Напоминание

"Наглядно - игровые пособия на уроках сольфеджио"


Автор: Кочина Лариса Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №2
Населённый пункт: МО г.-к. Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Наглядно - игровые пособия на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств №2»

муниципального образования город-курорт Анапа

Методическая разработка

Тема:

«Наглядно-игровые пособия на уроках сольфеджио»

Форма проведения: Доклад

Адресат: Преподаватели

Автор, разработчик, составитель: Кочина Лариса Ивановна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУ ДО ДШИ № 2

Анапа

2021 год

2

Введение

1. Общие положения

Данная методическая разработка наглядно-игровые пособия на занятиях

сольфеджио

предназначена

педагогам

дополнительного

образования,

преподавателям музыкальных школ, школ искусств, студий для проведения

занятий по сольфеджио с обучающимися детских объединений художественно-

эстетической направленности.

В данной методической разработке описаны сами пособия, имеются

приложения, фотографии. Проведение и применение данной разработки окажет

помощь всем педагогам, работающим с младшими школьниками.

Представлены следующие разделы: «Для изучения нотной грамоты», «Для

объяснения и изучения теоретического материала», «Сюжетные картинки по теме

урока», «Игры на развитие ладового чувства», «Оценивание».

Рассматриваемые наглядно-игровые пособия предполагают коллективную

форму выполнения заданий, дают возможность гибко решать поставленные задачи,

активизировать

мышление

выполнения

заданий,

делать

урок

сольфеджио

интересным.

2. Цель

Целью данной методической работы является попытка систематизировать и

обобщить популярные методические приёмы на основе педагогического опыта

работы в области применения наглядно – игровых пособий на уроках сольфеджио.

Задачи работы:

заинтересовать учеников;

закрепить пройденный теоретический материал;

приобщить детей к музыкальному процессу;

формирование

первоначальных

знаний

и

умений

по

сольфеджио,

музыкальной

грамоте,

как

необходимой

базы

для

последующего

музыкального развития;

воспитать интерес к музыкальным занятиям;

развивать индивидуальные способности, самостоятельность, творческую

активность;

формирование устойчивого интереса и любви к музыке, потребности в

активном общении с музыкальном искусством;

проконтролировать полученные обучающимися знания;

способствуют развитию креативности, усилению мотивации детей.

3. Возраст детей

7-10 лет (1-4 года обучения).

3

4. Методические советы

4.1.

Обязательно использование ярких, наглядных пособий.

4.2.

Не стоит перегружать стены класса множеством наглядных пособий:

это будет отвлекать учащихся.

4.3.

Многие наглядные пособия могут сделать сами дети.

4.4.

Первые шаги в освоении новой программной задачи лучше делать с

опорой на сюжетный и предметный объёмный материал.

4.5.

Постепенно переходить к сюжетной наглядности в картинках и

абстрактной наглядности.

4.6.

В процессе объяснения желательно использовать широкий диапазон

разнообразной наглядности.

4.7.

Целесообразно заранее познакомить детей с новым наглядным

пособием.

5. Содержание

Разделы: «Для изучения нотной грамоты», «Для объяснения и изучения

теоретического материала», «Сюжетные картинки по теме урока», «Игры на

развитие ладового чувства», «Оценивание».

описание игр;

примеры сценарий

6. Актуальность

Актуальность данной разработки заключается в большой значимости для

учеников младших классов использование на занятиях сольфеджио наглядно-

игровых пособий.

Не удивительно, что многие дети, обучающиеся сегодня в ДМШ и ДШИ,

испытывают трудности в усвоении музыкально-теоретических дисциплин.

