Напоминание

"ВЕСЁЛЫЕ ХУДОЖНИКИ"


Автор: Степанова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель художественных, пластических дисциплин
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ" П.СТ.БИЛИТУЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН"
Населённый пункт: п.ст. Билитуй Забайкальского района Забайкальского края
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Тема: "ВЕСЁЛЫЕ ХУДОЖНИКИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» П.СТ.БИЛИТУЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН»

Принята педагогическим советом

МУДО ДШИ п.ст. Билитуй

Протокол №____

От «____» __________ 2021 года

Утверждено:

ВРИО директора МУДО ДШИ п.ст.

Билитуй

__________________ И.А. Артёмова

От «____» __________ 2021 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ВЕСЁЛЫЕ ХУДОЖНИКИ»

Направленность программы: художественная

Уровень освоения: ознакомительный

Возраст обучающихся - 5 - 7 лет

Срок освоения программы – 1 год

Автор-составитель

программы:

Степанова

Ирина

Викторовна,

преподаватель

художественных,

пластических

дисциплин

МУДО

ДШИ п.ст. Билитуй муниципального

района «Забайкальский район».

п.ст. Билитуй 2021г.

Структура программы

I.

Пояснительная записка_______________________________________

3

II.

Учебно–тематический план___________________________________

8

III.

Содержание учебного предмета. Годовые требования_____________

9

IV.

Требования к уровню подготовки обучающихся_________________

17

V.

Формы и методы контроля, система оценок_____________________

18

VI.

Методическое обеспечение учебного процесса___________________

22

VII.

Список рекомендуемой литературы ___________________________

23

-

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция модерни-

зации российского образования на 2016 – 2020

годы; Санитарно-эпидемиоло-

гические правила и нормативы СанПиНа СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпиде-

миологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и

оздоровления детей и молодежи", Приказ Министерства просвещения РФ от

9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществле-

ния образовательной деятельности по дополнительным общеобразователь-

ным программам" (с изменениями и дополнениями), Письмом Министерства

образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 и методическими ре-

комендациями по разработке и оформлению дополнительных общеобразова-

тельных общеразвивающих программ.

Программа предмета «Весёлые художники» состоит из одного раздела.

Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и

согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного

возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу

нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают

введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные

детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из

разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого

интереса к изобразительной деятельности.

Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к

изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

Актуальность программы

заключается в том, что в творческом

объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей.

Они получают уникальную возможность овладеть навыками изобразительно-

го искусства

в короткие сроки. Как следствие, становится естественным

стремление детей с живописи.

3

Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхо-

ждения в мир искусства широкому кругу детей с разными художественными

способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального

контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения.

Для детей с недостаточным развитием художественных и физиологиче-

ских способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть

скорректированы в соответствии с индивидуальными данными. Программа

не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на

детей с различными художественными данными, на всех, кто желает

научиться рисовать.

Педагогическая целесообразность программы предусматривает фор-

мирование основ и развитие общей художественной культуры. В процессе

обучения воспитанники творчески реализуют свои способности, полученные

знания, проявляют себя в рисовании. Это одна из форм нравственно-эстети-

ческого воспитания учащихся. Форма обучения, приоритетность задач фор-

мирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возмож-

ность проявления индивидуальности и проживание ситуации успеха, творче-

ская самореализация и социально-значимые направления деятельности - всё

это отвечает растущим запросам подростков, увлечённых вхождением в мир

искусства, и делает данную программу для них привлекательной.

Отличительной особенностью данной программы является:

на этапе обучения дается максимум базовых знаний необходимых для

формирования дальнейшего учебного процесса, основное время уделяется

практической работе.

Программа оказывает не только содействие в обучении рисования, она

помогает полюбить это искусство, воспитывает художественный вкус и эти-

ку поведения детей на уроках и в жизни.

4

Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к

изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

Срок реализации учебного предмета

Программа рассчитана на 1 год обучения, в первый год продолжитель-

ность учебных занятий составляет 36 недель. Обучения составляет 72 часа.

Из них: 72 часов – аудиторные занятия. Учебная программа «Весёлые ху-

дожники» для детей, поступивших в образовательное учреждение в возрасте

от 5 лет до 7 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом об-

разовательного учреждения на реализацию учебного предмета

При реализации программы «Весёлые художники» с 1-летним сроком

обучения:

Аудиторные занятия– 2 часа в неделю.

