Напоминание

"Современные формы взаимодействия музыкального руководителя с семьёй""


Автор: Карпенко Ирина Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Сказка"
Населённый пункт: Ростовская область, Неклиновский район,с. А.- Мелентьево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные формы взаимодействия музыкального руководителя с семьёй""
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» с. А.Мелентьево

Методическая разработка по теме:

«Современные формы взаимодействия

музыкального руководителя с семьёй»

Выполнила

музыкальный руководитель

Карпенко И.В.

с. А. Мелентьево

2021г.

Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий

социальный

мир,

установления

разнообразных

взаимоотношений

с

взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных и эстетических чувств.

Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное

развитие детей.

Социальное развитие - это процесс, во время которого ребёнок усваивает

ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить

рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в

обществе. До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие,

радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом

определяя

дальнейшее

развитие.

От

того,

какую

музыку

будет

преимущественно слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические

условия будут созданы для его музыкально-эстетического развития, зависит

в

будущем

развитие

его

музыкальных

способностей,

интересов,

а,

следовательно, и развитие личности в целом.

Современные исследователи (Р. С. Буре, А. В. Запорожец, Л. И. Божович)

подчёркивают

неразрывную

связь

эмоционального

развития

детей

и

освоения

детьми

нравственных

и

эстетических

ценностей.

Только

нравственные и эстетические чувства могут стать фактором полноценного

развития личности, и условием успешного обучения в школе. Приобщение

детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при

условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей.

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых

даёт ребёнку определённый социальный опыт. В статье 44 Федерального

закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить

первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития

личности ребенка в раннем возрасте». Однако далеко не все семьи в полной

мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не

умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях

необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Как

нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и

красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, вместе

творить. Как изменить такое положение? Как создать единое пространство

музыкального развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей

участниками воспитательного процесса? Закон «Об образовании в РФ»

обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и

равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях,

когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а

порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих

родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Родители,

не

владея

информацией,

порой

осуществляют

воспитание

вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных

результатов.

Опыт работы показал, что успех художественного воспитания и, в частности,

музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во многом

зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс

закрепления,

приобретенного

в

детском

саду.

Это

значит,

что

за

формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за

формирование

личности

ребенка,

несут

ответственность

воспитатель,

музыкальный руководитель и родители.

Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга, а для этого

мы должны вооружать семью знаниями и умениями по музыкально-

эстетическому

развитию

детей.

В

целях

повышения

эффективности

взаимодействия ДОУ и семьи используем разнообразные направления и

формы организации работы с родителями.

Создание единого пространства развития ребёнка – тема не новая,

устранение противоречий семейного воспитания и воспитания в ДОУ ключ к

решению многих задач стоящих перед педагогикой. Конечно, хорошо, когда

ребёнок растёт в такой семье, где слушают Моцарта и Баха, в доме есть

музыкальный инструмент, на котором играют родители, где малышу поют

перед сном колыбельные песни. Таких семей крайне мало.

В детском саду мы учим детей вслушиваться в музыку, «купаться» в ней,

проявлять

творческую

фантазию,

импровизировать,

петь,

танцевать,

прививаем

культурные

и

эстетические

ценности.

А

дома

взрослые

навязывают ему «современную эстраду», ведь ребёнок поневоле слышит то,

что включают взрослые. Получается не что иное, как раздвоение эталонов,

это неправильная позиция родителей. Безразличие взрослых – это проблема.

Много ошибок родители совершают по незнанию, здесь помощь детского

сада оказывается просто необходимой. Родители не должны полагать, что

музыкальное воспитание в детском саду относится только к детям и

заключается в проведении занятий, организации праздников и развлечений.

Мамы и папы должны быть осведомлены о проведении индивидуальной

работы, тематике музыкальных занятий, программных направлениях и

требованиях,

иметь

представление

о

различных

видах

музыкальной

деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах и т.д. Я

предлагаю родителям различные формы сотрудничества.

Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ

организуется в нескольких направлениях:

1.

повышение

компетентности

в

вопросах

музыкального

воспитания

детей (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи, семинары при

Родительском университете);

2.

пропаганда

музыкального

искусства (информационный

блок

на

музыкальной

страничке,

возможность

пользования

фонотекой

«Музыкальный киоск»);

3.

вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия,

участие в них);

4.

совместная культурно - досуговая деятельность (написание сценариев,

участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).

Повышение

компетентности

родителей,

расширение

их

музыкального

кругозора,

просвещение

без

этого

трудно

организовать

семейное

музыкальное воспитание. Ежемесячно музыкальный руководитель готовит

для родителей консультации, статьи, предлагает буклеты. Некоторые темы

вопросов, которые освещаю, подсказывают сами родители, поскольку в

начале года я провожу анкетирование. Многие родители ценят всеобучи и

семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала,

родители поют совместно с детьми, разучивают потешки, игры, упражнения.

Приобщение

детей

к

музыкальному

искусству

может

успешно

осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного

учреждения с семьей. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает

именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ

наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду,

для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

В

соответствии

с

требованиями

ФГОС,

родители

становятся

непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому

вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному

воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и

родителей детей является важнейшим направлением обеспечения качества

музыкального образования дошкольников.

Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между

семьей

и

дошкольным

учреждением

в

подходах

к

решению

задач

музыкального образования детей.

С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с

динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями

детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми

в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).

Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные

стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени

дошкольного

детства,

заинтересовать,

увлечь

творческим

процессом

развития

гармоничного

становления

личности,

его

духовной

и

эмоциональной восприимчивости.

Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ

зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной

культуры воспитателей, которые непосредственно общаются с детьми на

протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.