Я

думаю, что мы с вами имеем общие проблемы:

резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста;

потеря интереса к классической музыке, возросший интерес к эстрадному

жанру, вокальному исполнительству;

отсутствие конкурса в музыкальных учреждениях города Анапы, когда

вынуждены принимать в контингент обучающихся практически всех

желающих без учёта музыкальных данных;

дети перегружены учебными часами и программными требованиями в

общеобразовательной школе;

сокращение часов на музыкально-теоретические дисциплины;

анкетирование родителей, детей, показало, что возникает потребность

петь, востребовано эстрадное пение;

наличие множества отвлекающих факторов в виде бесполезных, порой

агрессивных компьютерных игр, Интернета и т. д.

4

Все эти условия и привели к изменениям в школе искусств. Меняется

программа на теоретическом отделении, преподаватели работают по новой

общеразвивающей

программе,

включающей

в

себя

предметы:

хоровое

сольфеджио, ритмика, теория музыки, музыкальная литература, слушание музыки.

Учебно-тематический план, которой, рассчитан на 4 года обучения. И поэтому

каждого педагога не может не волновать проблема как за урок донести до ребёнка

определённый объём знаний. Какие эффективные формы и методы для этого

использовать?

Хочу

сказать,

что

вся

организация

учебно-воспитательной

работы

преподавателей теоретического отдела направлена на эмоциональное благополучие

учащихся. Учитываются интересы и потребности ребёнка, родителей. Поэтому

эффективным для развития детей является использование наглядно-игровых

пособий, что позволяет педагогу:

повысить уровень педагогического мастерства;

активизировать учащихся на занятиях;

заинтересовать детей и вызывает желание принять участие в том или ином

виде деятельности;

стимулирует мотивацию и интерес личности в области изучения предмета,

развивает конкретные умения, сохраняет дух соревнования;

использование изоискусства помогает детям в самовыражении, развитии

фантазии и воображении;

выполнение

творческих

работ

способствует

более

эмоциональному

отношению обучающихся к музыке, раскрывает творческие возможности,

вызывает интерес к предмету;

участие детей в таких уроках, как урок-состязание, конкурс, способствует

самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху,

воспитывает самостоятельность, как качество личности

Цели и задачи, которые ставит педагог – доступны, понятны и конкретны, а

также соответствуют уровню развития обучающихся.

Развитие познавательного интереса у младших школьников на занятиях

сольфеджио будет эффективнее при следующих условиях:

- использование в процессе обучения комплекса дидактических игр:

- поддержка эмоционального тонуса в деятельности учащихся;

- применение системы поощрений

7. Результативность.

Результаты показали, что ведущими мотивами посещения сольфеджио

младшими школьниками являются:

стремление узнать новое, интересное;

желание заняться любимым и интересным делом;

5

найти друзей;

возможность общения с добрым и интересным педагогом;

возможность самореализоваться;

получение дополнительных знаний

Сохранность составила:

1 класс – 100 %

2 класс – 100 %

3 класс – 93 %

4 класс – 93%

Основная часть

Существует огромное количество методических пособий для применения

наглядно - игровых форм на уроке сольфеджио, рекомендуемых для ДМШ и ДШИ.

Остановимся на некоторых из них, которые я считаю эффективными, используя в

своей педагогической практике. Учитывая особенности возрастной психологии,

абстрактное мышление у детей 6,6 – 8 лет, как правило, ещё развито слабо, и лучше

все они усваивают теоретические знания именно на занятиях в игровой форме.

Применение игровых форм на занятиях по сольфеджио продуктивно как с

младшими школьниками, так и с более старшими детьми.

Раздел № 1 «Для изучения нотной грамоты»

Карточки «Картинки – подсказки»

Цель: изучение нот, их названия.

Описание: Необходимы картинки с названием нот, в каком - то предмете.

Карточки с изображением предмета, в имени которого слоговое название ноты

встречается. Художественные ассоциации здесь выбраны самые традиционные.

Например, для ноты ДО выбран рисунок домика, для РЕ – репка из знаменитой

сказки, для МИ – игрушечного мишки. Рядом с нотой Фа – факел, Соль – обычная

поваренная соль в пакете. Для Ля подобрана картинка лягушки – квакушки, для си

– веточка сирени (Приложение № 1).