Сведения

о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

Учебный предмет «Рисование» со сроком обучения 1 год

Вид учебной работы,

аттестации, учебной

нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего

часов

Полугодия

1

2

Продолжительность

учебных занятий в год

(в неделях)

36

Аудиторные занятия

72

72

Количество часов на

аудиторные занятия (в

неделю)

2

Максимальная учеб-

ная нагрузка

72

72

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

5

Форма проведения учебных занятий

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и

учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,

численность группы – от 4 до 6 человек. В кабинете помещаются три учени-

ческие парты. Для развития навыков творческой работы учащихся, програм-

мой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на раз-

личных этапах обучения.

Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.

Развить творческие способности детей посредством изобразительной дея-

тельности. С этой целью:

Формировать сенсорные способности;

Формировать

аналитико-синтетическое

восприятие

изображаемого

предмета, явления;

Обучать техническим приёмам и способам изображения в разных видах

изодеятельности;

Формировать способность оперировать представлениями и преобразо-

вывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания

собственных изобразительных работ творческого характера.

2.

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев, пластики рук.

3.

Развивать познавательную активность детей. С этой целью:

1)

Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия,

делать волевые усилия для достижения поставленной цели;

2)

Поддерживать взаимосвязь между занятиями по изодеятельности и заня-

тиями по ознакомлению с окружающим миром;

3)

В подготовку к занятиям изодеятельностью включать работу с книжной

иллюстрацией, репродукциями картин, использовать дидактические игры.

4)

Формировать у детей эстетический вкус, умения видеть красоту окружа-

ющего мира.

6

5)

Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудниче-

ства, а именно:

Создавать благоприятный эмоциональный климат в классе;

Организовывать процесс обучения по возрастным группам, для осуще-

ствления индивидуального подхода к детям;

Создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей,

обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты

Воспитывать уважение и интерес к изодеятельности другого, умение за-

мечать затруднения товарища и оказывать помощь.

ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

распределение учебного материала;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и

учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков

творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие

основные методы:

7

1. объяснительно-иллюстративные

(демонстрация

методических

пособий, иллюстраций);

2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также

возможностей других материалов).

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными

пособиями.

II.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Наименование раздела,

темы

Вид

учеб

-

ного

заня-

тия

Общий объем времени в часах

Максимальная

учебная

нагрузка

Аудиторные

занятия

72

72

Первое полугодие

1.

«Цветик-семицветик»

Урок

2

2

2.

«Осенний листочек»

Урок

2

2

3.

«Грибочек»

Урок

2

2

4.

«Тучка»

Урок

2

2

5.

«Дождик»

Урок

2

2

6.

«Живые кляксы»

Урок

2

2

7.

«Морковка»

Урок

2

2

8.

«Ёжик»

Урок

2

2

9.

Промежуточный контроль

(опрос) /« «Божья коровка»

Урок

2

2

10.

«Если видишь на

картине…» /знакомство с

пейзажем

Урок

2

2

11.

«Золотое дерево»

Урок

2

2

12.

«Горы»

Урок

2

2

13.

«Звездное небо»

Урок

2

2

14.

«Ёлка»

Урок

2

2

8

15.

«Зимний дом с трубой»

Урок

2

2

16.

Промежуточный контроль

(опрос)/

«Снежинка»

Урок

2

2

17.

Контрольный просмотр

«Ёлочные игрушки»

Урок

2

2

Второе полугодие

18.

«Ёлка с игрушками»

Урок

2

2

19.

«Снеговик»

Урок

2

2

20.

«Зайка в лесу»

Урок

2

2

21.

«Волшебные снежинки»

Урок

2

2

22.

Теплые и холодные цвета

«Звёзды»

Урок

2

2

23.

«Если видишь на

картине…» знакомство с

портретом / «Мой папа»

Урок

2

2

24.

«Рыбка»

Урок

2

2

25.

«Конфета»

Урок

2

2

26.

«Мама»

Урок

2

2

27.

«Если видишь на

картине…» знакомство с

натюрмортом /

«Виноград»

Урок

2

2

28.

