Напоминание

"Говорите с ребёнком правильно"


Автор: Васильева Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 83"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Говорите с ребёнком правильно"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Говорите с ребёнком правильно»

1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите

ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть

интересующий вас звук, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза;

[Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф,

лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата,

пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.

2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого»

звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с,

з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.

3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка.

Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать

работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно

скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на

звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите,

чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием.

Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.

«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то

улыбаются, как лягушка.

«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.

«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за

нижние. Рот широко открыт.

«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к

левому и назад с разной скоростью.

«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части

неба).

4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов.

Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно

поставить язык и какие «сделать» губы. К, г, х: язык «комочком»

поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты; с,

з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине

языка по желобку; ц: звук складывается из быстрого произношения двух

звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за

верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; ш,

ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»),

убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед

«рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит

твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по

бокам языка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной

струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.

5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры:

мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто

сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде

«кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя

карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не

раздуваются).

Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка

внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно,

но можно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам,

произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт.

Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть

на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом;

3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.

То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик

языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка

получился новый звук!

6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте

звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или

ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте

повторять слова, называть картинки с этими звуками.

7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной

речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь

терпения.

8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе

над следующим.

9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж»,

или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для

будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не

только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п,

д – т, д – дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только

смешиваемые в речи звуки, но и звуко - буквенная система в целом. Чтобы

будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в

положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с

закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что

слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.

Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он

определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами.

А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на

столе, шишки на сосне» или:

Чики-чики-чикалочки,

Медведь едет на палочке!

Белка на тележке

Щелкает орешки.

Или стихотворение А. Барто «Мы не заметили жука».

Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития,

попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самый

восприимчивый.

Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнего

ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель,

свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам.

При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и

объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить

различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный,

у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге,

картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание,

понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает

отрицательных персонажей.

Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и

отличает их не только от реальности, но и ото лжи, которую осуждает. Он способен

выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая

настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание

нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова

из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищные

ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ,

сказку.

Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно.

И ваши труды будут вознаграждены. В этом поможет и восприимчивый возраст

вашего ребенка.



В раздел образования