Автор: Степанова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель художественных, пластических дисциплин
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ" П.СТ.БИЛИТУЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН"
Населённый пункт: п.ст. Билитуй Забайкальского района Забайкальского края
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Тема: "ВЕСЁЛЫЕ ХУДОЖНИКИ"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» П.СТ.БИЛИТУЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН»
Принята педагогическим советом
МУДО ДШИ п.ст. Билитуй
Протокол №____
От «____» __________ 2021 года
Утверждено:
ВРИО директора МУДО ДШИ п.ст.
Билитуй
__________________ И.А. Артёмова
От «____» __________ 2021 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВЕСЁЛЫЕ ХУДОЖНИКИ»
Направленность программы: художественная
Уровень освоения: ознакомительный
Возраст обучающихся - 5 - 7 лет
Срок освоения программы – 1 год
Автор-составитель
программы:
Степанова
Ирина
Викторовна,
преподаватель
художественных,
пластических
дисциплин
МУДО
ДШИ п.ст. Билитуй муниципального
района «Забайкальский район».
п.ст. Билитуй 2021г.
Структура программы
I.
Пояснительная записка_______________________________________
3
II.
Учебно–тематический план___________________________________
8
III.
Содержание учебного предмета. Годовые требования_____________
9
IV.
Требования к уровню подготовки обучающихся_________________
17
V.
Формы и методы контроля, система оценок_____________________
18
VI.
Методическое обеспечение учебного процесса___________________
22
VII.
Список рекомендуемой литературы ___________________________
23
-
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция модерни-
зации российского образования на 2016 – 2020
годы; Санитарно-эпидемиоло-
гические правила и нормативы СанПиНа СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпиде-
миологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи", Приказ Министерства просвещения РФ от
9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществле-
ния образовательной деятельности по дополнительным общеобразователь-
ным программам" (с изменениями и дополнениями), Письмом Министерства
образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 и методическими ре-
комендациями по разработке и оформлению дополнительных общеобразова-
тельных общеразвивающих программ.
Программа предмета «Весёлые художники» состоит из одного раздела.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и
согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного
возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают
введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные
детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из
разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого
интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Актуальность программы
заключается в том, что в творческом
объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей.
Они получают уникальную возможность овладеть навыками изобразительно-
го искусства
в короткие сроки. Как следствие, становится естественным
стремление детей с живописи.
3
Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхо-
ждения в мир искусства широкому кругу детей с разными художественными
способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального
контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения.
Для детей с недостаточным развитием художественных и физиологиче-
ских способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть
скорректированы в соответствии с индивидуальными данными. Программа
не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на
детей с различными художественными данными, на всех, кто желает
научиться рисовать.
Педагогическая целесообразность программы предусматривает фор-
мирование основ и развитие общей художественной культуры. В процессе
обучения воспитанники творчески реализуют свои способности, полученные
знания, проявляют себя в рисовании. Это одна из форм нравственно-эстети-
ческого воспитания учащихся. Форма обучения, приоритетность задач фор-
мирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возмож-
ность проявления индивидуальности и проживание ситуации успеха, творче-
ская самореализация и социально-значимые направления деятельности - всё
это отвечает растущим запросам подростков, увлечённых вхождением в мир
искусства, и делает данную программу для них привлекательной.
Отличительной особенностью данной программы является:
на этапе обучения дается максимум базовых знаний необходимых для
формирования дальнейшего учебного процесса, основное время уделяется
практической работе.
Программа оказывает не только содействие в обучении рисования, она
помогает полюбить это искусство, воспитывает художественный вкус и эти-
ку поведения детей на уроках и в жизни.
4
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 1 год обучения, в первый год продолжитель-
ность учебных занятий составляет 36 недель. Обучения составляет 72 часа.
Из них: 72 часов – аудиторные занятия. Учебная программа «Весёлые ху-
дожники» для детей, поступивших в образовательное учреждение в возрасте
от 5 лет до 7 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом об-
разовательного учреждения на реализацию учебного предмета
При реализации программы «Весёлые художники» с 1-летним сроком
обучения:
Аудиторные занятия– 2 часа в неделю.