Промежуточный контроль

(опрос)/ «Подснежник»

Урок

2

2

29.

«Пряник»

Урок

2

2

30.

«Матрешка»

Урок

2

2

31.

«Портрет друга»

Урок

2

2

32.

«Воздушные шары»

Урок

2

2

33.

«Яблоко»

Урок

2

2

34.

«Кукла»

Урок

2

2

35.

Промежуточный контроль

(опрос)/ «Мишка»

Урок

2

2

36.

Итоговая

работа

«Букет

цветов»

Урок

2

2

III.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа

«Весёлые

художники»

является

ознакомительной

и

подготавливающей базовой для последующего изучения предметов в области

изобразительного искусства.

Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с

различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий

9

призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание,

наблюдательность, зрительную память.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. Тема: Цветик-семицветик.

Цель:

Знакомство с разнообразием цветов.

Формировать у детей умение

использовать в работе тёплые и холодные тона.

Материал: Карандаши тёплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4 с силуэтами цветиков – семицветиков.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветовым кругом и предла-

гает детям раскрасить цветик-семицветик используя холодные и теплые тона.

2. Тема: Тема: Осенний листочек

Цель: Знакомство с разнообразием осенних листьев.

Материал: Карандаши тёплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4 с силуэтами осенних листьев.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и цветом осенних

листьев и предлагает детям раскрасить осенние листья теплые тона.

3. Тема: Тема: Грибочек

Цель: Знакомство с разнообразием грибов.

Материал: Карандаши тёплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и цветом грибов и

предлагает детям нарисовать и раскрасить грибок в теплых тонах.

4. Тема: Тучка

Цель: Знакомство с разнообразием цветовых решений в изображении туч.

Материал: Карандаши тёплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и цветом туч и

предлагает детям нарисовать и раскрасить тучи .

5. Тема: Дождик

10

Цель: Знакомство с цветовым решением в изображении дождя.

Материал: Карандаши холодных тонов. Листы бумаги формата ½ А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с направлением и цветом до-

ждя и предлагает детям нарисовать дождик.

6. Тема: Живые кляксы

Цель: Знакомство с кляксами.

Материал: Акварельные краски теплых и холодных тонов. Листы бумаги фор-

мата ½ А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формированием клякс и

предлагает детям нарисовать живые кляксы, с глазками и улыбками.

7. Тема: Морковка

Цель: Знакомство с формой и цветом морковки.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и цветом морковки

и предлагает детям нарисовать морковку с ботвой.

8. Тема: Ёжик

Цель: Знакомство с формой и цветом ёжика.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и цветом ёжика и

предлагает детям нарисовать ёжика.

9. Тема: Промежуточный контроль (опрос) / «Божья коровка»

Цель: Знакомство с формой и цветом Божьей коровки.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и цветом Божьей

коровки и предлагает детям нарисовать Божьей коровки на листочке.

10. Тема: «Если видишь на картине…» знакомство с пейзажем

Цель: Знакомство с пейзажем.

11

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с пейзажем и предлагает де-

тям нарисовать дерево на полянке.

11. Тема: Золотое дерево

Цель: Знакомство с формой и последовательностью рисования деревьев.

Материал: Карандаши теплых тонов. Листы бумаги формата ½ А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и последовательно-

стью рисования деревьев и предлагает детям нарисовать осеннее золотое дере-

во.

12. Тема: Горы

Цель: Знакомство с формой и многообразием гор.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и многообразием и

рисования гор и предлагает детям нарисовать разноцветные горы.

13. Тема: Звёздное небо

Цель: Знакомство с цветом и многообразием звездного неба.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и многообразием

звездного неба и предлагает детям нарисовать ночное звездное небо.

14. Тема: Ёлка

Цель: Знакомство с цветом и формой ёлки.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой ёлки и

предлагает детям нарисовать ёлку на зимней поляне.

15. Тема: Зимний дом с трубой

Цель: Знакомство с цветом и формой дома с трубой.

12

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой дома с

трубой и предлагает детям нарисовать зимний дом с трубой.

16. Тема: Промежуточный контроль (опрос) /Снежинка

Цель: Знакомство с цветом и формой снежинок.