Игра «Весёлые нотки»

Цель: изучение звукоряда, знакомство с гаммами

Описание: Дети делятся на две команды по 8 человек в каждой. Команды

выстраивается в одну линию. Каждый участник получает свою карточку с

названием ноты, настраиваются в заданной ведущим тональности. По команде

педагога нужно быстро и правильно построить изучаемые гаммы, а затем спеть.

Вариант: исполняется мелодия, количество звуков которой должно соответствовать

числу игроков в команде. Каждому участнику игры необходимо показать свою

6

ноту и спеть её. Команда, изобразившая услышанную мелодию первой и без

ошибок, получает два очка. Если кто-то ошибся или команда построилась позже, то

ей присуждается одно очко. Игра повторяется несколько раз (при этом тональность

может меняться). Выигрывает группа детей, набравшая в сумме большее

количество очков.

Вариант: когда детская группа невелика по составу, не имеет смысла делить

детей на команды. В такой ситуации все ученики образуют, одну общую команду и

каждый

играет

сам

за

себя,

выигрывая

очки

за

правильный

выход

на

соответствующее

его

звуку

место.

Победителями

считаются

учащиеся,

набравшиеся наибольшее количество очков по итогам игры (Приложение № 1).

Наглядно-игровое пособие «Цветные нотки»

Цель: изучение нот, знакомство со скрипичным и басовым ключом.

Описание: Необходим плакат с изображением основных нот в скрипичном и

басовом ключах. А также нотные карточки «Движущиеся нотки» в скрипичном и

басовом ключах. Такие карточки активно используются в период, когда ребёнок

основательно изучает ноты. Они уже без картинок, каждая нотка своего цвета, их

роль – помочь запомнить расположение нот и быстро узнавать их. Можно

использовать с игрой «Солнышко».

Музыкально-дидактическая игра «Солнышко»

Преподаватель: Ребята, посмотрите, что я нашла, (конверт). Интересно, что

там внутри. Посмотрите? (внутри конверта 7 солнышек – ноток и записка).

Записка:

Я, солнышко лучистое! Очень-очень чистое! Люблю я умываться и в

лужицах купаться. Мои дети засмеялись, и куда-то разбежались. Помогите их

собрать и по именам назвать.

Цель игры: расположить солнышки-нотки на нотном стане по порядку;

солнышко «До», «Ре», «Ми» и т.д. Игра позволяет детям запомнить названия нот и

их месторасположение на нотном стане, знакомимся с основами музыкальной

грамоты через стихотворные образы.

Преподаватель раздаёт нотки детям, показывает на ребёнка с нотой «До»,

ребёнок встаёт, выходит и «представляет нам свою ноту, называя несколько слов с

её участием:

«До» – дом, дорога, подол.

Затем следуют остальные ноты:

«Ре» – редиска, репка, речка.

«Ми» – миска, мишка, миля.

«Фа» – факел, фантик, фасоль, арфа.

«Соль» – соль, сольфеджио, рассольник.

«Ля» – лягушка, цапля, Оля, коля.

«Си» – сирень, сила, ситец, сито,

«До» – помидор, доля, доктор.

7

Можно использовать в качестве подсказки слова-картинки, где спрятались

ноты, (педагогу показать) (Приложение № 1).

Раздел №2 «Для объяснения и изучения теоретического материала»

Наглядно-игровое пособие «Копилка музыкальных терминов»

Цель: Повторение теоретического материала.

Описание: Необходимо сделать посылку (использовать красивую коробку) и

карточки с музыкальными знаками.

Пример сценария:

Преподаватель: «Здравствуйте уважаемые взрослые! Здравствуйте, ребята!

Вот и собрались мы с вами в нашем зале». Все сели, успокоились. Звучит музыка.