Сведения
о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
Учебный предмет «Рисование» со сроком обучения 1 год
Вид учебной работы,
аттестации, учебной
нагрузки
Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
Всего
часов
Полугодия
1
2
Продолжительность
учебных занятий в год
(в неделях)
36
Аудиторные занятия
72
72
Количество часов на
аудиторные занятия (в
неделю)
2
Максимальная учеб-
ная нагрузка
72
72
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
5
Форма проведения учебных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,
численность группы – от 4 до 6 человек. В кабинете помещаются три учени-
ческие парты. Для развития навыков творческой работы учащихся, програм-
мой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на раз-
личных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.
Развить творческие способности детей посредством изобразительной дея-
тельности. С этой целью:
Формировать сенсорные способности;
Формировать
аналитико-синтетическое
восприятие
изображаемого
предмета, явления;
Обучать техническим приёмам и способам изображения в разных видах
изодеятельности;
Формировать способность оперировать представлениями и преобразо-
вывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания
собственных изобразительных работ творческого характера.
2.
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев, пластики рук.
3.
Развивать познавательную активность детей. С этой целью:
1)
Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия,
делать волевые усилия для достижения поставленной цели;
2)
Поддерживать взаимосвязь между занятиями по изодеятельности и заня-
тиями по ознакомлению с окружающим миром;
3)
В подготовку к занятиям изодеятельностью включать работу с книжной
иллюстрацией, репродукциями картин, использовать дидактические игры.
4)
Формировать у детей эстетический вкус, умения видеть красоту окружа-
ющего мира.
6
5)
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудниче-
ства, а именно:
Создавать благоприятный эмоциональный климат в классе;
Организовывать процесс обучения по возрастным группам, для осуще-
ствления индивидуального подхода к детям;
Создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей,
обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты
Воспитывать уважение и интерес к изодеятельности другого, умение за-
мечать затруднения товарища и оказывать помощь.
ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков
творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие
основные методы:
7
1. объяснительно-иллюстративные
(демонстрация
методических
пособий, иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными
пособиями.
II.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
Наименование раздела,
темы
Вид
учеб
-
ного
заня-
тия
Общий объем времени в часах
Максимальная
учебная
нагрузка
Аудиторные
занятия
72
72
Первое полугодие
1.
«Цветик-семицветик»
Урок
2
2
2.
«Осенний листочек»
Урок
2
2
3.
«Грибочек»
Урок
2
2
4.
«Тучка»
Урок
2
2
5.
«Дождик»
Урок
2
2
6.
«Живые кляксы»
Урок
2
2
7.
«Морковка»
Урок
2
2
8.
«Ёжик»
Урок
2
2
9.
Промежуточный контроль
(опрос) /« «Божья коровка»
Урок
2
2
10.
«Если видишь на
картине…» /знакомство с
пейзажем
Урок
2
2
11.
«Золотое дерево»
Урок
2
2
12.
«Горы»
Урок
2
2
13.
«Звездное небо»
Урок
2
2
14.
«Ёлка»
Урок
2
2
8
15.
«Зимний дом с трубой»
Урок
2
2
16.
Промежуточный контроль
(опрос)/
«Снежинка»
Урок
2
2
17.
Контрольный просмотр
«Ёлочные игрушки»
Урок
2
2
Второе полугодие
18.
«Ёлка с игрушками»
Урок
2
2
19.
«Снеговик»
Урок
2
2
20.
«Зайка в лесу»
Урок
2
2
21.
«Волшебные снежинки»
Урок
2
2
22.
Теплые и холодные цвета
«Звёзды»
Урок
2
2
23.
«Если видишь на
картине…» знакомство с
портретом / «Мой папа»
Урок
2
2
24.
«Рыбка»
Урок
2
2
25.
«Конфета»
Урок
2
2
26.
«Мама»
Урок
2
2
27.
«Если видишь на
картине…» знакомство с
натюрмортом /
«Виноград»
Урок
2
2
28.
Промежуточный контроль
(опрос)/ «Подснежник»
Урок
2
2
29.
«Пряник»
Урок
2
2
30.
«Матрешка»
Урок
2
2
31.