Материал: Карандаши холодных тонов. Листы бумаги формата ½ А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой снежинок

и предлагает детям нарисовать снежинки.

17. Тема: Контрольный просмотр / Ёлочные игрушки

Цель: Знакомство с цветом и формой ёлочных игрушек.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой ёлочных

игрушек и предлагает детям нарисовать ёлочные игрушки.

18. Тема: Ёлка с игрушками

Цель: Знакомство с цветом и формой ёлки с игрушками.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой ёлочных

игрушек и предлагает детям нарисовать на ёлке ёлочные игрушки.

19. Тема: Снеговик

Цель: Знакомство с цветом и формой снеговика.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой снеговика

и предлагает детям нарисовать снеговика с морковкой.

20. Тема: Зайка в лесу

Цель: Знакомство с цветом и формой зайчика.

13

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой зайчика и

предлагает детям нарисовать зайчика в лесу.

21 Тема: Волшебные снежинки

Цель: Знакомство с цветом и формой снежинока.

Материал: Карандаши холодных тонов. Листы бумаги формата ½ А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой снежинок

и предлагает детям нарисовать разноцветные волшебные снежинки.

22 Тема: Звёзды

Цель: Знакомство с цветом и формой звёзд.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой звезд и

предлагает детям нарисовать разноцветные звезды.

23 Тема: «Если видишь на картине…» знакомство с портретом / Мой

папа

Цель: Знакомство с портретом.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников со способом рисования пор-

трета, цветом и формой головы, глаз, рта, бровей, носа и предлагает детям на-

рисовать портрет своего папы.

24 Тема: Рыбка

Цель: Знакомство с цветом и формой рыб.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников со способом рисования раз-

личных рыб, цветом и формой, предлагает детям нарисовать рыбку.

25 Тема: Конфета

14

Цель: Знакомство с цветом и формой, многообразием конфет.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом, формой и разнооб-

разием конфет и предлагает детям нарисовать разноцветные конфеты.

26 Тема: Мама

Цель: Знакомство с портретом.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников со способом рисования пор-

трета, цветом и формой головы, глаз, рта, бровей, носа и предлагает детям на-

рисовать портрет своей мамы.

27 Тема: «Если видишь на картине…» знакомство с натюрмортом /

«Виноград»

Цель: Знакомство с цветом и формой, многообразием винограда.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом, формой и разнооб-

разием винограда и предлагает детям нарисовать гроздь винограда.

28 Тема: Промежуточный контроль (опрос)/ Подснежник

Цель: Знакомство с цветом и формой подснежника.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой цветка и

предлагает детям нарисовать подснежник.

29 Тема: Пряник

Цель: Знакомство с цветом и формой пряника.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

15

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой и разнооб-

разием пряников и предлагает детям нарисовать пряник.

30 Тема: Матрёшка

Цель: Знакомство с цветом и формой, разнообразием матрёшек.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой, разнооб-

разием матрёшек и предлагает детям нарисовать матрёшку.

31 Тема: Портрет друга

Цель: Знакомство с портретом.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников со способом рисования пор-

трета, цветом и формой головы, глаз, рта, бровей, носа и предлагает детям на-

рисовать портрет своего друга.

32 Тема: Воздушные шары

Цель: Знакомство с цветом и формой, разнообразием воздушных шаров.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой, разнооб-

разием воздушных шаров и предлагает детям нарисовать разноцветные воз-

душные шары.

33 Тема: Яблоко

Цель: Знакомство с цветом и формой яблока.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой яблока и

предлагает детям нарисовать яблоко.

34 Тема: Кукла

Цель: Знакомство с цветом и формой, разнообразием кукол.

16

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой, разнооб-

разием кукол и предлагает детям нарисовать куклу.

35 Тема: Промежуточный контроль (опрос)/ Мишка

Цель: Знакомство с цветом и формой медведя.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников со способом рисования мед-

ведя, цветом и формой, предлагает детям нарисовать медведя.

36 Тема: Итоговая аттестация «Букет цветов»

Цель: Знакомство с цветом и формой цветов.

Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½

А4.

Ход занятия: преподаватель знакомит учеников со способом рисования цве-

тов, цветом и формой, предлагает детям нарисовать букет цветов.

IV.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Планируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

1.

