Автор: Конева Вера Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: город Братск Иркутской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Цикл уроков по теме: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -"
Раздел: среднее образование
Конева.В.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ«Лицей №2»
Уроки русского языка в 5 классе
Цикл уроков по теме: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Общая направленность выбранных уроков: повторение изученного, изучение нового, контроль
Число уроков в цикле-3
1.Урок, направленный на формирование ИОМ, - мотивацию выбора
2.Урок освоения и закрепления новых знаний темы «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»,
согласно выбранным маршрутам, обмен полученными знаниями, самопроверка.
4.Урок - контроля и рефлексии
Цель цикла уроков:
Осознанное построение обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов для цикла
уроков в соответствии с содержанием цикла, перечнем требуемых предметных образовательных
результатов и видов деятельности
Задачи :
1.
Достижение личностных планируемых результатов:
- Развитие готовности брать ответственность за выбранный ИОМ
-Развитие способности к самооценке учебной деятельности
-Развитие мотивации к обучению
-Развитие способности строить план ИОМ в рамках цикла уроков
-Развитие навыков рефлексии в предметном обучении
-Развитие терпимого отношения и уважения к выбору других учащихся
-Формирование и понимание роли изучаемого курса в научной картине мира
-Формирование ответственного отношения к учению
2.
Достижение метапредметных планируемы х результатов:
-Развитие умения уточнять цели обучения на основе предъявленных требований
-Развитие умения осознавать свои познавательные интересы и потребности
Оборудование для всего цикла уроков: разработанные учителем и распечатанные для каждого
ученика индивидуальные маршрутные карты – «Навигаторы» (даны в приложении), учебник
русского языка под редакцией В.В.Бабайцевой «Теория», справочные материалы , толковые,
фразеологические, орфографические словари.
Образовательная технология – технология маршрутизации (ИОМ)
с целью определения
индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося в освоении нового
материала
Цель
первого урока: познакомить с
образовательными понятиями «Мотивация выбора»,
«Индивидуальный образовательный маршрут»
Планируемые результаты: создание образовательного пространства, обеспечивающего для
обучающихся мотивацию выбора, и создание индивидуального образовательного маршрута для
каждого обучающегося
Предметные: подготовка к освоению темы
«Правописание приставок ПРЕ и ПРИ».
Метапредметные: умение пользоваться правом выбора не только на различных этапах урока, но
и в любой жизненной ситуации, активно развивать личностные коммуникативные качества,
развитие умения осознавать свои познавательные интересы и потребности
Урока №1 «Мотивация выбора»
Ход урока
1.
Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся уроку:
Слово учителя:
- Сегодняшнее занятие я хочу посвятить разговору о том, как будет устроено ваше
обучение по новой теме. Но для начала предлагаю вам рассказать о вашем настроении
сейчас.
2.
Работа с заданием «Мое настроение сегодня».
- Посмотрите на эти изображения и выберите одно, которое отражает ваше настроение
сейчас: (на экране изображен
ряд «смайликов» - грустный,
спокойный, веселый,
взбудораженный. Потом ряд цветных блоков-квадратиков – четыре цвета: желтый,
красный,
зеленый,
синий.
Потом
слова:
нормальное,
замечательное,
спокойное,
непонятное, рабочее, веселое, задумчивое. Будьте внимательны и выберите только один
знак, выражающий ваше настроение. Выбрали?
Осмысление ситуации выбора:
- Давайте поделимся. (Желающие рассказывают о своем настроении). Сложно было выбрать?
Почему? Действительно, выбор мог быть непростым – надо и настроение понять, и выразить
его, и понять, каким знаком выразить! Давайте сейчас упростим задачу. Выберите второй знак,
в дополнение к первому, который уточнял бы ваше настроение. (Дети выбирают второй знак и
комментируют свой выбор)
- Стало ли проще выбирать? Стало ли точнее выражение? Сейчас предлагаю вам в
завершение нашей разминки выбрать третий знак, который бы дополнил бы первые два.
(Дети выбирают) Получилось? Что получилось? Довольны ли? Теперь прошу вас
посмотреть на все три знака и сделать следующее:
- Придумайте нечто, куда бы вошли все три выбранных вами знака. Объедините их в одно
целое и зарисуйте! (дети рисуют) Что у вас получилось? Кто хочет рассказать/показать?
Желающие представляют.
3. Введение обучающихся в работу с понятием « Индивидуальный образовательный маршрут»:
-Ребята, всю свою жизнь мы выбираем. Говорят, что если выбор вами не сделан, значит,
он будет сделан кем-то еще за вас. Когда я поняла всю важность этой мудрости, приняла
решение делать свой выбор осознанно, я предлагаю вам попробовать свои силы в этом
непростом и увлекательном деле!