«Портрет друга»
Урок
2
2
32.
«Воздушные шары»
Урок
2
2
33.
«Яблоко»
Урок
2
2
34.
«Кукла»
Урок
2
2
35.
Промежуточный контроль
(опрос)/ «Мишка»
Урок
2
2
36.
Итоговая
работа
«Букет
цветов»
Урок
2
2
III.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа
«Весёлые
художники»
является
ознакомительной
и
подготавливающей базовой для последующего изучения предметов в области
изобразительного искусства.
Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с
различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий
9
призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание,
наблюдательность, зрительную память.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. Тема: Цветик-семицветик.
Цель:
Знакомство с разнообразием цветов.
Формировать у детей умение
использовать в работе тёплые и холодные тона.
Материал: Карандаши тёплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4 с силуэтами цветиков – семицветиков.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветовым кругом и предла-
гает детям раскрасить цветик-семицветик используя холодные и теплые тона.
2. Тема: Тема: Осенний листочек
Цель: Знакомство с разнообразием осенних листьев.
Материал: Карандаши тёплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4 с силуэтами осенних листьев.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и цветом осенних
листьев и предлагает детям раскрасить осенние листья теплые тона.
3. Тема: Тема: Грибочек
Цель: Знакомство с разнообразием грибов.
Материал: Карандаши тёплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и цветом грибов и
предлагает детям нарисовать и раскрасить грибок в теплых тонах.
4. Тема: Тучка
Цель: Знакомство с разнообразием цветовых решений в изображении туч.
Материал: Карандаши тёплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и цветом туч и
предлагает детям нарисовать и раскрасить тучи .
5. Тема: Дождик
10
Цель: Знакомство с цветовым решением в изображении дождя.
Материал: Карандаши холодных тонов. Листы бумаги формата ½ А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с направлением и цветом до-
ждя и предлагает детям нарисовать дождик.
6. Тема: Живые кляксы
Цель: Знакомство с кляксами.
Материал: Акварельные краски теплых и холодных тонов. Листы бумаги фор-
мата ½ А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формированием клякс и
предлагает детям нарисовать живые кляксы, с глазками и улыбками.
7. Тема: Морковка
Цель: Знакомство с формой и цветом морковки.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и цветом морковки
и предлагает детям нарисовать морковку с ботвой.
8. Тема: Ёжик
Цель: Знакомство с формой и цветом ёжика.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и цветом ёжика и
предлагает детям нарисовать ёжика.
9. Тема: Промежуточный контроль (опрос) / «Божья коровка»
Цель: Знакомство с формой и цветом Божьей коровки.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и цветом Божьей
коровки и предлагает детям нарисовать Божьей коровки на листочке.
10. Тема: «Если видишь на картине…» знакомство с пейзажем
Цель: Знакомство с пейзажем.
11
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с пейзажем и предлагает де-
тям нарисовать дерево на полянке.
11. Тема: Золотое дерево
Цель: Знакомство с формой и последовательностью рисования деревьев.
Материал: Карандаши теплых тонов. Листы бумаги формата ½ А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и последовательно-
стью рисования деревьев и предлагает детям нарисовать осеннее золотое дере-
во.
12. Тема: Горы
Цель: Знакомство с формой и многообразием гор.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с формой и многообразием и
рисования гор и предлагает детям нарисовать разноцветные горы.
13. Тема: Звёздное небо
Цель: Знакомство с цветом и многообразием звездного неба.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и многообразием
звездного неба и предлагает детям нарисовать ночное звездное небо.
14. Тема: Ёлка
Цель: Знакомство с цветом и формой ёлки.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой ёлки и
предлагает детям нарисовать ёлку на зимней поляне.
15. Тема: Зимний дом с трубой
Цель: Знакомство с цветом и формой дома с трубой.
12
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой дома с
трубой и предлагает детям нарисовать зимний дом с трубой.
16. Тема: Промежуточный контроль (опрос) /Снежинка
Цель: Знакомство с цветом и формой снежинок.
Материал: Карандаши холодных тонов. Листы бумаги формата ½ А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой снежинок
и предлагает детям нарисовать снежинки.