Знание основных жанров изобразительного искусства.

2.

Знание основных и составных цветов.

3.

Знание разнообразных техник и художественных материалов в

изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.

4.

Знание

основных

выразительных

средств

изобразительного

искусства.

5.

Навыки передачи формы, характера предмета.

6.

Умение выбирать колористические решения.

7.

Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к

действительности.

17

8.

Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли,

эмоции.

9.

Умение

правильно

оценивать

и

анализировать

результаты

собственной творческой деятельности.

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Основными видами контроля учащихся являются:

- текущий контроль,

- промежуточная аттестация учащихся,

- итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контро-

ля являются:

- систематичность,

- учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и

выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, повышение уровня

освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает инди-

видуальные психологические особенности учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет,

регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использо-

вание различных систем оценки результатов занятий.

Формами текущего контроля являются: контрольный урок - устный

опрос, выставка.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные,

полугодовые, годовые оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося

и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения.

18

Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде

контрольного просмотра (декабрь, май).

Итоговая аттестация проводится в форме просмотра выставки итого-

вых работ. Итоговая работа (сложный натюрморт, состоящий из разных по

цвету и фактуре предметов) предполагает создание работы, связанной

единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовы-

вать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, способность рабо-

тать с различными материалами в различных техниках.

График проведения промежуточной и итоговой аттестации

Год обучения

Промежуточная аттестации

Декабрь

Май

1

Контрольный про-

смотр

Итоговая работа - натюрморт,

состоящий из разных по цвету

и фактуре предметов (про-

смотр выставки итоговых ра-

бот)

Критерии оценки

Оценка «Звезда» «отлично»

Предполагает:

- образное и живописно-пластическое решение постановки;

-свободное владение передачей тональных отношений световоздушной

среды.

Оценка «Круг» «хорошо»

Допускает:

- некоторую неточность в постановке.

Оценка «Квадрат» «удовлетворительно»

Предполагает:

- грубые ошибки в живописно-пластичном решении постановки;

- неумение самостоятельно построить композицию.

19

Оценка «Треугольник» «неудовлетворительно»

-ставится, при невыполнении всех выше перечисленных пунктов.

За один год обучения учащиеся кроме общей эстетической культуры

должны получить знания, умения и навыки изобразительной грамоты.

Необходимо взаимодействие базовых основ живописи, активизирую-

щих творческую продуктивность в динамичном живописном процессе. Не-

традиционные техники рисования — это техники на раскрытие правосто-

роннего мышления. Главное условие на уроке: самостоятельно мыслить, а за-

дача учителя — не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его.

В процессе обучения необходимо воспитывать у учащихся эмоциональ-

ное восприятие цвета и понимание его выразительного образного содержа-

ния.

В итоге работы за год учащиеся должны научиться последовательно ве-

сти работу над натюрмортом, обращая особое внимание на решение постав-

ленной в каждом этюде задачи.

Первая четверть

Текущий контроль – контрольный урок

Контрольный урок включает в себя устный опрос

Перечень вопросов для устного опроса

1.

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) - вид

художественного творчества, целью которого является воспроизведе-

ние окружающего мира.

2.

Живопись (от рус. живо и писать (писать жизнь) - это такой вид изоб-

разительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Вид

изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, жи-

вописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих

действительность.

3.

Главное выразительное средство живописи — цвет, его способность

вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональ-

ность изображения. Необходимый для живописи цвет художник

20

обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на

плоскости картины, создавая цветовой порядок — колорит. По харак-

теру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, весе-

лым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.

Вторая четверть

Текущий контроль – контрольный урок

Контрольный урок включает в себя устный опрос, просмотр работы по

разделам программы.

1.

Жанры живописи

Пейзаж - это картины живой природы. Различают морской, горный,

фантастический, лирический, сельский, городской, космический пей-

зажи.

2.

Жанры живописи

Натюрморт - иллюстрирует неодушевленные предметы: кухонную

утварь, оружие, овощи, фрукты, растения и т. д.

3.

Жанры живописи

Портрет - это изображение человека, группы людей. Нередко худож-

ники любят писать автопортреты или холсты с изображением своих

возлюбленных.

Третья четверть

Текущий контроль – контрольный урок

Контрольный урок включает в себя устный опрос, просмотр работ по

разделам (различные техники работы в цвете).

