учитывая

возрастные возможности.

Наказывать проступки. Нельзя оставлять безнаказанным плохое поведение.

Ругайте действие, не ребёнка. Делайте это мягко, но непоколебимо.

Совместными

усилиями

можно

скорректировать

поведение

ребенка,

помочь

выздоровлению.



В раздел образования