Автор: Карпенко Ирина Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Сказка"
Населённый пункт: Ростовская область, Неклиновский район,с. А.- Мелентьево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные формы взаимодействия музыкального руководителя с семьёй""
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» с. А.Мелентьево
Методическая разработка по теме:
«Современные формы взаимодействия
музыкального руководителя с семьёй»
Выполнила
музыкальный руководитель
Карпенко И.В.
с. А. Мелентьево
2021г.
Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий
социальный
мир,
установления
разнообразных
взаимоотношений
с
взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных и эстетических чувств.
Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное
развитие детей.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребёнок усваивает
ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить
рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в
обществе. До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие,
радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом
определяя
дальнейшее
развитие.
От
того,
какую
музыку
будет
преимущественно слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические
условия будут созданы для его музыкально-эстетического развития, зависит
в
будущем
развитие
его
музыкальных
способностей,
интересов,
а,
следовательно, и развитие личности в целом.
Современные исследователи (Р. С. Буре, А. В. Запорожец, Л. И. Божович)
подчёркивают
неразрывную
связь
эмоционального
развития
детей
и
освоения
детьми
нравственных
и
эстетических
ценностей.
Только
нравственные и эстетические чувства могут стать фактором полноценного
развития личности, и условием успешного обучения в школе. Приобщение
детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при
условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей.
Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых
даёт ребёнку определённый социальный опыт. В статье 44 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить
первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка в раннем возрасте». Однако далеко не все семьи в полной
мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не
умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях
необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Как
нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и
красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, вместе
творить. Как изменить такое положение? Как создать единое пространство
музыкального развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей
участниками воспитательного процесса? Закон «Об образовании в РФ»
обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и
равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях,
когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а
порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих
родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Родители,
не
владея
информацией,
порой
осуществляют
воспитание
вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных
результатов.
Опыт работы показал, что успех художественного воспитания и, в частности,
музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во многом
зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс
закрепления,
приобретенного
в
детском
саду.
Это
значит,
что
за
формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за
формирование
личности
ребенка,
несут
ответственность
воспитатель,
музыкальный руководитель и родители.
Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга, а для этого
мы должны вооружать семью знаниями и умениями по музыкально-
эстетическому
развитию
детей.
В
целях
повышения
эффективности
взаимодействия ДОУ и семьи используем разнообразные направления и
формы организации работы с родителями.
Создание единого пространства развития ребёнка – тема не новая,
устранение противоречий семейного воспитания и воспитания в ДОУ ключ к
решению многих задач стоящих перед педагогикой. Конечно, хорошо, когда
ребёнок растёт в такой семье, где слушают Моцарта и Баха, в доме есть
музыкальный инструмент, на котором играют родители, где малышу поют
перед сном колыбельные песни. Таких семей крайне мало.
В детском саду мы учим детей вслушиваться в музыку, «купаться» в ней,
проявлять
творческую
фантазию,
импровизировать,
петь,
танцевать,
прививаем
культурные
и
эстетические
ценности.
А
дома
взрослые
навязывают ему «современную эстраду», ведь ребёнок поневоле слышит то,
что включают взрослые. Получается не что иное, как раздвоение эталонов,
это неправильная позиция родителей. Безразличие взрослых – это проблема.
Много ошибок родители совершают по незнанию, здесь помощь детского
сада оказывается просто необходимой. Родители не должны полагать, что
музыкальное воспитание в детском саду относится только к детям и
заключается в проведении занятий, организации праздников и развлечений.
Мамы и папы должны быть осведомлены о проведении индивидуальной
работы, тематике музыкальных занятий, программных направлениях и
требованиях,
иметь
представление
о
различных
видах
музыкальной
деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах и т.д. Я
предлагаю родителям различные формы сотрудничества.
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ
организуется в нескольких направлениях:
1.
повышение
компетентности
в
вопросах
музыкального
воспитания
детей (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи, семинары при
Родительском университете);
2.
пропаганда
музыкального
искусства (информационный
блок
на
музыкальной
страничке,
возможность
пользования
фонотекой
«Музыкальный киоск»);
3.
вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия,
участие в них);
4.
совместная культурно - досуговая деятельность (написание сценариев,
участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).
Повышение
компетентности
родителей,
расширение
их
музыкального
кругозора,
просвещение
–
без
этого
трудно
организовать
семейное
музыкальное воспитание. Ежемесячно музыкальный руководитель готовит
для родителей консультации, статьи, предлагает буклеты. Некоторые темы
вопросов, которые освещаю, подсказывают сами родители, поскольку в
начале года я провожу анкетирование. Многие родители ценят всеобучи и
семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала,
родители поют совместно с детьми, разучивают потешки, игры, упражнения.
Приобщение
детей
к
музыкальному
искусству
может
успешно
осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного
учреждения с семьей. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает
именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ
наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду,
для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС,
родители
становятся
непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому
вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному
воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и
родителей детей является важнейшим направлением обеспечения качества
музыкального образования дошкольников.
Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между
семьей
и
дошкольным
учреждением
в
подходах
к
решению
задач
музыкального образования детей.
С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с
динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями
детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми
в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).
Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные
стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени
дошкольного
детства,
заинтересовать,
увлечь
творческим
процессом
развития
гармоничного
становления
личности,
его
духовной
и
эмоциональной восприимчивости.
Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ
зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной
культуры воспитателей, которые непосредственно общаются с детьми на
протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.
