Напоминание

ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.


Автор: Вострикова Надежда Ивановна
Должность: специалист по методической работе
Учебное заведение: ТОГБУ "Центр по оказанию психолого-педагогических услуг "Доверие"
Населённый пункт: г. Уварово, Тамбовская область
Наименование материала: Реализация ПРАКТИКИ в рамках Всероссийского конкурса "Семейная гавань"
Тема: ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр по

оказанию психолого-педагогических услуг «Доверие»

«Детская агрессия. Пути решения проблемы».

ВЫСТУПЛЕНИЕ

ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПЛОХОГО (АГРЕССИВНОГО) ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

Материал подготовила:

Специалист Центра

Н.И.Вострикова

2021 г.

1

Цель:

коррекция плохого (агрессивного) поведения ребёнка через формирование

понятия педагогов причин плохого (агрессивного) поведения детей и закрепление

социально приемлемых способов работы с родителями.

Задачи тренинга:

- знакомство участников семинара с причинами плохого поведения детей;

- роль учителя в формирование необходимых родительских компетенций, налаживание

внутрисемейных отношений, расширение сети позитивных социальных контактов и,

создание в семье психологических условий для воспитания и развития ребенка.

- обучение педагогов приемам регулирование своего эмоционального состояния;

- формирование положительных установок в общении с агрессивным ребёнком.

«АГРЕССИЯ ПОРАЖДАЕТ АГРЕССИЮ»

Психологи выделяют четыре основные причины серьезных нарушений поведения

детей.

ПЕРВАЯ — борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества

внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального

благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что

это очень приятно, но внимание все таки получено. Лучше такое, чем никакого.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА — борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской

власти и опеки.

Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего

детства, особенно обостряясь у подростков. Родители считают, что так они прививают

своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки,

вообще — воспитывают.

Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а

опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать.

Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл

такого поведения для ребенка — отстоять право самому решать свои дела, и вообще,

показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже

ошибочно. Зато оно свое, а это — главное!

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА — желание отомстить. Дети часто бывают обижены на

родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к

младшему; мать разошлась с отцом, и в доме появился отчим; ребенка отлучили от

семьи (положили в больницу, послали к бабушке); родители постоянно ссорятся…

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности — все

те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.

Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне

плохо — пусть и вам будет тоже плохо!..»

ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА — потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой то одной

области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика

могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в

другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома т.д.

Подобное «смещение неблагополучия» происходит из за низкой самооценки ребенка.

Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в

себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это

— в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И буду плохой!».

Согласитесь,

что

стремления

трудных

детей

вполне

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫ

и

ЗАКОНОМЕРНЫ и выражают естественную потребность в тепле и внимании

родителей,

потребность

в

признании

и

уважении

его

личности,

чувство

справедливости, желание успеха. Беда «трудных» детей в том, что они, во первых,

2

остро страдают от нереализации этих потребностей и, во вторых, от попыток

восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так «неразумны»? Да потому, что не знают, как это сделать иначе! И

поэтому всякое серьезное нарушение поведения подростка — это СИГНАЛ О

ПОМОЩИ. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»

ЧТО ДЕЛАТЬ, если у ребенка плохое поведение. (Ю. Б. Гиппенрейтер)

“4 ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ”

Может ли родитель помочь «трудному ребенку»? Практика показывает – вполне

может, но только для этого нужно понять глубинную причину непослушания. Нужно

сначала разгадать, какая из четырех эмоциональных проблем мешает ему нормально

существовать. Соответственно, ваши действия будут разными.

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне

проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием

привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками

«отплатить» родителям, и с потерей веры в свои силы.

И все же выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно

просто, хотя способ может показаться парадоксальным: родителю нужно обратить

внимание на собственные чувства.

Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном

непослушании и неподчинении ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот

такой удивительный факт: переживания родителей — это своеобразное зеркало

скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Давайте посмотрим, какие же родительские чувства соответствуют каждой из четырех

названных причин.

Если ребенок БОРЕТСЯ ЗА ВНИМАНИЕ, то и дело досаждая своим непослушанием и

выходками, то у родителя возникает РАЗДРАЖЕНИЕ.

Если подоплека стойкого непослушания — ПРОТИВОСТОЯНИЕ воле родителя, то у

последнего возникает ГНЕВ.

