Напоминание

"Цикл уроков по теме: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -"


Автор: Конева Вера Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: город Братск Иркутской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Цикл уроков по теме: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -"
Раздел: среднее образование





Назад




Конева.В.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ«Лицей №2»

Уроки русского языка в 5 классе

Цикл уроков по теме: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Общая направленность выбранных уроков: повторение изученного, изучение нового, контроль

Число уроков в цикле-3

1.Урок, направленный на формирование ИОМ, - мотивацию выбора

2.Урок освоения и закрепления новых знаний темы «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»,

согласно выбранным маршрутам, обмен полученными знаниями, самопроверка.

4.Урок - контроля и рефлексии

Цель цикла уроков:

Осознанное построение обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов для цикла

уроков в соответствии с содержанием цикла, перечнем требуемых предметных образовательных

результатов и видов деятельности

Задачи :

1.

Достижение личностных планируемых результатов:

- Развитие готовности брать ответственность за выбранный ИОМ

-Развитие способности к самооценке учебной деятельности

-Развитие мотивации к обучению

-Развитие способности строить план ИОМ в рамках цикла уроков

-Развитие навыков рефлексии в предметном обучении

-Развитие терпимого отношения и уважения к выбору других учащихся

-Формирование и понимание роли изучаемого курса в научной картине мира

-Формирование ответственного отношения к учению

2.

Достижение метапредметных планируемы х результатов:

-Развитие умения уточнять цели обучения на основе предъявленных требований

-Развитие умения осознавать свои познавательные интересы и потребности

Оборудование для всего цикла уроков: разработанные учителем и распечатанные для каждого

ученика индивидуальные маршрутные карты – «Навигаторы» (даны в приложении), учебник

русского языка под редакцией В.В.Бабайцевой «Теория», справочные материалы , толковые,

фразеологические, орфографические словари.

Образовательная технология – технология маршрутизации (ИОМ)

с целью определения

индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося в освоении нового

материала

Цель

первого урока: познакомить с

образовательными понятиями «Мотивация выбора»,

«Индивидуальный образовательный маршрут»

Планируемые результаты: создание образовательного пространства, обеспечивающего для

обучающихся мотивацию выбора, и создание индивидуального образовательного маршрута для

каждого обучающегося

Предметные: подготовка к освоению темы

«Правописание приставок ПРЕ и ПРИ».

Метапредметные: умение пользоваться правом выбора не только на различных этапах урока, но

и в любой жизненной ситуации, активно развивать личностные коммуникативные качества,

развитие умения осознавать свои познавательные интересы и потребности

Урока №1 «Мотивация выбора»

Ход урока

1.

Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся уроку:

Слово учителя:

- Сегодняшнее занятие я хочу посвятить разговору о том, как будет устроено ваше

обучение по новой теме. Но для начала предлагаю вам рассказать о вашем настроении

сейчас.

2.

Работа с заданием «Мое настроение сегодня».

- Посмотрите на эти изображения и выберите одно, которое отражает ваше настроение

сейчас: (на экране изображен

ряд «смайликов» - грустный,

спокойный, веселый,

взбудораженный. Потом ряд цветных блоков-квадратиков – четыре цвета: желтый,

красный,

зеленый,

синий.

Потом

слова:

нормальное,

замечательное,

спокойное,

непонятное, рабочее, веселое, задумчивое. Будьте внимательны и выберите только один

знак, выражающий ваше настроение. Выбрали?

Осмысление ситуации выбора:

- Давайте поделимся. (Желающие рассказывают о своем настроении). Сложно было выбрать?

Почему? Действительно, выбор мог быть непростым – надо и настроение понять, и выразить

его, и понять, каким знаком выразить! Давайте сейчас упростим задачу. Выберите второй знак,

в дополнение к первому, который уточнял бы ваше настроение. (Дети выбирают второй знак и

комментируют свой выбор)

- Стало ли проще выбирать? Стало ли точнее выражение? Сейчас предлагаю вам в

завершение нашей разминки выбрать третий знак, который бы дополнил бы первые два.

(Дети выбирают) Получилось? Что получилось? Довольны ли? Теперь прошу вас

посмотреть на все три знака и сделать следующее:

- Придумайте нечто, куда бы вошли все три выбранных вами знака. Объедините их в одно

целое и зарисуйте! (дети рисуют) Что у вас получилось? Кто хочет рассказать/показать?

Желающие представляют.

3. Введение обучающихся в работу с понятием « Индивидуальный образовательный маршрут»:

-Ребята, всю свою жизнь мы выбираем. Говорят, что если выбор вами не сделан, значит,

он будет сделан кем-то еще за вас. Когда я поняла всю важность этой мудрости, приняла

решение делать свой выбор осознанно, я предлагаю вам попробовать свои силы в этом

непростом и увлекательном деле!