Преподаватель: «Ребята! К нам в класс пришла посылка. И у нас случилась беда!

Наша копилка музыкальных терминов пуста, все наши знаки растерялись,

помогите мне их собрать снова в нашу копилку музыкальных терминов. Копилка

пополнится, если вы назовёте правильно ответы на все мои загадки и задания.

Будьте внимательны».

Преподаватель: «Попробуйте отгадать загадку»:

Если нота захотела повышенья до небес

Для неё есть знак особый,

Называется (диез).

Вторая загадка.

А пониже стать решила,

Вот, пожалуйста, изволь –

И на этот случай знак есть

Называется (бемоль).

Ещё загадки.

Если этот знак встречаем, тихо музыку играем (пиано).

Этот, знак нам говорит, громко, музыка звучит (форте).

Преподаватель: «А вот ещё одно задание»:

В одном городе жили два брата музыканта. И хотя они были родными

братьями, друг на друга совершенно не походили. Один брат, был улыбчивым,

жизнерадостным, любил шутить и приплясывать, любил весёлую музыку. Как его

звали (мажор). Другой брат был спокойным, немного угрюмым, любил вечером

посидеть у реки, подумать и он любил грустную музыку. А как звали этого брата

(минор).

Преподаватель: «Ребята! Каждой длительности нот соответствует своя пауза,

назовите их ребята и покажите и в копилку музыкальных терминов поместите».

Преподаватель: «Вот, что за знак! Точка! В музыке это нужный музыкальный знак,

без которого ни один музыкант не споёт, и не сыграет правильно».

Преподаватель: «Назовите знаки, где есть точка».

1.

Точка – очень важный знак

Если точку ставим так…

8

Узнаёшь? Это фермата,

Звук продлить немного надо.

2.

Точки две мы ставим так:

В нотах встретишь это знак.

Репризой называется,

И пьеса повторяется.

3. Посмотри на ключ басовый:

Он без точек – бестолковый.

Ведь без точек ноту Фа

Мы с тобой найдём едва.

4. Половинка не отстала,

Справа точку приписала,

Завершенье чтоб иметь.

И на четверть дольше петь.

5. На одну восьмую дольше

Может пьеса прозвучать

Если точке разрешили

Рядом справа постоять.

Все вместе:

Всё про точку надо знать.

Чтобы хорошо играть.

Звучит музыка.

Преподаватель: «Ребята! Молодцы, отгадали, все загадки и вот наша копилка

уже наполнилась, и вы я надеюсь, не растеряете свои знания до следующего

учебного года» (Приложение № 2).

Игра «Аквариум»

Цель: Повторение и закрепление теоретического материала.

Описание: Словарь музыкальных терминов – рыбки – задания. Поймай 1

(несколько) рыбок и объясни значение слов интервал, трезвучие, дуэт, ансамбль и

т.д. Сначала не все справляются с заданием, использую метод «передай рыбку», по

очереди каждый объясняет определённый термин. Обмен карточками даёт

возможность сразу повторить и закрепить термины (Приложение № 2).

Наглядно-игровое пособие «Цветные кубики»

Цель: Изучение и закрепление темы трезвучия, и их обращения.

Описание: Знакомство с аккордами происходит при помощи цветных

кубиков: - синий – м.3, красный – б.3 Построение пирамиды из двух кубиков –

минорное трезвучие М53 (нижний кубик синий, верхний красный), - мажорное

трезвучие Б53 (нижний кубик красный, верхний синий), увеличенное трезвучие

УМ.53 ( два красный), уменьшённое трезвучие Ум.53 (два синих). При изучении

обращений добавляется жёлтый кубик. Например: Б6 (синий нижний, жёлтый

верхний), Б64 (нижний жёлтый, верхний красный), М6 (нижний кубик красный,

верхний жёлтый), М64 (нижний жёлтый, верхний синий) (Приложение № 2).

9

Музыкальное лото «Интервалы»

Цель: Закрепление теоретических знаний об интервалах.