Если скрытая причина — МЕСТЬ, то ответное чувство у родителя — ОБИДА.

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ родитель

оказывается во власти чувства БЕЗНАДЕЖНОСТИ, а порой и ОТЧАЯНИЯ.

Как видите, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к вашему

случаю.

Что же делать дальше? Это, конечно, ключевой вопрос.

Первый и общий ответ на него такой: постараться не реагировать привычным образом,

то есть так, как ждет от вас ребенок.

Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый

недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели, и он

возобновляет их с новой энергией.

Значит, задача родителя — перестать реагировать на непослушание прежними

способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти

автоматически, особенно когда конфликты застарелые, «со стажем». И все же изменить

характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все,

что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам

удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и

проблему вашего ребенка: с чем, против чего или отчего он «воевал». А уж после этого

гораздо легче перейти с позиции исправления на позицию помощи.

Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше

положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные

моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Вы уже

3

знаете, как: придумать какие нибудь совместные занятия, игры или прогулки. Стоит

попробовать, и вы увидите, какой благодарностью отзовется ваш ребенок.

Что же касается его привычных непослушаний, то их в этот период лучше всего

оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не

действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию,

отпадет.

Если источник конфликтов — борьба за самоутверждение, то следует, наоборот,

уменьшить свой контроль за делами ребенка. Мы уже не раз говорили, как важно для

детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач.

В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких

требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит.

7 фраз, которые нужно говорить детям каждый день

Среди множества вещей, которые вы говорите своим детям, есть те, которые могут

оказать очень сильное положительное влияние на их жизнь.

Есть бесконечное количество способов выразить любовь к своим детям. Я приведу здесь

несколько фраз, которые лучше всего поднимают их дух и укрепляют семейные узы.

«Я люблю тебя»

Пусть не проходит ни одного дня без этих слов. Дети чувствуют себя спокойно и

уверенно, зная, что их любят. Однажды настанут трудные дни. Будут моменты, когда

дети примут не самые правильные в своей жизни решения. Но пусть они будут абсолютно

уверены, что, какие бы решения они ни принимали, вы всегда будете их любить.

«Я счастлива с тобой»

И это воистину так! (Каждая мама и каждый папа знают, что это правда.) Дети —

неисчерпаемый источник счастья и любви. И так важно, чтобы они сами об этом знали!

Не ждите, пока они закончат школу или женятся/выйдут замуж. Скажите им об этом

прямо сейчас.

«Ты — удивительный!»

Невероятно важно, чтобы с самого раннего возраста дети понимали, что они уникальны,

отличны от других, особенны! Все мы тем или иным образом отличаемся от других.

Поставьте перед собой цель ежедневно говорить детям, что они несравненны, что их

появление на свет — это лучшее, что случилось в вашей жизни!

«Мне нравится, когда ты…»

Всем приятно знать, что то, что мы делаем, радует других людей. Особенно это приятно

детям. Уделите время, чтобы отмечать каждый положительный момент в их поведении и

характере. То, что они добры, талантливы, то, какие забавные идеи пришли им в голову, и

то, как хорошо они учатся в школе.

«Я каждый день благодарю Бога за то, что у меня есть ты»

Если вы — верующий человек, если вы молитесь, то молитесь вместе с детьми, и пусть

они услышат, как вы благодарите Бога за то, что они есть в вашей жизни, и что вы

молитесь, чтобы у них все было хорошо. Также молитесь за их души, особенно когда им

трудно.

«Я в тебя верю/я тебе доверяю»

Если наши дети знают, что мы им доверяем, что мы верим в них, то они растут с чувством

уверенности в себе. Говорите им, что вы им доверяете и уважаете их решения.

«Можешь ли ты? Я знаю, что можешь!»

Дети легко разочаровываются, если они пытаются что-то сделать, а у них не получается.

Как родители мы должны подбадривать их, поощрять новые попытки и давать понять, что

мы верим в них.

Когда вы устали после долгого дня, легко сорваться и сказать что-то, что может ранить

ваших детей. Помните, что дети – это благословение, чудо и свет, который озаряет вашу

жизнь. Пусть они это чувствуют и знают. Ежедневно.

4



В раздел образования