17. Тема: Контрольный просмотр / Ёлочные игрушки
Цель: Знакомство с цветом и формой ёлочных игрушек.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой ёлочных
игрушек и предлагает детям нарисовать ёлочные игрушки.
18. Тема: Ёлка с игрушками
Цель: Знакомство с цветом и формой ёлки с игрушками.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой ёлочных
игрушек и предлагает детям нарисовать на ёлке ёлочные игрушки.
19. Тема: Снеговик
Цель: Знакомство с цветом и формой снеговика.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой снеговика
и предлагает детям нарисовать снеговика с морковкой.
20. Тема: Зайка в лесу
Цель: Знакомство с цветом и формой зайчика.
13
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой зайчика и
предлагает детям нарисовать зайчика в лесу.
21 Тема: Волшебные снежинки
Цель: Знакомство с цветом и формой снежинока.
Материал: Карандаши холодных тонов. Листы бумаги формата ½ А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой снежинок
и предлагает детям нарисовать разноцветные волшебные снежинки.
22 Тема: Звёзды
Цель: Знакомство с цветом и формой звёзд.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой звезд и
предлагает детям нарисовать разноцветные звезды.
23 Тема: «Если видишь на картине…» знакомство с портретом / Мой
папа
Цель: Знакомство с портретом.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников со способом рисования пор-
трета, цветом и формой головы, глаз, рта, бровей, носа и предлагает детям на-
рисовать портрет своего папы.
24 Тема: Рыбка
Цель: Знакомство с цветом и формой рыб.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников со способом рисования раз-
личных рыб, цветом и формой, предлагает детям нарисовать рыбку.
25 Тема: Конфета
14
Цель: Знакомство с цветом и формой, многообразием конфет.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом, формой и разнооб-
разием конфет и предлагает детям нарисовать разноцветные конфеты.
26 Тема: Мама
Цель: Знакомство с портретом.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников со способом рисования пор-
трета, цветом и формой головы, глаз, рта, бровей, носа и предлагает детям на-
рисовать портрет своей мамы.
27 Тема: «Если видишь на картине…» знакомство с натюрмортом /
«Виноград»
Цель: Знакомство с цветом и формой, многообразием винограда.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом, формой и разнооб-
разием винограда и предлагает детям нарисовать гроздь винограда.
28 Тема: Промежуточный контроль (опрос)/ Подснежник
Цель: Знакомство с цветом и формой подснежника.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой цветка и
предлагает детям нарисовать подснежник.
29 Тема: Пряник
Цель: Знакомство с цветом и формой пряника.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
15
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой и разнооб-
разием пряников и предлагает детям нарисовать пряник.
30 Тема: Матрёшка
Цель: Знакомство с цветом и формой, разнообразием матрёшек.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой, разнооб-
разием матрёшек и предлагает детям нарисовать матрёшку.
31 Тема: Портрет друга
Цель: Знакомство с портретом.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников со способом рисования пор-
трета, цветом и формой головы, глаз, рта, бровей, носа и предлагает детям на-
рисовать портрет своего друга.
32 Тема: Воздушные шары
Цель: Знакомство с цветом и формой, разнообразием воздушных шаров.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой, разнооб-
разием воздушных шаров и предлагает детям нарисовать разноцветные воз-
душные шары.
33 Тема: Яблоко
Цель: Знакомство с цветом и формой яблока.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой яблока и
предлагает детям нарисовать яблоко.
34 Тема: Кукла
Цель: Знакомство с цветом и формой, разнообразием кукол.
16
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников с цветом и формой, разнооб-
разием кукол и предлагает детям нарисовать куклу.
35 Тема: Промежуточный контроль (опрос)/ Мишка
Цель: Знакомство с цветом и формой медведя.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников со способом рисования мед-
ведя, цветом и формой, предлагает детям нарисовать медведя.
36 Тема: Итоговая аттестация «Букет цветов»
Цель: Знакомство с цветом и формой цветов.
Материал: Карандаши теплых и холодных тонов. Листы бумаги формата ½
А4.
Ход занятия: преподаватель знакомит учеников со способом рисования цве-
тов, цветом и формой, предлагает детям нарисовать букет цветов.
IV.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
1.