На наших уроках мы будем не только учиться, но и поучимся слушать самих себя, свои
желания, понимать свой интерес и искать свою цель. В какие-то моменты вам будет
легко, в какие-то совсем непросто. Знаю одно - скучать не придется. Уроки будут
строиться иначе, чем обычно. Часть уроков у нас будет общая для всех, а часть уроков вы
сможете провести немного по-разному: кто- то предпочтёт работать с учителем, а другие в
группе или паре с одноклассниками, кто-то полностью самостоятельно. Мы будем
учитывать ваши дополнительные пожелания, предоставлять дополнительные источники
информации, использовать выбор домашних заданий, форм контроля. У каждого из вас
будет
свой
образовательный
маршрут,
который
вы
сами
выберете
с
помощью
собственной карты – навигатора ( Приложение 1)
- Вы готовы попробовать вместе со мной?
4.Следующий этап урока - знакомство с картами – навигаторами ( Учитель обращает внимание на
титульный лист, занимательную , веселую информацию на стр№2.)
5.Закрепление мотивации выбора, подведение итогов урока:
-Я хочу вернуться к началу занятия. Вспомните, как вы выбирали в первый раз. Какие у вас
были варианты? Как вы отказывались от того, что не отражает ваше настроение?
Выбирать, когда вариантов много, – дело ответственное, я рада, что вы справились. Так ,
через трудности мы придем к активной и интересной работе.
(Основные этапы по ходу урока комментируются в презентации (Слайды)
В итоге учащиеся сами определились , будут ли они работать в группах, в парах, с учителем или
индивидуально. Двое учащихся решили работать в паре, 1- индивидуально, 1- с учителем. В
дальнейшем в ходе 2 урока те, кто начинал изучать материал индивидуально и с учителем , стали
работать в паре.
Этап выбора домашнего задания:
- Как вы думаете, каким будет ваше домашнее задание ? ( Познакомиться с картой- навигатором,
подумать над заданиями, а может, уже что- то выполнить….выбор за вами)
7.Этап заключительной рефлексии:
-.А теперь вернемся к заданию
«Мое настроение сегодня». Посмотрите вновь на изображения
смайликов и выберите одно, которое отражает ваше настроение сейчас (на экране изображен
ряд «смайликов» - грустный, спокойный, веселый, взбудораженный). Замечательно, что у всех
хорошее настроение.
Урок №2 освоения и закрепления новых знаний темы «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»
Цель второго урока: освоить и закрепить правило
«Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»
научиться применять правило в заданиях различных уровней сложности
.
Планируемые результаты: разобраться в условиях написания приставок ПРЕ и ПРИ, выполнение
заданий по теме
Предметные:
-научиться находить в слове приставки ПРЕ и ПРИ ,
- производить морфемный разбор слова,
- уметь определять лексическое значение слова,
- знать словарные слова,
-различать приставки ПРЕ и ПРИ в зависимости от смысла
Метапредметные:
-Развитие умения уточнять цели обучения на основе предъявленных требований
-Развитие умения осознавать свои познавательные интересы и потребности
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-
следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
-умение
интегрировать
информацию
в
имеющийся
запас
знаний
,преобразовывать,
структурировать, воспроизводить и применять с учетом решаемых задач.
Ход урока
1.Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку:
Слово учителя:
- Дома вы познакомились и картой –навигатором.
Что необычного вы заметили?
(обучающиеся делятся своим впечатлением)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Учитель: Какая часть кластера в
содержательной карте урока( стр.3 в приложении1) осталась незаполненной? (
«Правописание
приставок ПРЕ и ПРИ»)
Учитель создает проблемную ситуацию путём предложения выполнения задания в карте –
навигаторе ( на стр.4 в приложении1). Обучающимся предлагается выбрать одно из заданий и
выполнить .
3.Анализ выполненных заданий (их сложно выполнить без знания конкретного правила) создаёт
условия для формулирования темы, цели и задач урока. Для работы обучающимся предлагается
Самим сформулировать тему урока:
- Какова будет тема урока? (
«Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»)
Обучающимся предстоит определить цель и задачи.
3. Постановка учебной задачи. Учитель предлагает обучающимся подумать над результатами
урока ( Уметь применять правило
«Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»), работая с таблицей
карты- навигатора (стр.5 приложение 1), выбрать , какими обязательными знаниями и умениями
обучающийся хотел бы овладеть, что для этого ему необходимо повторить и что дополнительно
обучающийся хотел бы узнать по данной теме.