Взаимодействие музыкального руководителя и педагогического коллектива

ДОУ включает следующие формы:

индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются

теоретические вопросы музыкального воспитания; методы индивидуальной

работы с детьми, музыкально-воспитательная работа в группах, вопросы

организации музыкальной среды ДОУ, обсуждение сценариев праздников и

развлечений; изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов,

в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к

праздникам;

практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание

музыкального репертуара используемого на занятия, освоению и развитию

музыкально-исполнительских умений воспитателей;

проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и

обсуждением

с

точки

зрения

взаимодействия

всего

педагогического

коллектива в решении задач музыкального развития детей.

участие в педагогических советах ДОУ.

Взаимодействие

с семьей осуществляется в следующих формах:

1. Музыкальная ННОД (открытые музыкальные занятия).

Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной

области (День открытых дверей):

1.

Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

2.

В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и

умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.

2. Мастер-классы, занятия-практикумы.

1.

приобретение родителями практических навыков музыкального развития

(дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика);

2.

с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение

совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами

музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для

воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).

3.Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с

элементами театрализации.

С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками

детского сада, другими детьми и взрослыми («День Матери», «День

защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).

Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок,

историй;

Подготовка отдельных номеров;

Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

Помощь в оформлении помещения;

Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

4.Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы

по

музыкально-эстетическому

воспитанию

дошкольников

среди

родителей.

Он содержит информацию, касающуюся:

Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;

Значимости музыкального воспитания детей;

Информация о программах музыкального воспитания, используемых в

детском саду;

Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же

музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних

условиях;

Об особенностях эмоционального мира дошкольника;

Фотографии занятий, выступлений.

5. Индивидуальные беседы с родителями.

6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального

воспитания детей в семье.

Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:

«Музыкальное воспитание в семье»,

«Родителям о музыкальном воспитании»,

«Советы: музыкальное воспитание»,

«Как слушать музыку с ребёнком».

7. Папки – передвижки.

Более

подробно

знакомят

родителей

с

системой

по

музыкальному

воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить

ребёнка

в

определённом

возрасте

при

систематическом

посещении

«Музыкальные занятия в детском саду»:

«Музыкальные игры в детском саду»,

«Ваш ребёнок любит петь?»,

«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными

играми»,

«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,

«Как в жизнь приходит музыка…»,

«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.

День рождения – самый главный праздник в детстве. Группа всегда открыта

для родителей. Некоторые мамы приходят и организовывают день рождения

малыша вместе в группе. Организовывали праздник каждому ребенку:

водили хоровод, пели «Каравай», проводят подвижные игры, поздравляют,

зажигают свечки и фейерверк на тортике, дарят подарки именинникам,

угощают

сладостями.

Каждому

ребенку

изготавливали

персональную

поздравительную открытку. Все что происходило на празднике, снимается на

фото и видео камеру. На память родителям о проведенных праздниках «День

рождения в детском саду, записывали DVD диск и дарили каждому.

Работая, над инновационными формами работы с семьей организовывали

мероприятие «Дед Мороз и Снегурочка в гостях у малышей». Продолжая

налаживать положительные взаимоотношения с семьями, объединяя детей и

родителей настроением наступающего новогоднего праздника, посещали

семьи воспитанников.

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному

воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители

становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и

художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой

подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость,

вселяет

уверенность

и

решает

многие

проблемы

по

музыкальному

воспитанию.

В соответствии с целью и задачами выбираются формы работы с семьями

воспитанников. Используются следующие формы работы с родителями:

родительское собрание, анкетирование, консультация, круглый стол, день

открытых дверей, консультации-практикумы, лектории и т.п. Для хорошего

понимания родителями сути работы с дошкольниками по воспитанию

музыкального вкуса проводятся индивидуальные консультации, помещаются

рекомендации для каждого ребенка в карты индивидуального развития,

выступления на родительских собраниях, консультирование родителей в

групповых уголках. Знакомство с родителями с возможностями детского

сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и

культуры

в

музыкальном

воспитании

детей.

Регулярно

происходит

информирование

родителей

о

концертах

профессиональных

и

самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях культуры нашего

города.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей, в ДОУ

пользуются нетрадиционные формы общения с семьями воспитанников. Они

направлены на установление неформальных контактов с родителями,

привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего

ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке,

сближаются с педагогами. Поэтому в своей работе я старалась чаще

обращаться к нетрадиционным формам общения. Так как они строятся на

основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки

партнера по общению.

Родители привлекаются к разнообразным формам совместной музыкально-

художественной деятельности с детьми в детском саду: семейные праздники

«Бабушка-Погодушка», «Вместе с сыном, вместе с дочкой», концерты «Мама

дорогая», занятия в театральной и вокальных студиях «Веселые нотки»,

«Терем-теремок…». Организуются в детском саду встречи родителей с

музыкантами и композиторами, провела музыкально-литературные вечера «В

гостях у сказки», «Бабушка-Погодушка».

Чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и

помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка, проводятся

открытые занятия для просмотра родителей «Русская изба», «Волшебная

шкатулка».

Активно используются инновационные формы и методы работы с семьей:

семейные проекты «Дом музыки», «Сказка в гости к нам пришла», конкурс

семейных талантов «Мама, папа, я – музыкальная семья».

Организация взаимодействия музыкального руководителя с семьёй – работа

трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется

интуицией,

инициативой

и

терпением

педагога,

его

умением

стать

профессиональным помощником в семье.

Литература

1.

Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по

вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, 2007. – 118 с.

2.

Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья.

Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.:

Мозаика-Синтез, 2007. – 128 с.

3.

Педагогическое взаимодействие с детским садом. Методическое пособие /

Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 128 с.

4.

Социальное

партнёрство

детского

сада

с

родителями.

Сборник

материалов / Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 114 с.



В раздел образования