Знание основных жанров изобразительного искусства.
2.
Знание основных и составных цветов.
3.
Знание разнообразных техник и художественных материалов в
изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.
4.
Знание
основных
выразительных
средств
изобразительного
искусства.
5.
Навыки передачи формы, характера предмета.
6.
Умение выбирать колористические решения.
7.
Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к
действительности.
17
8.
Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли,
эмоции.
9.
Умение
правильно
оценивать
и
анализировать
результаты
собственной творческой деятельности.
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Основными видами контроля учащихся являются:
- текущий контроль,
- промежуточная аттестация учащихся,
- итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контро-
ля являются:
- систематичность,
- учет индивидуальных особенностей учащегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и
выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, повышение уровня
освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает инди-
видуальные психологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет,
регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использо-
вание различных систем оценки результатов занятий.
Формами текущего контроля являются: контрольный урок - устный
опрос, выставка.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные,
полугодовые, годовые оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения.
18
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
контрольного просмотра (декабрь, май).
Итоговая аттестация проводится в форме просмотра выставки итого-
вых работ. Итоговая работа (сложный натюрморт, состоящий из разных по
цвету и фактуре предметов) предполагает создание работы, связанной
единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовы-
вать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, способность рабо-
тать с различными материалами в различных техниках.
График проведения промежуточной и итоговой аттестации
Год обучения
Промежуточная аттестации
Декабрь
Май
1
Контрольный про-
смотр
Итоговая работа - натюрморт,
состоящий из разных по цвету
и фактуре предметов (про-
смотр выставки итоговых ра-
бот)
Критерии оценки
Оценка «Звезда» «отлично»
Предполагает:
- образное и живописно-пластическое решение постановки;
-свободное владение передачей тональных отношений световоздушной
среды.
Оценка «Круг» «хорошо»
Допускает:
- некоторую неточность в постановке.
Оценка «Квадрат» «удовлетворительно»
Предполагает:
- грубые ошибки в живописно-пластичном решении постановки;
- неумение самостоятельно построить композицию.
19
Оценка «Треугольник» «неудовлетворительно»
-ставится, при невыполнении всех выше перечисленных пунктов.
За один год обучения учащиеся кроме общей эстетической культуры
должны получить знания, умения и навыки изобразительной грамоты.
Необходимо взаимодействие базовых основ живописи, активизирую-
щих творческую продуктивность в динамичном живописном процессе. Не-
традиционные техники рисования — это техники на раскрытие правосто-
роннего мышления. Главное условие на уроке: самостоятельно мыслить, а за-
дача учителя — не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его.
В процессе обучения необходимо воспитывать у учащихся эмоциональ-
ное восприятие цвета и понимание его выразительного образного содержа-
ния.
В итоге работы за год учащиеся должны научиться последовательно ве-
сти работу над натюрмортом, обращая особое внимание на решение постав-
ленной в каждом этюде задачи.
Первая четверть
Текущий контроль – контрольный урок
Контрольный урок включает в себя устный опрос
Перечень вопросов для устного опроса
1.
Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) - вид
художественного творчества, целью которого является воспроизведе-
ние окружающего мира.
2.
Живопись (от рус. живо и писать (писать жизнь) - это такой вид изоб-
разительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Вид
изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, жи-
вописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих
действительность.
3.
Главное выразительное средство живописи — цвет, его способность
вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональ-
ность изображения. Необходимый для живописи цвет художник
20
обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на
плоскости картины, создавая цветовой порядок — колорит. По харак-
теру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, весе-
лым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.
Вторая четверть
Текущий контроль – контрольный урок
Контрольный урок включает в себя устный опрос, просмотр работы по
разделам программы.
1.
Жанры живописи
Пейзаж - это картины живой природы. Различают морской, горный,
фантастический, лирический, сельский, городской, космический пей-
зажи.
2.
Жанры живописи
Натюрморт - иллюстрирует неодушевленные предметы: кухонную
утварь, оружие, овощи, фрукты, растения и т. д.
3.
Жанры живописи
Портрет - это изображение человека, группы людей. Нередко худож-
ники любят писать автопортреты или холсты с изображением своих
возлюбленных.