Описание: Нужно разделиться на две команды, подумать и выложить

интервалы. Для этого предлагается «интервальное лото». Работаем командами.

Каждому интервалу соответствует свой образ, например ч.1 – капелька, м.2 – оса,

б.2 – ёжик, м.3 – грустная кукушка, б.3 – весёлая кукушка, ч.4 – кузнечик, ч.5 –

медуза, м.6 – олень, б.6 – ёлочка, м.7 – обезьянка, б.7 – волк, ч.8 – жираф. Можно

использовать эту игру с образами при определение на слух интервалов

(Приложение № 3).

Музыкально

-

дидактические

игры

«В

гостях

у

белочки»

и

«Музыкальное дерево»

Цель: Изучение темы интервалы, знакомство с понятиями «консонанс» и

«диссонансы».

Описание: Преподаватель предлагает разбиться на две группы. Одна группа

будет собирать белочке в две корзинки консонансы и диссонансы, слушая их

звучание. А другая будет озеленять страну «Интервалию». Задача озеленителей: на

доске дерево с веточками, украсьте одну листиками со словами, которые относятся

только к консонансам, а другую – только к диссонансами (Приложение № 3).

Раздел № 3 « Сюжетные картинки по теме урока»

Наглядное пособие «Цветик - семицветик»

Цель: Закрепление пройденного материала, для проведения итоговых и

контрольных, открытых занятий

Описание: Необходим плакат и нарисованный «Цветик – семицветик».

Пример сценария:

Преподаватель: «Начинаем урок! Ребята, хочу загадать вам загадку (Назови

волшебный цветок , который помогал героине сказки, девочке по имени Женя,

выйти из трудного положения». (Цветик – семицветик).

Преподаватель: «Какие слова надо было сказать, чтобы цветик-семицветик

исполнил все желания?

Ученик: (слова на музыке).

«Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по моему вели.

Вели, чтобы...»

Преподаватель: «Наш цветик - семицветик не сразу будет исполнять

желания, а лишь после того, как вы выполните задания, записанные на обратной

10

стороне лепестка. Вы согласна оправиться в путешествие и принять активное

участие?

Ученики: «Согласны».

Преподаватель « Но нужно выполнить ещё одно сказочное условие».

Преподаватель объявляет тему урока (Приложение № 4).

Наглядное пособие «В гостях у солнышка»

Цель: Закрепление пройденного материала, для проведения итоговых и

контрольных, открытых занятий.

Описание: Необходим плакат и нарисованный образ «Солнышка».

Пример сценария:

Преподаватель: «Добрый вечер, уважаемые родители, Здравствуйте ребята!

У нас сегодня на уроке гости, а гостей всегда принимать приятно и радостно,

поэтому и настроение у нас должно быть солнечное и праздничное. Давайте

поприветствуем друг друга по музыкальному».

Преподаватель: (поёт) «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте – я рада

приветствовать вас».

Дети: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте – мы тоже приветствуем

вас».

Преподаватель: «Ребята, отгадайте загадку?

Летом греет, зимой – нет,

Весь мир обогревает,

И усталости не знает,

Улыбается в оконце,

А зовут его все...?

Дети: «Солнце!»

Преподаватель: «Нас сегодня, всем на диво в гости солнце пригласило!

Не боитесь, дети?»

Дети: «НЕТ».

Преподаватель: «Ну, тогда, что ответим солнцу?»

Дети: «ДА!»

Преподаватель: «А приведёт нас туда музыкальная дорожка. Давайте

представим, что мы оказались на музыкальной дорожке».

Дети встают, звучит марш, выполняют движения под музыку.

Преподаватель: «Вот мы к солнышку пришли, и дорога позади».

Дети садятся на стульчики.

Преподаватель: «Солнышко проснулось, а это значит, что наступило утро.

Ребята, давайте послушаем музыкальное произведение» (Приложение № 4).