Взаимодействие музыкального руководителя и педагогического коллектива
ДОУ включает следующие формы:
●
индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются
теоретические вопросы музыкального воспитания; методы индивидуальной
работы с детьми, музыкально-воспитательная работа в группах, вопросы
организации музыкальной среды ДОУ, обсуждение сценариев праздников и
развлечений; изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов,
в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к
праздникам;
●
практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание
музыкального репертуара используемого на занятия, освоению и развитию
музыкально-исполнительских умений воспитателей;
●
проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и
обсуждением
с
точки
зрения
взаимодействия
всего
педагогического
коллектива в решении задач музыкального развития детей.
●
участие в педагогических советах ДОУ.
Взаимодействие
с семьей осуществляется в следующих формах:
1. Музыкальная ННОД (открытые музыкальные занятия).
Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной
области (День открытых дверей):
1.
Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
2.
В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и
умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.
2. Мастер-классы, занятия-практикумы.
1.
приобретение родителями практических навыков музыкального развития
(дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика);
2.
с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение
совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами
музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для
воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).
3.Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с
элементами театрализации.
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками
детского сада, другими детьми и взрослыми («День Матери», «День
защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
●
Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
●
Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок,
историй;
●
Подготовка отдельных номеров;
●
Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
●
Помощь в оформлении помещения;
●
Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
4.Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы
по
музыкально-эстетическому
воспитанию
дошкольников
среди
родителей.
Он содержит информацию, касающуюся:
●
Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;
●
Значимости музыкального воспитания детей;
●
Информация о программах музыкального воспитания, используемых в
детском саду;
●
Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же
музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних
условиях;
●
Об особенностях эмоционального мира дошкольника;
●
Фотографии занятий, выступлений.
5. Индивидуальные беседы с родителями.
6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального
воспитания детей в семье.
Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
●
«Музыкальное воспитание в семье»,
●
«Родителям о музыкальном воспитании»,
●
«Советы: музыкальное воспитание»,
●
«Как слушать музыку с ребёнком».
7. Папки – передвижки.
Более
подробно
знакомят
родителей
с
системой
по
музыкальному
воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить
ребёнка
в
определённом
возрасте
при
систематическом
посещении
«Музыкальные занятия в детском саду»:
●
«Музыкальные игры в детском саду»,
●
«Ваш ребёнок любит петь?»,
●
«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными
играми»,
●
«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,
●
«Как в жизнь приходит музыка…»,
●
«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.
День рождения – самый главный праздник в детстве. Группа всегда открыта
для родителей. Некоторые мамы приходят и организовывают день рождения
малыша вместе в группе. Организовывали праздник каждому ребенку:
водили хоровод, пели «Каравай», проводят подвижные игры, поздравляют,
зажигают свечки и фейерверк на тортике, дарят подарки именинникам,
угощают
сладостями.
Каждому
ребенку
изготавливали
персональную
поздравительную открытку. Все что происходило на празднике, снимается на
фото и видео камеру. На память родителям о проведенных праздниках «День
рождения в детском саду, записывали DVD диск и дарили каждому.
Работая, над инновационными формами работы с семьей организовывали
мероприятие «Дед Мороз и Снегурочка в гостях у малышей». Продолжая
налаживать положительные взаимоотношения с семьями, объединяя детей и
родителей настроением наступающего новогоднего праздника, посещали
семьи воспитанников.
Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному
воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители
становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и
художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой
подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость,
вселяет
уверенность
и
решает
многие
проблемы
по
музыкальному
воспитанию.
В соответствии с целью и задачами выбираются формы работы с семьями
воспитанников. Используются следующие формы работы с родителями:
родительское собрание, анкетирование, консультация, круглый стол, день
открытых дверей, консультации-практикумы, лектории и т.п. Для хорошего
понимания родителями сути работы с дошкольниками по воспитанию
музыкального вкуса проводятся индивидуальные консультации, помещаются
рекомендации для каждого ребенка в карты индивидуального развития,
выступления на родительских собраниях, консультирование родителей в
групповых уголках. Знакомство с родителями с возможностями детского
сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и
культуры
в
музыкальном
воспитании
детей.
Регулярно
происходит
информирование
родителей
о
концертах
профессиональных
и
самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях культуры нашего
города.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей, в ДОУ
пользуются нетрадиционные формы общения с семьями воспитанников. Они
направлены на установление неформальных контактов с родителями,
привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего
ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке,
сближаются с педагогами. Поэтому в своей работе я старалась чаще
обращаться к нетрадиционным формам общения. Так как они строятся на
основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки
партнера по общению.
Родители привлекаются к разнообразным формам совместной музыкально-
художественной деятельности с детьми в детском саду: семейные праздники
«Бабушка-Погодушка», «Вместе с сыном, вместе с дочкой», концерты «Мама
дорогая», занятия в театральной и вокальных студиях «Веселые нотки»,
«Терем-теремок…». Организуются в детском саду встречи родителей с
музыкантами и композиторами, провела музыкально-литературные вечера «В
гостях у сказки», «Бабушка-Погодушка».
Чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и
помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка, проводятся
открытые занятия для просмотра родителей «Русская изба», «Волшебная
шкатулка».
Активно используются инновационные формы и методы работы с семьей:
семейные проекты «Дом музыки», «Сказка в гости к нам пришла», конкурс
семейных талантов «Мама, папа, я – музыкальная семья».
Организация взаимодействия музыкального руководителя с семьёй – работа
трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется
интуицией,
инициативой
и
терпением
педагога,
его
умением
стать
профессиональным помощником в семье.
Литература
1.
Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по
вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, 2007. – 118 с.
2.
Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья.
Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.:
Мозаика-Синтез, 2007. – 128 с.
3.
Педагогическое взаимодействие с детским садом. Методическое пособие /
Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 128 с.
4.
Социальное
партнёрство
детского
сада
с
родителями.
Сборник
материалов / Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 114 с.