На наших уроках мы будем не только учиться, но и поучимся слушать самих себя, свои

желания, понимать свой интерес и искать свою цель. В какие-то моменты вам будет

легко, в какие-то совсем непросто. Знаю одно - скучать не придется. Уроки будут

строиться иначе, чем обычно. Часть уроков у нас будет общая для всех, а часть уроков вы

сможете провести немного по-разному: кто- то предпочтёт работать с учителем, а другие в

группе или паре с одноклассниками, кто-то полностью самостоятельно. Мы будем

учитывать ваши дополнительные пожелания, предоставлять дополнительные источники

информации, использовать выбор домашних заданий, форм контроля. У каждого из вас

будет

свой

образовательный

маршрут,

который

вы

сами

выберете

с

помощью

собственной карты – навигатора ( Приложение 1)

- Вы готовы попробовать вместе со мной?

4.Следующий этап урока - знакомство с картами – навигаторами ( Учитель обращает внимание на

титульный лист, занимательную , веселую информацию на стр№2.)

5.Закрепление мотивации выбора, подведение итогов урока:

-Я хочу вернуться к началу занятия. Вспомните, как вы выбирали в первый раз. Какие у вас

были варианты? Как вы отказывались от того, что не отражает ваше настроение?

Выбирать, когда вариантов много, – дело ответственное, я рада, что вы справились. Так ,

через трудности мы придем к активной и интересной работе.

(Основные этапы по ходу урока комментируются в презентации (Слайды)

В итоге учащиеся сами определились , будут ли они работать в группах, в парах, с учителем или

индивидуально. Двое учащихся решили работать в паре, 1- индивидуально, 1- с учителем. В

дальнейшем в ходе 2 урока те, кто начинал изучать материал индивидуально и с учителем , стали

работать в паре.

Этап выбора домашнего задания:

- Как вы думаете, каким будет ваше домашнее задание ? ( Познакомиться с картой- навигатором,

подумать над заданиями, а может, уже что- то выполнить….выбор за вами)

7.Этап заключительной рефлексии:

-.А теперь вернемся к заданию

«Мое настроение сегодня». Посмотрите вновь на изображения

смайликов и выберите одно, которое отражает ваше настроение сейчас (на экране изображен

ряд «смайликов» - грустный, спокойный, веселый, взбудораженный). Замечательно, что у всех

хорошее настроение.

Урок №2 освоения и закрепления новых знаний темы «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»

Цель второго урока: освоить и закрепить правило

«Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»

научиться применять правило в заданиях различных уровней сложности

.

Планируемые результаты: разобраться в условиях написания приставок ПРЕ и ПРИ, выполнение

заданий по теме

Предметные:

-научиться находить в слове приставки ПРЕ и ПРИ ,

- производить морфемный разбор слова,

- уметь определять лексическое значение слова,

- знать словарные слова,

-различать приставки ПРЕ и ПРИ в зависимости от смысла

Метапредметные:

-Развитие умения уточнять цели обучения на основе предъявленных требований

-Развитие умения осознавать свои познавательные интересы и потребности

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-

следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение

(индуктивное,

дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

-умение

интегрировать

информацию

в

имеющийся

запас

знаний

,преобразовывать,

структурировать, воспроизводить и применять с учетом решаемых задач.

Ход урока

1.Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку:

Слово учителя:

- Дома вы познакомились и картой –навигатором.

Что необычного вы заметили?

(обучающиеся делятся своим впечатлением)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Учитель: Какая часть кластера в

содержательной карте урока( стр.3 в приложении1) осталась незаполненной? (

«Правописание

приставок ПРЕ и ПРИ»)

Учитель создает проблемную ситуацию путём предложения выполнения задания в карте –

навигаторе ( на стр.4 в приложении1). Обучающимся предлагается выбрать одно из заданий и

выполнить .

3.Анализ выполненных заданий (их сложно выполнить без знания конкретного правила) создаёт

условия для формулирования темы, цели и задач урока. Для работы обучающимся предлагается

Самим сформулировать тему урока:

- Какова будет тема урока? (

«Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»)

Обучающимся предстоит определить цель и задачи.

3. Постановка учебной задачи. Учитель предлагает обучающимся подумать над результатами

урока ( Уметь применять правило

«Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»), работая с таблицей

карты- навигатора (стр.5 приложение 1), выбрать , какими обязательными знаниями и умениями

обучающийся хотел бы овладеть, что для этого ему необходимо повторить и что дополнительно

обучающийся хотел бы узнать по данной теме.