Наглядное пособие «Путешествие в страну Сольмина»

Цель: Закрепление пройденного материала, для проведения итоговых и

контрольных, открытых занятий, для активизации знаний учащихся.

Описание: Необходим плакат с нарисованной картой и компасом.

Пример сценария:

11

Преподаватель: «Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с

вами отправимся в удивительное путешествие в страну музыкальных звуков

«Сольмина». А совершим мы его на волшебном корабле. Для нашего путешествия

всё готово, есть карта, компас и мой помощник Морячок. В нашем путешествии

мы будем играть в игры, повторять и закреплять пройденный материал. Ребята,

готовы? Приготовиться к отплытию!»

Шум волн (фонограмма).

Преподаватель: «А сейчас, я думаю Морячок нужно, провести разминку.

Ребята если я называю, слово музыкальное все хлопают, если нет, молчим, а ты

Морячок будешь следить за выполнением заданий» (Приложение № 4).

Раздел № 4 «Игры на развитие ладового чувства»

Наглядное пособие «Музыкальная лесенка»

Цель: Знакомство с гаммами, ступенями.

Описание: Можно использовать с этим пособием, следующие ладовые игры:

1. «Отгадай загадку»

Эту игру удобно использовать для настройки, в какой либо тональности

перед диктантом.

Преподаватель играет на инструменте последовательность ступеней. Дети

слушают, показывая их на «Музыкальной лесенке». Потом один из ребят

«отгадывает загадку», пропевая её по нотам. «Загадки» можно записывать в

тетрадь, каждую в отдельном такте.

2. «Узнай песенку»

Игра очень хорошо активизирует внутренний слух обучающихся.

Волшебная «лесенка» поёт знакомую песню. Надо узнать её, пропеть про

себя ступенями, которые показывает преподаватель. Тот, кто первым узнал песню,

исполняет её нотами в указанной тональности. Можно предварительно спеть

мелодию со словами, выбрав одного из ребят «концертмейстером» (он сыграет

простейший аккомпанемент ровными долями или остинато).

3. «Живое пианино»

Дети выстраиваются в шеренгу. Каждый из них «живая клавиша», ступень

какой - либо гаммы. Преподаватель или кто – то из обучающихся может сыграть

на пианино фразы знакомой или незнакомой песни, гамму, трезвучие или просто

последовательность ступеней, нажимая на клавиши, то есть, показывая на

участников игры, которым пропевают звук.

Эту игру (наглядное пособие) можно использовать в процессе работы над

темой (Приложение № 5).

Карточки «Мажор и минор»

Цель: Знакомство с основными ладами в музыке.

12

Описание: Необходимы карточки с изображением гномиков «Мажор» и

«Минор». Перед игрой прочитать сказку детям о двух братьях гномиках. После

сказки каждый ребёнок берёт в руки картинки и сам превращается в братика

«Минора» или «Мажора» с помощью карточек. Звучат отрывки известных песенок

из мультфильмов, дети двигаются, играют карточками в руках. Далее прослушав

песню, думают какого гномика по окончанию песенки им показать. Примеры

песенок: в мажоре «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», а в

миноре песенка «Чебурашки» (Приложение № 5).

Раздел № 5 «Оценивание»

Наглядное пособие «Дерево успеха»

Цель: оценивание самими учащимися

Описание: Для развития самооценки деятельности уч-ся на занятии,

используется методика «Дерево успеха». Этот приём помогает уч-ся оценивать

свою деятельность на занятии, способствует развитию адекватной самооценки

детей. Может быть применён педагогом для контроля за степенью усвоения

изучаемого материала, на открытом занятии, внеклассном мероприятии.

Выполнение:

В конце занятия на доску вывешивается изображение дерева:

1. Корни, ствол (основа дерева, база его) – отлично.

2. Ветки (прочно – на дереве) – хорошо.