Третья четверть
Текущий контроль – контрольный урок
Контрольный урок включает в себя устный опрос, просмотр работ по
разделам (различные техники работы в цвете).
Перечень вопросов для устного опроса
1.
Определение жанра живописи по предложенным 6 (шести) образцам.
Четвертая четверть
Текущий контроль – контрольный урок
Контрольный урок включает в себя контрольную работу, выставку -
контрольная работа (этюд на яркие контрастные отношения);
21
- выставка.
Промежуточная аттестация – контрольный просмотр
Учащемуся предлагается выполнить натюрморт на заданную тему
(например, «Букет цветов») На выполнение задания отводится 2 часа. Оценка
работ учащихся ставится исходя из прописанных ниже критериев.
VI.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших
удовольствий для ребенка младшего дошкольного возраста. Они приносят
много радости и положительных эмоций, являясь источником развития
творческих
способностей.
Особенностью
этого
возраста
является
любознательность,
желание
познавать
окружающую
действительность,
отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и
начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить
свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и
укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой
деятельности.
Важной
составляющей
творческой
заинтересованности
учащихся
является
приобщение
детей
к
конкурсно-выставочной
деятельности (проведение бесед, участие в творческих конкурсах).
Средства обучения
-
материальные:
учебные
аудитории,
специально
оборудованные
наглядными пособиями, мебелью;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, фонд работ
учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
-
демонстрационные:
гербарии,
демонстрационные
модели,
натюрмортный фонд;
22
-
электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагога:
1.
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки // Афанасьева А.Н.– М.: Ху-
дожественная литература, 1982. – 319с.
2.
Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А., Акулова О.В. Педа-
гогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребёнка до-
школьного возраста. Ч. 3. // Педагогическая диагностика как инструмент по-
знания и понимания ребёнка дошкольного возраста: Научно-методическое
пособие в трёх частях.– СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. –219 с.
3.
Брыкина Е. К.. Творчество в работе с различными материалами. Книга
для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, роди-
телей. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 147с.
4.
Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ.
– М.: Просвещение, 1987. – 128с.
5.
Гатанов Ю.. Развиваю воображение. – СПб.: Питер, 2000. – 144с.
6.
Григорьева Г.Г. Использование игровых приемов в руководстве изоб-
разительной деятельностью // Дошкольное воспитание. -1990. - № 8. - с. 28-
35.
7.
Григорьева Г.Г. Использование игровых приемов в руководстве изоб-
разительной деятельностью // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 3. - С.15-
23.
8.
Доронова Т., Якобсон С. Игры на занятиях по изобразительной дея-
тельности. // Дошкольное воспитание. - 1988г.- №9, 1989г.- №1, №2.
9.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольника творчество. - М.: Просвеще-
ние, 1985г. – 192с.
23
10.
Мирошкина Р. Формирование выразительности образа в детских
рисунках // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 7. - с. 27.
11.
Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. –
Ярославль: Академия развития, 2006. – 144с.,
12.
Субботина Л. Ю.. Развитие воображения у детей // Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. –
с. 240.
13.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей // По-
пулярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия разви-
тия, 1996. – 192 с.
14.
Синева Е.Н. Сказочные образы в рисунках детей // Художествен-
ное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального ру-
ководителя. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974. - С.95-97.
15.
Сергунков Б. Что нужно, чтобы рисовать сказку // Детская ли-
тература. - 1980. - №9. - С.78-82.
16.
Швайко Г.С.. Занятия по изобразительной деятельности в дет-
ском саду. Старшая группа. Программа, конспекты: Пособие для педагогов
дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – с. 144.
17.
Штейнле Н.Ф.. Изобразительная деятельность. Разработка заня-
тий. – Изд. 2-е переработанное. – Волгоград: Корифей, 2004. – с. 12.
для обучающихся:
1. Я умею рисовать/ Уотт Ф., Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: РО-
СМЭН-ИЗДАТ, 2004. – С. 96
2. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и
взрослых/ Уотт Ф., Пер. с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмен-Пресс, 2002. – С.
96
3. Гуашь: шаг за шагом: пер. с англ. – М.: Астрель, 2005. - С. 126
24