Перечень вопросов для устного опроса

1.

Определение жанра живописи по предложенным 6 (шести) образцам.

Четвертая четверть

Текущий контроль – контрольный урок

Контрольный урок включает в себя контрольную работу, выставку -

контрольная работа (этюд на яркие контрастные отношения);

21

- выставка.

Промежуточная аттестация – контрольный просмотр

Учащемуся предлагается выполнить натюрморт на заданную тему

(например, «Букет цветов») На выполнение задания отводится 2 часа. Оценка

работ учащихся ставится исходя из прописанных ниже критериев.

VI.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших

удовольствий для ребенка младшего дошкольного возраста. Они приносят

много радости и положительных эмоций, являясь источником развития

творческих

способностей.

Особенностью

этого

возраста

является

любознательность,

желание

познавать

окружающую

действительность,

отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и

начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить

свой замысел в творческой работе.

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая

проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.

Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и

укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой

деятельности.

Важной

составляющей

творческой

заинтересованности

учащихся

является

приобщение

детей

к

конкурсно-выставочной

деятельности (проведение бесед, участие в творческих конкурсах).

Средства обучения

-

материальные:

учебные

аудитории,

специально

оборудованные

наглядными пособиями, мебелью;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, фонд работ

учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;

-

демонстрационные:

гербарии,

демонстрационные

модели,

натюрмортный фонд;

22

-

электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные

ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,

аудио-записи.

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для педагога:

1.

Афанасьев А.Н. Народные русские сказки // Афанасьева А.Н.– М.: Ху-

дожественная литература, 1982. – 319с.

2.

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А., Акулова О.В. Педа-

гогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребёнка до-

школьного возраста. Ч. 3. // Педагогическая диагностика как инструмент по-

знания и понимания ребёнка дошкольного возраста: Научно-методическое

пособие в трёх частях.– СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. –219 с.

3.

Брыкина Е. К.. Творчество в работе с различными материалами. Книга

для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, роди-

телей. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 147с.

4.

Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ.

– М.: Просвещение, 1987. – 128с.

5.

Гатанов Ю.. Развиваю воображение. – СПб.: Питер, 2000. – 144с.

6.

Григорьева Г.Г. Использование игровых приемов в руководстве изоб-

разительной деятельностью // Дошкольное воспитание. -1990. - № 8. - с. 28-

35.

7.

Григорьева Г.Г. Использование игровых приемов в руководстве изоб-

разительной деятельностью // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 3. - С.15-

23.

8.

Доронова Т., Якобсон С. Игры на занятиях по изобразительной дея-

тельности. // Дошкольное воспитание. - 1988г.- №9, 1989г.- №1, №2.

9.

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольника творчество. - М.: Просвеще-

ние, 1985г. – 192с.

23

10.

Мирошкина Р. Формирование выразительности образа в детских

рисунках // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 7. - с. 27.

11.

Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. –

Ярославль: Академия развития, 2006. – 144с.,

12.

Субботина Л. Ю.. Развитие воображения у детей // Популярное

пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. –

с. 240.

13.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей // По-

пулярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия разви-

тия, 1996. – 192 с.

14.

Синева Е.Н. Сказочные образы в рисунках детей // Художествен-

ное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального ру-

ководителя. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974. - С.95-97.

15.

Сергунков Б. Что нужно, чтобы рисовать сказку // Детская ли-

тература. - 1980. - №9. - С.78-82.

16.

Швайко Г.С.. Занятия по изобразительной деятельности в дет-

ском саду. Старшая группа. Программа, конспекты: Пособие для педагогов

дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – с. 144.

17.

Штейнле Н.Ф.. Изобразительная деятельность. Разработка заня-

тий. – Изд. 2-е переработанное. – Волгоград: Корифей, 2004. – с. 12.

для обучающихся:

1. Я умею рисовать/ Уотт Ф., Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: РО-

СМЭН-ИЗДАТ, 2004. – С. 96

2. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и

взрослых/ Уотт Ф., Пер. с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмен-Пресс, 2002. – С.

96

3. Гуашь: шаг за шагом: пер. с англ. – М.: Астрель, 2005. - С. 126

24



В раздел образования