3. Листья на ветках (дрожат на ветру) – удовлетворительно.

4. Листья вне дерева – плохо, недовольны собой сегодня.

Преподаватель предлагает уч-ся оценить свою деятельность на занятии и в

соответствии с оценкой повесить на дерево свои жетончики. Ученик выбирает сам

и прикрепляет, «листья» или «колокольчики» (вариант зимнего дерева).

Результат: по расположению жетонов педагог видит, как усвоена тема для

того, чтобы на следующем занятии что-то повторить или предложить более

сложное, творческое задание. Учащиеся учатся правильно оценивать свою

деятельность (Приложение № 6).

Картинки: «Кит», «Бабочка», «Пчёлка»

Цель: Оценивание на занятии.

Описание: Хотя бы на начальном этапе не ставить детям оценок, дабы не

травмировать тех детей, у которых не всё получается, и не отбивать у них охоту

заниматься музыкой. Можно оценивать и словами и определёнными знаками,

например, картинка «Пчёлка» - ты молодец, трудишься, как пчела или «Бабочка» -

ты всё делаешь быстро и красиво, как бабочка, а «Кит» - ты сегодня фонтанируешь

идеями, «ах как здорово» и другие (Приложение № 6).

Наглядное пособие «Светофор»

Цель: Оценивание на занятии.

Описание: Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

зелёный – на уроке было комфортно, всё понятно, жёлтый – на уроке затруднялся,

13

надо повторить ещё раз, красный – на уроке было трудно, ничего не понятно.

Детям предлагают самим оценить свою деятельность с помощью светофора. У них

3 карточки тех же цветов. Отвечая на вопросы педагога, получив задание, дети

оценивают свои возможности и поднимают свою карточку. После урока или

выполненной работы ребята должны высказать своё мнение (Приложение № 6).

Заключение

Используя наглядно - игровые пособия на уроке, преподаватель идёт от

простого к сложному, при этом чутко следит за детьми. Если кто-либо из детей не

успевает за другими необходимо придумать такой вариант, с которым бы он

справился, тем самым, почувствовав уверенность в себе. В каждом случае игра

должна проходить в обстановке сотрудничества детей, доброжелательности и

поддержки педагога. В этом случае фантазии и выдумки учеников будут полезны

для их развития.

Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а

наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в

своих силах.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков

позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Все упомянутые наглядно - игровые формы в своей основе предполагают, что

не маловажно коллективную форму их выполнения, а так же представляют собой

гибкую форму, в которой облекаются конкретные задания разного уровня

сложности.

Как показывает практика, использование на уроках сольфеджио наглядно –

игровых пособий

в различных формах активизирует учебную деятельность

обучающихся.

При

этом

объём

получаемых

детьми

знаний

существенно

возрастает, а их качество улучшается.

Все рассмотренные приёмы могут помочь не только адаптировать нашу

образовательную

систему

к

новым

условиям,

но

сохранить

при

этом

преемственность, то есть всё то лучшее, что накопила отечественная педагогика.

Активное использование наглядно - игровых пособий во время работы с

детьми способствует:

осознанному восприятию и разностороннему усвоению материала;

формированию пространственных и количественных представлений;

развитию абстрактного и логического мышления;

совершенствованию речи и образного мышления;

формированию интеллектуальных операций анализа и синтеза

Таким образом, чтобы сам процесс адаптации ребёнка на занятиях по

сольфеджио

происходил безболезненно, созданы, следующие педагогические

условия:

1. Все виды учебной деятельности, используемые в учебном процессе,

ориентированны на формирование положительной мотивации к труду, развитию

14

творческих способностей. Использование и чередование на занятиях различных

форм работы, учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся.

2. Формирование адекватной самооценки, создание ситуации успеха,

признание достижений другими участниками образовательного процесса.

3. Организация профильного обучения.

4.

Проведение

коллективных

творческих

дел

создаёт

условия

для

самореализации в творчестве.

