Автор: Васильева Екатерина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №48 "Мечта"
Населённый пункт: Московская область, город Химки
Наименование материала: проект
Тема: Сюжетно-ролевая ига "Почта"
Раздел: дошкольное образование
Творческий проект
Сюжетно – ролевой игры «Почта»
Воспитатель:
Васильева Е.И.
Вид проекта: краткосрочный
Теоретическое обоснование
Сюжетно – ролевая игра «Почта» позволяет расширять познавательную
сферу ребёнка, развивает
творческие способности детей, их фантазию и
артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть
определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации
ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные
жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в
людях,
избегать
конфликтных
ситуаций,
поддерживать
дружелюбную
атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его
интеллект, воля, воображение и общительность, речь, но самое главное, эта
деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме
того, игра является надежным диагностическим средством психического
развития детей.
Основная цель:
Формировать у детей реалистические представления о труде людей на почте
Задачи:
1.
Обогащать словарь, развивать речь детей
2.
учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом
игры;
3.
формировать умение выстраивать новые последовательности событий,
ориентируясь на партнеров-сверстников;
4.
учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
5.
воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре
6.
закреплять умения правильно пользоваться атрибутами игры
Объект изучения
Организация работы почты, наличие различных профессий на почте:
почтальонов, клиентов, шоферов, операторов; различных атрибутов.
Гипотеза:
Дети познакомятся с работой почты, заинтересуются и перенесут в свою
игровую деятельность.
Предполагаемый результат
1.
Дети имеют знания о почте, о людях различных профессий
2.
Появился интерес к игре «Почта»
3.
Дети отражают в игре свои знания и впечатления
4.
Дети умеют строить игровой сюжет, выполняют игровые действия,
согласовывают свои действия друг с другом
5.
Проявляют собственную инициативу и используют предметы-
заместители и элементы ряженья.
Условия реализации проекта
1.
Подбор и изучение методической литературы
2.
Разработка методического проекта, плана проведения игры
3.
Время: в режиме дня выбрать время для проведения игры
4.
Место: оборудовать место для проведения
5.
Атрибуты: подобрать нужные атрибуты и элементы
Аннотация
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений.
Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него
ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
В
более старшем возрасте ребенок уже способен играть в сюжетно-ролевые игры
с другими детьми, следовать
правилам,
а затем и
устанавливать
их
самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать в разными
людьми, часто совсем не похожими на него самого, т.е. узнает разные
характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой
деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки
и речь.
Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает
речь, у него появляется творческое воображение. У них своя, особая логика
мышления образных представлений.
Это период первоначального становления личности. Возникновение
эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки и
осознание
переживаний,
обогащение
новыми
чувствами
и
мотивами
эмоционально - потребностной сферы – вот неполный перечень особенности
характерных
для
личностного
развития
дошкольника.
Центральными
новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и
самосознание.
Для большинства ребят группа детского сада является первым детским
обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных
отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться
требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.
Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у
детей через сюжетно-ролевую игру. Во-первых, научить ребенка играть,
содействовать объединению детей в игре. Во-вторых, тактично руководить
выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать
чувств доброжелательности, взаимопомощи. С первых моих наблюдений за
играми я выяснила, как дети проявляют себя в них.
Участники игры:
- воспитатели
- воспитанники группы
- родители
Экономическое обоснование:
- сшить костюм почтальона
- приобрести сумку почтальона
- собрать различные открытки, конверты, газеты, журналы, коробки
Технология игры
Роли
Ролевые действия
Зав. почтой
Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и
заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки;
выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-
задание; благодарит служащих почты за хорошую работу
Почтальон
Берёт на почте письма, газеты, журналы, открытки;
разносит их по домам; отпускает корреспонденцию в
почтовый ящик
Оператор
Принимает посылки, денежные переводы; продаёт
газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы,
помогает а отправлении посылок, бандеролей, принимает
письма, денежные переводы
Клиент
Отправляет посылки; покупает конверты, газеты и
открытки; занимает очередь; отправляет денежные
переводы. Соблюдает правила поведения в общественном
месте; занимает очередь, передает письма для отправки,
Шофер
Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки;
привозит посылки и бандероли; забирает посылки и
бандероли, отвозит их на железную дорогу.
План реализации
1.
Беседа о почте
2.
Экскурсия на почту
3.
Встреча с людьми, работающими на почте
4.
Чтение художественной литературы, заучивание стихов
5.
Организация игры
6.
Занятия
Дата
Занятия
Цели
Октябрь
Ознакомление с
окружающей миром
Расширять и уточнять знания
детей о сфере обслуживания на
почте,
передавать
информацию
через беседы и диалог.
Ознакомление с
художественной
литературой
Маяковский «Кем быть?»
Михалков «А что у вас?»
Ноябрь
Ознакомление
с
художественной
литературой
ИЗО
Б.Заходер «Шофер»
Д. Родари «Чем пахнут
ремесла?»
Беседы о профессиях, с
использованием иллюстраций,
рассматривание картин
Декабрь
Развитие речи
Стимулировать к речевой
активности, формировать
положительное отношение к друг
другу, быть вежливыми
Январь
Ознакомление
с
окружающим миром
ИЗО
Создавать условия,
способствующие взаимодействию
всех действующих ролей,
обогащение активного словаря
Расширять и закреплять
представления детей о письмах,
открытках, журналов и посылок
1.
Организационный:
- подбор методической литературы,
- подбор художественных произведений
- изготовление атрибутики
2. Теоретический:
-изучение методической и художественной литературы
-составление плана, проекта
3. Практический:
- изготовление с детьми атрибутов к игре, открыток, конвертов.
Структура игры
Структура игры
Общие методические
приемы
Методические
приемы, используемые в
игре
Задачи
Формировать умение
выстраивать новые
последовательности
событий, ориентируясь на
партнеров-сверстников
Формировать умения
восстанавливать события
по организации работы
почты, развивать умения
детей играть с
Формировать умение
комбинировать
предложенные ребенком
и другими участниками
игры события в общем
сюжете
партнерами .
Формировать умения
выстраивать сюжетную
линию до начала игры
(обговаривать, учитывать
желания сверстников)
Общая
стратегия игрового
взаимодействия с
детьми
Создать условия для
возникновения игры
(мотивация на игру)
Подготовить атрибуты,
создать игровое
пространство, закрепить
полученные знания о
почте, создать
заинтересовывающий
момент
Предварительно
обсудить содержание
игры
Выслушивать мнения
детей о организации
работы почты, помочь
детям с помощью
краткого, логичного
заключения выстроить
последовательность
действий в процессе игры
Помочь детям в
развитии и поддержании
сюжета игры
С помощью игровых
действий помочь
затрудняющимся детям,
при ослаблении интереса
вводить новую сюжетную
линию и т.п.
Обсудить результат
игры
В конце игры
предложить обсудить
действия участников игры
Способы
руководства игрой
Провести
вступительную беседу,
введя
заинтересовывающий
момент (шифрограмма)
Задать вопросы о почте
и профессиях, связанных с
почтой.
Участвовать в
распределении ролей,
помочь детям в
подготовке и
планировании действий
согласно выбранным
ролям
С помощью вопросов
помочь детям определить
роли, распланировать
действия и составить план
игры
Взять на себя роль
Взять на себя роль
руководителя (с согласия
детей)
Помочь в развитии
сюжетной линии,
способствовать
установлению в игре
ролевого взаимодействия
и усвоению ролевых
взаимоотношений
В процессе игры
направить развитие
сюжета с помощью взятой
на себя роли, поощрять
самостоятельность детей,
следить за выполнением
правил игры, советовать,
направлять действия
малоактивных детей