Автор: Васильева Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 83"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Говорите с ребёнком правильно"
Раздел: дошкольное образование
«Говорите с ребёнком правильно»
1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите
ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть
интересующий вас звук, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза;
[Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф,
лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата,
пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.
2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого»
звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с,
з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.
3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка.
Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать
работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно
скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на
звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите,
чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием.
Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.
«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то
улыбаются, как лягушка.
«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.
«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за
нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к
левому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части
неба).
4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов.
Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно
поставить язык и какие «сделать» губы. К, г, х: язык «комочком»
поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты; с,
з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине
языка по желобку; ц: звук складывается из быстрого произношения двух
звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за
верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; ш,
ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»),
убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед
«рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит
твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по
бокам языка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной
струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.
5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры:
мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто
сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде
«кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя
карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не
раздуваются).
Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка
внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно,
но можно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам,
произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт.
Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть
на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом;
3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.
То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик
языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка
получился новый звук!
6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте
звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или
ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте
повторять слова, называть картинки с этими звуками.
7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной
речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь
терпения.
8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе
над следующим.
9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж»,
или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для
будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не
только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п,
д – т, д – дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только
смешиваемые в речи звуки, но и звуко - буквенная система в целом. Чтобы
будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в
положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с
закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что
слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.
Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он
определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами.
А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на
столе, шишки на сосне» или:
Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.
Или стихотворение А. Барто «Мы не заметили жука».
Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития,
попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самый
восприимчивый.
Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнего
ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель,
свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам.
При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и
объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить
различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный,
у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге,
картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание,
понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает
отрицательных персонажей.
Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и
отличает их не только от реальности, но и ото лжи, которую осуждает. Он способен
выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая
настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание
нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова
из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищные
ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ,
сказку.
Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно.
И ваши труды будут вознаграждены. В этом поможет и восприимчивый возраст
вашего ребенка.