5. Создана система воспитательной работы, способствующая проявлению

личностных

качеств,

коммуникативных

навыков.

Проведение

различных

мероприятий, праздников, конкурсов, соревнований.

6. Организация методической службы школы через индивидуальную

диагностику, проведение системы тренингов, через мониторинг успешности

обучающихся.

7.

Вовлечение

родителей

в

учебно-воспитательный

процесс

через

родительские собрания, совместные дела, участие в родительском комитете.

8. Тесная взаимосвязь с другими образовательными учреждениями.

Дать общее музыкальное образование, сформировать эстетические вкусы,

развить

элементарные

навыки

теории

музыки,

воспитать

подготовленного

слушателя, активного участника самодеятельности, развить творческие задатки –

эти задачи определяют главные направления работы, на которые опираются в

своей работе преподаватели теоретического отдела школы искусств.

Список используемой литературы

1. Белая Н.В. Нотная грамота. Игры на уроках сольфеджио: учебное пособие/ Н.В.

Белая. - М.: Музыка, 2016.

2. Берак О. Как преподавать сольфеджио в 21 веке: учебное пособие/ О. Берак, М.

Карасёва.- М.: Классика XXI век, 2016.

3. Булаева О. Учусь импровизировать и сочинять: учебное пособие/ О. Булаева, О.

Геталова. - Санкт-Петербург: Композитор, 1999.

4. Вахромеева Т. «Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио». – М.:

Музыка, 2007.

5. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного

образования: учебное пособие/ В.П. Голованов.

– Москва: Гуманитарный

издательский центр Владос, 2004.

15

6. Ефремова Л. Учиться интересно: пособие по сольфеджио для преподавателей

ДМШ/ Л. Ефремова. - СПб.: Паритет, 2006.

7. Жигалко Е.В. От стихов к музыке/ Е.В. Жигалко. – Санкт – Петербург:

Издательство Композитор, 2002.

8. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка: учебное пособие/ Ю.А. Ивановский. -

Ростов – на - Дону: Издательство Феникс, 2002.

9. Камаева Т. Азартное сольфеджио. Иллюстративный и игровой материал: учебное

пособие по сольфеджио и теории музыки/ Т. Камаева, А. Камаев . – Москва:

Владос, 2004.

10. Королькова И. Учимя играя: учебное пособие/ И. Королькова. – Ростов – на -

Дону: Издательство Феникс, 2011.

11. Масленникова – Золина Л.В. Необычные уроки музыки: учебное пособие/ Л.В.

Масленникова, Золина . - Волгоград: Издательство Учитель, 2012.

12. Огороднова – Духанина Т. Музыкальные игры на уроках сольфеджио: учебное

пособие/ Т. Огороднова-Духанина. - Санкт- Петербург: Издательство Композитор,

2008.

13. Светличная Л. Сказка о музыке: учебное пособие/ Л. Светличная. – Москва:

Творческий центр, 2003.

14. Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио: учебное пособие/ Л.С.

Синяева. – Москва: Классика XXI век, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Карточки «Картинки – подсказки»

16

Игра « Весёлые нотки»

Наглядно-игровое пособие

«Цветные нотки»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Наглядно-игровое пособие

«Копилка музыкальных терминов»

17

Игра «Аквариум»

Наглядно-игровое пособие

«Цветные кубики»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Музыкальное лото «Интервалы»

18

Музыкально-дидактические игры

« В гостях у белочки» и «Музыкальное дерево»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Наглядное пособие «Цветик-семицветик»

19

Наглядное пособие «В гостях у солнышка»

Наглядное пособие «Путешествие в страну сольмина»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Наглядное пособие «Музыкальная лесенка»

20

Карточки « Мажор и минор»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Наглядное пособие «Дерево успеха»

21

Картинки: «Кит», «Бабочка», «Пчёлка»

Наглядное пособие «Светофор»



В раздел образования