Мы можем выполнить сразу все задания на стр.4(приложение 1)? Почему? Какова будет цель
урока? Что нам поможет узнать о правописании приставок
ПРЕ и ПРИ
? В этом поможет карта
образовательных ресурсов по циклу уроков ( стр.6 приложение 1)
4.Определение ресурсного потенциала для освоения темы .Обучающимся дается задание: изучи и
дополни карту ресурсов по циклу уроков ( Обучающиеся изучают и дополняют полученные
сведения: анализируют и выбирают источники получения информации по теме урока)
Учитель обращает внимание, что обучающиеся смогу вернуться к выполнению сложных заданий
в навигаторе на стр.4
после изучения данного вопроса с помощью освоения ресурсного
материала по теме
«Правописание приставок ПРЕ и ПРИ».
5. Определение индивидуального маршрута
движения по изучению и отработке учебного
материала по теме «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ». (Работа с таблицей карты навигатора
на стр.7)
6. Исследование обучающимися
справочного материала на стр.12-13 (Приложение 1) .
Обучающиеся выбирают сами, как они будут изучать данную тему : коллективно, индивидуально
или в паре. Учитель наблюдает за процессом и по необходимости консультирует обучающихся.
7. Этап выбора заданий различного типа сложности и решения лингвистических задач ( ребятам
предлагается выбрать два задания из предложенных в навигаторе на стр.9-11)
8.Построение проекта выхода из затруднения. Учитель:
- Проанализируйте, что было сложного в выполнении заданий? (Идет обмен информацией по
итогам выполненных заданий: ошибочные ответы комментируются самими обучающимися,
проговаривается правило
«Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»
)
9.Этап реализации полученных знаний. Учитель обращает внимание на проблемную ситуацию,
возникшую при выполнении задании на стр.4 (Приложение1) , и
предлагает выполнить те
задания , которые вызвали затруднение( стр.4
в приложении1) Обучающиеся решают
орфографические задачи, формулируют выводы.
10.
Этап применения нового знания
Учитель: Как можно определить правописание приставок ПРЕ и ПРИ ?
Обучающиеся выбирают из предложенных в навигаторе несколько контрольных заданий и
выполняют (см приложение 1 на стр.14-15)
11.Этап самопроверки выполненных тестовых заданий.
12. Подведение итогов урока (Что нового узнали? Что показалось сложным? Что выберете для
домашней работы?) Многие обучающиеся выбрали для себя задания повышенной сложности
(стр.10-11 приложение)
Рефлексия : оцените свою работу по пятибалльной системе (горизонтальный график), определите
степень участия в решении поставленных задач( вертикальная ось). Сравните ваши графики в
группе и сделайте вывод: получили ли вы ожидаемый результат и дружно ли работали в группе
или паре?
Урок №3 контроля и рефлексии
Цель
третьего
урока: проверить, насколько обучающиеся освоили тему « Правописание
приставок ПРЕ- и ПРИ-»
Планируемые результаты: успешное выполнение тестовых заданий по теме
Предметные:
- выполнение контрольных тестовых заданий по теме « Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
-применение правила с учетом поставленных задач
-умение разграничивать правописание приставок ПРЕ и ПРИ.
Метапредметные:
-Развитие умения уточнять цели обучения на основе предъявленных требований
-Развитие умения осознавать свои познавательные интересы и потребности
-Развитие умения анализировать, критически относиться к собственным результатам
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы, которые определяют конечное решение поставленной задачи.
-умение
интегрировать
информацию
в
имеющийся
запас
знаний
,преобразовывать,
структурировать, воспроизводить и применять с учетом решаемых задач.
Ход урока
1.
Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку:
Слово учителя:
- Сегодня у каждого есть возможность проверить свои знания по теме
«Правописание
приставок ПРЕ и ПРИ» .Образец подобной контрольной работы был представлен в вашем
навигаторе. И с этими заданиями вы успешно справились.
2. Проведение контрольной работы в форме тестовых заданий
3.Анализ контрольной работы. Комментирование трудных заданий.
2.
Самоанализ результатов выполненной работы по карте- навигатору: заполнение листа
самооценки «Для заметок» : что было сложно в освоении темы, а что удалось?
Как вы думаете, помогла ли вам карта- навигатор в освоении новой темы ? Что нового вы для
себя узнали, изучая правописание приставок ПРЕ и ПРИ? Пригодятся ли полученные знания вам в
жизни? Что дала вам работа в группах, в парах, помогла ли вам в освоении темы ситуация
выбора?
Учитель: Организует деятельность по применению новых знаний в форме беседы, анализирует
совместно с обучающимися выполнение заданий, корректирует, оценивает их деятельность,
работу в группах, в парах, активно обсуждает итоги совместной работы по индивидуальным
образовательным маршрутам. Обучающиеся работают с листами самооценки.
Рефлексия. Учитель: Ребята! Давайте мы с вами попробуем оценить каждый свою работу за урок,
в форме анкетирования (см. приложение 2) Ребята заполняют анкету. Осуществляют самоанализ,
дают качественную и количественную оценку урока.