Мы можем выполнить сразу все задания на стр.4(приложение 1)? Почему? Какова будет цель

урока? Что нам поможет узнать о правописании приставок

ПРЕ и ПРИ

? В этом поможет карта

образовательных ресурсов по циклу уроков ( стр.6 приложение 1)

4.Определение ресурсного потенциала для освоения темы .Обучающимся дается задание: изучи и

дополни карту ресурсов по циклу уроков ( Обучающиеся изучают и дополняют полученные

сведения: анализируют и выбирают источники получения информации по теме урока)

Учитель обращает внимание, что обучающиеся смогу вернуться к выполнению сложных заданий

в навигаторе на стр.4

после изучения данного вопроса с помощью освоения ресурсного

материала по теме

«Правописание приставок ПРЕ и ПРИ».

5. Определение индивидуального маршрута

движения по изучению и отработке учебного

материала по теме «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ». (Работа с таблицей карты навигатора

на стр.7)

6. Исследование обучающимися

справочного материала на стр.12-13 (Приложение 1) .

Обучающиеся выбирают сами, как они будут изучать данную тему : коллективно, индивидуально

или в паре. Учитель наблюдает за процессом и по необходимости консультирует обучающихся.

7. Этап выбора заданий различного типа сложности и решения лингвистических задач ( ребятам

предлагается выбрать два задания из предложенных в навигаторе на стр.9-11)

8.Построение проекта выхода из затруднения. Учитель:

- Проанализируйте, что было сложного в выполнении заданий? (Идет обмен информацией по

итогам выполненных заданий: ошибочные ответы комментируются самими обучающимися,

проговаривается правило

«Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»

)

9.Этап реализации полученных знаний. Учитель обращает внимание на проблемную ситуацию,

возникшую при выполнении задании на стр.4 (Приложение1) , и

предлагает выполнить те

задания , которые вызвали затруднение( стр.4

в приложении1) Обучающиеся решают

орфографические задачи, формулируют выводы.

10.

Этап применения нового знания

Учитель: Как можно определить правописание приставок ПРЕ и ПРИ ?

Обучающиеся выбирают из предложенных в навигаторе несколько контрольных заданий и

выполняют (см приложение 1 на стр.14-15)

11.Этап самопроверки выполненных тестовых заданий.

12. Подведение итогов урока (Что нового узнали? Что показалось сложным? Что выберете для

домашней работы?) Многие обучающиеся выбрали для себя задания повышенной сложности

(стр.10-11 приложение)

Рефлексия : оцените свою работу по пятибалльной системе (горизонтальный график), определите

степень участия в решении поставленных задач( вертикальная ось). Сравните ваши графики в

группе и сделайте вывод: получили ли вы ожидаемый результат и дружно ли работали в группе

или паре?

Урок №3 контроля и рефлексии

Цель

третьего

урока: проверить, насколько обучающиеся освоили тему « Правописание

приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Планируемые результаты: успешное выполнение тестовых заданий по теме

Предметные:

- выполнение контрольных тестовых заданий по теме « Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

-применение правила с учетом поставленных задач

-умение разграничивать правописание приставок ПРЕ и ПРИ.

Метапредметные:

-Развитие умения уточнять цели обучения на основе предъявленных требований

-Развитие умения осознавать свои познавательные интересы и потребности

-Развитие умения анализировать, критически относиться к собственным результатам

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-

следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное

и по аналогии) и делать выводы, которые определяют конечное решение поставленной задачи.

-умение

интегрировать

информацию

в

имеющийся

запас

знаний

,преобразовывать,

структурировать, воспроизводить и применять с учетом решаемых задач.

Ход урока

1.

Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку:

Слово учителя:

- Сегодня у каждого есть возможность проверить свои знания по теме

«Правописание

приставок ПРЕ и ПРИ» .Образец подобной контрольной работы был представлен в вашем

навигаторе. И с этими заданиями вы успешно справились.

2. Проведение контрольной работы в форме тестовых заданий

3.Анализ контрольной работы. Комментирование трудных заданий.

2.

Самоанализ результатов выполненной работы по карте- навигатору: заполнение листа

самооценки «Для заметок» : что было сложно в освоении темы, а что удалось?

Как вы думаете, помогла ли вам карта- навигатор в освоении новой темы ? Что нового вы для

себя узнали, изучая правописание приставок ПРЕ и ПРИ? Пригодятся ли полученные знания вам в

жизни? Что дала вам работа в группах, в парах, помогла ли вам в освоении темы ситуация

выбора?

Учитель: Организует деятельность по применению новых знаний в форме беседы, анализирует

совместно с обучающимися выполнение заданий, корректирует, оценивает их деятельность,

работу в группах, в парах, активно обсуждает итоги совместной работы по индивидуальным

образовательным маршрутам. Обучающиеся работают с листами самооценки.

Рефлексия. Учитель: Ребята! Давайте мы с вами попробуем оценить каждый свою работу за урок,

в форме анкетирования (см. приложение 2) Ребята заполняют анкету. Осуществляют самоанализ,

дают качественную и количественную оценку урока.



В раздел образования